город Москва |
|
9 августа 2021 г. |
дело N А40-296263/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 09.08.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения в суде первой инстанции дело N А40-296263/19
по заявлению Гаражно-строительного кооператива "Никулинский-23" (ИНН: 7729373300)
к Комитету государственного строительного надзора г. Москвы (Мосгосстройнадзор)
о признании незаконным предписания;
при участии:
от заявителя - Ольшанский Л.Д. по доверенности от 20.02.2020;
от заинтересованного лица - Корунова А. по доверенности от 21.01.2021;
установил: в судебном заседании рассмотрен довод апелляционной жалобы Комитета государственного строительного надзора г. Москвы относительно нарушения судом первой инстанции норм процессуального права.
По правилам ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом апелляционной инстанции установлены безусловные основания для отмены решения суда от 23.03.2021, а именно: проведение судебного заседания по рассмотрению обоснованности требований Гаражно-строительного кооператива "Никулинский-23" и Комитета государственного строительного надзора г. Москвы не в установленное определением от 18.01.2021 время (в определении указано время судебного заседания - 10 час. 10 мин., в картотеке арбитражных дел и на сайте суда указано - 11 час. 10 мин.), а также ненадлежащую проверку явки сторон в судебное заседание, в связи с чем вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
установил: постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.12.2020 решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2020 отменены, дело направлено в суд первой инстанции с указанием суду дать надлежащую оценку наличию/отсутствию указанных в оспариваемом предписании нарушений, исполнимости предписания.
Гаражно-строительный кооператив "Никулинский-23" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Комитета государственного строительного надзора г. Москвы от 13.09.2019 N 7608/19 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, объекта капитального строительства.
В судебном заседании представители кооператива и административного органа поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Комитет государственного строительного надзора г. Москвы (Мосгосстройнадзор) N РП-7608/19-(0)-0 от 28.08.2019 о проведении выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя Комитетом проведена проверка в отношении Гаражно-строительного кооператива "Никулинский-23" на объекте капитального строительства - гараж-стоянка, расположенного по адресу: Москва, ЗАО, Тропарево-Никулино, Мичуринский проспект, коммунальная зона квартала 38.
В оспариваемом предписании указано о том, что в нарушение ч. ч. 1, 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Гаражно-строительным кооперативом "Никулинский-23" осуществляется эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
13.09.2019 Комитетом выдано кооперативу предписание N 7608/19 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, объекта капитального строительства.
В соответствии с Положением о Комитете государственного строительного надзора г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 16.06.2011 N 272-ПП, Комитет государственного строительного надзора г. Москвы является органом исполнительной власти г. Москвы, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, осуществление государственного строительного надзора и выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (вместе с "Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации"), государственный строительный надзор осуществляется органом Государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Предписание представляет собой акт государственного органа, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Предписание должно быть исполнимым.
Под объектом капитального строительства в силу п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с ч. 2 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в ч. 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Частью 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К числу таких документов отнесены правоустанавливающие документы на земельный участок, разрешение на строительство.
Приведенными нормами права на застройщика возложена обязанность по вводу объекта в эксплуатацию при предоставлении определенных документов.
Предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, подлежащие выполнению для устранения допущенного нарушения законодательства.
Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, исполнимость предписания является основным требованием к данному виду ненормативного акта.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленные нарушения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13).
Несоблюдение указанных требований свидетельствует о недействительности предписания.
Из материалов дела следует, что административный орган, установив факт эксплуатации кооперативом спорного объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, выдано предписание, обязывающее до 18.11.2019 получить такое разрешение в порядке, установленном ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что объект - "гараж-стоянка" по адресу: Москва, Мичуринский проспект, коммунальная зона квартала 38 построен в отсутствие разрешения на строительство.
Кооперативом получено заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, утвержденное распоряжением Мосгосстройнадзора от 27.11.2012 N 501-Р/ЗОС (том 1 л.д. 24).
Возможность получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если ранее до начала строительства не получено разрешение на строительство, ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Доказательств, свидетельствующих о том, что допущенное нарушение градостроительного законодательства может быть в любом случае устранено способом, указанным в оспариваемом предписании от 13.09.2019 N 7608/19, Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы не представлено (ст. ст. 65, 200 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, учитывая сформулированное в предписании требование, носящее императивный характер, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание от 13.09.2019 N 7608/19 является для Гаражно-строительного кооператива "Никулинский-23" неисполнимым, равно как и требования административного органа о недопущении эксплуатации объекта без полученного в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию, в соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются незаконными.
Какого-либо иного способа устранения выявленного нарушения либо указания на иные действия, которые необходимо совершить кооперативу, оспариваемое предписание не содержит.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства о том, что при проведении проверки в отношении эксплуатации объекта капитального строительства и вынесении предписания административным органом осуществлены действия, связанные с изучением документации или с обследованием объекта и его конструктивных элементов на предмет нарушений при его строительстве и эксплуатации технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, доказательств установления административным органом фактов таких нарушений или наличия угрозы аварийных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, в предписании от 13.09.2019, указанных сведений не указано.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2021 по делу N А40-296263/19 отменить.
Признать незаконным предписание Комитета государственного строительного надзора г. Москвы (Мосгосстройнадзор) N 7608/19 от 13.09.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-296263/2019
Истец: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "НИКУЛИНСКИЙ-23"
Ответчик: "Комитет Государственного Строительного надзора г.Москвы"
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16751/20
09.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28789/2021
23.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-296263/19
28.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16751/20
07.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24129/20
05.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-296263/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-296263/19