город Томск |
|
6 августа 2021 г. |
Дело N А45-27543/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Молокшонова Д.В., |
|
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубенюк А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК Рейл Континент Сибирь" (07АП-6328/2021) на решение от 17.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-27543/2020 (судья Чернова О.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Сибинтеркамень" (ОГРН 1135476010482) к обществу с ограниченной ответственностью "ТК Рейл Континент Сибирь" (ОГРН 1125476039974) о возмещении ущерба в виде стоимости поврежденного груза в сумме 411 289 рублей 20 копеек, провозной платы в сумме 11 385 руб. 53 коп.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибинтеркамень" (далее - ООО "Сибинтеркамень") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТК Рейл Континент Сибирь" (далее - ООО "ТК Рейл Континент Сибирь") о взыскании стоимости поврежденного груза в сумме 411 289 руб. 20 коп., провозной платы в сумме 11 385 руб. 53 коп.
Решением от 17.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскан ущерб в виде стоимости поврежденного груза в сумме 344 862 руб. 24 коп; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ТК Рейл Континент Сибирь" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств дела.
ГУП ТО "Областное ДРСУ" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно экспедиторской расписке N Т3903748 от 27.09.2019 ООО "ТК Рейл Континент Сибирь"(экспедитор) приняло у грузоотправителя ООО "Арт Хаус" груз-керамогранит в количестве 9 мест, общим весом 5 500 кг, для организации перевозки данного груза по маршруту: г.Москва - г.Новосибирск с последующей выдачей груза грузополучателю- ООО "Сибинтеркамень".
Согласно товарной накладной N 1420/3о1 от 27.09.2019, товарно-транспортной накладной от 27.09.2019 стоимость перевозимого груза составила 1 551 880, 08 руб.
Истец оплатил ответчику вознаграждение за оказание экспедиторских услуг в сумме 51 235 руб.
14.10.2019 при получении груза в г.Новосибирске истцом обнаружены видимые повреждения транспортной упаковки, о чем сделана соответствующая отметка в экспедиторской расписке. Составлять и подписывать акт об обнаруженных внешних повреждениях, вскрывать поврежденную упаковку на предмет осмотра вложенного груза представитель ответчика отказался. Истцу было предложено перевезти груз по месту нахождения грузополучателя и там произвести разгрузку, осмотр груза с участием уполномоченного представителя экспедитора.
Истец вывез груз 14.10.20219 в количестве 5 грузовых мест (паллет) и 15.10.2019 в количестве 4 грузовых мест (паллет).
Истцом были составлены акты приема-передачи груза N 1 от 14.10.2019 в количестве 5 грузовых мест, согласно которому отсутствовали повреждения груза, и N 2 от 15.10.2019, в количестве 4 грузовых мест, из которых 2 грузовых места (паллета) имели повреждения груза. При составлении актов участвовал представитель экспедитора Стремоусова С.С., отказавшаяся от подписания актов.
В результате повреждения груза, по мнению истца, были причинены убытки в размере 411 289,20 рублей в виде стоимости поврежденного груза и расходы, связанные с провозной платой в размере 11 385,53 рублей.
В адрес ответчика истцом была направлена претензия от 15.10.2019 о возмещении ущерба за повреждение груза и части стоимости провозной платы, которая ответчиком получена, но оставлена им без удовлетворения, сославшись на отсутствие вины ответчика, что подтверждается письмом N 01 от 31.10.2019.
Неоплата причиненных убытков в добровольном порядке послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта наличия оснований для взыскания с ответчика убытков в пользу истца.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по существу иска в связи со следующим.
Между сторонами сложились правоотношения, которые регулируются положениями главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87).
Согласно положениям пункта 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой (абзац 2 статьи 801 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 87-ФЗ установлена обязанность экспедитора оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.
В соответствии абзацем первым статьи 803 ГК РФ и пунктом 1 статьи 6 Закон N 87 за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ и данного Закона.
По правилам статьи 805 ГК РФ, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, то экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
Согласно положениям абзаца 2 статьи 803 ГК РФ, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 6 Закона N 87.
Из материалов дела следует, что груз принят экспедитором к транспортировке без замечаний, в месте отправки груз был дополнительно упакован со стороны экспедитора в жесткую упаковку.
При приеме груза установлено, что два грузовых места (паллета) прибыли с нарушением внешней упаковки, о чем указано в экспедиторской расписке.
Ввиду того, что при приемке груза экспедитор отказался от его вскрытия, мотивируя отсутствием приспособленного для его места при выдаче груза, истец пригласил для составления акта представителя экспедитора. Осмотр груза проводился в присутствии уполномоченного лица экспедитора Стремоусовой С.С. При вскрытии грузовых мест обнаружено повреждение товара керамогранита в виде поломанных плит. Представитель экспедитора Стремоусова С.С. от подписания акта отказалась.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 87 в случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно признал соблюденной процедуру уведомления экспедитора о прибытии груза с признаками повреждения.
Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" в силу прямого указания пункта 4 статьи 4 закона N 87 при приеме груза экспедитор обязан проверить информацию об условиях перевозки груза и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей. Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона N 87 экспедитор освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. По смыслу названных правовых норм вина экспедитора презюмируется, обратное должен доказать экспедитор.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 2 статьи 9, части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений, и несет риск непредставления доказательств.
Нежелание стороны представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, от 08.10.2013 N 12857/12).
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательств того, что повреждение груза произошла при наличии обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, ответчиком не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 87 экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах, в частности, за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона N 87 действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.
В соответствии с пунктом 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, экспедиторскими документами являются поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Согласно пункту 8 указанных Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.
Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требований о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Поскольку в экспедиторской расписке не указана стоимость груза и объявленная ценность, убытки подлежат определению на основании пункта 1 статьи 7 Закона N 87, исходя из размера суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза.
В товарной накладной N 1420/3о1 от 27.09.2019 стоимость товара указана в размере 1 551 880 руб.08 коп., в экспедиторской расписке определено количество грузовых мест-9 паллет, без объявления ценности груза. С учетом указанного размер убытков, подлежащих взысканию в пользу истца, обоснованно определен судом первой инстанции в сумме 344 862 руб. 24 коп. (1 551 880, 08 руб. стоимость груза / 9 грузовых мест х 2 поврежденных места). Указанный размер ответчиком не опровергнут.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в сумме 344 862 руб. 24 коп.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 АПК РФ в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-27543/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК Рейл Континент Сибирь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Д.В. Молокшонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-27543/2020
Истец: ООО "СИБИНТЕРКАМЕНЬ"
Ответчик: ООО "ТК Рейл Континент Сибирь"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд