г. Чита |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А19-1354/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 мая 2021 года, принятое в виде резолютивной части, по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу NА19-1354/2021 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2, адрес филиала: 664003, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 7) к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (ОГРН 1023801428738, ИНН 3810031323, адрес: 664007, область Иркутская, город Иркутск, улица Декабрьских Событий, дом 88) о признании незаконными решений,
(суд первой инстанции - Е.В. Дмитриенко),
без вызова сторон в судебное заседание
УСТАНОВИЛ:
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (далее - общество, ООО "РЖД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решения ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N 1 (далее - ответчик, пенсионный фонд) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования 03.11.2020 г. N 048S19200034595, N 048S19200034596, N 048S19200034597, N048S19200034598, N 048S19200034599, N 048S19200034600, N 048S19200034601, N048S19200034602, N 048S19200034603, N 048S19200034604, N 048S19200034605 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление в установленный срок сведений за отчетный период - январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год, в виде штрафа в общем размере 15 000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области решения ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N 1 о привлечении страхователя ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.11.2020 г. N 048S19200034595, N 048S19200034596, N 048S19200034597, N048S19200034598, N 048S19200034599, N 048S19200034600, N 048S19200034601, N048S19200034602, N 048S19200034603, N 048S19200034604, N 048S19200034605 признаны незаконными, как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суд обязал ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N 1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" в соответствии с нормами действующего законодательства. Взыскал с ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N 1 в пользу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" расходы по уплате государственной пошлины в размере 33 000 рублей.
В обосновании суд указал, что страхователем были представлены формы СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период - за январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год 03.09.2020, 04.09.2020 г, 07.09.2020, в срок не позднее пяти рабочих дней, после получения уведомления (03.09.2020 г.), то есть, без нарушения пятидневного срока. Таким образом, Общество реализовало свое право, предусмотренное статьей 15 Закона N 27-ФЗ, на дополнение и уточнение переданных сведений.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 17.05.2021 года по делу N А19-1354/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Полагает, что поскольку страхователь подал дополняющие сведения позже установленного законом сроков в отношении своих работников, сведения о которых не отражены в "исходной" форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, то установлен факт нарушения сроков представления указанных индивидуальных сведений, следовательно, Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Российской Федерации в Иркутской области N 1 обоснованно оспариваемыми решения привлек страхователя к ответственности но статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ.
От Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области поступило ходатайство о замене стороны Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 его правопреемником - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
Из представленных Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области документов, судом апелляционной инстанции установлено, что на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 03.03.2021 N 51П "О реорганизации территориальных органов ПФР в Иркутской области" произведена реорганизация Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области путем присоединения к нему, в том числе Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1. Соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 прекратило свою деятельность 21.06.2021 - прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, запись N 2213800304265 от 21.06.2021.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что заявление о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению, Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 подлежит замене на его правопреемника - Государственное учреждение - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - пенсионный фонд, фонд).
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером - 1037739877295.
Управлением Пенсионного фонда проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а так же порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
В результате проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ОАО "РЖД" сведений индивидуального (персонифицированного) учета должностным лицом Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 обнаружен факт нарушения страхователем требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", что выразилось в нарушении срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год, 4706, 4718, 4744, 4960, 4965, 5533, застрахованных лиц.
Согласно актам от 21.09.2020 N 048S18200029047, N 048S18200029050, N 048S18200029106, N 048S18200029111, N 048S18200029126, N 048S18200029127, N 048S18200029152, N 048S18200029157, N 048S18200029158, N 048S18200029164, N 048S18200029165, о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, при установленном до 15.02.2019, 15.03.2019, 15.04.2019, 16.12.2019, 15.01.2020, 02.03.2020, сроке, сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год представлены Обществом в Управление Пенсионного фонда 12.02.2019, 13.03.2019, 11.04.2019, 09.12.2019, 13.01.2020, 26.02.2020 на 706, 4718, 4744, 4960, 4965, 5533, застрахованных лиц.
По результатам сверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-Стаж с расчетами по страховым взносам, поступившим из ФНС России, за отчетные периоды за январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год страхователю 03.09.2020 года по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление о наличии расхождений в указанных сведениях.
Страхователем во исполнение уведомления 03.09.2020, 04.09.2020, 07.09.2020 представлены сведения по форме СЗВ-М, СЗВ-Стаж с типом "Дополняющая" за отчетный период за январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год в отношении 3, 3, 1, 3, 2, 1, 2, 2, 4, 6, 3 застрахованных лиц, которые отсутствовали в исходной форме СЗВ-М, СЗВ-Стаж за январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год.
По итогам рассмотрения вышеуказанных актов решениями начальника Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 от 03.11.2020 г. N 048S19200034595, N 048S19200034596, N 048S19200034597, N048S19200034598, N 048S19200034599, N 048S19200034600, N 048S19200034601, N048S19200034602, N 048S19200034603, N 048S19200034604, N 048S19200034605 ОАО "РЖД" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, в виде штрафа в общем размере 15 000 рублей 00 копеек.
Полагая, что вышеуказанные решения Пенсионного фонда не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, срок представления индивидуальных сведений, указанных в пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год истекал 15.02.2019, 15.03.2019, 15.04.2019, 16.12.2019, 15.01.2020, 02.03.2020.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из содержания данной нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Как правильно установлено судом первой инстанции, заявителем сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год представлены Обществом в Управление Пенсионного фонда 12.02.2019, 13.03.2019, 11.04.2019, 09.12.2019, 13.01.2020, 26.02.2020, то есть в установленный законом срок.
Указанное обстоятельство представителем пенсионного фонда не оспаривается и подтверждается положительными протоколами входного контроля, согласно которого сведения о застрахованных лицах СЗВ-М (исходная) были приняты Управлением без ошибок.
Каких-либо извещений (уведомлений) об обнаружении неточностей, ошибок в отчете от Управления пенсионного фонда не поступало.
В последующем, по результатам проверки правильности заполнения сведений по форме СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за отчетные периоды январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год представленных Обществом в Управление Пенсионного фонда, 03.09.2020 года по телекоммуникационным каналам связи Страхователю было направлено уведомление о расхождении в представленных сведениях по форме СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за отчетные периоды январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год.
анное уведомление получено страхователем 03.09.2020.
Следовательно, об этом стало известно страхователю только после получения 03.09.2020 г. по ТКС от Фонда Уведомления о расхождении в представленных сведениях по форме СЗВ-Стаж и СЗВ-М за указанные отчетные периоды.
В целях устранения выявленных нарушений Обществом 03.09.2020, 04.09.2020 г., 07.09.2020 за отчетные периоды - январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год в Управление Пенсионного фонда по ТКС были представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "Дополняющая" в отношении 3, 3, 1, 3, 2, 1, 2, 2, 4, 6, 3 застрахованных лиц, которые отсутствовали в исходной форме СЗВ-М, СЗВ-Стаж за январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год.
Указанное обстоятельство подтверждается извещением о доставке формы СЗВ-М (дополняющая) на по ТКС от 03.09.2020, 04.09.2020 г., 07.09.2020, согласно которого сведения о застрахованных лицах СЗВ-М так же были приняты Управлением корректно, а также письмом от 03.09.2020 N ИСХ-10167/ВСИБ ОЦОР.
Иными словами, сведения по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год, представленные страхователем и принятые Управлением Пенсионного фонда 03.09.2020, 04.09.2020 г., 07.09.2020, представляли собой исправленную Обществом отчетность.
Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что спорные сведения фактически представлены Обществом в установленный законодательством срок до 15.02.2019, 15.03.2019, 15.04.2019, 16.12.2019, 15.01.2020, 02.03.2020.
03.11.2020 г. заместителем начальника пенсионного фонда вынесены решения N 048S19200034595, N 048S19200034596, N 048S19200034597, N048S19200034598, N 048S19200034599, N 048S19200034600, N 048S19200034601, N048S19200034602, N 048S19200034603, N 048S19200034604, N 048S19200034605 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в общем размере 15 000 руб. 00 коп. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, за отчетный период январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год.
По мнению Пенсионного органа, представление корректирующих сведений не освобождает страхователя от ответственности, поскольку в п. 40 Инструкции N 211н установлено, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Отклоняя доводы пенсионного фонда, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Действительно, Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
Вместе с тем, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Этой же нормой Федерального закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях., по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Федеральным 17 законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Положения статьи 15 закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности.
Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, от 30.10.2017 N 307- КГ18-6769 по делу N А56-73062/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Как правильно указывает суд первой инстанции, исходные сведения за январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год представлены страхователем в Пенсионный фонд посредством электронного документооборота 12.02.2019, 13.03.2019, 11.04.2019, 09.12.2019, 13.01.2020, 26.02.2020, т.е. в установленные законом сроки, что подтверждается извещениями о доставке с отражением даты и времени получения сведений.
Страхователем была представлена формы СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период - за январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год 03.09.2020, 04.09.2020 г, 07.09.2020, в срок не позднее пяти рабочих дней, после получения уведомления (03.09.2020 г.), то есть, без нарушения пятидневного срока.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что, подав 03.09.2020, 04.09.2020 г, 07.09.2020 дополняющие формы СЗВ-М за январь, февраль, март, ноябрь, декабрь 2019 года, 2019 год, Общество реализовало свое право, предусмотренное статьей 15 Закона N 27-ФЗ, на дополнение и уточнение переданных сведений.
Прежде всего, следует иметь в виду, что абзац третий статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, т.е. корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
Поскольку исходные сведения за спорный период страхователем представлены своевременно, представление корректирующих сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, а также учитывая, что вышеуказанные дополнения Пенсионным фондом приняты без замечаний (недостоверность сведений не установлена), суд первой инстанции правильно посчитал, что у Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования 03.11.2020 г. N 048S19200034595, N 048S19200034596, N 048S19200034597, N048S19200034598, N 048S19200034599, N 048S19200034600, N 048S19200034601, N048S19200034602, N 048S19200034603, N 048S19200034604, N 048S19200034605 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа, не соответствует требованиям Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате финансовых санкций, поэтому заявленное требование подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права, по тем же мотивам, что и судом первой инстанции.
Судебные расходы распределены верно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену заявителя по делу N А19-1354/2021 Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (ОГРН: 1023801428738, ИНН: 3810031323) на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980).
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 мая 2021 года по делу N А19-1354/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1354/2021
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ