город Москва |
|
4 августа 2021 г. |
дело N А40-6956/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 04.08.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2021
по делу N А40-6956/21,
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным уведомления;
при участии:
от заявителя - Чернова А.Н. по доверенности от 29.12.2020;
от заинтересованного лица - Мацота Н.Э. по доверенности от 11.01.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2021 (с учетом определения об исправлении опечатки от 20.05.2021) признано незаконным и отменено решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 26.10.2020 N КУВД-001/2020-19583282/1 о приостановлении государственной регистрации права собственности г. Москвы в отношении земельного участка по адресу: Москва, улица Новый Арбат, дом 1, стр. 2 площадью 613 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001046:2480 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законе порядке.
Регистрирующий орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители регистрирующего органа и Департамента в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь названными нормами, исходя из того, что представленные на регистрацию документы позволяют установить то, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001046:2480 по адресу: Москва, улица Новый Арбат, дом 1, стр. 2 поставлен на кадастровый учет 30.05.2013, в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001046:2480 расположено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001046:1039 площадью 1.263, 2 кв.м. находится в собственности г. Москвы (запись N 77-01/41-085/2003-703 от 21.04.2003), пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Согласно п. 2 ст. 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно п. 4 ст. 3.1 Вводного закона к собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в п. п. 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2017 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307 "Об утверждении перечня документов, необходимых
для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404", согласно которому одним из документов, необходимых для регистрации права собственности в порядке разграничения права собственности на земельный участок является документ, правоустанавливающий документ на здание, строение, сооружение, расположенные на соответствующем земельном участке в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является расположение на данном земельном участке здания, строения, сооружения, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Следовательно, в том случае, если на земельном участке располагаются объекты недвижимого имущества (здания, строения, сооружения), которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации, то в силу прямого указания Закона независимо от наличия записи о государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, государственная собственность на указанные земельные участки считается разграниченной и они находятся в собственности субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001046:2480 расположено здание с кадастровым номером 77:01:0001046:1039, принадлежащее на праве собственности г. Москве.
Право собственности г. Москвы зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости в установленном порядке.
Спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые разграничена в соответствии с п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, и с момента введения в действие указанной статьи спорный земельный участок в силу Закона является собственностью субъекта Российской Федерации. Границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001046:2480 соответствуют проекту межевания территории квартала, утвержденному распоряжением Департамента от 29.10.2014 N 17264.
Согласно проекту межевания для нежилого здания по адресу: Москва, улица Новый Арбат, дом 1, стр. 2 установлен участок N 4 (на плане) площадью 0,048 га. при этом для нежилого здания по адресу: Москва, улица Новый Арбат, дом 1, стр. 4 установлен участок N 6 (на плане) площадью 0,044 га.
Департаментом в регистрирующий орган предоставлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам права и материалам дела, в связи с чем правовые основания к отмене обжалованного судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-6956/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6956/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ