город Ростов-на-Дону |
|
05 августа 2021 г. |
дело N А53-223/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
при участии:
от ответчика: представителя Булыгина В.В. по доверенности от 02.04.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
товарищества собственников жилья "Октябрьское 1"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 24 мая 2021 года по делу N А53-223/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Экоцентр"
к товариществу собственников жилья "Октябрьское 1"
о взыскании задолженности, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экоцентр" (далее - ООО "Экоцентр", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к товариществу собственников жилья "Октябрьское 1" (далее - ТСЖ "Октябрьское 1") о взыскании задолженности в размере 451 руб. 77 коп.
(с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 0101/00107 от 09.01.2019.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.05.2021 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 451 руб. 77 коп. задолженности за период с декабря 2019 года по сентябрь 2020 года, 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, истцу из федерального бюджета возвращено 7 915 руб. государственной пошлины.
Решение мотивировано тем, что спор между сторонами возник из-за порядка расчета цены услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что стороны согласовали нормативный порядок расчеты соответствующей платы, в связи с чем признал расчет истца соответствующим условиям договора.
ТСЖ "Октябрьское 1" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции не предложил ответчику представить доказательства оборудования в установленном законом порядке контейнерной площадки для накопления ТКО, необоснованно отказал ответчику в удовлетворении ходатайства об объявлении перерыва в судебном заседании, мотивированное в предоставлении дополнительных доказательств раздельного сбора ТКО. Суд первой инстанции необоснованно отклонил замечания ответчика на протокол судебного заседания от 13.05.2021.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Истец в судебное заседание представителей не направил, будучи извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей указанного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Экоцентр" (региональный оператор) и ТСЖ "Октябрьское 1" (исполнитель коммунальной услуги) заключен договор N 0101/00107 от 09.01.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с условиями которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (исполнитель коммунальной услуги) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Волгодонского МЭОКа от 14.11.2017, заключенным между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и ООО "Экоцентр", функции регионального оператора выполняет ООО "Экоцентр", приступивший к работе 01.01.2019.
Как указал истец, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 641). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 Правил N 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
По условиям договора региональный оператор обязуется принимать ТКО, образуемые потребителями (собственниками жилых помещений) многоквартирного дома в объеме и месте, которые определены договором, и обеспечивать их транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель, оказывающий коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям, обязуется оплачивать услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 8.1 договора величина ежемесячной платы по договору определяется исходя из утвержденного в установленном порядке норматива накопления отходов на одного потребителя, количества потребителей коммунальной услуги в многоквартирном доме, коммунальную услугу в котором оказывает исполнитель, и цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, указанной в пункте 7 договора.
Как указывает истец, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между ООО "Экоцентр" и ТСЖ "Октябрьское 1" был заключен с нарушением действующего законодательства в части расчета стоимости договора оказываемых услуг.
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с ТКО в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 148(28) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору в порядке, определенном Законом N 89-ФЗ. При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, оказываемую региональным оператором исполнителю, в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, применяются тарифы (цены) регионального оператора, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 31.07.2019 N 33/3 "О внесении изменения в постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/120 "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Экоцентр" в зоне деятельности Волгодонского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса на 2019 год" единый тариф на услугу регионального оператора в период с 01.08.2019 по 31.12.2019 установлен в размере 525,32 руб. за 1 мЗ с учетом НДС 20%.
В соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2020 N 68/7 единый тариф на услугу регионального оператора в зоне деятельности Волгодонского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса на 2020 год составляет с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 504,55 руб. за 1 мЗ без НДС.
Нормативы накопления ТКО утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 2 от 08.02.2018 и для многоквартирных домов г. Волгодонска с 01.01.2019 по 30.06.2020, с учетом понижающего коэффициента к нормативу накопления ТКО, составляли 2,41 мЗ/год.
Согласно внесенным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 5 от 03.06.2020 изменениям в постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 2 от 08.02.2018 с 01.07.2020 норматив накопления ТКО для МКД г. Волгодонска, с учетом понижающего коэффициента к нормативу накопления ТКО, составил 2,65 мЗ/год.
В соответствии с пунктом 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Правилами N 354 утверждены формулы расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
По общему правилу, установленному пунктом 9(1), размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
Тарифы на услугу регионального оператора утверждаются Региональной службой по тарифам Ростовской области согласно принципу экономической обоснованности затрат (статья 24.9 Закона N 89-ФЗ).
Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 2 от 08.02.2018 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области"). Приложением N 1 к постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от N 2 от 08.02.2018 расчетной единицей нормирования накопления ТКО для многоквартирных домов определен проживающий.
Таким образом, плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО должна начисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (в единицах объема).
В период с 01.12.2019 по 30.09.2020 региональный оператор оказал услуги по обращению с ТКО в полном объеме, однако от подписания первичной документации ответчик необоснованно уклонился. Замечания по объему и качеству услуг в порядке, предусмотренном разделом VI типового договора, со стороны ответчика не поступали.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В суде первой инстанции истцом были уточнены исковые требования, исходя из предоставленных ответчиком сведений о количестве проживающих в МКД, в связи с чем предмет иска составляют требования о взыскании задолженности в размере 451 руб. 77 коп.
Указанный договор по своей правовой природе является договором оказания услуг, правоотношения по которому регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Материалами дела установлено, что истец осуществляет расчет платы по обращению с ТКО по нормативу, утвержденному постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/120.
Возражая против исковых требований, ответчик в суде первой инстанции ссылался на то, что им ведется раздельный сбор мусора, оборудованы соответствующие площадки, в связи с чем, заключенный сторонами договор в части расчетов, а также выставления истца за спорный период противоречат закону, по мнению ответчика, при расчете стоимости услуг должны применяться тарифы для раздельного сбора ТКО.
С приведенными доводами апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не может согласиться, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 24.9 Закона N 89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505), т.е. расчетным путем - по нормативам накопления.
На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов их накопления.
В соответствии с Правилами N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления отходов.
На основании пункта 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). При этом статьей 6 Закона N 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов, а также утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
В спорный период действовало постановление Правительства Ростовской области от 12.04.2017 N 276 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ростовской области".
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 12.04.2017 N 276 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ростовской области" раздельное накопление ТКО на территории Ростовской области внедряется поэтапно в соответствии с действующим законодательством. Такой порядок в постановлении N 276 отражен только в части сроков его поэтапного внедрения. В соответствии с пунктом 2.2.7 постановления Правительства Ростовской области от 20.04.2017 N 295 "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с ТКО на территории Ростовской области" внедрение системы раздельного накопления ТКО на территории Ростовской области относится к полномочиям регионального оператора.
Постановление Правительства Ростовской области от 12.04.2017 N 276 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ростовской области" утратило силу, в связи с принятием постановления Правительства Ростовской области от 12.04.2017 N 276 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ростовской области".
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" и предусматривает создание контейнерной площадки органами местного самоуправления, либо по согласованию с ними самим заявителем.
Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО.
Таким образом, раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным, в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта видам отходов и складирование сортированных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов отходов.
Доказательств фактического выполнения истцом требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено, что свидетельствует о невозможности применения в рассматриваемой ситуации способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, как предлагает ответчик.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.01.2021 по делу N А53-10704/2020, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.04.2021 по делу N А60-17250/2020.
На основании изложенного, истец правомерно осуществляет расчет платы по обращению с ТКО по нормативу, утвержденному постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/120.
Судом первой инстанции расчет задолженности проверен и признан верным.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не предложил ответчику представить доказательства оборудования в установленном законом порядке контейнерной площадки для накопления ТКО, подлежит отклонению как несостоятельный.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Данный принцип представляет собой правило, по которому заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем представления доказательств. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с арбитражного суда обязанности по сбору доказательств.
По делам искового производства суд не обязан собирать доказательства по собственной инициативе. Риск наступления последствий несовершения процессуальных действий по представлению в суд доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые ссылается сторона как на основание своих требований и возражений, лежит на этой стороне. Последствием непредставления в суд доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона, является принятие судебного решения не в пользу этой стороны (часть 2 статьи 9, статьи 65, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу изложенных разъяснений, суд не обязан требовать от стороны представления доказательств, которые подтверждают его правовую позицию.
Доводы апелляционной жалобы в части отказа в удовлетворении ходатайства об объявлении перерыва также подлежат отклонению, так как объявление перерыва в судебном заседании является правом суда даже при уважительности неявки лица в судебное заседание. Учитывая рассмотрение дела в суде первой инстанции с января по май 2021 года, у ответчика имелась возможность представить документальные доказательства в обоснование правовой позиции.
Ссылка ответчика на то, что протокол судебного заседания не отражает все процессуальные действия, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку протокол судебного заседания составлен в соответствии с положениями статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данный процессуальный документ не является стенографической записью и служит дополнительным средством фиксирования данных о ходе судебного заседания. В то же время основным средством является аудиозапись судебного заседания. Кроме того, ответчиком поданы замечания на протокол судебного заседания, которые отклонены судом первой инстанции определением от 24.05.2021.
На основании изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24 мая 2021 года по делу N А53-223/2021 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-223/2021
Истец: ООО "ЭКОЦЕНТР"
Ответчик: ТСЖ "ОКТЯБРЬСКОЕ 1"