город Томск |
|
6 августа 2021 г. |
Дело N А45-36623/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.
судей: Колупаевой Л.А.,
Сластиной Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Власовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения города Новосибирска "Центр спортивной подготовки "Заря" (N 07АП6399/2021) на решение от 19.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) по делу N А45-36623/2020, по иску муниципального унитарного предприятия города Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений" (630112, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кошурникова, дом 12А, ИНН 5406010778, ОГРН 1035402471411) к муниципальному автономному учреждению города Новосибирска "Центр спортивной подготовки "Заря" (630071, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Спортивная, дом 2, офис 319, ИНН 5404452756, ОГРН 1125476001705) о взыскании задолженности по оплате договоров водоотведения поверхностных сточных вод N 612АЛ18, N 1257АЛ20 в размере 1 086 731,54 рублей, пени по договорам водоотведения поверхностных сточных вод N 612АЛ18, N 1257АЛ20 в размере 45 590,01 рублей, а так же пени с 12.12.2020 по день фактической уплаты основного долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату оплаты, от суммы основного долга с учетом уменьшения на сумму поступающих платежей за каждый день просрочки по день фактической уплаты суммы долга,
без участия представителей сторон в судебном заседании,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений" (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к муниципальному автономному учреждению города Новосибирска "Центр спортивной подготовки "Заря" (далее - учреждение, ответчик) о взыскании задолженности по договору водоотведения поверхностных сточных вод N 612АЛ18 от 27.01.2019 в размере 593 598 рублей 01 копейки; по договору водоотведения поверхностных сточных вод N 1257АЛ20 от 20.01.2020 в размере 493 133 рублей 53 копеек, пени по договорам в размере 45 590 рублей 01 копейки, а так же пени с 12.12.2020 по день фактической уплаты основного долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату оплаты, от суммы основного долга с учетом уменьшения на сумму поступающих платежей за каждый день просрочки по день фактической уплаты суммы долга.
Решением от 19.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены частично, с учреждения в пользу предприятия взыскана задолженность по договору водоотведения поверхностных сточных вод N 612АЛ18 от 27.01.2019 в размере 593 598 рублей 01 копейки; задолженность по договору водоотведения поверхностных сточных вод N 1257АЛ20 от 20.01.2020 в размере 493 133 рублей 53 копеек, а также государственная пошлина в размере 23 344 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, учреждение обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что суд первой инстанции не дал правовую оценку следующим фактам: у предприятия в спорный период времени отсутствовали права владения и (или) пользования централизованной системой канализации; предприятием не определялось наличие технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод с земельных участков учреждения, в том числе по результатам технического обследования централизованной системы водоотведения; не исследовался рельеф земельных участков, технологически не присоединенных к централизованной системе канализации; не было получено разрешение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод; не производились действия по осуществлению контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения. Факт оказания предприятием услуг учреждению не доказан; предоставленные предприятием доказательства являются недостаточными. Довод учреждения о злоупотреблении предприятием правом, оставлен судом первой инстанции без внимания.
Определением от 02.07.2021 апелляционная жалоба принята к рассмотрению, назначено судебное заседание.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу указало, что доводы учреждения основаны на ошибочном толковании норм права и фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции. Суд объективно установил все значимые по делу обстоятельства; оснований для отмены решения, равно как и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен судом к материалам дела.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на Интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва не нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела, предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства), является субъектом естественных монополий в сфере услуг водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, на территории Новосибирской области.
Учреждение на праве постоянного (бессрочного) пользования занимает земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:062375:13, 54:35:062540:3, 54:35:062375:53 общей площадью 19,4 га.
Постановлением мэрии города Новосибирска N 4410 от 27.09.2017 "О схеме централизованной ливневой системы водоотведения города Новосибирска на 2017-2027 годы" утверждена схема централизованной ливневой системы водоотведения города Новосибирска в соответствии с которой отвод поверхностных сточных вод с территории города Новосибирска осуществляется по коллекторам ливневой канализации со сбросом в Новосибирское водохранилище, реки Обь, Ельцовка-1, Ельцовка-2, Каменку, Плющиху, Иню, Тулу, Нижняя Ельцовка, ручей Камышенский.
В соответствии со схемой централизованной ливневой системы водоотведения города Новосибирска, на 2017-2027 годы, утвержденной Постановлением мэрии города Новосибирска N 4410 от 27.09.2017, земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:062375:13, 54:35:062540:3, 54:35:062375:53 находятся в эксплуатационной зоне правого берега реки Обь и реки Тула.
Учреждение 24.12.2018 и 19.12.2019 получило от предприятия предложения заключить договоры водоотведения поверхностных сточных вод N N 612АЛ18, N1257АЛ20.
В установленный срок каких-либо предложений об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", а также Правил и условий типовых договоров (в части условий договоров, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), в адрес предприятия от учреждения не поступило.
В соответствии с пунктами 1, 4, 6 договоров организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы состава сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки и порядке, которые определены в настоящем договоре.
По договору N 612АЛ18 датой начала приема сточных поверхностных вод является 24.12.2018, по договору N 1257АЛ20 - 01.01.2020.
Оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тариф на водоотведение в 2019 году установлен Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 30.10.2018 года N 310-В "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на водоотведение поверхностных сточных вод для Муниципального унитарного предприятия города Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений", осуществляющего деятельность по водоотведению поверхностных сточных вод на территории города Новосибирска, на период регулирования 2019 - 2021 годов", в размере 14,46 руб./м3 (без НДС).
Согласно приложениям N 2, N 5 к Договору 612АЛ18 и установленного тарифа, размер оплаты водоотведения поверхностных сточных вод за весь срок действия Договора составил 593 598 рублей 01 копейку, в том числе НДС 20% - 98 933 рубля, в том числе (без НДС): за апрель 2019 года - 70 666 рублей 45 копеек (счет на оплату N 941 от 15.06.2020); за май 2019 года - 70 666 рублей 45 копеек (счет на оплату N 941 от 15.06.2020); за июнь 2019 года - 70 666 рублей 45 копеек (счет на оплату N 941 от 15.06.2020); за июль 2019 года - 70 666 рублей 45 копеек (счет на оплату N 941 от 15.06.2020); за август 2019 года - 70 666 45 рублей (счет на оплату N 941 от 15.06.2020); за сентябрь 2019 года- 70 666 рублей 45 копеек (счет на оплату N 941 от 15.06.2020); за октябрь 2019 года - 70 666 рублей 31 копейка (счет на оплату N 941 от 15.06.2020).
Тариф на водоотведение поверхностных сточных вод с 01.01.2020 по 30.06.2020 составил 14,46 руб./м3 (без НДС), с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 14,64 руб./м3 (без НДС), согласно приказу N 345-В от 29.10.2019 "О корректировке на 2020 год тарифов на водоотведение поверхностных сточных вод, установленных на долгосрочный период регулирования для Муниципального унитарного предприятия города Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений", осуществляющего деятельность по водоотведению поверхностных сточных вод на территории города Новосибирска".
Согласно приложениям N 2, N 5 к Договору 1257АЛ20 и установленного тарифа, размер оплаты водоотведения поверхностных сточных вод с января по август составил 493 133 рубля 53 копейки, в том числе НДС 20% - 82 188 рублей 92 копейки, в том числе (без НДС): за апрель 2020 года - 81 781 рубль 71 копейка (счет на оплату N 898 от 30.04.2020); за май 2020 года- 81 781 рубль 71 копейка (счет на оплату N 899 от 31.05.2020); за июнь 2020 года - 81 781 рубль 71 копейка (счет на оплату N 2057 от 10.09.2020); за июль 2020 года - 82 799 рублей 74 копейки (счет на оплату N 2057 от 10.09.2020); за август 2020 года - 82 799 рублей 74 копейки (счет на оплату N 2057 от 10.09.2020).
В силу пункта 7 договора расчетный период, установленный договором, равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату в следующем порядке: 50 процентов стоимости объема сточных вод, сброшенных абонентом за предыдущий месяц (для абонентов, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад, - стоимости максимального расхода сточных вод, указанных в настоящем договоре), вносится до 18-го числа текущего месяца.
Оплата за фактически оказанные услуги водоотведения в истекшем месяце с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Задолженность учреждения по оплате за водоотведение поверхностных сточных вод по договору N 612АЛ18 от 27.01.2019 составила 593 598 рублей 01 копейка, по договору N 1257АЛ20 от 20.01.2020 - 493 133 рубля 53 копейки.
08.07.2020 учреждение получило счета на оплату: от 15.06.2020 N 941, от 30.04.2020 N 898, от 31.05.2020 N 899 и 17.09.2020, от 10.09.2020 N 2057, однако оплату не произвело.
17.09.2020 предприятие направило в адрес Учреждения претензию от 16.09.2020 N 24/07/04299 о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность по Договорам.
Поскольку требование исполнено не было, предприятие обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции счет факт оказания услуг водоотведения учреждению доказанным, размер задолженности подтвержденным. При этом, отказывая в удовлетворении требования предприятия о взыскании пени, суд учел предоставленную учреждению государственную меру поддержки в виде моратория на банкротство.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с положениями статьи 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В соответствии с Законом N 416-ФЗ ФЗ Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 644.
Материалами дела установлено, что предприятие оказало учреждению услуги по водоотведению, что подтверждается счетами на оплату от 15.06.2020 N 941, от 30.04.2020 N 898, от 31.05.2020 N 899, от 10.09.2020 N 2057.
Расчет суммы основного долга истцом выполнен расчетным способом в соответствии с приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 639/пр "Об утверждении Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2015 N 36194), общий размер долга составил 1 086 731 рубль 54 копейки.
Доводы ответчика о том, что у него отсутствует обязанность по уплате задолженности, правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Как ранее изложено, схема централизованной ливневой системы водоотведения города Новосибирска на 2017-2027, утверждена Постановлением мэрии города Новосибирска от 27.09.2017 N 4410.
Земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:062375:13, 54:35:062540:3, 54:35:062375:53 принадлежат Учреждению и находятся в зоне централизованной ливневой системы, номер водосборного бассейна 10-147.
Исходя из норм действующего законодательства и представленных в материалы дела документов следует, что Учреждение находится в зоне централизованной системы водоотведения поверхностных сточных вод, для которого департамент по тарифам Новосибирской области установил тариф водоотведения для Предприятия, в связи с чем у Учреждения возникает обязанность заключить договор водоотведения поверхностных сточных вод.
Основанием для заключения договора водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 8 Правил N 644).
Предприятие, осуществляющее водоотведение, по условиям договоров, обязалось осуществлять прием сточных вод учреждения в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а учреждение - соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в договорах.
Согласно пункту 12 Правил N 644 абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор.
В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с положениями пункта 13 Правил N 644 абонент вправе представить организации водопроводно-канализационного хозяйства предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Закона N 416-ФЗ, настоящих Правил и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 23 статьи 2 Закона N 416-ФЗ сточные воды централизованной системы водоотведения - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
В силу пункта 2 Правил N 644 под поверхностными сточными водами понимаются принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
Согласно пункту 5 статьи 7 Закона N 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В силу пункта 38 Правил N 644 отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 39 Правил N 644 договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод, либо если возможность отведения (приема) поверхностных сточных вод от объектов таких абонентов предусмотрена условиями подключения (технологического присоединения).
Согласно пункту 40 Правил N 644 зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод.
В соответствии с пунктом 41 Правил N 644 отведение (прием) поверхностных сточных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.
Таким образом, отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, положения которого не должны противоречить императивным нормам законодательства.
Из системного толкования положений пунктов 16, 17, 31, 32 Правил N 644 следует, что действующее законодательство устанавливает требования к согласованию границ эксплуатационной ответственности при заключении договора водоотведения как в случае присоединения абонента к централизованной системе водоотведения, так и в случае неорганизованного сброса поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения.
В силу пункта 43 Правил N 644 в договоре водоотведения, предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, определяются точки приема поверхностных сточных вод.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ, пунктом 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Исходя из содержания указанных правовых норм, следует, что оплате подлежат только фактически оказанные услуги.
Пунктом 5 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к существенными условиями договора водоотведения отнесены: предмет договора, режим приема сточных вод; порядок учета принимаемых сточных вод; границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей; иные условия, установленные правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные условия закреплены в пункте 3 статьи 15 Закона N 416-ФЗ, в соответствии с которым единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды и сточных вод в узлах учета или расчетным способом.
На территории, принадлежащей на праве собственности предприятию, расположена ливневая канализация, в которую поступают поверхностные сточные воды учреждения.
Вышеуказанная ливневая канализация технологически присоединена к централизованной системе водоотведения, что подтверждается приложениями к договорам и инженерно-топографическим планом.
В соответствии с приложением N 7 к договорам установлены точки приема поверхностных сточных вод. Указанные точки приема входят в состав ливневой канализации по адресу: ул. Спортивная-Танкистов, Колхидская-Заозерная.
Ливневая канализация на праве хозяйственного ведения принадлежит предприятию, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Вышеуказанные точки приема поверхностных сточных вод являются границей эксплуатационной ответственности предприятия и учреждения. Таким образом, предприятие осуществляет прием поверхностных сточных вод с территории учреждения в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в предусмотренный водосборный бассейн 10-147.
Виду отсутствия у ответчика приборов учета сточных вод, расчет объема принимаемых (отведенных) поверхностных сточных вод был выполнен Предприятием в соответствии с методическими указаниями по расчету поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 639/пр.
Проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о заключенности договоров, а также о наличии оснований для удовлетворения требований Предприятия в части взыскания основной задолженности в размере 1 086 731 рубль 54 копейки.
Относительно требований предприятия о взыскании с учреждения пени по двум договорам в размере 45 590 рублей 01 копейки, а так же пени с 12.12.2020 по день фактической уплаты основного долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату оплаты, от суммы основного долга с учетом уменьшения на сумму поступающих платежей за каждый день просрочки по день фактической уплаты суммы долга, суд первой инстанции указал, что оснований для её взыскания не имеется.
Апелляционный суд соглашается с выводом арбитражного суда.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте федеральной налоговой службы, Учреждению предоставлена мера поддержки в виде моратория на банкротство.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" и постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1587 "О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников", мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов действовал с 06.04.2020 по 01.01.2021.
Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), являлось обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам.
Согласно абзацу, первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве. Предусмотренные мораторием мероприятия предоставляют лицам, на которых он распространяется, преимущества (в частности, освобождение от уплаты неустойки и иных финансовых санкций) и одновременно накладывают на них дополнительные ограничения (например, запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли).
Поскольку, учреждению указанная мера была предоставлена, оснований для начисления и, соответственно, взыскания пени не имелось. Суд первой инстанции правомерно отказал предприятию в удовлетворению требований в данной части.
Довод апеллянта о том, что услуги Предприятием не оказывались, противоречит фактическим обстоятельства дела.
Как указывалось ранее, земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:062375:13, 54:35:062540:3, 54:35:062375:53, общей площадью 19,4 га, принадлежат Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования и находятся в зоне централизованной ливневой системы (номер водосборного бассейна 10-147); департамент по тарифам Новосибирской области установил тариф на водоотведение поверхностных сточных вод для вышеуказанной зоны (на 2019 год - в соответствии с приказом департамента от 30.10.2018 года N 310-В, на 2020 год - согласно приказа департамента от 29.10.2019 N 345-В); договоры водоотведения поверхностных сточных вод N 612АЛ18 и N 1257АЛ20 заключены, не оспорены, недействительными не признаны; установлены точки приема поверхностных сточных вод, которые входят в состав ливневой канализации по адресу: ул. Спортивная-Танкистов-Колхидская-Заозерная, принадлежащей на праве хозяйственного ведения предприятию; границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности установлены.
Факт оказания услуг по водоотведению, помимо прочего, подтверждается договорами, а также счетами, выставляемыми и направляемыми предприятием в адрес Учреждения.
Оснований согласиться с доводом апеллянта о том, что судом первой инстанции не учтен рельеф местности, у апелляционного суда не имеется.
Схема централизованной ливневой системы водоотведения города Новосибирска на 2017 - 2027 годы утверждена Постановлением мэрии города Новосибирска от 27.09.2017 N 4410 (в редакции постановления мэрии города Новосибирска от 04.06.2019 N 2034) и разработана с учетом особенностей рельефа местности, а также расположения подземных сооружений системы водоотведения поверхностных сточных вод в порядке, установленном Постановлением от 05.09.2013 N 782.
В зависимости от рельефа местности, горизонтальной и вертикальной планировки улиц и проездов территория города Новосибирска разбита на эксплуатационные зоны, которые, в свою очередь, разбиты по бассейнам стока и основным коллекторам на централизованные ливневые системы. Следовательно, рельеф местности учитывается при подготовке и утверждении Схемы водоотведения, с учетом которого территория города разделена на отдельные эксплуатационные зоны.
Наличие у предприятия решения на предоставление водного объекта в пользование, а также наличие договора с аккредитованной лабораторией с целью определения состава и свойств сточных вод к предмету настоящего спора не относится.
Довод апеллянта об отсутствии у предприятия в спорный период времени права владения и (или) пользования централизованной системой водоотведения, является необоснованным, поскольку, согласно приказу департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска от 01.08.2017 N 578-од, муниципальное имущество (объекты ливневой канализации) закреплено на праве хозяйственного ведения за предприятием. Доказательств обратного, учреждением в материалы дела не предоставлено.
Отсутствие государственной регистрации права, в настоящем случае, какого-либо правового значения не имеет и не влияет на оценку фактических отношений сторон по оказанию услуг водоотведения поверхностных сточных вод.
Признаков злоупотребления правом, как на то указал апеллянт, в действиях предприятия не усматривается.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются апелляционным судом несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-36623/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-36623/2020
Истец: МУП Города Новосибирска "Управление Заказчика по Строительству Подземных Транспортных Сооружений"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ЦЕНТР СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ "ЗАРЯ"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд