г. Москва |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А40-14431/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2021 по делу N А40-14431/21(33-97),
по заявлению АО "ИНДЭК" (ИНН 7801388437, ОГРН 1057812333545)
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным и отмене решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Смирнов И.А. по дов. от 31.08.2020; |
УСТАНОВИЛ:
АО "ИНДЭК" (далее - Заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - ЦАТ, Ответчик) с требованием о признании незаконным и отмене решения от 16.12.2020 N 13-12/25076, обязать Центральную акцизную таможню устранить допущенные нарушения путем принятия решения и возврата излишне уплаченного утилизационного сбора по ДТ N 10009100/021020/0098679 в размере 707 250 руб. и но ДТNN 10009100/241020/0112259 в размере 707 250 руб.
Решением суда от 30.04.2021 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению таможенного органа, Общество должно уплатить утилизационный сбор за ввозимую технику.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель таможенного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, "02" октября 2020 г. АО "ИНДЭК" ввезло через Акцизный специализированный таможенный пост (Центр электронного декларирования) на территорию России подземную самоходную машину с подъемной платформой "МШег Mine Scissorlift" по Декларации на товары (далее по тексту - ДТ) N 10009100/021020/0098679 (код ТН ВЭД ЕАЭС 8705908005).
03 октября 2020 г. Самоходная машина была выпущена Таможенным органом для обращения на территории Российской Федерации "для внутреннего потребления".
24 октября 2020 г. АО "ИНДЭК" ввезло через Акцизный специализированный таможенный пост (Центр электронного декларирования) на территорию России подземную смесительно-зарядную машину "МШег Mine Exploration, ММЕ" по Декларации на товары (далее по тексту - ДТ) N 10009100/241020/0112259 (код ТН ВЭД ЕАЭС 8705908005).
25 октября 2020 г. Самоходная машина была выпущена Таможенным органом для обращения на территории Российской Федерации "для внутреннего потребления".
Поскольку эксплуатация самоходных машин и их постановка на учет в органах Гостехнадзора возможна только при наличии паспорта самоходной машины АО "ИНДЭК" было вынуждено уплатить утилизационный сбор в отношении самоходных машин в размере 707 250 (Семьсот семь тысяч двести пятьдесят) рублей за каждую.
Факт уплаты утилизационного сбора подтверждается платёжными поручениями: N 752 от 30.09.2020 г., N 869 от 23.10.2020 г., а также таможенными приходными ордерами (ТПО) N 10009100/041020/ЭО-0641210, N 10009100/271020/ЭО-0601362.
После уплаты утилизационного сбора Центральная акцизная таможня (далее по тексту - ЦАТ) оформила и выдала АО "ИНДЭК" паспорта на ввезенные самоходные машины (RU ТК 203874, RU ТК 206809).
Полагая уплату утилизационного сбора ошибочной и подлежащей возврату, поскольку ввезенные самоходные машины не подпадают под категорию и вид самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор согласно Постановлению Правительства N 81 от 06.02.2016 г., АО "ИНДЭК" 13.11.2020 г. направило в адрес ЦАТ заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении ввезенных Самоходных машин в размере 707 250 (Семьсот семь тысяч двести пятьдесят) рублей за каждую машину с предоставлением перечня документов, предусмотренного пунктом 29 Постановления Правительства РФ N 81 от 06.02.2016 г.
В ответе на заявления АО "ИНДЭК" о возврате утилизационного сбора ЦАТ в своем письме N 13-12/25076 от 16.12.2020 г. отказала АО "ИНДЭК" в возврате утилизационного сбора, указав, что согласно сноски 4 Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства N 81 от 06.02.2016 г. (далее по тексту - Перечень), основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код ТН ВЭД ЕАЭС ввозимой машины и его совпадение с кодом, указанном в Перечне, а не наименование разделов Перечня.
Подземная самоходная машина "МШег Mine Scissorlift" (2020 года выпуска) предназначена для выполнения строительных, монтажных, отделочных, ремонтных и других видов работ в подземных условиях (шахты, рудники), где требуется доступ на высоту. Может применяться в тяжелых условиях эксплуатации, оснащена всеми необходимыми системами безопасности для применения в горнорудной промышленности.
Подземная смесительно-зарядная машина "МШег Mine Exploration, ММЕ" (2020 года выпуска) предназначена для механической подачи взрывчатых веществ в зарядные плоскости в условиях закрытых горных выработок. Может применяться в тяжелых условиях эксплуатации, оснащена необходимыми системами безопасности с учетом современных требований. Имеет телескопический подъемник для одного человека (высота подъема 8,8 м); гидравлические опоры; оборудование для зарядки игданита, емкостью 340 кг.
Согласно технической документации указанные самоходные машины не предназначены для движения по дорогам общего пользования и созданы на колесном шасси. Документация прилагается.
Не согласившись с отказом таможенного органа, Общество обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что физические характеристики и назначение машин не относят их к тем самоходным машинам, в отношении которых законодательство предписывает уплачивать утилизационный сбор.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 2 указанной статьи, виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним.
В п. X Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства N 81 от 06.02.2016 г., содержится указание на обязанность по уплате утилизационного сбора в отношении "Машин для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств, классифицируемые по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8705, 8479 10 000 0).
Согласно пункту 5 статьи 24.1. Федерального закона N 89-ФЗ, при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Таким образом, при определении товара, в отношении которого подлежит уплате утилизационный сбор, следует учитывать не только присвоенный код ТН ВЭД ЕАЭС, но также его физические характеристики, вид, категорию и его назначение.
Согласно приложенной к заявлению технической документации, подземная самоходная машина "МШег Mine Scissorlift" и подземная смесительно-зарядная машина "МШег Mine Exploration, ММЕ" не предназначены для выполнения работ по содержанию дорог, а представляют собой подземные горно-шахтные машины, предназначенные для проведения работ в подземных условиях (шахтах, рудниках) и созданы на базе шасси колесных транспортных средств.
Указанные самоходные машины не могут выполнять работы по содержанию дорог, что также указано в Паспортах самоходных машин, и не предназначены для движения по дорогам общего пользования.
Таким образом, ввезенные Обществом самоходные машины по своим характеристикам не относятся к тем, в отношении которых законодательство предписывает уплачивать утилизационный сбор.
Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда N 307-ЭС20- 7465 от 27.05.20г., в которых судом сделан вывод об отсутствии оснований для уплаты утилизационного сбора в отношении схожих машин модели UTIMEC компании ООО "Нормет", поскольку данные машины не предназначены для содержания дорог и созданы на базе шасси колесных транспортных средств.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения таможенного органа не могут быть признаны законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм права и оценке доказательств по делу.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.04.2021 по делу N А40-14431/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-14431/2021
Истец: АО "ИНДЭК"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ