г. Санкт-Петербург |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А56-16536/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановской Г.Н.
судей Бугорской Н.А., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Осиповой А.Н.,
при участии представителя истца согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2332/2024) федерального государственного автономного учреждения "Росжилкомплекс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2023 по делу N А56-16536/2023, принятое
по иску акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
к 1. Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
2. Федеральному государственному автономному учреждению "Росжилкомплекс",
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Приоритет"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - истец, Общество) обратилось в суд с исковым заявлением
- к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГБУ "ЦЖКУ") о взыскании 226 814 руб. 90 коп. задолженности по типовому договору за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), 5 495 руб. 90 коп. неустойки;
- к Федеральному государственному автономному учреждению "Росжилкомплекс" (далее - ответчик, ФГАУ "Росжилкомплекс") о взыскании 195 677 руб. коп. задолженности по типовому договору за услуги по обращению с ТКО, 4 741 руб. 42 коп. неустойки (с учетом уточнения требований, л.д. 88).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Приоритет".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением суда не согласилось ФГАУ "Росжилкомплекс" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части удовлетворения требований к ФГАУ "Росжилкомплекс", принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к ФГАУ "Росжилкомплекс".
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что ФГАУ "Росжилкомплекс" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку с 01.07.2022 сведения о квартирах расположенным по адресам: Ленинградская область, Кировский район, д. Грибное, д. 10,11; Ленинградская область, Ломоносовский район д. Виллози, Волховское шоссе, д. 8; Ленинградская область Тосненский район, пос. Глинки, ул. Садовая, д. 104; Ленинградская область, Волховский район, г. Новая Ладога, ул. Военный городок, д. 3,4 были исключены из реестра, содержащего сведения о перечне адресов многоквартирных домов (далее - МКД), деятельность по управлению которому осуществляло ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России, однако на основании части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений об указанных выше МКД из реестра лицензий не является основанием для освобождения ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России от управления МКД и от оплаты за оказанные услуг по обращению с ТКО.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024, от 01.04.2024 судебное разбирательство отложено на 01.04.2024 и 15.04.2024 соответственно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчиков не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ при наличии возражений истца решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в полном объеме.
Как следует из письменных материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ФГБУ "ЦЖКУ заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации от 02.10.2017.
Согласно приложению N 1 к договору управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации от 02.10.2017 ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России переданы квартиры по адресам:
- - Ленинградская область, Кировский район, д. Грибное, д. 10,11 (пункт 816,817);
- Ленинградская область, Волховский район, г. Новая Ладога, ул. Военный городок, д. 3,4 (пункт 820.,821);
- Ленинградская область Тосненский район, пос. Глинки, ул. Садовая, д. 104 (пункт 844);
- Ленинградская область, Ломоносовский район д. Виллози, Волховское шоссе, д. 8 (пункт 845).
Приказом директора Департамента военного имущества МО РФ от 02.06.2022 N 1667 за ФГАУ "Росжилкомплекс" на праве оперативного управления закреплены жилые дома N 10 и N 11 д.Грибное, Тосненского района, Ленинградской области. Акт приема-передачи от 05.07.2022.
Приказом директора департамента военного имущества МО РФ от 30.03.2022 N 808за ФГАУ "Росжилкомплекс" на праве оперативного управления закреплены квартиры жилого дома N 8 по Волхонскому шоссе, д.Виллози, Ломоносовского района, Ленинградской области. Акт приема-передачи от 28.04.2022.
Приказами директора департамента военного имущества МО РФ N 2071 от05.07.2021 и от 25.02.2022 N 391 за ФГАУ "Росжилкомплекс" на праве оперативного управления закреплены квартиры по ул.Садовая, д. 104 в пос.Глинки, Тосненского района, Ленинградской области. Акты приема-передачи от 16.08.2021 и от 17.03 2022.
Приказом директора Департамента военного имущества МО РФ от 08.06.2022N 1785 за ФГАУ "Росжилкомплекс" на праве оперативного управления закреплены квартиры в домах N 3 и 4 по ул.Военный городок в г.Новая Ладога, Волховского района, Ленинградской области. Акт приема-передачи от 14.07.2022.
Государственная регистрация права оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс" произведена в период с 18.08.2022 по 31.12.2022.
24.04.2018 между Обществом и Управлением Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами в соответствии с требованиями статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности "Ленинградская область".
Во исполнение условий соглашения региональный оператор приступил к деятельности по обращению с ТКО с 01.11.2019.
Общество разместило предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора 20.03.2019 в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - Газета "Вести" N 21 (4499) (дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 Газета "Вести" N 66 (4544)), а также на своем сайте www.ukolenobl.ru.
Заявка на заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО от ФГАУ "Росжилкомплекс" в адрес истца в установленные сроки не поступала.
Ссылаясь на то, что истец в исковой период оказывал ответчикам услуги по обращению с ТКО, однако ответчиками услуги не оплачены, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей.
Частью 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с частью 4 той же статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 5 той же статьи).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) указанного раздела Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является как заявка потребителя, так и предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Абзацем 4 пункта 8 (17) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в срок, указанный в абзаце 3 того же пункта, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно материалам дела публичная оферта (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО опубликована 20.03.2019 в печатном средстве массовой информации в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - Газета "Вести" N 21 (4499) (дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 Газета "Вести" N 66 (4544)), а также на сайте www.ukolenobl.ru.
При отсутствии доказательств направления истцу заявки на заключение договора суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен между истцом и ФГБУ "ЦЖКУ" по правилам абзаца 4 пункта 8 (17) Правил N 1156 на условиях Типового договора, а при прекращении у ФГБУ "ЦЖКУ" полномочий управляющей компании многоквартирным домами и прекращения в силу этого договора на основании статьи 416 ГК РФ - с ФГАУ "Росжилкомплекс" как обладателем права оперативного управления.
На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания факта надлежащего исполнения обязательства возлагается на должника и в отсутствие таковых доказательств суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца по праву.
Между тем при определении надлежащего ответчика по иску судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу пятого абзаца пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимого имущества (приложение к ходатайству от 27.03.2024), за ФГУА "Росжилкомплекс" право оперативного управления на квартиры в вышеперечисленных домах зарегистрировано в период с 18.08.2022 по 31.12.2022, в силу чего оснований для возложении на ФГАУ "Росжилкомплекс" обязанности ранее указанных дат не имеется, а обязанность по оплате услуг истца по вывозу ТКО возлагается на ФГБУ "ЦЖКУ" как управляющую компанию многоквартирных домов.
Истцом представлен расчет задолженности каждого из ответчиков (письменные пояснения от 09.04.2024) с учетом дат государственной регистрации права оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс" на недвижимое имущество, который судом проверен и признан верным; ответчиками возражений не заявлено.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению с учетом указанного расчета.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
При общей сумме удовлетворенных требований к ФГБУ "ЦЖКУ" в размере 319 552 руб. 27 коп. сумма государственной пошлины составляет 9 391 руб.
При общей сумме удовлетворенных требований к ФГАУ "Росжилкомплекс" в размере 113 117 руб. 32 коп. сумма государственной пошлины составляет 4 395 руб.
Руководствуясь статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2023 по делу N А56-16536/2023 отменить.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" 311 992 руб. 42 коп. задолженности, 7 559 руб. 82 коп. неустойки, а также 9 391 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску.
Взыскать с федерального государственного автономного учреждения "Росжилкомплекс" в пользу акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" 110 499 руб. 82 коп. задолженности, 2 677 руб. 50 коп. неустойки, а также 4 395 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску.
Возвратить акционерному обществу "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 2131 от 22.04.2022 государственную пошлину в размере 6 274 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Н.А. Бугорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16536/2023
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, Общество с ограниченной отвественностью "Управляющая компания "Приоритет", ФГАУ "Росжилкомплекс", ФГАУ "Росжилкомсервис", ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ