город Омск |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А46-7244/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7119/2021) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 31.05.2021 по делу N А46-7244/2021 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Омск" (ИНН 5501174543, ОГРН 1165543076478, адрес: 644100, Омская область, город Омск, проспект Королева, дом 1, литера А) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503036669, ОГРН 1025500747161, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Булатова, 68) о признании недействительным предписания от 29.03.2021 N 03-02-13/6 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Мерзлых Татьяны Сергеевны по доверенности от 14.04.2021 N 117ю;
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Омск" - Чечукова Николая Николаевича по доверенности от 11.01.2021 N 17,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Омск" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром межрегионгаз Омск" ) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, Госжилинспекция Омской области) от 29.03.2021 N 03-02-13/6 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.05.2021 по делу N А46-7244/2021 заявленное требование удовлетворено, признано недействительным предписание Госжилинспекции Омской области от 29.03.2021 N 03-02-13/6 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю, как несоответствующее требованиям закона, с Госжилинспекции Омской области в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Омскызвызскано 3000,00 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Госжилинспекция Омской области обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Обществом нарушен установленный порядок ограничения подачи газоснабжения, поскольку уведомление о планируемом приостановлении предоставления коммунальной услуги в связи с наличием задолженности в размере 4 437, 90 руб., а также уведомление о планируемом ограничении предоставления коммунальной услуги в связи с наличием иной суммы задолженности по состоянию на 2021 год (за 20 дней до ограничения) не были получены собственником жилого помещения N 99 многоквартирного дома N 9 по ул. 1-я Станционная в г. Омске. Следовательно, ограничение собственника в предоставлении коммунальной услуги осуществлено обществом незаконно.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
На основании обращения граждан от 16.03.2021 N Г-2033(21) Госжилинспекцией Омской области проведено внеплановое мероприятие по контролю в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Омск".
В ходе проведения документарной проверки выявлены нарушения пункта 2 (а) Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2008 N 549 (далее - Правила N 549), о чем составлен акт проверки от 29.03.2021 N 03-03-13/37.
Нарушения, зафиксированные в акте проверки, как полагает Инспекция, выразились в следующем.
Собственнику жилого помещения N 99 многоквартирного дома N 9 по ул. 1-я Станционная в г. Омске 26.10.2020 заказным письмом с уведомлением о вручении направлено уведомление о наличии по состоянию на 01.10.2020 задолженности на сумму 3029,61 руб., а также о планируемом приостановлении коммунальной услуги.
Указанное уведомление не было получено адресатом, и возвращено отправителю 26.11.2020.
Обществом 04.03.2021 произведено отключение жилого помещения от газоснабжения в связи с наличием задолженности за потребленный газ в размере 4437,9 руб. Уведомление потребителя о наличии задолженности в размере 4437, 9 руб. не направлялось, уведомление направленное 26.10.2020 потребителем не получено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи Инспекцией обществу предписания от 29.03.2021 N 03-02-13/6 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
В соответствии с предписанием от 29.03.2021 N 03-02-13/6 на ООО "Газпром межрегионгаз Омск" возложана обязанность в срок до 01.05.2021 обеспечить бесперебойную (возобновить) поставку газа для коммунально-бытовых нужд потребителей, проживающих в квартире N 99 многоквартирного дома N 9 по ул. 1-я Станционная в г. Омске.
Суть претензий Инспекции сводилась к тому, что, по ее мнению, у поставщика газа возникает обязанность по направлению уведомления о приостановлении подачи газа по истечении каждого имевшего место случая неоплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд, с чем не согласен представитель общества.
Полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 31.05.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 3 ЖК РФ определено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом и другими федеральными законами. Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354, Привила предоставления коммунальных услуг ).
В силу пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, приведенными в приложении N 1 к Правилам N 354.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В силу подпункта "в" пункта 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 Правила предоставления коммунальных услуг не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила поставки газа, Правила N549).
Из комплексного анализа положений ЖК РФ Правил поставки газа, Правил предоставления коммунальных услуг следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 549 установлен принцип обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа.
В силу пункта 20 Правил N 549 абонент вправе требовать круглосуточной подачи газа надлежащего качества без ограничения его объема.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в жилом помещении N 99 многоквартирного дома N 9 по ул. 1-я Станционная в г. Омске осуществлено приостановление поставки газа в связи с наличием задолженности потребителя коммунальной услуги по оплате за потребленный природный газ.
Так, на дату проведения проверки у собственника жилого помещения имела место непогашенная задолженность более чем за 2 расчетных периода.
В силу подпункта "в" пункта 45 Правил N 549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случаях неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд.
В соответствии с пунктом 46 Правил N 549 до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее, чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
В силу пункта 48 Правил N 549 в случае устранения абонентом причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, поставка газа возобновляется при условии оплаты абонентом расходов, понесенных в связи с проведением работ по отключению и подключению газоиспользующего оборудования этого абонента. Расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, оплачиваются поставщику газа, если иное не предусмотрено договором о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, заключенным абонентом со специализированной организацией. Срок возобновления поставки газа составляет 5 рабочих дней со дня получения поставщиком газа письменного уведомления об устранении абонентом причин, послуживших основанием для приостановления поставки газа.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основанием приостановления поставки газа явилось неисполнение потребителем обязанности по оплате потребленного газа.
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как указано в статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О газоснабжении в Российской Федерации", собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа, потребляемого ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством; при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оценивая действия общества по уведомлению потребителя в соответствии с пунктом 46 Правил N 549, судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что обществом в соответствии с требованиями Правил N549 в адрес потребителя было направлено уведомление о приостановлении подачи газа от 26.10.2020 заказным письмом с уведомлением, которое потребитель не получил (конверт, направленный по адресу должника, вернулся).
Из содержания пункта 46 Правил N 549 следует, что у поставщика газа (общества) существует обязанность направить письменное уведомление, но не обеспечить его вручение.
Такой вывод соответствует разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенным в пункте 4 абзаца 2 письма от 18.06.2009 N 18727-СК/14 "О разъяснениях по вопросам договорных отношений в связи с принятием Правил поставки газа и обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549". Кроме того, в данном письме указано на возможность вручения уведомления о предстоящей приостановке подачи газа не непосредственно (лично) абоненту, а лицу, зарегистрированному по месту проживания в домовладении.
Статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ ) установлено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (часть 1 статьи 165.1 ГК РФ).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).
Из указанного следует, что риск неполучения почтовой корреспонденции направленной ему по основаниям и в порядке, установленном пунктом 46 Правил N 549, несет потребитель-должник.
Таким образом, уклонение абонента от получения уведомления свидетельствует о его недобросовестном поведении, следовательно, ограничение подачи газа произведено с соблюдением уведомительной процедуры, учитывая наличие у потребителя непогашенной задолженности более чем за 2 отчетных периода.
Расчетом задолженности по состоянию на 01.10.2020, а также расчетом на 10.04.2021, т.е. после прекращения подачи газа, подтверждается, что уведомление о задолженности и предстоящем прекращении подачи газа от 26.10.2020 сохранило свою актуальность вплоть до момента приостановления подачи газа 04.03.2021, т.е. у общества имелись основания для приставления подачи газа.
Довод Госжилинспекции Омской области о том, что после направления заявителем уведомления о предстоящем отключении ввиду задолженности в размере 3 029,61 руб., абонент произвел оплату в размере 363 руб. не свидетельствует о неактуальности уведомления о предстоящем прекращении подачи газа от 26.10.2020, поскольку основания, для прекращения подачи газа, (задолженность 2-х и более периодов) сохранялись вплоть до момента ограничения подачи ресурса. На момент ограничения подачи ресурса задолженность потребителя выросла, следовательно, основания для приостановления подачи газа сохранились.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание, обязывающее поставщика газа возобновить подачу газа собственнику жилого помещения, задолженность которого в рассматриваемом случае сложилась более, чем за 2 расчетных периода подряд, не соответствует закону и нарушает права заявителя с учетом того, что порядок направления уведомления по почте заказным письмом с уведомлением заявителем соблюден.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку на судебные акты по делу N А46-19243/2019, в котором к спорных отношениям признано обоснованным применение пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил N 354 данные Правила не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Учитывая, что Правила N 549 являются специальной нормой по отношению к Правилам N 354, то в рассматриваемом по настоящему делу споре подлежат применению Правила N 549.
Кроме того, судебные акты делу N А46-19243/2019 приняты на основании иных фактических обстоятельств, отличных от обстоятельств рассматриваемого дела.
Так, в ходе рассмотрения дела N А46-19243/2019 установлено, что уведомление потребителю ООО "ОЭК" не направлялось вовсе, а представленная расписка не является уведомлением о предстоящем отключении. В указанном деле не рассматривался вопрос о том, что уведомление потребителю было направлено, но не получено им. Кроме того, вопреки доводам Инспекции, из выводов суда апелляционной инстанции не следует, что при изменении размера задолженности потребителю необходимо направлять новое уведомление. В Суд апелляционной инстанции в постановлении по делу N А46-19243/2019 указал на непредоставление доказательств уведомления потребителя об ограничении коммунальной услуги как в связи с задолженностью в размере 3 178,47 руб., так и на иную сумму задолженности.
Таким образом, удовлетворив заявленные обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Инспекция при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платила и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 31.05.2021 по делу N А46-7244/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7244/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ОМСК"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Омской области