г. Владивосток |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А51-749/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КайпИмпорт",
апелляционное производство N 05АП-4479/2021
на решение от 15.06.2021
судьи В.В. Краснова
по делу N А51-749/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КайпИмпорт" (ИНН 2540223534, ОГРН 1162536084842)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10317000-1138/2020 от 22.12.2020,
при участии: от общества с ограниченной ответственностью "КайпИмпорт":Савицкая Н.Д. (участие онлайн), по доверенности от 24.06.2021, сроком действия на 1 год, копия паспорта, копия диплома (регистрационный номер 4555 от 07.06.2016);
от Новороссийской таможни: не явились;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КайпИмпорт" (далее - заявитель, общество, ООО "КайпИмпорт") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10317000-1138/2020 от 22.12.2020.
Решением суда от 15.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новое решение. В доводах жалобы, анализируя положения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности под кодом 6912002900, приходит к выводу о том, что заявленные к таможенному декларированию товары правомерно отнесены к данной товарной позиции.
Кроме того, таможенный представитель предоставил декларацию соответствия, зарегистрированную в едином реестре деклараций соответствий, с правильным соотнесением и указанием товаров, которые понимаются под присвоенным кодом ТН ВЭД РФ.
Довод суда о применении Национального стандарта Российской Федерации "Посуда керамическая, стеклокерамическая и стеклянная столовая, используемая в контакте с пищей. Выделение свинца и кадмия" (ГОС Р ИСО 6486-2-2007) общество считает необоснованным, так как данный ГОСТ предназначен для определения уровня выделения свинца и кадмия при контакте с пищей, но не может быть использован как классификатор для определения товаров, которые должны быть включены в ту или иную группу. В этой связи считает обоснованным свой довод о необходимости применения Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Таможня, извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечила. Согласно поступившему 02.08.2021 ходатайству просит отложить судебное разбирательство на более поздний срок, рассмотрев возможность проведения он-лайн заседания.
Выслушав мнение представителя общества по заявленному ходатайству, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие таможенного органа на основании части 5 статьи 156, статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что 24.02.2019 ООО "КайпИмпорт" в Новороссийский таможенный пост (ЦЭД) Новороссийской таможни подана ДТ N 10317120/240219/0013685, в которой задекларирован товар N 1, приобретенный у иностранного партнера фирмы "TAIZHOU JIMAI IMPORT & EXPORT СО LTD", (Китай): "посуда кухонная в наборах из обычной керамики (полуфарфора), в наборах и отдельными предметами, в том числе: чашки, блюдца, тарелки, вазы для фруктов, подставки (этажерки) для фруктов _" следующих артикулов:
- сахарница с ложечкой и крышкой (керамика), артикул 402-1, кол-во 120 шт.;
- сахарница с ложечкой и крышкой (керамика), артикул 402-2, кол-во 140 шт.;
- сахарница с ложечкой и крышкой (керамика), артикул 402-3, кол-во 140 шт.;
- чайный набор из керамики 12 предметов (6 чашек, 6 блюдцев), артикул 405-1, кол-во156 шт.;
- чайный набор из керамики 12 предметов (6 чашек, 6 блюдцев), артикул 405-2, кол-во132 шт.;
- кружка керамическая, артикул 413-1, кол-во 540 шт.;
- кружка керамическая, артикул 413-2, кол-во 300 шт.;
- кружка в комплекте с блюдцем и ложкой из керамики, артикул 413-3, кол-во 432 шт.;
- кружка в комплекте с блюдцем и ложкой из керамики, артикул 413-5, кол-во 600 шт.;
- столовый набор (блюдо из керамики с крышкой, 6 тарелок на декоративной подставке из металла), артикул 520-17, кол-во 40 шт.;
- столовый набор (блюдо из керамики с крышкой, 6 тарелок на декоративной подставке из металла), артикул 520-18, кол-во 40 шт.;
- столовый набор (блюдо из керамики с крышкой, 6 тарелок на декоративной подставке из металла), артикул 520-19, кол-во 36 шт.;
- подставка (этажерка) трехуровневая: тарелки из обычной керамики с элементами из металла, для фруктов и сладостей, артикул 520-22, кол-во 128 шт.;
- подставка (этажерка) двухуровневая: тарелки из обычной керамики с элементами из металла, для фруктов и сладостей, артикул 520-23, кол-во 128 шт.;
- подставка (этажерка): состоит из 6 тарелок из обычной керамики с элементами из металла, для фруктов и сладостей, артикул 520-24, кол-во 48 шт.;
- подставка (этажерка): состоит из 6 тарелок из обычной керамики с элементами из металла, для фруктов и сладостей, артикул 520-25, кол-во 48 шт.;
- тарелка из обычной керамики с элементами из металла, для фруктов и сладостей, артикул 520-26, кол-во 64 шт.;
- тарелка из обычной керамики с элементами из металла, для фруктов и сладостей, артикул 520-27, кол-во 32 шт.;
- тарелка из обычной керамики с элементами из металла, для фруктов и сладостей, артикул 520-28, кол-во 20 шт.;
- тарелка из обычной керамики с элементами из металла, для фруктов и сладостей, артикул 520-29, кол-во 20 шт.;
- тарелка из обычной керамики с элементами из металла, для фруктов и сладостей, артикул 520-30, кол-во 30 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-31, кол-во 102 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-32, кол-во 36 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-1, кол-во 24 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-2, кол-во 30 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-3, кол-во 30 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-4, кол-во 162 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-5, кол-во 180 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-6, кол-во 72 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-7, кол-во 24 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-8, кол-во 6 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-9, кол-во 180 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-10, кол-во 48 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-11, кол-во 180 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-12, кол-во 54 шт.;
- набор ёмкостей для сладостей (сахар, пироженное и др.) из керамики на металлической подставке и декоративными элементами из керамики, артикул 520-13, кол-во 240 шт.;
- набор ёмкостей для сладостей (сахар, пироженное и др.) из керамики на металлической подставке и декоративными элементами из керамики, артикул 520-14, кол-во 48 шт.;
- столовый набор (блюдо из керамики с крышкой из стекла, 6 тарелок на декоративной подставке из металла), артикул 520-15, кол-во 16 шт.;
- столовый набор (блюдо из керамики с крышкой из стекла, 6 тарелок на декоративной подставке из металла), артикул 520-16, кол-во 30 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-33, кол-во 36 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-34, кол-во 30 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-35, кол-во 160 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-36, кол-во 48 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-37, кол-во 60 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-38, кол-во 60 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-39, кол-во 84 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-40, кол-во 12 шт.;
- тарелка из обычной керамики с подставкой из металла и крышкой из стекла, для фруктов и сладостей, артикул 520-41, кол-во 12 шт.".
В целях соблюдения установленных запретов и ограничений ООО "КайпИмпорт" представлены таможне следующие разрешительные документы на всю партию товара:
- декларация о соответствии N РОСС RU Д-CN,АЛ15.В.00165/18 от 11.09.2018 на товары "посуда для взрослых из керамики с элементами стекла и металла в наборах и отдельными предметами: пиалы, тарелки, этажерки для фруктов и сладостей, пиалы суповые, вазы на ножке для фруктов, глубокие тарелки, мелкая тарелка, тарелка для кондитерских изделий, серийный выпуск, код ТН ВЭД 6912002900", соответствующие требованиям ГОСТР ИСО 6486-2-2007 П.4;
- декларация о соответствии N РОСС RU Д-CN,МГ11.Д.14582 от 15.06.2018 на товары "посуда керамическая (полуфарфоровая) в том числе наборами: чашки, блюдца, сахарница, кувшин для молока, кофейник, серийный выпуск, код ТН ВЭД 6912002900", соответствующие требованиям ГОСТ 28390-89 Пп.1.2.8, 1.2.14, ГОСТ Р ИСО 6486-2-2007 П.4.
В ходе проведения документального контроля таможней выявлено, что сведения о части товара N 1 заявленного по ДТ N 10317120/240219/0013685: "кружка керамическая, артикул 413-1, кружка керамическая, артикул 413-2, кружка в комплекте с блюдцем и ложкой из керамики, артикул 413-5, столовый набор (блюдо из керамики с крышкой из стекла, 6 тарелок на декоративной подставке из металла) артикул 520-16, столовый набор (блюдо из керамики с крышкой, 6 тарелок на декоративной подставке из металла) артикул 520-17, столовый набор (блюдо из керамики с крышкой, 6 тарелок на декоративной подставке из металла) артикул 520-18, столовый набор (блюдо из керамики с крышкой, 6 тарелок на декоративной подставке из металла) артикул 520-19 в представленных разрешительных документах - декларациях о соответствии N РОСС RU Д-CN,МГ11.Д.14582 от 15.06.2018, N РОСС RU Д-CN,АЛ15.В.00165/18 от 11.09.2018, отсутствуют.
В связи с данными обстоятельствами таможня пришла к выводу о том, что при ввозе партии товара на таможенную территорию ЕАЭС ООО "КайпИмпорт" в отношении перечисленного выше товара не соблюдены запреты и ограничения в части мер технического регулирования.
04.12.2020 должностным лицом таможни в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ.
Постановлением Новороссийской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10317000-1138/2020 от 22.12.2020 общество признано виновным в совершении правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ, в качестве наказания на ООО "КайпИмпорт" наложен административный штраф в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, считая его нарушающим права общества в сфере экономической деятельности, ООО "КайпИмпорт" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, а также отзыва на неё, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене на основании следующего.
По правилам части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 Кодекса.
Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Объективная сторона правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившимся в несоблюдении установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений и представление доказательств соблюдения этих мер таможенным органам.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (пункт 1 статьи 7 ТК ЕАЭС).
Согласно Положению о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденному решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая, в том числе включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования.
Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений (пп. 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС).
В силу пп. 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Согласно Протоколу о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе), под декларацией о соответствии техническим регламентам Союза понимается документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе (статья 2 приложения 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Согласно статье 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N184-ФЗ), подтверждение соответствия продукции на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. При этом одной из форм обязательного подтверждения соответствия продукции является принятие декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия).
В соответствии со статьей 24 Закона N 184-ФЗ, при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. Оформленная заявителем декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия.
Согласно статье 28 Закона N 184-ФЗ при обязательном подтверждении соответствия заявитель обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия только после осуществления такого подтверждения соответствия.
В соответствии со статьей 29 указанного Федерального закона, для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании.
Таким образом, в момент ввоза товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза и декларирования таможенному органу ввозимый товар должен соответствовать требованиям технических регламентов таможенного союза. При декларировании товара таможенному органу декларант обязан представить разрешительный документ, подтверждающий такое соответствие.
Исходя из диспозиции статьи 16.3 КоАП РФ обязанность по соблюдению установленных запретов и ограничений, в частности, обязанность по получению соответствующей декларации о соответствии, возлагается на ООО "КайпИмпорт", как на лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, что следует из внешнеэкономического контракта, а также сведений, указанных в графах 8 9 14 ДТ N 10317120/240219/0013685.
Из материалов дела судом установлено, что обществом на территорию таможенного союза ввезена и задекларирована по спорной декларации на товары продукция, в том числе поименованная как "кружки", сопровождаемая декларациями о соответствии N РОСС RU Д-CN,МГ11.Д.14582 от 15.06.2018, N РОСС RU Д-CN,АЛ15.В.00165/18 от 11.09.2018.
ООО "КайпИмпорт" при подаче ДТ N 10317120/240219/0013685 на товар N 1 "посуда кухонная в наборах из обычной керамики (полуфарфора) в том числе: кружка керамическая, артикул: 413-1, количество: 540 шт. кружка керамическая, артикул 413-2, количество 300 шт., кружка в комплекте с блюдцем и ложкой из керамики, артикул 413-3, количество: 432 шт., кружка в комплекте с блюдцем и ложкой из керамики, артикул: 413-5, количество: 600 шт, столовый набор (блюдо из керамики с крышкой из стекла, 6 тарелок на декоративной подставке из металла), количество: 16 шт, столовый набор (блюдо из керамики с крышкой из стекла 6 тарелок на декоративной подставке из металла), производитель: SHENZHEN CITY JIANGSHENGCAI IMPORT AND EXPORT CO LTD, товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: 52016, количество 30 шт., столовый набор (блюдо из керамики с крышкой, 6 тарелок на декоративной подставке из металла), артикул: 520-17, количество 40 шт., столовый набор (блюдо из керамики с крышкой, 6 тарелок на декоративной подставке из металла) артикул: 520-18, количество: 40 шт., столовый набор (блюдо из керамики с крышкой, 6 тарелок на декоративной подставке из металла), артикул: 520-19 в количество: 36 шт." (изготовитель "SHENZHEN CITY JIANGSHENGCAI IMPORT AND EXPORT CO LTD"), в качестве документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, были представлены:
-декларация о соответствии N РОСС RU fl-CN.Ani5.B.00165/18 от 11.09.2018, зарегистрированная на товар "посуда для взрослых из керамики с элементами стекла и металла в наборах и отдельными предметами: пиалы, тарелки, этажерки для фруктов и сладостей, пиалы суповые, вазы на ножке для фруктов, глубокие тарелки, мелкая тарелка, тарелка для кондитерских изделий", изготовитель "SHENZHEN CITY HAIQI SHOW CULTURE CO LTD" соответствующая требованиям ГОСТ P ИСО 6486-2-2007 П.4;
- декларация о соответствии N РОСС CN.MTll.fll4582 от 15.06.2018, зарегистрированная на товар "посуда керамическая (полуфарфоровая), в том числе наборами: чашки, блюдца, сахарница, кувшин, для молока, кофейник", изготовитель "SHENZHEN CITY HAIQI SHOW CULTURE CO LTD", соответствует требованиям ГОСТ 28390-89 Пл. 1,2,8, 1.2.14, ГОСТ Р ИСО 6486-22007 П.4.
Вместе с тем, наименования товаров: "кружка керамическая, кружка керамическая в комплекте с блюдцем и ложкой из керамики, кружка в комплекте с блюдцем и ложкой из керамики, столовый набор (блюдо из керамики с крышкой из стекла, 6 тарелок на декоративной подставке из металла), столовый набор (блюдо из керамики с крышкой из стекла, 6 тарелок на декоративной подставке из металла), столовый набор (блюдо из керамики с крышкой, 6 тарелок на декоративной подставке из металла), столовый набор (блюдо из керамики с крышкой, 6 тарелок на декоративной подставке из металла)" в представленных декларациях о соответствии N N РОСС CN.MT11Д14582 от 15.06.2018, РОСС RU Д-CNAni5.B.00165/18om 11.09.2018 отсутствуют.
Таким образом, коллегия соглашается с выводом таможни, поддержанном судом первой инстанции о том, что обществом при подаче ДТ не представлены доказательства соблюдения требований статьей 106 и 108 ТК ЕАЭС в отношении названого товара, что образует объективную сторону правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ.
При вынесении оспариваемого постановления таможня сослалась на выборку из Общероссийского классификатора продукции (ОК 00593), согласно которой изделия подразделяются на различные коды: 599111-Блюда, 599367 Кружки (включая подкружки), 599168 Бокалы, стаканы, кружки (с блюдцами), (599323 чашки с блюдцами). Исходя из этого, таможня пришла к выводу о том, что декларации о соответствии N N РОСС RU Д-СНАЛ15.В.00165/18 от 11/09/2018 и РОСС RU Д-С^МП 1.Д.14582 от 15.06.2018 действуют только в отношении товаров, указанных в декларациях о соответствии и которые отвечают требованиям ГОСТов.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции принял во внимание возражения общества, согласно которым названный ОК 005-93, выделяющий "кружки" как отдельное изделие, утратил силу с 01.01.2017 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. При этом новый Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) не выделяет чашки и кружки, блюда в отдельные виды изделий.
Вместе с тем, суд правомерно указал на то, что в настоящее время действует Национальный стандарт Российской Федерации "Посуда керамическая, стеклокерамическая и стеклянная столовая, используемая в контакте с пищей. Выделение свинца и кадмия" (ГОСТ Р ИСО 6486-2-2007) предусматривает изделия "чашки и кружки", которые представляют собой малые керамические глубокие изделия, обычно используемые для потребления напитков, например кофе или чая, при повышенной температуре. При этом согласно примечанию - чашки и кружки представляют собой сосуды с ручкой вместимостью приблизительно 240 мл. Чашки обычно имеют изогнутые боковые стороны, тогда как кружки имеют цилиндрическую форму (пункт 3.16 ГОСТ Р ИСО 6486-2-2007).
При таких обстоятельствах, довод общества о том, что чашки и кружки представляют собой одно и то же изделие несостоятелен. Таким образом, доказательств того, что изделия "кружка" проходили в установленном порядке оценку на соответствие обязательным стандартам в целях подтверждения соблюдения запретов по смыслу таможенного законодательства обществом не представлены.
Отклоняя доводы жалобы общества со ссылкой на положения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (код кодом 6912002900), коллегия исходит из того, что в ДТ N 10317120/240219/0013685, указано наименование, в том числе товара "кружки", в то время как наименование "кружки" отсутствует в представленных при таможенном оформлении декларация о соответствии N РОСС RU Д-СЫ.АЛ 15.В.00165/18 от 11.09.2018 и N РОСС RU Д-CN,MT11.Д.14582 от 15.06.2018. При этом необходимо отметить, что в указанных разрешительных документах перечисляются остальные заявленные в ДТ товары поставляемые как отдельно, так и комплектами "чашки, блюдца, сахарница, кувшин для молока, кофейник, пиалы, тарелки, этажерки для фруктов и сладостей, пиалы суповые, вазы на ножке для фруктов, глубокие тарелки, мелкая тарелка, тарелка для кондитерских изделий.
Кроме того, в представленных ООО "КайпИмпорт" документах, в том числе заявках на проведение сертификации продукций N 3920818, N 4250618, а так же протоколах испытаний N АВ14-2129-06-2018, N АВ14-4359-08-2018, также отсутствует наименование товара "кружки", что свидетельствует о том, что товар "кружки" не исследовался, соответственно, декларации о соответствии в отношении данного товара не выдавались.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению запретов и ограничений при таможенном декларировании спорного товара, каких-либо объективных препятствий к соблюдению заявителем требований таможенного законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что, вступая в правоотношения, регулируемые таможенным законодательством, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из таможенного законодательства Евразийского экономического союза, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства апелляционный суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не установлено, поскольку заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания таможней не пропущен.
Основания для освобождения от административной ответственности, установленные статьей 2.9 КоАП РФ, судом первой инстанции не установлены, с чем суд апелляционной инстанции согласен.
В свою очередь проверка размера наложенного на общество административного штрафа показала, что он был назначен заявителю в размере минимальной санкции, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
Оснований полагать, что назначенный штраф в размере 50 000 руб. повлечет ограничения экономических прав лица, привлекаемого к ответственности, коллегией не установлено.
Также отсутствуют основания для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ ввиду отсутствия доказательств соблюдения условий, предусмотренных частью 1 статьи 4.1.1, частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ. То обстоятельство, что общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и привлекается к административной ответственности впервые, само по себе не является достаточным для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что постановление таможни от 22.12.2020 по делу об административном правонарушении N 10317000-1138/2020 является законным и обоснованным, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 211 АПК РФ не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов коллегией не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.06.2021 по делу N А51-749/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-749/2021
Истец: ООО "КАЙПИМПОРТ"
Ответчик: Новороссийская таможня