г. Москва |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А40-230411/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.05.2021 г. по делу N А40-230411/20,
по заявлению АО "Почта России"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Территориальное управление Росимущества в г. Москве
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Крайков А.С. по доверенности от 02.10.2019; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Почта России" (далее - Заявитель, АО "Почта России", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенного в уведомлении от 27.10.2020 N КУВД-001/20209055084/3 и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Почта России" в установленном законом порядке, осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости: нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Москва, поселение Первомайское, поселок Первомайское, улица Парковая, дом 6, площадью 60,8 кв.м.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечено Территориальное управление Росимущества в г. Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2021 г. заявление АО "Почта России" удовлетворено.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель АО "Почта России" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо, Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, заявлений и ходатайств суду не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что УФПС г. Москвы, в рамках исполнения части 4 статьи 20 Федерального закона от 29.06.2018 г. N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), проводит мероприятия по подготовке недвижимого имущества к внесению в качестве дополнительного вклада в уставный капитал АО "Почта России" (далее - УК АО), в том числе мероприятия по кадастровому учету объектов недвижимости.
Согласно материалам дела, 20.07.2020 г. Заявителем через МФЦ района Северное Медведково в Управление Росреестра по Москве подано заявление N MFC-0558/2020-72347-1 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости: нежилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, 108807, город Москва, поселение Первомайское, поселок Первомайское, улица Парковая, дом 6, общей площадью 60.8 кв.м.
Вместе с заявлением в Управление Росреестра по Москве Заявителем были представлены следующие документы: технический г. N 2571509; распоряжение от 20.09.2019 г. N 2131-р; декларация.
Управлением Росреестра по Москве 27.07.2020 г. было принято решение N КУВД-001/2020-9055084/1 о приостановлении государственного кадастрового учета в виду следующих причин: согласно пункту 7 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ), представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требования к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования):
1. Раздел "План этажа (этажей)" в составе технического плана оформлен в нарушение пункт 52 и пункт 59 Требований.
2. В представленном Техническом плане выявлены противоречивые сведения в графической части между техническим планом и сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Согласно статье 15 Закона города Москвы от 27.01.2010 г. N 2 "Основы жилищной политики г. Москвы" не допускается самовольное переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в г. Москве.
Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 г. N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" утверждены требования к проведению переустройства и административный регламент по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных и жилых домах" в городе Москве.
Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органами местного самоуправления (органом, осуществляющим согласование) на основании принятого им решения (статья 26).
Не согласившись с выводами Управления Росреестра по Москве, УФПС г. Москвы АО "Почта России" было направлено обращение в Управление Росреестра по Москве от 13.10.2020 г. N МР77-01/21627 с пояснениями на замечания Управления Росреестра по Москве.
13.10.2020 г. УФПС г. Москвы АО "Почта России" в Управление Росреестра по Москве сдан дополнительный пакет документов с Техническим планом от 07.10.2020 г., в котором было указано, что перепланировка отсутствует, и письмом регистратору от 12.10.2020 г. с аналогичными пояснениями на замечания Росреестра, что в письме от 13.10.2020 г.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, 15.10.2020 г. Управлением Росреестра по Москве было подписано уведомление о неустранении причин приостановления кадастрового учета.
Также 27.10.2020 г. Управлением Росреестра по Москве вынесено решение об отказе государственного кадастрового учета.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Управление Росреестра по г. Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Закона N 218-ФЗ.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 20 Закона N 171-ФЗ до 1 октября 2020 года Акционерное общество "Почта России" проводит мероприятия по подготовке объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте "б" пункта 1, пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также земельных участков, занятых такими объектами недвижимого имущества, к внесению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, включая мероприятия по кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении указанных объектов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Порядок проведения государственного кадастрового учета и регистрации права в отношении данного имущества установлен частями 11 - 18 ст. 20 Закона N 171-ФЗ.
Данный порядок предусматривает последовательные действия по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав с разрывом во времени, а именно, сначала осуществляется постановка объекта на кадастровый учет, далее АО "Почта России" размещает на Федеральном ресурсе сообщение о намерении зарегистрировать право собственности Российской Федерации на объект недвижимости и в случае отсутствия сообщений от лиц, требующих признания права собственности на такой объект недвижимости, подтверждаемого выпиской с Федерального ресурса, АО "Почта России" удостоверяет у нотариуса факт возникновения права собственности на объект недвижимости в силу приобретательной давности. Впоследствии перечень объектов утверждается ТУ МТУ Росимущества и регистрируется право собственности Российской Федерации.
Соответственно постановка объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет необходима с целью размещения данного объекта на Федеральном ресурсе.
Частью 19 статьи 20 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что положения Закона N 218-ФЗ применяются с учетом положений данной статьи.
Таким образом, принцип об одновременности кадастрового учета и государственной регистрации прав в рассматриваемом случае не применим.
Согласно части 11 статьи 20 Закона N 171-ФЗ до 2022 года документом, который является основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, указанных в настоящей статье, содержит описание таких объектов недвижимости и на основании, которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таких объектах недвижимости.
Форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений установлены Приказом Минэкономразвития России от 14.12.2018 г. N 710 "Об утверждении формы декларации о земельном участке, ином объекте недвижимого имущества, указанных в статье 20 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требований к заполнению декларации, состава включаемых в нее сведений и изменений, которые вносятся в отдельные приказы Минэкономразвития России в части подготовки необходимых для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости документов".
Таким образом, в соответствии с Законом N 171-ФЗ проектная документация и акт приемочной комиссии Мосжилинспекции на данный объект недвижимости не требуются, постановка на кадастровый учет осуществляется в упрощенном порядке на основании декларации.
Судом первой инстанции отмечено, что в оспариваемом отказе отсутствуют указания на наличие в декларации каких-либо ошибок или неточностей, в том числе не позволяющих осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества. Вместе с тем Кадастровым инженером был подготовлен технический план с заключением, где было указано, что перепланировки в помещениях не выявлено.
Кроме того, даже в случае наличия перепланировки, мероприятия по узаконению перепланировок могут быть проведены после постановки на кадастровый учет объекта и регистрации на него прав надлежащего собственника, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации только собственник вправе обратиться за получением разрешения на перепланировку.
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что Заявителем были представлены все необходимые документы для постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет (декларация), оснований для отказа у Управления Росреестра по Москве не имелось.
Как указано выше, в соответствии с частью 11 статьи 20 Закона N 171-ФЗ установлен упрощенный порядок постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества, подлежащего передаче в уставной капитал Заявителя. Для постановки на кадастровый учет таких объектов достаточно предоставить только декларацию о таких объектах недвижимости.
Таким образом, данная норма постановки объекта на кадастровый учет является специальной по отношению к нормам Закона N 218-ФЗ, при этом регистрирующий орган, при рассмотрении заявления о постановки объекта на государственный кадастровый учет не применил норму права, подлежащую применению, а именно положения части 11 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, а применил нормы права, не подлежащие применению - положения Закона N 218-ФЗ, что повлекло за собой принятие незаконного отказа в постановки объекта на государственный кадастровый учет.
Таким образом, отказ Управления Росреестра по Москве в постановке на государственный кадастровый учет не соответствует требованиям Закона 218-ФЗ, Закона N 171-ФЗ и нарушает права и законные интересы АО "Почта России" в сфере экономической деятельности.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Москве правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем случае Управление Росреестра по Москве не доказало законность оспариваемого решения.
В силу действия части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов Общества, суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Почта России" в установленном законом порядке, осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости: нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Москва, поселение Первомайское, поселок Первомайское, улица Парковая, дом 6, площадью 60,8 кв.м.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об удовлетворении заявления АО "Почта России".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.05.2021 по делу N А40-230411/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-230411/2020
Истец: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ