г. Саратов |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А12-10920/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" августа 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии в судебном заседании:
-представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" - Гончаровой А.П., действующей на основании доверенности от 12.03.2021.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Волгоградской области "Управление капитального строительства" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 июня 2021 года по делу N А12-10920/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (ОГРН 1023403844441, ИНН 3445045202) к государственному казенному учреждению Волгоградской области "Управление капитального строительства" (ОГРН 1123460005789, ИНН 3445127712), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Сокланова Валентина Валерьевна, Полуяновой Елены Александровны, Мининкова Ивана Ивановича, Хохловой Валерии Николаевны, Романовскова Максима Николаевича, Карповой Екатерины Александровы, Луговой Дарьи Владимировны, Кондрамашева Дениса Анатольевича, Васильевой Светланы Владимировны, Карпушина Виталия Александровича, Администрации Волгоградской области, Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, Комитета строительства Волгоградской области, о взыскании задолженности в размере 9544,01 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром Волгоградэнергосбыт", истец) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском к государственному казенному учреждению Волгоградской области "Управление капитального строительства" (далее - ГКУ "УКС", ответчик) о взыскании суммы долга за поставленный газ в феврале 2020 года в размере 9 544,01 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 по делу N А12-10920/2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 25.02.2021 решение и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Отменяя судебные акты по делу, кассационная инстанция указала, что обязанность по внесению платы за потребленный ресурс непосредственно на нанимателей указанных помещений специализированного жилищного фонда, не соответствуют положениям действующего законодательства, выводы сделаны без исследования всех обстоятельств дела и условий договоров найма.
При этом, в рамках спора по настоящему делу не рассматривался статус ответчика - ГКУ ВО "УКС" в рамках правоотношений с истцом, не исследовались его функции, обязательства как владельца помещений на праве оперативного управления (собственником которых является Волгоградская область) и в части оплаты коммунальных ресурсов.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, дать правовую оценку доводам сторон по делу, а также представленным по делу доказательствам, установить все существенные для разрешения спора обстоятельства, после чего разрешить спор в соответствии с подлежащими применению нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе толковании закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
По результатам повторного рассмотрения дела решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02 июня 2021 по делу N А12-10920/2020 с ГКУ "УКС" в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" взыскано 9 544,01 руб. задолженности, а также 2000 руб. расходов на оплату госпошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГКУ "УКС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов ответчик ссылается, на то, что согласно Уставу ГКУ "УКС", не наделено статусом управляющей организации в отношении спорных жилых помещений специализированного жилищного фонда и в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов не участвует как исполнитель коммунальных услуг; ГКУ "УКС" не являлось потребителем коммунального ресурса и не могло являться абонентом оферты по направленным в адрес ГКУ "УКС" контрактам поставки газа N 09-5-60988/20.
Истец, в порядке статьи 262 АПК РФ, представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал свою правовую позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, настаивал на законности принятого судебного акта.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении указанных лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Волгоградской области на праве собственности принадлежат жилые помещения (квартиры), расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. 35-ая Гвардейская, д. 42, кв. 24,64,90,42, по ул. 70-летия Победы, д. 10, кв. 51,53,54,85, Волгоградская область, Даниловский район, р.п. Даниловка, ул. Мордовцева, д. 34а, кв.9, Жирновский район, г. Жирновск, ул. Коммунистическая, д. 10, кв. 14.
Данные жилые помещения переданы ГКУ "УКС" на праве оперативного управления на основании приказов Комитета строительства Волгоградской области.
Истец, как ресурсоснабжающая организация, в феврале 2020 года осуществил поставку коммунального ресурса - газа в помещения по вышеуказанным адресам.
Ответчиком полученные в заявленный период времени коммунальные ресурсы не оплачены в полном объеме, связи с чем, на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 9 554,01 руб.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствие со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества,
Согласно статье 214 ГК. РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и его назначением.
Право оперативного управления, предоставляя его субъектам правомочия но владению и пользованию имуществом, также возлагает на них обязанности по его содержанию и оплате коммунальных услуг.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату и за газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах).
Статья 153 ЖК РФ предусматривает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости все квартиры специализированного жилого фонда принадлежат ГКУ ВО "УКС" на праве оперативного управления.
В соответствии с уставом ГКУ ВО "УКС" владеет, пользуется имуществом, находящимся в государственной собственности Волгоградской области.
Также, согласно устава, иным видом деятельности ГКУ ВО "УКС", не являющимся основным, является заключение договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, заключение договоров, связанных с техническим обслуживанием, содержанием и ремонтом жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также выполнение функций наймодателя жилых помещений специализированного жилищного фонда, а одним из основных видов деятельности ГКУ ВО "УКС" является заключение гражданско-правовых договоров.
Жилые помещения являются областной собственностью (специализированный жилой фонд), переданной на праве оперативного управления ГКУ ВО "УКС". Соответственно, ГКУ ВО "УКС" обязано нести бремя содержания имущества, в том числе оплачивать потреблённые коммунальные ресурсы.
Согласно п. 1.1 Устава ГКУ ВО "УКС" является государственным казенным учреждением, осуществляющим государственные полномочия и функции Министерства строительства Волгоградской области в сфере строительства, модернизации, реконструкции и капитального ремонта объектов для государственных нужд Волгоградской области, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство строительства (в настоящее время Комитет строительства).
При этом, как установлено судом и не оспорено сторонами, в спорный период договоры газоснабжения с нанимателями жилых помещений непосредственно с ресурсоснабжающей организацией заключены не были.
Пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
Как верно отмечено судом, в отсутствие письменного договора поставки газа между истцом и ответчиком сложились фактические договорные отношения, подлежащие регулированию статьями 539 - 548 ГК РФ.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением газом через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 части 1 и части 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42.
Пунктом 3 названных Правил N 42 предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Действующее законодательство четко регламентирует не заключение с детьми-сиротами бессрочных договоров социального найма, имеющих особое регулирование, и возлагающих на нанимателей повышенные права и обязанности, а заключение на период социальной адаптации временных договоров найма специализированного жилого фонда.
Части 1 и 3 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации определяют, что по договору найма специализированного жилого помещения собственник такого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В договоре найма указываются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
В пункте 11 Правил N 354 указано, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, -для нанимателя жилого помещения по такому договору.
Пунктом 12 Правил N 354 предусмотрено, что собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил; в частности, договоров электроснабжения, газоснабжения, отопления и т.д.
Как усматривается из материалов дела, приказами Комитета строительства Волгоградской области спорные объекты включены в специализированный жилищный фонд Волгоградской области /для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 2.4.2 Устава ГКУ "УКС" учреждение выполняет функции наймодателя жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области.
На основании приказов ГКУ "УКС" между учреждением (наймодатель) и гражданами из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (наниматели), заключены договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, в том числе, на спорные жилые помещения по вышеназванным адресам, по условиям которых спорные объекты переданы во владение и пользование для временного проживания в нем.
Плата взыскивается за газ, поставленный в помещения, в период действия данных договоров.
Из содержания самих договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда следует, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (обязательные платежи).
Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента заключения договора (подпункт 6 пункта 8 договора).
При этом обязанности самого наймодателя включают его обязательство обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 15 договора), предусмотрено право наймодателя требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (подпункт 1 пункта 14 договора).
В системной взаимосвязи вышеназванных норм права, прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда, законодательством не предусмотрены.
Исходя из перечисленных норм права, в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в специализированный жилищный фонд участвуют наймодатель (ГКУ ВО "УКС"), как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация, как поставщик газа. Абонентом (потребителем) но договору поставки газа и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является наймодатель. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю (иаймодателю).
Указанный порядок расчетов прямо предусмотрен условиями договоров найма специализированного жилого помещения заключенных между наймодателем ГКУ ВО "УКС" и нанимателями.
Согласно ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решения Ворошиловского районного суда в отношении третьих лиц по настоящему делу (Кондрамашев Д.А., Карпова Е.А.) не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, так как, во -первых они были вынесены в июне 2020 г., т.е. после спорного периода, во- вторых предметом рассмотрения указанных гражданских дел являлся отказ ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в заключении договоров поставки газа с конкретными гражданами (а не взыскание задолженности за потребленные услуги), в-третьих в рамках рассмотрения указанных гражданских дел круг юридически значимых для настоящего дела обстоятельств не был установлен судами, не рассматривался статус ответчика в рамках рассмотрения правоотношений с истцом, с третьими лицами, не исследовались положения договоров найма специализированного жилого фонда, регулирующие отношения наймодателя (ГКУ ВО "УКС") и нанимателя ( третьи лица по делу).
Аналогичный правовой подход содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А12-7018/2020, А12-45051/2019.
Согласно представленным в материалы дела договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные жилые помещения заселены, граждане пользуются указанными помещениями, что не отрицалось ни истцом, ни ответчиком. Срок действия данных договоров определен в пять лет.
Условиями договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда определено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая возникает у него с момента заключения договора, а наймодатель в свою очередь имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При таком положении, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ответчик является покупателем коммунального ресурса с соответствующими правами и обязанностями, в том числе, - обязанностью по оплате потребленного природного газа.
Судом первой и апелляционной инстанции расчет задолженности проверен и признан верным.
В нарушение требований ст. 65 АПК РФ, доказательств погашения задолженности в размере 9 544,01 руб., а равно доказательств наличия долга в ином (меньшем) размере, суду ответчиком не представлено.
Таким образом, ответчик в одностороннем порядке уклонился от надлежащего исполнения обязательств, по оплате потребленного в исковой период ресурса.
Исходя из вышеизложенного, учитывая доказанность факта поставки газа, объема и стоимости коммунального ресурса, отсутствие доказательств оплаты, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика задолженность в указанном выше размере.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, правовых оснований для его переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Учитывая, что судебный акт состоялся не в пользу ГКУ "УКС", то с него в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 июня 2021 года по делу N А12-10920/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного казенного учреждения Волгоградской области "Управление капитального строительства" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-10920/2020
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ВОЛГОГРАД"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Третье лицо: Васильева Светлана Владимировна, Карпова Екатерина Александрова, Карпушин Виталий Александрович, Кондрамашев Денис Анатольевич, Луговая Дарья Владимировна, Мининков Иван Иванович, Полуянова Елена Александрова, Романовский Максим Николаевич, Сокланова Валентина Валерьевна, Хохлова Валерия Николаевна
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10043/2021
05.08.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5643/2021
02.06.2021 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-10920/20
25.02.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-69990/20
16.10.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7812/20
07.08.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-10920/20