г. Красноярск |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А33-1789/2021 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Барыкин М.Ю.,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Токарева Виталия Валерьевича (ИНН 242000302422, ОГРН 309246822400092) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 09.04.2021 по делу N А33-1789/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (межрайонное) (далее также - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Токареву Виталию Валерьевичу (далее также - предприниматель) о взыскании финансовых санкций в размере 4 000 рублей.
Решением от 09.04.2021 требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указал, что из-за режима нерабочих дней, объявленных в 2020 году по причине распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), предприниматель не мог предоставить сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года в установленный срок. Сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года были предоставлены в первый рабочий день.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству были размещены 23.06.2021 в 04:34:32 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте суда в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, предприниматель представил сведения по форме СЗВ-М (тип формы "исходная") за март 2020 года в территориальное подразделение ПФР РФ - 12.05.2020. В связи с чем, заявителем составлен акт N 205S18200017804 от 26.06.2020 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, рассмотрение акта назначено на 04.08.2020.
По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение от 04.08.2020 N 205S19200020007 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым предприниматель привлечен к ответственности за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М (тип формы "исходная") за март 2020 года в виде штрафа в сумме 4 000 рублей.
На основании решения от 04.08.2020 N 205S19200020007 предпринимателю было выставлено требование от 07.09.2020 N 205S01200024103 об уплате финансовых санкций в сумме 4000 рублей в добровольном порядке в срок до 25.09.2020.
Ссылаясь на неисполнение предпринимателем обязательств по уплате финансовых санкций в сумме 4000 рублей, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены судебного акта по следующим основаниям.
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 Постановления N 11-П от 18.02.2019 и пункте 4.2 Постановления N 12-П от 18.05.2012 указал, что по смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличии вины как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении государственного принуждения в сфере публичной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2019 N 5-П общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права служит наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.
Таким образом, отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения. Иная трактовка состава правонарушения, в том числе пенсионного законодательства, как основания ответственности противоречит природе правосудия.
Согласно материалам дела предпринимателем сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года были представлены 12.05.2020, то есть после истечения установленного законом срока (15.04.2020).
Однако Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации установлены с 04 по 30 апреля 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях дальнейшего обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации установлены с 06 по 08 мая 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
В связи с чем, на территории Российской Федерации была приостановлена (ограничена) деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей.
Дни с 01 мая по 05 мая и с 09 мая по 11 мая 2020 года являлись выходными днями.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" до 15.05.2020 продлены сроки представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (в соответствии с пунктом 5.2 статьи 174 НК РФ) и расчетов по страховым взносам за 1 квартал 2020 года.
С учетом того, что Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, то нормы о продлении сроков предоставления отчетностей также могут быть применены к сведениям индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 17.04.2020 N НП-08-24/8051 "О применении финансовых санкций" указал, что считает возможным не привлекать страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период - март 2020 года.
Учитывая изложенное, представление сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года - 12.05.2021 не образует состава правонарушения, указанного в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Соответственно, в рассматриваемом случае не имеется оснований для взыскания с предпринимателя финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений о застрахованных лицах.
Аналогичный правовой подход высказан в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 29.06.2021 по делу N А46-20759/2020, в постановлении АС Московского округа от 30.06.2021 по делу N А40-231555/2020.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 09.04.2021 по делу N А33-1789/2021 подлежит отмене в порядке статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя в порядке статьи 110 АПК РФ с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 46 от 11.07.2014 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "09" апреля 2021 года по делу N А33-1789/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (межрайонное) в пользу индивидуального предпринимателя Токарева Виталия Валерьевича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1789/2021
Истец: АО "СИБАГРОПРОМСТРОЙ", ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВЕТСКОМ РАЙОНЕ Г. КРАСНОЯРСКА
Ответчик: ТОКАРЕВ ВИТАЛИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ