город Ростов-на-Дону |
|
10 августа 2021 г. |
дело N А32-7716/2021 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Новик В.Л.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2021 (резолютивная часть от 24.05.2021) по делу N А32-7716/2021
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги-филиала открытого акционерного общества "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт"
(ОГРН 1022302380638, ИНН 2315004404),
о взыскании платы за нахождение на путях общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО "РЖД" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик, ПАО "НМТП") платы за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 153 144 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 5 472, 24 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на задолженность в сумме 153 144 руб. начиная с 13.02.2021 по день фактической уплаты кредитору денежных средств - исходя из размера процентов, определяемой ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2021 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в спорный период ответчик выгружал вагоны в сроки, превышающие технологический срок оборота вагонов. Это обстоятельство в соответствии с пунктом 4.7. Правил N 26 явилось основанием для остановки в пути следования спорных вагонов, следующих в адрес ответчика, истец предоставил в материалы дела документы, подтверждающие правомерность предъявления исковых требований. Неправомерен и противоречит действующему законодательству вывод суда о том, что акты общей формы не являются доказательствами, подтверждающими простой вагонов на путях общего пользования в пути следования, по причинам, зависящим от грузополучателя. Занятость путей необщего пользования в периоды указанные в актах общей формы подтверждается как актами общей формы, так и ведомостями и памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов. Ответчик не предоставил в материалы дела документов, опровергающих правомерность составления актов общей формы. Судом первой инстанции не дана правовая оценка доводам ОАО "РЖД" о том, что ответчик не предоставил доказательств тому, что имеется причинная связь между несвоевременной уборкой спорных вагонов железной дорогой с выставочных путей и нахождением вагонов на путях общего пользования промежуточных станций.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон. От ответчика поступили возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (владелец) 27.03.2017 заключен договор N 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "НМТП" при железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги (далее - договор N 325/2).
В соответствии с пунктом 1 договора, осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивом владельца. Железнодорожные пути необщего пользования владельца объединяют железнодорожные пути необщего пользования Широкого пирса N 1 (далее Западный район), Широкого пирса N 2 (далее Центрального района), Восточного пирса (далее Восточного района).
Пунктом 11 договора определено, что на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 договора, владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования и промежуточных станциях по причинам, зависящим от владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Как указывает истец, в адрес ответчика грузоотправителями были направлены вагоны по дорожным ведомостям, номера которых указаны в расчете платы.
23.01.2020 на железнодорожной станции Минеральные Воды СКВ в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от ответчика и 23.01.2020 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5922-219-5210 с вагонами, адресованными ПАО "НМТП". О задержке поезда ответчику направлено извещение N 947 от 23.01.2020.
24.01.2020 на железнодорожной станции Махачкала СКВ в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от ответчика и 29.01.2020 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5922-219-5210 с вагонами, адресованными ПАО "НМТП". О задержке поезда ответчику направлено извещение N 1267 от 29.01.2020.
31.01.2020 на железнодорожной станции Краснодар-Сортировочный СКВ в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от ответчика и 31.01.2020 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5922-219-5210 с вагонами, адресованными ПАО "НМТП". О задержке поезда ответчику направлено извещение N 1388 от 31.01.2020.
Нарушение ответчиком технологического срока оборота вагонов отражено в ведомостях подачи и уборки N N 015865, 015905, 015907, 015908, 015956, 015958, 016984, 016987, 016032, 016034, 016088, 016090, 016091, 016152, 016151, 016227, 016232, 016393, 016397, 021008, 021009, 016397.
По ставкам, установленным Приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, за период, указанный в актах общей формы ст. Новороссийск NN 15/2132, 15/2133, 15/2134, 15/2135, 15/2136, 15/2137, 15/2138, 15/2139, 15/2140, по накопительным ведомостям начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на сумму 116 754 руб., НДС 23 350,80 руб.
24.01.2020 на железнодорожной станции Тихорецкая СКВ в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от ответчика, и 26.01.2020 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5254-684-5210 (5254-685-5210, 2054-134-5210, 5254-686-5210, 8876-918-5210) с вагонами, адресованными ПАО "НМТП". О задержке поезда ответчику направлено извещение N 1049 от 24.01.2020.
27.01.2020 на железнодорожной станции Гудермес СКВ в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от ответчика и 30.01.2020 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5254-684-5210 (5254-685-5210, 2054-134-5210, 5254-686-5210, 8876-918-5210) с вагонами, адресованными ПАО "НМТП". О задержке поезда ответчику направлено извещение N 1202.
03.02.2020 на железнодорожной станции Краснодар-Сортировочный СКВ в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от ответчика и 04.02.2020 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5254-684-5210 (5254-685-5210, 2054-134-5210, 5254-686-5210, 8876-918-5210) с вагонами, адресованными ПАО "НМТП". О задержке поезда ответчику направлено извещение N 1516 от 03.02.2020.
Нарушение ответчиком технологического срока оборота вагонов отражено в ведомостях подачи и уборки N N 015926, 016013, 016069, 016122, 016144, 016221, 016337, 021011, 021230.
По ставкам, установленным Приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, за период, указанный в актах общей формы ст. Новороссийск NN 15/2288, 15/2289, 15/2290, 15/2291, 15/2292, 15/2293 по накопительным ведомостям начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на сумму 10 866 руб., НДС 2 173,20 руб.
В порядке досудебного урегулирования спора, ответчику были направлены следующие претензии:
- претензионное письмо от 24.03.2020 N 232 с предложением оплатить задолженность в сумме 140 104 рубля 80 коп.;
- претензионное письмо от 14.05.2020 N 361 с предложением оплатить задолженность в сумме 13 039 рублей 20 коп.
До настоящего времени задолженность в общей сумме 153 144 руб. ответчиком не оплачена.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, уплатить деньги и т.д. (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как указано в статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
С 07.06.2015 вступил в силу Приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство).
Согласно п. 1.6 Тарифного руководства, время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей формы.
Согласно п. 2.1 Тарифного руководства плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).
Согласно п. 2.3 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 1.
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003 (далее - Правила N26), предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Также указанным пунктом Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования установлено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункты 3.4 и 3.5 Правил N 45).
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из части 11 статьи 39 Устава следует, что плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования взыскивается в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления.
Исходя из вышеприведенного нормативного и договорного регулирования суд пришел к обоснованному выводу о том, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать следующие обстоятельства:
- факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика;
- факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент оформления документов).
Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования.
По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от клиента;
- обращение клиента, переданное в Д и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
Также, на станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от Клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности Клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования ___________по станции __________за период ________по__________ (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Как следует из материалов дела, основанием для начисления платы за нахождение вагонов, следовавших в составе поездов N 5922-219-5210, N 5254-684-5210 (5254-685-5210, 2054-134-5210, 5254-686-5210, 8876-918-5210), на путях общего пользования явилась задержка вагонов перевозчиком на промежуточных станциях из-за невозможности приема вагонов станцией назначения в связи с нарушениями технологических норм выгрузки вагонов. Факт задержки вагонов на промежуточных станциях оформлен актом общей формы. Расчет платы за время задержки вагонов на промежуточных станциях произведен на основании ведомостей подачи и уборки вагонов.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком договора N 325/2 от 27.03.2017 на железнодорожном подъездном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов (пункт 11).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 договора N 325/2 от 27.03.2017, владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от владельца в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта". Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Таким образом, из условий договора N 325/2 от 27.03.2017 не следует, что нарушение ответчиком технологического срока оборота вагонов является безусловным основанием для взимания с него платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, в том числе в пути следования.
Само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018 и др.)
В соответствии с пунктом 4.3. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003 г.), время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента возврата на выставочные пути.
Таким образом, срок оборота вагонов зависит от выполнения железнодорожным перевозчиком условий передачи вагонов на пути необщего пользования и приема вагонов на выставочные пути и в случае нарушения условий, определенных в договоре, которым регулируются отношения сторон, норма срока оборота вагонов не может быть выполнена.
Пунктом 6 договора N 325/2 в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 к договору сторонами определено следующее:
- передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования владельца производится по заявке владельца в размере единовременной подачи (не более 30-ти единиц) и интервалами подач, установленными по каждому району владельца в отдельности:
Восточный район - 2,7 часа (2 часа 45 мин.)
Центральный район - 2,2 часа (2 часа 15 мин.)
Западный район, включая 3-ю пристань 3,3 часа (3 часа 20 мин.)
- вагоны, поданные перевозчиком на железнодорожные выставочные пути, передаются перевозчиком и считаются переданными владельцу с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но не ранее наступления очередного интервала подачи.
- вагоны, поданные перевозчиком ранее наступления интервала подачи, считаются переданными владельцу, по наступлению очередного интервала подачи, с момента окончания проведения приемосдаточных операций. При подаче вагонов перевозчиком на железнодорожные вставочные пути владельца позднее срока начала интервала подачи, вагоны считаются переданными владельцу с момента фактической подачи вагонов перевозчиком и проведения приемо-сдаточных операций.
- вагоны, поданные перевозчиком на выставочные пути владельца без заявки, считаются не переданными владельцу. Вагоны, поданные без заявки, передаются владельцу, по истечению периода, равному сроку оборота вагонов установленного п. 11 настоящего договора, с момента фактической подачи. При этом, следующий интервал подачи начинается с момента фактической уборки таких вагонов владельцем с выставочных путей.
Кроме того, согласно части 18 статьи 39 Устава грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Так, истцом предъявлена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 140 104,80 рублей с учетом НДС (претензия N 232 от 24.03.2020) по фактам оставления без движения состава N 5922-219-5210 на станции Минеральные воды СКВ с 23.01.2020 00-03 час до 23.01.2020 07-13 час, на станции Махачкала СКВ 24.01.2020 с 10-00 час до 29.01.2020 1-31 час, на станции Краснодар-Сортировочный СКВ 31.01.2020 с 03-18 час до 31.01.2020 10-44 час.
Судом установлено, что ПАО "НМТП" не отказывалось от приема состава 8142-012-5210, доказательств обратного в дело не представлено.
Согласно ж.д. транспортным накладным срок доставки спорного состава - 24.01.2020, состав прибыл на станцию назначения. 31.01.2020.
Более того, извещением N 957 от 23.01.2020 о задержке состава на станции Минеральные воды СКВ порт был уведомлен 24.01.2020, т.е. в сутки истечения срока доставки, в связи с чем, ПАО "НМТП" не могло повлиять на ситуацию ввиду отсутствия информации о задержке состава.
Последующие задержки спорного состава на промежуточных станциях Махачкала СКВ и Краснодар - Сортировочный СКВ происходили за пределами сроков доставки.
Согласно ж.д. накладных станция отправления спорного состава - Новолипецк Юго-Восточная ж.д., расстояние до станции назначения - Новороссийск составляет 1155 км. Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245) норма суточного пробега при расстоянии от 1 000 км до 1999 км составляет 310 км в сутки.
Расстояние от станции Минеральные воды СКВ до станции назначения Новороссийск составляет 525 км, что равняется двум суткам пути, в связи с чем, перевозчик, осознанно понимая, что оставшегося срока доставки может не хватить для доставки вагонов на станцию назначению, отставляет 23.01.2020 от движения спорный состав с возложением ответственности на ответчика.
Более того, 24.01.2020 (в последние сутки срока доставки) истец отставляет от движения спорный состав на станции Махачкала СКВ, расстояние от которой до станции назначения составляет 926 км, что свидетельствует о том, что перевозчик злоупотребляет свои правом и уводит состав дальше в сторону от станции назначения.
Кроме того, в маршруте движения от станции Новолипецк до станции Новороссийск отсутствуют промежуточные станции Минеральные воды и Махачкала.
Согласно статье 15 УЖТ РФ плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов.
В соответствии с п. 2.1. Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки.
Дополнительно следует отметить, что из содержания дорожной ведомости N ЭЧ080569 следует, что по данной ведомости со станции Новолипецк изначально отправлялось 30 вагонов, однако на станции Махачкала было отцеплено 4 вагона (62455829, 62983010, 62994546, 60949575), о чем составлен акт общей формы N6/654 от 27.01.2020, который в материалы дела не представлен, в связи с чем, причины отцепки вагонов и задержки вагонов установить невозможно.
При этом, исходя из расчета отцепленные вагоны (62455829, 62983010, 62994546, 60949575) продолжали находиться в спорном составе и были включены в расчет исковых требований.
Также, из анализа дорожных ведомостей, представленных истцом, следует, что перевозчиком составлялись акты общей формы N 19/3248, N 19/3252, N19/3253, N 19/3254 от 01.02.2020 на увеличение срока доставки на 7 суток и акт общей формы N 1 от 01.02.2020 об увеличении срока доставки на 30 суток. Однако данные акты в материалы дела не представлены, в связи с чем, судом сделан правомерный вывод о том, что увеличение сроков доставки происходило по обстоятельствам независящим от ПАО "НМТП".
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что нарушение сроков доставки произошло по причине логистических действий непосредственно истца.
Истцом также предъявлена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 13 039,20 руб. с учетом НДС (претензия N 361 от 14.05.2020 года) по фактам оставления без движения состава N 5254-684-5210 (5254-685-5210, 2054-134-5210, 5254-686-5210, 8876-918-5210) на станции Тихорецкая СКВ с 24.01.2020 г. 14-27 час до 26.01.2020 10-58 час, на станции Гудермес СКВ 27.01.2020 с 15-03 час до 30.01.2020 20-31 час, на станции Краснодар-Сортировочный СКВ 03.02.2020 с 14-28 час до 04.02.2020 00-57 час.
Вместе с тем установлено, что ПАО "НМТП" не отказывалось от приема спорного состава, доказательств обратного в дело не представлено.
Согласно ж.д. транспортным накладным срок доставки спорного состава - 02.02.2020, состав прибыл на станцию назначения 04.02.2020.
Перечень актов общей формы, номеров составов и периодов бросания, имеющихся в материалах дела, не имеют отношения к составам N N 5254-684-5210, 5254-686-5210, 8876-918-5210.
Согласно ж.д. накладных станция отправления спорного состава - Курбакинская, расстояние до станции назначения - Новороссийск составляет 1204 км. Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245) норма суточного пробега при расстоянии от 1 000 км до 1999 км составляет 310 км в сутки.
При этом из содержания искового заявления следует, что спорный состав задерживался на станциях Тихорецкая (с 24.01.2020 14-27 час до 26.01.2020 10-58 час) и Гудермес (с 27.01.2020 с 15-03 час до 30.01.2020 20-31 час), которые согласно запланированному маршруту движения спорного состава, отсутствуют.
При этом, станция Гудермес находится на расстоянии 803 км от станции Новороссийск, что свидетельствует о том, что перевозчик направил вагоны в противоположную сторону от заданного маршрута.
С учетом изложенного, отправленный спорный состав 30.01.2020 г. в 20-31 час со станции Гудермес с учетом установленного суточного пробега не может быть доставлен до станции назначения Новороссийск без нарушения срока доставки.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение сроков доставки произошло по причине логистических действий непосредственно истца.
В соответствии со статьей 44 УЖТ РФ, после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
Так как груз выгружается Портом, обязанность по совершению действий, предусмотренных ст. 44 УЖТ, возложена на грузополучателя - ПАО "НМТП".
Проведение данных мероприятий производится работником порта и предусматривает подъем работника на вагон и спуск с вагона.
Согласно пункту 5.1. Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте", утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29 (далее - Правила N 29) - По грузам, перевозимым в крытых вагонах, опломбированных запорно пломбировочными устройствами (далее - ЗПУ), либо с применением установленных для определенных грузов типов закрутки, перевозчиком осуществляются проверка путем визуального осмотра коммерческого состояния вагонов (например, проверяется исправность ЗПУ, закруток, люков, стенок вагона).
Согласно пункту 5.2. Правил N 29 по грузам (за исключением контейнеров), перевозимым в вагонах открытого типа подвижного состава, перевозчиком осуществляется проверка путем визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения.
Пунктом 7.4. Правил N 29 - Приемосдаточные операции осуществляются между перевозчиком и владельцем железнодорожных путей необщего пользования или пользователем, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов на выставочных путях.
При осуществлении приема вагонов с грузом представитель Порта выполняет те же действия, что и представитель перевозчика.
Из вышеуказанного следует вывод об отсутствии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ПАО "НМТП" и вынужденным отставлением перевозчиком вагонов в пути следования.
Из системного толкования положений статьи 39 Устава, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 года N 127-t/I, Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, следует, что в рамках настоящего дела исследованию подлежат следующие обстоятельства:
- фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда;
- невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине нарушения технологического срока оборота вагонов;
- отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения;
- нарушение расчетного срока доставки груза по вышеуказанным причинам;
- сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.
Данный вывод согласуется с судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018).
Сформировавшаяся по аналогичной категории дел судебная практика исходит из того, что сам по себе акт общей формы, на которые ссылается ОАО "РЖД" в исковом заявлении, не является достаточным доказательством подтверждающим факт простоя вагона на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 N 15АП-13577/2018 по делу N А32-21859/2017).
Истец не предоставил суду следующие обязательные документы, необходимые для оформления факта "бросания" поезда, по причине "неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от Клиентов":
- обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих в адрес Клиента (форма приложения N 1.1 Регламента);
- оперативный приказ на временное отставление от движения грузового поезда (форма приложения N 1.2 Регламента);
- акт о начале задержки (форма приложения N 1.3 Регламента);
- оперативный приказ о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда (форма приложения N 1.5 Регламента);
- акт об окончании задержки (форма приложения N 1.6 Регламента);
- анализ занятости пути необщего пользования (форма приложения N 2, вариант 2 - локомотив владельца).
Согласно "Классификатору причин возврата НЮ дороги, документов, представленных ТЦФТО для взыскания штрафов, сборов и платы в судебном порядке" (Приложение N 4 к Регламенту оформления документов) причинами возврата документов являются:
- Отсутствие документов, необходимых для доказательства вины клиента в задержке вагонов (перечислены выше) - пункт 5;
- Отсутствие документов, подтверждающих занятость пути необщего пользования, мест общего пользования за весь период задержки вагонов в пути следования (перечислены выше) - пункт 5.3;
- Нарушения при оформлении документов (что также присутствует в рамках данного судебного разбирательства) - пункт 6.
При этом само по себе нарушение срока технологического оборота вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из предмета и основания заявленных исковых требований ОАО "РЖД" и положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истце лежит бремя доказывания фактов нахождения вагонов на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам. Обязанность по оплате простоя вагонов на путях общего пользования может возлагаться на ответчика только тогда, когда оставление вагонов в пути следования было обусловлено действиями (бездействием) ответчика.
Однако таких доказательств истцом не представлено. Истец не доказал, что все пути необщего пользования одновременно были заняты, поэтому дорога не могла поставить вагоны с определенным товаром на конкретный путь необщего пользования. Доказательств невозможности неприема спорных вагонов ж/д станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, как и непосредственно нарушения технологического срока оборота вагонов в соответствии с требованиями статей 65, 68 АПК РФ перевозчиком не представлено. Доказательств вины грузополучателя (общества) в задержке вагонов истцом в материалы дела также не представлено.
По смыслу положений статьи 39 УЖТ РФ, ответчик обязан внести плату за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, только при наличии совокупности следующих обстоятельств:
- из-за объективной невозможности, при осуществлении доставки ж/д состава в нормативно определенный срок, приема его железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования
- при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
При этом недоказанность одного из упомянутых обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 18 статьи 39 Устава, грузополучатели освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в случаях, перечисленных в ст. 39 Устава, в том числе, если вагоны находились на путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, а также вследствие обстоятельств непреодолимой силы
Истцом не представлено надлежащих доказательств того, что отставление вагонов было вызвано нарушениями, допущенными ответчиком.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2021 (резолютивная часть от 24.05.2021) по делу N А32-7716/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Судья |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7716/2021
Истец: ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской железной дороги-филиала "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"