город Томск |
|
9 августа 2021 г. |
Дело N А27-5088/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фертикова М.А., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Стасюк Т.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Панкратьевой Н.П., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе (N 07АП-6124/2021) на решение от 10.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5088/2021 (судья Тышкевич О.П.) по исковому заявлению государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе (650000, Кемеровская область - Кузбасс область, Кемерово город, Советский проспект, дом 74а, ОГРН 1194205020272, ИНН 4205384500) к государственному казенному учреждению здравоохранения "Кузбасский центр крови" (650066, Кемеровская область - Кузбасс область, Кемерово город, Октябрьский проспект, дом 22, ОГРН 1104205000558, ИНН 4205192212) о взыскании 19 931 руб. 49 коп. ущерба,
без участия представителей лиц, участвующих в деле (надлежаще извещены),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе (далее - Центр, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с государственного казенного учреждения здравоохранения "Кузбасский центр крови" (далее - Учреждение, страхователь) ущерба в размере 19 931 руб. 49 коп., причиненного в результате несвоевременного представления последним сведений индивидуального (персонифицированного) учета, повлекшего переплату пенсии застрахованному лицу
Решением от 10.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела; указывает на то, что Учреждение представило сведения в отношении застрахованного лица - пенсионера за апрель 2020 года - 21.07.2020, то есть с нарушением срока; Пенсионный фонд, не получив сведения о работающем пенсионере за апрель 2020 года в установленные законом сроки, не выявил факт трудовой деятельности указанного лица в апреле 2020 года, в связи с чем, принял решение о выплате пенсионеру пенсии, исчисленной с учетом индексации; законодательством не установлена обязанность Пенсионного фонда запрашивать подтверждающие документы о стаже и заработной плате застрахованных лиц.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не поступал.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, лица, участвующие в деле своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Учреждение зарегистрировано в качестве страхователя Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонным) (далее - УПФР).
21 июля 2020 года страхователем в УПФР по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2020 года на 1 застрахованное лицо - Третьякова Татьяна Васильевна (СНИЛС 040-419-153 12) Несвоевременное представление Учреждением сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2020 года повлекло излишнюю выплату сумм страховой пенсии в размере 19 931 руб. 49 коп. Третьяковой Т.В. за период с 01.04.2020 по 31.08.2020, тем самым истцу причинены убытки в указанном размере, что повлекло обращение Центра в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), статей 26.1, 28 Федерального закона N 400-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями Общества и причиненным ущербом в виде излишне выплаченных Пенсионным фондом сумм пенсии.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
В силу части 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Частью 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 88 Правил N 885н, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).
В соответствии с пунктом 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденную приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н) территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности.
Контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона N 167-Ф, статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страховании и обязано предоставлять индивидуальные сведения в отношении застрахованного лица по форме СЗВ-М.
Сведения персонифицированного учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, страхователь 21 июля 2020 года представил дополняющие сведения по форме СЗВ-М за апрель 2020 года на 1 застрахованное лицо, при этом 13.04.2020, 01.06.2020, 02.07.2020, 11.08.2020, 09.09.2020 страхователем в УПФР представлялись сведения по формам СЗВ-М, соответственно, за март, май - август 2020 года, в которых содержалась информация о Третьяковой Т.В. как о работающем пенсионере.
Получение данных сведений подтверждается соответствующими извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности, документы приняты без ошибок.
Из вышеизложенного следует, что на момент формирования в программном комплексе распоряжения о перерасчете (июнь 2020 года) и выплаты пенсии (июль 2020 года) Пенсионный фонд располагал сведениями об осуществлении пенсионером Третьяковой Т.В. оплачиваемой трудовой деятельности и Пенсионный фонд не был лишен возможности на основании полученных от страхователя сведений по форме СЗВ-М принять новое решение об отмене выплаты индексации пенсии, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ и пунктов 86, 88, 90 Правил.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, в целях обеспечения проведения проверки часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусматривает не автоматический перерасчет пенсии при непоступлении сведений по форме СЗВ-М за очередной месяц, а поэтапное осуществление Пенсионным фондом действий, в частности: принятие решения об индексации пенсии (в месяце, следующем за поступлением сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ - отчет СЗВ-М); непосредственная выплата проиндексированной пенсии каждый месяц (начиная со следующего месяца после принятия вышеуказанного решения). На каждом этапе решение должно приниматься обоснованно, с учетом актуальной информации о состоянии лицевого счета застрахованного лица в целом, всех поступивших по нему сведений по всем предусмотренным формам отчетов. Пенсионный фонд, получив от страхователя 13.05.2020 сведения по форме СЗВ-М за апрель 2020 года без указания пенсионера Третьяковой Т.В., а 01.06.2020 - сведения по форме СЗВ-М за май 2020 года с указанием этого пенсионера в качестве работающего лица, дополнительную проверку не проводил, на основании 11 части 4 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ ошибку не устранил, выплаты пенсии в повышенном размере с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка, не прекратил. Однако в целях уменьшения размера возможных убытков, действуя добросовестно и разумно, Пенсионный фонд обязан был принять решение об отмене индексации и не производить выплату в повышенном размере.
Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения в Федеральный закон N 27-ФЗ и Федеральный закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ), и в зависимости от этого принимать решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Учреждение представило сведения в отношении застрахованного лица - пенсионера за апрель 2020 года - 21.07.2020, то есть с нарушением срока; Пенсионный фонд, не получив сведения о работающем пенсионере за апрель 2020 года в установленные законом сроки, не выявил факт трудовой деятельности указанного лица в апреле 2020 года, в связи с чем, принял решение о выплате пенсионеру пенсии, исчисленной с учетом индексации, отклоняются, поскольку обстоятельства ненадлежащего выполнения страхователем своей обязанности по представлению сведений индивидуального учета на застрахованных лиц за апрель 2020 года, не является достаточным для вывода о том, что именно это действие (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что выплата проиндексированной пенсии за период с 01.04.2020 по 31.08.2020 произведена Пенсионным фондом при наличии сведений об осуществлении Третьяковой Т.В. трудовой деятельности и фактически не связана с действиями страхователя по несвоевременному представлению соответствующих сведений, пришел к обоснованному выводу о том, что материалами дела не подтверждено наличие причинно-следственной связи между фактом причинения убытков Пенсионному фонду и действиями истца по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5088/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
М.А. Фертиков |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5088/2021
Истец: ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Кемеровской области
Ответчик: ГКУЗ "Кузбасский центр крови"