г. Челябинск |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А76-52911/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения здравоохранения Детская городская клиническая поликлиника N 8 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 июня 2021 г. по делу N А76-52911/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - Белышко Наталья Владимировна (доверенность N 49 от 24.12.2018, диплом, служебное удостоверение N 70).
Муниципальное автономное учреждение здравоохранения Детская городская клиническая поликлиника N 8 (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании незаконным акта плановой комплексной проверки по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования от 29.09.2020 в части признания расходов на выплату премии сотрудникам на общую сумму с начислениями 4 938 898 руб. 10 коп. нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования и расходов на общую сумму 1 183 662 руб. 48 коп. по ремонту кровли нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2021 заявление принято к рассмотрению (т. 1 л.д. 4-5), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление здравоохранения Администрации города Челябинска (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.06.2021 (резолютивная часть решения объявлена 31.05.2021) отказано в удовлетворении заявления Учреждения.
Не согласившись с вынесенным решением, Учреждение (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель выражает несогласие с отнесением выплат на премирование сотрудников за счет средств обязательного медицинского страхования (далее также - ОМС) к нецелевым расходам.
Апеллянт указывает на то, что согласно Техническому заключению об определении вида ремонтных работ, выполненных в здании Учреждения, ремонт мягкой кровли относится к текущему ремонту, что не было принято во внимание судом первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебное заседание представители Учреждения и Управления не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал позиции, изложенные отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказов Фонда N 667 от 25.08.2020 (т. 1, л.д. 46-49), N 713 от 03.09.2020 (т. 1, л.д. 50-53) в отношении заявителя в период с 31.08.2020 по 29.09.2020 проведена плановая комплексная проверка по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
По результатам проверки составлен акт от 29.09.2020, в котором, в том числе ответчик пришел к выводу о нецелевом использование средств ОМС (т. 1, л.д. 54-87).
Полагая, что акт от 29.09.2020 в части признания расходов на выплату премии сотрудникам на общую сумму с начислениями 4 938 898 руб. 10 коп. нецелевым расходованием средств ОМС и расходов на общую сумму 1 183 662 руб. 48 коп. по ремонту кровли нецелевым расходованием средств ОМС не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт от 29.09.2020 в части признания расходов на выплату премии сотрудникам на общую сумму с начислениями 4 938 898 руб. 10 коп. нецелевым расходованием средств ОМС и расходов на общую сумму 1 183 662 руб. 48 коп. по ремонту кровли нецелевым расходованием средств ОМС принят с соблюдением процедуры и в соответствии с нормами действующего законодательства.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, в том числе определяет правовое положение субъектов ОМС и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на ОМС неработающего населения, регулируются Федеральным законом от 29.11.10 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона N 326-ФЗ определено, что ОМС - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных Федеральным законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы ОМС.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Согласно пунктам 2 и 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства ОМС и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ медицинская организация является участником ОМС, осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В силу частей 1, 2, 4 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС, тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациям, структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается Федеральным законом N 326-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Таким образом, Фонд является организацией созданной для реализации государственной политики в сфере ОМС и управления средствами ОМС с целью обеспечения финансовой устойчивости ОМС (статьи 13, 34 Федерального закона N 326-ФЗ). Средства ОМС, которыми управляет Фонд, являются целыми средствами.
Вместе с тем, исходя из пункта 2 статьи 9, части 7 статьи 14, статьи 37 Федерального закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС, а также взаимодействие между участниками ОМС реализуется на основании заключенных в пользу застрахованного лица договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении ОМС страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В силу части 2 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны, в том числе использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Аналогичные положения установлены в пункте 5.10 Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 N 1355н в редакции, действовавшей в спорный период (т. 1, л.д. 30-32) (далее - Типовой договор).
В соответствии со статьей 13, пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктами 2, 17, 23 Положения о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утверждённого Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 (т. 1, л.д. 33-39), к полномочиям Фонда относится, в том числе проведение проверок по использованию средств ОМС медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, оспариваемый в части акт принят Фондом в пределах предоставленных ему полномочий.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
Из материалов дела следует, что на основании приказов Фонда N 667 от 25.08.2020, N 713 от 03.09.2020 в отношении Учреждения в период с 31.08.2020 по 29.09.2020 проведена плановая комплексная проверка по вопросу использования средств ОМС за период с 01.10.2018 по 30.06.2020.
В ходе проведения проверки Фондом выявлено нецелевое использование средств ОМС, выразившееся в осуществлении Учреждением за счет средств ОМС расходов:
1. На выплату работникам помимо премий за первый квартал, полугодие, 9 месяцев и год премиальных и стимулирующих выплат на общую сумму с начислениями 4 938 898 руб. 10 коп., в том числе:
- к юбилейным датам на общую сумму с начислениями 131 951 руб. 23 коп., что подтверждается приказами от 02.10.2018, 25.04.2019, 20.05.2019, 27.05.2019, 29.05.2019, 03.06.2019, 05.06.2019, 01.07.2019, 22.07.2019, 15.08.2019 - страница акта 56, 59, 71,78, 81, 93, 99, 113, 115, 127, 129, 144, 146, 148, 150, 152 (т. 1, л.д. 111-151, т. 2, л.д. 1-150, т. 3, л.д. 1-27);
- к Новому году на общую сумму с начислениями 1 784 380 руб. 02 коп., что подтверждается приказами от 11.12.2018, страница акта 326-327, 330, 332-333, 335-338, 347-349 (т. 3, л.д. 96-148, т. 4, л.д. 1-21);
- в связи с празднованием международного женского дня 8 Марта и Дня защитника Отечества на общую сумму с начислением 2 000 872 руб. 81 коп., что подтверждается приказами от 19.02.2019, страница акта 272, 275, 278-279, 289-293, 294, 298, 307, 309-310, 317 (т. 3, л.д. 28-95);
- за выполнение особо важных заданий и поручений в период сдачи годового финансового отчета на общую сумму с начислениями с 197 765 руб. 04 коп., что подтверждается приказами от 06.02.2019, страница акта 370, 372 (т. 4, л.д. 22-30);
- за выполнение разовых срочных работ с целью повышения мотивации и качества выполняемых работ на общую сумму с начислениями 732 537 руб. 58 коп., что подтверждается приказами от 02.08.2019, 30.08.2019, 22.06.2020, страница акта 377, 383, 390, 397 (т. 4, л.д. 31-55 );
- единовременно (разовые начисления) в связи с присвоением квалификационной категории в размерах 3 000 руб. и 5 000 руб. на общую сумму с начислениями 91 391 руб. 42 коп., что подтверждается приказами от 19.11.2018, 18.02.2019, 12.03.2019, 28.05.2019, 03.06.2019, 26.06.2019, 21.08.2019, 08.08.2019, 14.11.2019, страница акта 403, 405, 407, 409, 411, 413, 415, 417, 419, 421, 423, 425, 427(т. 4, л.д. 56-83);
2. На оплату капитального ремонта кровли по договору от 21.08.2019 N 194/2019 на выполнение работ для нужд Учреждения (далее - договор) в сумме 1 183 662 руб. 48 коп., страница акта 8-9, 9-22, 633, 646 (т. 6, л.д. 45).
На акт проверки заявителем представлены возражения, которые рассмотрены ответчиком и признаны обоснованными в части оплаты за счет средств ОМС премии за выполнение разовых и срочных работ по приказу от 26.10.2018 на сумму 110 868 руб. 28 коп. с начислениями на основании Положения об охране труда работников муниципальных казенных учреждений, утверждённого Челябинской городской Думой от 24.06.2014 N 52/16 (далее - Положение об оплате труда работников N 52/16, т. 1, л.д. 18-24).
В остальной части в принятии возражений отказано, в связи с чем, Фонд выставил в адрес Учреждения требование о возврате в бюджет Фонда денежных средств, использованных не по целевому назначению в сумме 6 011 692 руб. 30 коп. и уплате штрафа в размере 601 169 руб. 23 коп.
Оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый в части акт является соответствующим нормам действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя, поскольку спорные виды работ не могут быть отнесены к текущему ремонту, так как в ходе работ выполнена частичная разборка (смена) ветхих площадей элементов покрытий кровли, осуществлено переустройство крыши в связи с заменой материала кровли на более прогрессивные и долговечные, что свидетельствует об улучшении эксплуатационных показателей кровли и частичной смены кровли свыше 10% общей площади кровли, спорные виды работ относятся именно к капитальному ремонту.
В обоснование заявленных в апелляционной жалобе требований Учреждение указывает на то, что несогласно с отнесением Фондом расходов на выплату работникам помимо премий за первый квартал, полугодие, 9 месяцев и год премиальных и стимулирующих выплат на общую сумму с начислениями 4 938 898 руб. 10 коп. к нецелевым, так как в заработную плату включаются премии и стимулирующие выплаты. Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в том числе расходы на заработную плату и начисления на оплату труда (часть 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ).
Вместе с тем, по мнению апелляционной коллегии, доводы Учреждения обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку основаны на неверном толковании правовых норм.
Так, Фонд не оспаривает факт того, что согласно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области на 2018, 2019, 2020 годы, включающих Территориальные программы ОМС, утвержденных соответственно постановлениями Правительства Челябинской области от 22.12.2017 N 708-П (пункт 44 раздела VII), от 28.12.2018 N 672-П (пункт 47 раздела VII), от 19.12.2019 N 557-П (пункт 44 раздела VII) (далее - Территориальные программы ОМС), структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС, включает в себя в т.ч. расходы на заработную плату и начисления на оплату труда.
В силу части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Между тем, в силу пункта 196 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера, в том числе денежные выплаты врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, а также достижения целевых показателей уровня заработной платы медицинских работников, установленных "дорожными картами" развития здравоохранения в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 206 Правил ОМС затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда.
В силу статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются, в том числе в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Система оплаты труда работников муниципальных автономных учреждений здравоохранения Челябинской области установлена в Положение об оплате труда работников N 52/16 (в редакции, действовавшей в спорный период).
Так, в соответствии с пунктом 49 Положения об оплате труда работников N 52/16, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Челябинской области и органов местного самоуправления города Челябинска, содержащими нормы трудового права, настоящим Положением и максимальными размерами для конкретного работника не ограничиваются.
К выплатам стимулирующего характера относятся:
1) выплаты за интенсивность и высокие результаты работ;
2) выплаты за качество выполняемых работ;
3) выплаты за наличие ученой степени, почетного звания;
4) выплаты за выслугу лет;
5) надбавка молодым специалистам;
6) премиальные выплаты по итогам работы;
7) выплаты, учитывающие особенности деятельности Муниципального учреждения и отдельных категорий работников (пункт 54).
Премиальные выплаты по итогам работы устанавливаются в виде премии за квартал, полугодие, 9 месяцев, год с целью поощрения работников за общие результаты работы в установленный период.
В соответствии с пунктом 59 Положения об оплате труда работников N 52/16 премирование работников осуществляется на основании критериев, предусмотренных положением о премировании, утверждаемым локальным нормативным правовым актом Муниципального учреждения.
Выплаты, учитывающие особенности деятельности Муниципального учреждения и отдельных категорий работников:
1) выплата за наличие квалификационной категории устанавливается к окладу (должностному окладу) за квалификационную категорию в следующих размерах:
- при наличии второй квалификационной категории - 5 процентов от оклада (должностного оклада);
- при наличии первой квалификационной категории - 10 процентов от оклада (должностного оклада);
- при наличии высшей квалификационной категории - 15 процентов от оклада (должностного оклада).
При установлении выплаты к окладу (должностному окладу) за квалификационную категорию учитывается квалификационная категория при работе медицинских и фармацевтических работников по специальности, по которой им присвоена квалификационная категория.
Врачам-специалистам - руководителям структурных подразделений Муниципального учреждения квалификационная категория учитывается по специальности, соответствующей профилю возглавляемого подразделения.
Врачам-специалистам - руководителям, возглавляющим структурные подразделения Муниципального учреждения, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, квалификационная категория учитывается по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" или по специальности, по которой им присвоена квалификационная категория.
Провизорам - руководителям структурных подразделений Муниципального учреждения квалификационная категория учитывается по провизорской специальности.
Главным медицинским сестрам (главным фельдшерам) квалификационная категория учитывается по специальности среднего медицинского персонала Муниципального учреждения.
Выплата за наличие квалификационной категории педагогическим работникам Муниципального учреждения устанавливается локальным нормативным правовым актом Муниципального учреждения;
2) выплата за классность устанавливается водителям автотранспорта, находящимся в штате Муниципального учреждения, в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы (регистрационный номер 234/14-16 от 29.11.2013) в процентах к должностным окладам или ставке заработной платы в следующем размере:
- за наличие первого класса - не более 25 процентов;
- за наличие второго класса - не более 10 процентов;
3) выплаты к профессиональным праздникам:
- "День медицинского работника", производится в процентном отношении к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы работника Муниципального учреждения либо в абсолютном размере;
- "День автомобилиста", производится в процентном отношении к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы работника Муниципального автономного учреждения "Челябмедтранс" либо в абсолютном размере.
В силу пункта 60 Положения об оплате труда работников N 52/16 порядок осуществления вышеуказанных выплат к профессиональным праздникам определяется с учетом экономии фонда оплаты труда Муниципального учреждения и устанавливается локальным нормативным правовым актом Муниципального учреждения.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции отмечено верно, что перечень премиальных и стимулирующих выплат, установленных Положением об оплате труда работников N 52/16, является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.
Кроме того, из буквального толкования норм следует, что Учреждению не предоставлено право устанавливать в коллективном договоре, Положении об оплате труда, Положении о премировании работников иные, не предусмотренные Положением об оплате труда работников N 52/16 премии и единовременные выплаты стимулирующего характера, что свидетельствует об отсутствии правовых норм для включения спорных выплат в Положение о премировании, утверждённого локальным актом заявителя.
При этом как установлено судом и следует из материалов дела, в спорном периоде за счет средств ОМС работникам заявителя помимо премий за первый квартал, полугодие, 9 месяцев и год установлены и выплачены за счет средств ОМС премиальные и стимулирующие выплаты единовременного характера, не предусмотренные Положением об оплате труда работников N 52/16.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что премиальные и стимулирующие выплаты работкам заявителя к юбилейным датам, к Новому году, в связи с празднованием международного женского дня 8 Марта и Дня защитника Отечества, единовременно в связи с присвоением квалификационной категории являются нецелым использованием средств ОМС.
Кроме того, ни коллективный договор, ни Положение об оплате труда, ни Положение о премировании работников Учреждения не содержат условия, предусматривающие обязанность работодателя выплачивать выплаты за выполнение особо важных заданий и поручений в период сдачи годового финансового отчета и за выполнение разовых срочных работ с целью повышения мотивации и качества выполняемых работ, следовательно, данные выплаты не являются обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой. Обратного из материалов дела не следует, заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
При таких обстоятельствах, суд установил верно, что законные основания для вынесения приказов стимулирующего характера за выполнение особо важных заданий и поручений в период сдачи годового финансового отчета на общую сумму с начислениями 197 765 руб. 04 коп., за выполнение разовых срочных работ с целью повышения мотивации и качества выполняемых работ на общую сумму с начислениями 621 669 руб. 30 коп. отсутствовали.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что расходы, произведённые Учреждением за счет средств ОМС на выплату премий и единовременных выплат стимулирующего характера сотрудникам в нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 59-60 Положения об оплате труда работников N 52/16 являются нецелевым использованием средств ОМС.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно техническому заключению об определении вида ремонтных работ, выполненных в здании Учреждения, ремонт мягкой кровли относится к текущему ремонту, не может быть принят апелляционной коллегией по следующим обстоятельствам.
Из представленного в материалы проверки договора, локально-сметного расчёта, акта о приемке выполненных работ от 02.10.2019 (т. 6, л.д. 2-18, 24-34) следует, что в здании Учреждения проведены работы, в том числе разборка покрытий кровлей из рулонных материалов на площади 500 кв.м., ремонт отдельными местами рулонного покрытия с промазкой битумными составами с заменой 2-х слоев на площади 200 кв.м., ремонт цементной стяжки площадью заделки до 1,0 кв.м. на площади 200 кв.м., разборка мелкий покрытий и обделок из листовой стали водосточных труб с земли и подмостей, установка воронок водосточных, устройство плоских однослойных кровель из ПВХ мембран (со сваркой полотен) с укладкой разделительного слоя по утеплителю, несущее основание из бетона, устройство натканного геотекстиля, устройство примыканий их ПВХ мембран к трубам по готовому основанию, устройство мелких покрытий из листовой оцинкованной стали, устройство рейки алюминиевой краевой, устройство рейки алюминиевой прижимной размером 3x22 мм и иные вид работ, являющиеся составляющими и комплектующими при проведении соответствующего ремонта.
Судом первой инстанции учтено, что понятия текущего и капитального ремонтов содержаться в пункте 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утверждённого Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - Положение N 312) и в Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утверждённого Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее - Положение N 279).
В силу Приложения 1 Положения N 312 текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей; капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
В силу пункта 3.4 Положение N 279, к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. Примерный перечень работ по текущему ремонту приведен в Приложении 3 к Положению N 279.
В соответствии с разделом IV "Крыши и покрытия" Приложения 3 к Положению N 279 к текущему ремонту относятся:
1. Усиление стропильных ног нашивкой обрезков досок или других дополнительных креплений.
2. Постановка дополнительных болтов и скоб в местах ослабевших сопряжений, стыков и пр.
3. Мелкий ремонт деревянных ферм покрытия (подтягивание болтов).
4. Возобновление защитного слоя в местах оголенной арматуры железобетонных конструкций (ферм, балок, плит покрытия).
5. Мелкий ремонт устройств закрывания и открывания световых фонарей.
6. Антисептическая и противопожарная защита деревянных конструкций.
7. Ремонт слуховых окон.
8. Возобновление или ремонт выходов на крышу.
9. Укрепление фальцев и обжимка гребней в стальной кровле с промазкой гребней и свищей замазкой.
10. Постановка разного рода заплат на стальной кровле.
11. Ремонт металлической кровли отдельными местами со сменой до 10% кровли общей площади покрытия.
12. Смена отдельных плиток в черепичной и других видах кровли из отдельных плиток.
13. Ремонт отдельных мест кровли из рулонных материалов с перекрытием до 10 % общей площади покрытия.
14. Ремонт отдельными частями настенных желобов и карнизных спусков. Закрепление сорванных стальных листов.
15. Ремонт или возобновление покрытий вокруг дымовых труб и других выступающих частей на крыше.
16. Укрепление стальных парапетов, ремонт оголовков вентиляционных шахт газоходов, канализационных стояков и других выступающих частей на крыше.
17. Восстановление и ремонт стремянок на крышах.
18. Периодическая окраска стальной кровли.
19. Периодическая промазка рулонных кровель нефтебитумной мастикой.
20. Ремонт воронок внутренних водостоков.
К капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.). Перечень работ по капитальному ремонту приведен в Приложении 8 к Положению N 279 (пункт 3.11).
В соответствии с разделом IV "Крыши и покрытия" Приложения 8 к Положению N 279 к капитальному ремонту относятся:
1. Смена ветхих деревянных ферм покрытия или замена их на сборные железобетонные.
2. Сплошная или частичная замена ветхих металлических и железобетонных ферм, а также замена металлических на сборные железобетонные фермы.
3. Усиление ферм при замене типов покрытия (замена деревоплиты на сборный железобетон, холодного покрытия - на теплое и др.), при подвеске подъемных устройств, а также при коррозии узлов и других элементов металлических и сборных железобетонных ферм.
4. Частичная или сплошная смена стропил, мауэрлатов и обрешетки.
5. Ремонт несущих конструкций световых фонарей.
6. Ремонт устройств по открыванию переплетов световых фонарей.
7. Частичная или полная смена ветхих элементов покрытий, а также замена их на более прогрессивные и долговечные.
8. Частичная (свыше 10% общей площади кровли) или сплошная смена или замена всех видов кровли.
9. Переустройство крыш в связи с заменой материала кровли.
10. Частичная или сплошная замена настенных желобов, спусков и покрытий дымовых труб и других выступающих устройств над кровлей.
Судом первой инстанции отмечено верно, что из буквального толкования указанных норм действующего законодательства следует, что текущий ремонт направлен на поддержание имущества в исправном (надлежащем) состоянии путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей, в то время как, капитальный ремонт - на его восстановление, в том числе путем замены изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замены их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорные виды работ не могут быть отнесены к текущему ремонту, поскольку в ходе работ выполнена частичная разборка (смена) ветхих площадей элементов покрытий кровли, осуществлено переустройство крыши в связи с заменой материала кровли на более прогрессивные и долговечные, что свидетельствует об улучшении эксплуатационных показателей кровли и частичной смены кровли свыше 10% общей площади кровли.
В соответствии с пунктом 6.3 Положения N 312, затраты на ремонт (текущий и капитальный) жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения финансируются за счет ремонтного фонда государственных объединений, предприятий, организаций - владельцев основных средств; в случае недостаточности этих средств ремонт жилищного фонда местных Советов народных депутатов, объектов культурно-бытового назначения, здравоохранения, просвещения и социального назначения производится за счет ассигнований из бюджета.
Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506 Министерство здравоохранения Российской Федерации в письме от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 разъяснило, что в соответствии с законодательством об ОМС расходы государственных и муниципальных медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения и иные расходы, невключенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326, осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что включение в структуру тарифа на оплату медицинской помощи расходов на проведение капитального ремонта Территориальной программой на 2019 год не предусмотрено. Соответственно, расходы на оплату капитального ремонта не подлежат оплате за счет средств ОМС.
Учитывая изложенное, суд установил верно, что произведённые и оплаченные работы на общую сумму 1 183 662 руб. 48 коп. являются нецелевым использованием средств ОМС.
Заявителем представлено техническое заключение об определении вида работ по ремонту мягкой кровли (т. 1, л.д. 9, документ в системе Мой арбитр), оценка которому дана судом первой инстанции в совокупности и взаимосвязи с представленными по делу доказательствами в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, апеллянтом в нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено достаточных относимых и допустимых доказательств, позволяющих усомниться с выводах суда первой инстанции в части отнесения проведенного ремонта именно к текущему.
Само по себе техническое заключение об определении вида работ по ремонту мягкой кровли таким доказательством не является, и не опровергает выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, не являются основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, для переоценки которых оснований не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 июня 2021 г. по делу N А76-52911/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения здравоохранения Детская городская клиническая поликлиника N 8 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-52911/2020
Истец: МАУЗ Детская городская клиническая поликлиника N8
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области
Третье лицо: Управление Здравоохранения Администрации г.Челябинска