г.Москва |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А40-217673/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ТСЖ "Лодочная 9"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2021 по делу N А40-217673/20 (121-1104)
по заявлению ТСЖ "Лодочная 9"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) Департамент городского имущества города Москвы,
2) Московский фонд реновации жилой застройки
о признании недействительными действий,
при участии:
от заявителя: |
Соснов М.Н. по дов. От 29.03.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) Завьялов А.Д. по дов. от 31.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Лодочная 9" (далее также - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление) в виде осуществления регистрационных действий в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004015:6689, а также о возложении на Управление Росреестра по Москве обязанности по внесению изменений в "Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости" в виде исключения регистрационной записи об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 77:08:0004015:6689.
Решением суда от 12.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой полностью поддержал, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель третьего лица - Московского фонда реновации жилой застройки в судебном заседании возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика и третьего лица - Департамента городского имущества города Москвы, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и третьего лица, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из заявления, согласно данным ЕГРЮЛ Управление Росреестра по Москве осуществило регистрацию земельного участка площадью 3 020-м, расположенного по адресу: Российская Федерация, город Москва, муниципальный округ Южное Тушино, Лодочная улица, земельный участок 11. Земельному участку присвоен кадастровый номер 77:08:0004015:6689.
14.08.2018 Департаментом городского имущества г.Москвы принято Распоряжение N 26595 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004015:6289 с сохранением в измененных границах", согласно которому утверждена схема раздела земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004015:6289; в указанном участке был образован новый участок земли с номером ЗУ 1; согласно п.4 распоряжения: проектная площадь земельного участка составляет 3 020-м?.
Аналогичный участок, расположенный по адресу: г.Москва ул.Лодочная владение 11, передан на основании Договора безвозмездного пользования земельным участком N М-08-611156 от 10.10.2018 Департаментом городского имущества города Москвы Московскому фонду реновации жилой застройки. Площадь переданного участка составила: 3 020-м?.
Согласно указанным выше данным участок, в отношении которого осуществлены регистрационные действия является участком образованным согласно Распоряжению N 26595 от 14.08.2018.
Заявитель указывает, что на период образования нового участка путем выделения, действовал проект межевания утвержденный Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.03.2007 N 59 "Об утверждении проектов межевания жилых кварталов". Данный проект межевания, в соответствии с п.2 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) должен быть использован для раздела участка с кадастровым номером 77:08:0004015:6289.
Согласно Приложению к Распоряжению N 59 "План границ участков квартала" а также "Пояснительная записка" на участке с кадастровым номером: 77:08:0004015:6289 было сформировано 3 участка со следующими размерами: N 1 -0,752 га, N 2 - 0,925 га, N 6 - 0,969 га. Участки, которые имели бы размеры аналогичные размерам объекта недвижимости, поставленного на учет ответчиком, не имеется. При этом участок N 1 выделяется заявителю (собственникам дома, чьи интересы представляет ТСЖ).
ТСЖ полагает, что зарегистрированный участок Управлением Росреестра по Москве выделен в нарушение норм закона, регулирующих порядок и условия выделения таких участков, что говорит о невозможности его постановки на кадастровый учет и необходимости отказа в регистрации в порядке п.35 ч.1 ст.27 от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Регистрация такого участка прямо нарушает данные нормы.
Не согласившись с действиями по регистрации и присвоению кадастрового номера объекту недвижимости - земельный участок по адресу: город Москва, муниципальный округ Южное Тушино, Лодочная улица, земельный участок 11 с кадастровым номером 77:08:0004015:6689, ТСЖ "Лодочная 9" обратилось с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Заявленные ТСЖ требования рассматриваются на основании главы 24 АПК РФ, которой закреплена процедура судебного обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Управление Росреестра по Москве осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
На основании п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
При этом в рамках правовой экспертизы государственным регистратором проводится проверка юридической силы правоустанавливающих и других представленных на государственную регистрацию документов, в связи с чем, государственный регистратор обращается к законодательным актам, регулирующим определенные отношения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2020 по делу N А40-301591/19 отказано в удовлетворении требований заявления ТСЖ "Лодочная 9" об оспаривании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы N 26595 от 14.08.2018 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:080004015:6289 с сохранением в измененных границах".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2019 по делу N А40-95240/19-139-831 отказано в удовлетворении требований ТСЖ "Лодочная 9" о признании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы "Об утверждении проекта межевания территории квартала" N 28369 от 29.08.2018 в части утверждения проекта межевания N 08.06.833.2014 территории кварталов района Южное Тушино, ограниченных Лодочной улицей, улицей Свободы - недействительным; о признании недействительным распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы "Об утверждении проекта межевания территории квартала" N 28369 от 29.08.2018 в части внесения изменений в распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.03.2007 N 59 "Об утверждении проектов межевания жилых кварталов"; о признании недействительным проекта межевания территории квартала Южное Тушино, ограниченных Лодочной улицей, улицей Свободы (N 08.06.833.2014) в части выделения (предоставления) дому 9 по ул.Лодочная участка размером 0,497 га; о признании полностью действующим (без изменении) распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.03.2007 N 59 "Об утверждении проектов межевания жилых кварталов".
В соответствии с ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В соответствии с ч.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу п.2 ст.8.1 указанного Федерального закона права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав осуществляется в случаях, установленных ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Управлением Росреестра по Москве в рамах его полномочий проведена экспертиза представленных на регистрацию документов, по результатам проведения которой принято решение по регистрации и присвоению кадастрового номера объекту недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 77:08:0004015:6689 поставлен на кадастровый учет на основании заявления Департамента городского имущества города Москвы в качестве органа государственной власти, который является распорядителем земельными участками в городе Москве в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", и межевого плана, который подготовлен на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 06.04.2020 N 11051Б "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004015:6289 с сохранением в измененных границах", распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 04.03.2020 N 7301. Границы образуемого земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, город Москва, муниципальный округ Южное Тушино, Лодочная улица, земельный участок 11, установлены в соответствии с проектом межевания территории квартала, утвержденным распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 04.03.2020 N 7301 "О внесении изменений в распоряжении Департамента городского имущества города Москвы от 29.08.2018 N 28369" (участок N 54 на плане межевания).
В соответствии с ч.3 ст.11.2 ЗК РФ разрешенным использованием образуемого земельного участка признается разрешенное использование земельного участка, из которого при разделе образуются земельные участки.
На основании изложенного арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0004015:6689 поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке на основании заявления Департамента городского имущества города Москвы.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ТСЖ требований применительно к положениям ст.ст.198, 200, 201 АПК РФ.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Выражая несогласие с решением суда, заявитель не представил доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных им требований.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2021 по делу N А40-217673/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217673/2020
Истец: ТСЖ "ЛОДОЧНАЯ 9"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, МОСКОВСКИЙ ФОНД РЕНОВАЦИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ