г. Самара |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А55-4702/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Драгоценновой И.С.,
рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление N 1"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2021 года по делу N А55-4702/2021 (судья Рысаева С.Г.),
принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы",
к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление N 1",
о взыскании 17 554 руб. 78 коп. задолженности по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за период июнь - ноябрь 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление N 1" (далее - ответчик), о взыскании 17 554 руб. 78 коп. задолженности по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за период июнь - ноябрь 2020 года.
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2021 года в удовлетворении ходатайства ответчика о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства отказано. С общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление N 1" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" взыскана сумма в размере 17 554 руб. 78 коп. задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за период июнь - ноябрь 2020 года, а также расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление N 1" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и вынести по делу N А55-4702/2021 новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что истец не направлял ответчику сведений и документов о составе и свойствах сточных вод, полученных в результате осуществления контроля за составом и свойствами принимаемых в ЦСВ сточных вод, соблюдением нормативов состава сточных вод, а также установленных Правилами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, в связи с чем исчисление и начисление платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за период июль 2020 года -ноябрь 2020 года является необоснованным.
Общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ответчик относится к категории абонентов, указанных в пункте 203 Правил N 644, т. е. для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов и среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 мЗ/сутки.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) за период: июнь-ноябрь 2020 г. был произведен Истцом в соответствии с формулой пункта 203 Правил N 644:
П норм. сост=2хТхО_пр1.
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр);
Qпр1- объем сточных вод, сброшенных абонентом, объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск.
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за июнь 2020 г. составила: 2 (коэффициент компенсации) * 14,49 (тариф на водоотведение) * 72 (объем сточных вод) =2086руб.56 коп. (НДС-417,32 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за июль 2020 г. составила: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 78 (объем сточных вод) =2508руб.48 коп. (НДС-501,70 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за август 2020 г. составила: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 78 (объем сточных вод) =2508руб.48 коп. (НДС-501,70 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за сентябрь 2020 г. составила: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 78 (объем сточных вод) =2508руб.48 коп. (НДС-501,70 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за октябрь 2020 г. составила: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 78 (объем сточных вод) =2508руб.48 коп. (НДС-501,70 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за ноябрь 2020 г. составила: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 78 (объем сточных вод) =2508руб.48 коп. (НДС-501,70 руб.).
Пунктом 195 Правил N 644 установлено, что оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Как указал истец, в адрес ответчика были выставлены счета-фактуры N 37/20350 от 31.10.2020 г., N 37/38021 от 30.11.2020 г., N 37/3758 от 31.08.2020 г., N 37/10757 от 30.09.2020 г., N 37/27370 от 31.10.2020 г., N 37/32134 от 30.11.2020, которые ответчик получил у истца.
Однако, ответчик оплату не произвел, в связи с чем задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за июнь-ноябрь 2020 г. составила 17 554 руб. 78 коп.
Истцом 11.12.2020 в адрес Ответчика была направлена Претензия N 25470 от 11.12.2020 с требованием в течение 3 -х дней с момента получения Претензии оплатить Истцу задолженность за оказанные услуги, что подтверждается бланком заявки на курьерские услуги от 29.12.2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В отзыве на исковое заявление ответчик указывает на то, что исчисление и начисление платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за период июнь 2020 года -ноябрь 2020 года является необоснованным. Договор водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов в форме одного документа между сторонами не заключен.
Истец в спорный период осуществил отпуск питьевой воды и водоотведение, а также выставил ответчику платежные документы с приложением актов об оказанных услугах.
Как указал ответчик, им полностью оплачена стоимость услуг водоснабжения и водоотведения за спорный период.
Отношения по внесению платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Пункт 111 Правил предписывает абонентам соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (в том числе ее отдельных объектов).
Согласно пункту 118 Правил в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ (далее - плата за негативное воздействие на работу ЦСВ), в порядке и размере, которые определены Правилами.
Также пункт 194 Правил указывает на обязанность абонента внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в том случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы.
Вместе с тем, плата за негативное воздействие на работу ЦСВ и плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод исчисляются в случае, если по результатам, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 Правил.
Таким образом, в соответствии с Правилами, обязательными условиями начисления платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов являются:
1. нарушение требований пункта 113 Правил, а именно:
1.1. сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню указанному в приложении N 4 к Правилам, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N4(1) к Правилам;
1.2. превышение значений показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах максимально допустимых значений показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5 к Правилам;
2.наличие документа, подтверждающего произведенный организацией, осуществляющей водоотведение, контроль состава и свойств сточных вод, в котором зафиксирован сброс сточных вод с нарушением установленных пунктом 113 Правил требований.
Как указал ответчик, истец не направлял ответчику сведений и документов о составе и свойствах сточных вод, полученных в результате осуществления контроля за составом и свойствами принимаемых в ЦСВ сточных вод, соблюдением нормативов состава сточных вод, а также установленных Правилами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.
При этом основанием для исчисления платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за спорный период, по мнению ответчика, могут являться только указанные выше сведения и документы о составе и свойствах сточных вод, полученных в результате осуществления контроля за составом и свойствами принимаемых в ЦСВ сточных вод, соблюдением нормативов состава сточных вод, а также установленных Правилами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.
Аналогичные доводы приведены ответчиком и в апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности доводов ответчика, при этом исходит из следующего.
03.06.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644. Так, в Правила N 644 включен новый раздел XV, устанавливающий на федеральном уровне единый порядок исчисления и взимания платы абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Ранее, до вступления в силу Постановления N 728, порядок расчета такой платы определялся постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в порядке реализации Постановления N 1310.
В соответствии с пунктом 195 Правил N 644 (в редакции Постановления N 728) расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
Согласно пункту 203 Правил N 644 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 года N 728, вступившего в силу с 01.07.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (30 куб. метров), используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов; с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется по формуле: П норм. сост. = 2 х Т х Qпр1.
Таким образом, наряду с расчетом платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на основании декларации, представляемой абонентом, а также на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, действующее законодательство предусматривает возможность расчета такой платы по формуле, предусмотренной пунктом 203 Правил N 644, без проведения контроля состава к свойству сточных вод абонентов и подтверждения превышения нормативов состава сточных вод в случаях, предусмотренных указанным пунктом.
При этом как верно указал суд, само по себе используемое в Правилах N 644 наименование платы абонентов - "плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод", не означает необходимость подтверждения организацией, осуществляющей водоотведение, факта превышения абонентами установленных нормативов состава сточных вод во всех случаях предъявления абонентам такой платы. В установленных Правилами N 644 случаях такого подтверждения не требуется и плата носит характер вмененной платы.
Так, в нежилых помещениях расположенных в многоквартирных жилых домах ответчика, по адресу: г. Самара, Банковский переулок, д. 1 плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начислена ответчику за период с июня по ноябрь 2020 г. в соответствии с требованиями действующего законодательства (пункт 203 Правил N 644).
Кроме того, нежилые помещения ответчика расположены в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем. Для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В рассматриваемом случае как верно указал суд, ответчик подпадает под категорию абонентов, указанных пункте 203 Правил N 644, на основании чего, ООО "Самарские Коммунальные Системы" произвело расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод на объем водоотведения, рассчитанный по режиму работы ООО РЭУ N 1 за месяц (сечение трубы д 15 х количество час работы х колич. рабочих дней в месяц), согласно расчету указанному выше.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Поскольку материалами дела подтверждается, что истец исполнил принятые на себя обязательства согласно условиям договора, при этом ответчик каких-либо возражений относительно объема поставленного ресурса не заявил, оплату в соответствии с условиями договора не произвел, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 307, 309, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделал правильный вывод об обоснованности требования истца и удовлетворил иск о взыскании задолженности по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за период июнь - ноябрь 2020 года, в сумме 17 554 руб. 78 коп.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2021 года по делу N А55-4702/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4702/2021
Истец: ООО "Самарские коммунальные системы"
Ответчик: ООО "Ремонтно-эксплуатационное управление N1", Представитель Кузин Юрий Петрович