г. Ессентуки |
|
6 августа 2021 г. |
Дело N А20-5072/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.08.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "НЭЖАН" Кетова А.Х. (по доверенности), Биттировой Л.М. (по доверенности), и генерального директор Кетуко М.Э., представителя акционерного общества "Корпорация развития КБР" Джуртубаевой А.А., (по доверенности), представителей ИФНС России N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики Шомаховой Н.Х. (по доверенности), Мазанова А.Х. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НЭЖАН" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.05.2021 по делу N А20-5072/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НЭЖАН" (далее - ООО "Нэжан", общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику (далее - инспекция) N 522 от 03.06.2020 о привлечении ООО "Нэжан" к ответственности за совершение налогового правонарушения; о принятии по материалам камеральной налоговой проверки в отношении ООО "Нэжан" нового решения; о признании права на возмещение НДС по налоговой декларации за 3 квартал 2019 года в сумме 12 353 497, 46 рублей; об отмене решения инспекции N 2 от 09.06.2020 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость в сумме 12 059 201 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики" (далее - корпорация) и Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) и не нарушает права общества, поскольку материалами дела подтверждается неправомерное применение обществом налоговых вычетов по НДС, связанных с операциями по приобретению товаров (работ, услуг), в связи с отсутствием раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Апеллянт указывает, что суд первой инстанции необоснованно посчитал бюджетными денежные средства, предоставленные обществу. Заявитель жалобы полагает, что указанные денежные средства не являются субсидией в силу требований статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку внесены в качестве вклада корпорацией, которая не является государственным учреждением. Общество в жалобе указывает, что судом первой инстанции неправильно применена норма материального права часть 4 статьи 170 НК РФ, предусматривающая ведение раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций. Так, ООО "Нэжан" полагает, что не проводило операций, не облагаемых налогом, не имело специальных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД), в связи с чем, необходимости ведения раздельного учета сумм налогов не имелось.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества и корпорации доводы апелляционной жалобы поддержали, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители инспекции против доводов апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда первой без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направило, в связи с чем, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав позиции сторон оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверку уточненной налоговой декларации общества по НДС за 3 квартал 2019 года.
По итогам проверки которой инспекцией составлен акт камеральной проверки от 21.04.2020 N 432 (т.1 л.д.101-119).
03.06.2020 инспекцией вынесено решение от N 522 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1, л.д.85-98), а 09.06.2020 вынесено решение N 2 об отказе в возмещении 12 059 201 рубля НДС (т.1 л.д.50-51).
Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении обществом налоговых вычетов по НДС, связанных с операциями по приобретению товаров (работ, услуг), в связи с отсутствием раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств.
Также налоговый орган указал на использование обществом при приобретении в 3 квартале 2019 года товаров (работ, услуг) на цели строительства завода по производству лакокрасочных материалов средств федерального бюджета и бюджета Кабардино-Балкарской Республики в форме субсидий.
Не согласившись с принятыми решениями, общество обжаловало их в УФНС по КБР (т.1л.д. 52-55).
Решением от 16.09.2020 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили обществу основанием для обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 198, 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Исходя их пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ, если иное не установлено названной статьей, вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ, вычету не подлежат.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 335-ФЗ), с 01.01.2018 суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат на уплату налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Таким образом, в случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ вычету не подлежат.
Согласно уточной налоговой декларации общества за 3 квартал 2019 года обществом указана налоговая база с реализации имущества 1 574 525 рублей, при этом сумма исчисленного налога на добавленную стоимость составила 314 905 рублей, а общая сумма налога, подлежащая вычету, составила 12 376 085 рублей.
Инспекцией принят налоговый вычет в сумме 22 587 рублей 54 копейки по взаимоотношениям с обществом с ограниченной ответственностью "Каббалкгеология" и обществом с ограниченной ответственностью "РСЦ "Инфо-Бухгалтер", поскольку данные платежи произведены до поступления обществу бюджетных средств.
При этом, в вычете на сумму 12 353 497 рублей 46 копеек по иным контрагентам, указанным в книге покупок (т.3 л.д.95-100) инспекцией отказано.
Из материалов дела усматривается, что в подтверждение права на вычет в заявленном объеме общество представило на проверку договоры на приобретение товаров (работ, услуг), счета-фактуры поставщиков (подрядчиков), товарные и товарно-транспортные накладные.
Обществом в налоговой декларации заявлен вычет по операциям, связанным с приобретением товаров (работ, услуг), используемых в своей основной хозяйственной деятельности в рамках инвестиционного проекта "Строительство завода по производству лакокрасочных изделий мощностью до 10000 тонн в год", реализованного в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2025 годы", включенной в "Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа на 2016 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г N 309, государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года".
Из материалов дела усматривается, что общество осуществляет строительство завода по производству лакокрасочных материалов по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район., 800 метров от рынка "Аруан", ориентировочно в двух километрах от с.п. Урвань вдоль трассы М-29 по направлению во Владикавказ.
Строительство указанного завода ведется в рамках реализации инвестиционного проекта в соответствии с подпрограммой "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы по Социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 309.
10.02.2018 в рамках вышеуказанной подпрограммы между Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Правительством Кабардино-Балкарской Республики 27.12.2018 заключено дополнительное соглашение N 370-08-2018-017 о предоставлении в 2018 в бюджет Кабардино-Балкарской Республики из федерального бюджета субсидии на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках программы "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016-2025 оды(т.2 л.д.1-7).
Приложением N 1 к дополнительному соглашению установлен Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых представляется субсидия.
Пунктом 4 Перечня мероприятий предусмотрено осуществление имущественного взноса Кабардино-Балкарской Республики в акционерное общество "Корпорация развития КБР" на реализацию инвестиционного проекта "Строительство завода по производству лакокрасочных материалов мощностью до 10000 тонн "Нэжан" (т.2л.д.4).
Приложением N 2 к дополнительному соглашению также предусмотрено внесение на счет общества средств консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики (л.д.5).
Пунктом 1 приложения N 7 государственной программой Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" регламентирован порядок предоставления субсидий из федерального - бюджетам субъектов, входящих в состав СКФО.
В пункте 4 приложения N 7, "акционерное общество субъекта Российской федерации" определено как юридическое лицо, которое создано в организационно-правовой форме акционерного общества по решению высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, в том числе путем реализации мероприятий соответствующей подпрограммы в рамках общей Программы. Рассматриваемым документом установлено требование в соответствии, с которым в уставном капитале "акционерного общества субъекта РФ", на момент предоставления субсидии на осуществление имущественного взноса, доля субъекта Российской Федерации должна составлять сто процентов. В роли "акционерного общества субъекта Российской федерации" выступает акционерное общество "Корпорация Развития Кабардино-Балкарской Республики".
Правительством Кабардино-Балкарской Республики осуществлялся имущественный взнос в уставный капитал корпорации на реализацию проекта "Строительство завода по производству лакокрасочных материалов до 10 000 тонн", за счет бюджетных ассигнований.
Предусмотренные на указанные цели денежные средства перечислялись на специальный счет в Министерство Финансов Кабардино-Балкарской Республики.
28.06.2018 между Кабардино-Балкарской Республикой в лице Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики и корпорацией на основании статьи 80 БК РФ заключен договор об участии Кабардино-Балкарской Республики в уставном капитале акционерного общества "Корпорация Развития Кабардино-Балкарской Республики" (т.2 л.д.25-33).
Министерством земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на счет корпорации внесены денежные средства, что подтверждается карточкой счета N 75 (т.3, л.д.58), распоряжением на зачисление в доход N 080249 от 29.06.2018 г. (т.3. л.д. 61).
20.08.2018 между ООО "Нэжан" и корпорацией заключен договор N 02-18-ГП (т.2 л.д.8-14), предметом которого является внесение корпорацией взноса в уставный капитал общества денежных средств в размере 110 210 890 рублей.
В соответствии с пунктом 1.2 договора общая стоимость инвестиционного проекта составляет 256 240 320 рублей.
Сроком реализации проекта в соответствии с пунктом 1.3 договора является январь 2018 года - декабрь 2018 года.
Согласно пункту 3.2.3 договора общество обязало привлечь собственные денежные средства в сумме 69 529 430 рублей и заемные средства в размере 76 500 000 рублей.
25.04.2019 между ООО "Нэжаи" и корпорацией заключено дополнительное соглашение к договору N 02-18-ГП от 20.08.2018 года, в соответствии с которым продлен срок реализации проекта до августа 2019 года.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что денежные средства, поступившие обществу, предоставлены в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2025 годы", государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 309, что свидетельствует о том, что указанные денежные средства являются бюджетными.
Частью 4 статьи 170 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При этом, в случае оплаты затрат за счет бюджетной субсидии из федерального бюджета налоговые вычеты общество заявлять не вправе.
Материалами дела подтверждается, что при оплате понесенных затрат за счет федерального и республиканского бюджетов ООО "Нэжан" в нарушение пункта 4 статьи 170 НК РФ не вело раздельный учет бюджетных средств, поступивших из различных бюджетов и собственных денежных средств.
При этом, непредставление обществом доказательств ведения раздельного учета не позволяет определить доли финансируемых из федерального и республиканского бюджетов и собственных средств.
Претендуя на возмещение из бюджета налогового вычета по затратам, общество не представило соответствующие доказательства величины доли этих затрат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для принятия заявленных обществом налоговых вычетов.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции неправильно применена норма материального права часть 4 статьи 170 НК РФ, предусматривающая ведение раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций.
При этом, общество полагает, что не проводило операций, не облагаемых налогом, не имело специальных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД), в связи с чем, необходимости ведения раздельного учета сумм налогов не имелось.
Указанный довод не применяется апелляционным судом по следующим основаниям.
С 01.01.2018 на основании пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в редакции Закона N 335-ФЗ при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат независимо от факта включения суммы НДС в субсидии.
Таким образом, при получении налогоплательщиком в качестве взноса в уставный капитал денежных средств, ранее предоставленных его учредителю юридическому лицу (АО) в виде бюджетных инвестиций из регионального бюджета с возникновением права государственной собственности на эквивалентную часть в уставном капитале такого юридического лица, применяются нормы пункта 2.1 статьи 170 НК РФ.
Следовательно, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет бюджетных средств, к вычету у данного налогоплательщика на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ не принимаются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные денежные средства не являются субсидией в силу требований статьи 213 ГК РФ, поскольку внесены в качестве вклада учредителем, корпорацией, которая не является государственным учреждением, не принимаются апелляционным судом.
Так, согласно пункту 1 статьи 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, бюджетная инвестиция является одним из видов внесения доли в уставный капитал общества, При этом, обязательство по уплате налогов выходит за рамки гражданско-правового обязательства и к нему в силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство не применяется.
Апелляционный суд не принимает ссылки подателя на письма ФНС России от 13.06.2017 N СД-4-3/11120@, от 30.07.2014 N ГД-4-3/14870@, Министерства финансов Российской Федерации от 23.05.2013 N 03-07-11/18427, от 31.10.2011 N 03-07-11/291, поскольку они изданы до введения в действие пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в редакции Закона N 335-ФЗ.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения суда первой инстанции (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.05.2021 по делу N А20-5072/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5072/2020
Истец: ООО "Нэжан"
Ответчик: ИФНС России N1 по г. Нальчику
Третье лицо: АО "Корпорация развития КБР", Министерство земельных и имущественных отношений КБР, Кетов Альберт Хамидович, Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд