г. Пермь |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А60-25579/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
в отсутствие участвующих в деле лиц
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Уральского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на определение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 июня 2021 года
об отказе в принятии заявления
по делу N А60-25579/2021
по заявлению Уральского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 6671290250, ОГРН 1096671008345) к обществу с ограниченной ответственностью "Чистая вода" (ИНН 6626021840, ОГРН 1106626001184)
о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью "Чистая вода" Гребенникова П.Ю. к административной ответственности в соответствии с требованием ст. 14.61 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Уральское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в суд с заявлением о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью "Чистая вода" Гребенникова П.Ю. к административной ответственности в соответствии с требованием статьи 14.61 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 03 июня 2021 года суд отказал в принятии искового заявления.
Заявитель по делу, не согласившись с определением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что в силу абз. 5 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, подпункта "д" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.61 КоАП РФ, отнесено к компетенции арбитражных судов независимо от того, кем было совершено административное правонарушение: должностным лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
АО "ЭнергосбыТ Плюс" (третье лицо) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому АО "ЭнергосбыТ Плюс" поддержало позицию заявителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Апелляционная жалоба рассматривается судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично (абзац второй части 2 статьи 272 АПК РФ, абзац второй пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Свердловским филиалом ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" и ООО "Чистая вода" заключен договор энергоснабжения N 33774 от 01.04.2015. По состоянию 05.06.2020 Общество с ограниченной ответственностью "Чистая вода" имело задолженность перед АО "ЭнергосбыТ Плюс" по договору в размере 4 111 540 рублей.
В соответствии с п. 255 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", является основанием для предоставления гарантирующему поставщику обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения.
АО "ЭнергосбыТ Плюс" направило в адрес ООО "Чистая вода" уведомление от 05.06.2020 N N 71304-03/12024 и 71304-03/12042 о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии (независимую безотзывную банковскую гарантию) в течение 60 календарных дней с даты получения уведомления. По мнению административного органа, задолженность ООО "Чистая вода" перед Свердловским филиалом ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" не погашена, обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии не предоставлено.
В силу статьи 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Государственным инспектором межрегионального отдела энергетического надзора Уральского управления Ростехнадзора Луняевой Н.А. 05.05.2021 был составлен протокол N 13-00-14/70-21 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 КоАП РФ в отношении директора ООО "Чистая вода" Гребенникова П.Ю.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении директора ООО "Чистая вода" Гребенникова П.Ю. к административной ответственности переданы в арбитражный суд.
При решении вопроса о принятии заявления к производству суд принял во внимание, что указанный спор не подведомственен арбитражному суду, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в отношении директора общества, в связи с чем, вынес определение об отказе в принятии искового заявления.
Заявитель по доводам апелляционной жалобы ссылается на то, что данный спор подведомственен арбитражному суду.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Из главы 25 Арбитражного процессуального кодекса "Рассмотрение дел об административных правонарушениях" следует, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов (статья 202 Арбитражного процессуального кодекса) и дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (статья 207 Арбитражного процессуального кодекса).
Согласно статье 22.1 Кодекса об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, судьями (мировыми судьями) и органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
В частности, в силу положений части 3 статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6, 33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.17, 14.17, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 - 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 названного Кодекса, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса), а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.9.1, 14.12, частями 1 - 4.1, 5.1 - 8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, 14.61 названного Кодекса (абзац пятый части 3 статьи 23.1 Кодекса).
Одновременно подпунктом "д" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.2005 N 5 (в редакции постановления Пленума Верховного Суда от 19.12.2013 N 40) разъяснено, что судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце четвертом части 3 статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, поскольку эти дела подсудны судьям арбитражных судов. Указанный в этой норме перечень видов правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В подпункте "д" пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.2005 N 5 также указано, что дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце пятом части 3 статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях, подсудны судьям арбитражных судов независимо от того, кем было совершено административное правонарушение: должностным лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Как ранее было отмечено, государственным инспектором межрегионального отдела энергетического надзора Уральского управления Ростехнадзора Луняевой Н.А. 05.05.2021 был составлен протокол N 13-00-14/70-21 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 КоАП РФ в отношении директора ООО "Чистая вода" (ИНН 6626021840, ОГРН 1106626001184) Гребенникова П.Ю.
С учетом вышеизложенного нормативного правового регулирования, поскольку в силу положений абзаца пятого части 3 статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях и разъяснений, данных в подпункте "д" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.2005 N 5, рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 Кодекса об административных правонарушениях, подведомственно арбитражным судам независимо от того, кем было совершено административное правонарушение: должностным лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, следовательно, настоящее дело относится к компетенции арбитражного суда и у арбитражного суда Свердловской области отсутствовали основания для отказа в принятии заявления Уральского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.05.2021 N 332-14362 по тому основанию, что вопрос о привлечении к административной ответственности должностных лиц не отнесен к компетенции арбитражного суда.
В указанной связи определение арбитражного суда Арбитражный суд Свердловской от 03 июня 2021 года по делу N А60-25579/2021 подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), а заявление подлежит направлению в суд первой инстанции для рассмотрения дела по существу.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272, частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 03 июня 2021 года по делу N А60-25579/2021 отменить.
Направить вопрос о принятии заявления Уральского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к производству на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25579/2021
Истец: УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: ООО "ЧИСТАЯ ВОДА"
Третье лицо: АО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС"
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10562/2021