город Омск |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А81-446/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотов аА.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6018/2021) общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Инвест" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.04.2021 по делу N А81-446/2021 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Инвест" (ИНН 8603213148, ОГРН 1158603000060, адрес: 141701, Московская обл., г.о. Долгопрудный, г. Долгопрудный, Лихачевский пр-д, д. 8, помещ. XLII, офис 316/1) об оспаривании предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию г. Муравленко Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20.10.2020 N14/1/1,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Инвест" - Напольского Андрея Александровича по доверенности от 01.01.2021 N 01;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Инвест" (далее - заявитель, общество, ООО "Альянс-Инвест") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по ЯНАО) об оспаривании предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию г. Муравленко Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного ГУ МЧС России по ЯНАО (далее - административный орган, ОНД и ПР по МО г. Муравленко УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО) от 20.10.2020 N 14/1/1.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.04.2021 по делу N А81-446/2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что доказательств наличия нарушений требований пожарной безопасности административным органом не предоставлено, равно как и доказательств отказа в доступе для осмотра объектов защиты. Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка N 11 г. Нижневартовска от 01.12.2020 производство по делу об административном правонарушении N 51818-2111/2020 в отношении ООО "Альянс-Инвест", предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения
ГУ МЧС России по ЯНАО представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
ОНД и ПР по МО г. Муравленко УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО, ГУ МЧС России по ЯНАО, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а также заявил ходатайство о приостановлении производства по апелляционной жалобе до вступления в законную силу судебного акта по делу N А81-2579/2020 по заявлению ООО "Альянс-Инвест" об оспаривании предписания ОНД и ПР по МО г. Муравленко УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО от 26.12.2019 N 100/1/1.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство заявителя о приостановлении производства по делу, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Согласно указанной норме обязанность приостановить производство по делу связана не с фактом наличия в производстве суда другого дела, а с невозможностью рассмотрения арбитражным судом спора до принятия решения по другому делу (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.10.2019 по делу N 305-ЭС19-8916).
В рассматриваемом случае объективной невозможности рассмотрения настоящего дела до вступления в законную силу судебного акта по делу N А81-2579/2020, судом апелляционной инстанции не установлено, учитывая, что в рамках настоящего дела оспариваемое предписание выдано по результатам самостоятельной внеплановой проверки, в ходе которой выявлен ряд допущенных обществом нарушений требований пожарной безопасности, результаты проверки зафиксированы в акте проверки и оспариваемом предписании N 14/1/1.
Требования, заявленные в рамках дела NА81-2579/2020, не влекут объективной невозможности рассмотрения настоящего спора и не создают препятствий для его разрешения.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что представителем общества не обосновано каким образом принятое судом решение по делу А81-2579/2020 может повлиять на рассмотрение настоящего дела, судом апелляционной инстанции не установлено предусмотренных статьей 143 АПК РФ оснований для приостановления производства настоящему делу до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу по делу А81-2579/2020.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
В связи с произошедшим пожаром 04.12.2019 в здании, переоборудованном под общежитие, расположенном по адресу г. Муравленко, промышленная зона, панель N 2, сотрудниками ОНДиПР по МО г. Муравленко УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО организована и согласована с прокуратурой г. Муравленко внеплановая выездная проверка по соблюдению требований пожарной безопасности вышеуказанной производственной базы.
В период с 18.12.2019 по 26.12.2019 сотрудниками ОНДиПР по МО г. Муравленко УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Альянс-Инвест" на объектах защиты, расположенных на территории указанной производственной базы.
Производственная база (вместе с недвижимым имуществом) принадлежит ООО "Альянс-Инвест" на основании следующих документов: договора о представлении земельного участка в пользование на условиях аренды; соглашении о перемене лиц в обязательстве к договору аренды, договоров купли продажи недвижимого имущества и свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество.
В ходе проведения проверки установлено, что производственная база, вместе с расположенными на ней объектами, эксплуатируется обществом с ограниченной ответственностью "НефтеСервис" по договору аренды от 01.01.2017 N 03/2017/НС025/2017 и дополнительным соглашением от 04.09.2019 N 1/2019 к договору аренды недвижимого имущества от 01.01.2017 N 03/2017/НС025/2017.
Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 05.11.2019 N 4 к договору аренды недвижимого имущества от 01.01.2017 N 03/2017/НС025/2017, заключенного между ООО "Альянс-Инвест" и ООО "НефтеСервис": "В целях распределения взаимной ответственности за противопожарное и техническое состояние недвижимого имущества стороны установили, что:
- арендодатель несет ответственность за организацию и общее руководство пожарной безопасностью во всех помещениях, расположенных в пределах земельного участка;
- арендодатель обеспечивает выполнение Правил и инструкций по пожарной безопасности, осуществляет ежедневный контроль и соблюдение установленного противопожарного режима на объектах имущественного комплекса;
- арендодатель определяет и обозначает места для курения, оборудует их урнами и средствами пожаротушения на территории имущественного комплекса;
- курение в административных зданиях, служебных и производственных помещениях и на прилегающих территориях имущественного комплекса запрещено в целом, за исключением мест специально оборудованных для курения;
- арендодатель обязуется обеспечить объекты недвижимости необходимыми первичными средствами пожаротушения, обеспечить исправное состояние пожарных гидрантов;
- арендодатель отвечает за исправное содержание систем автономного извещения, пожарной сигнализации во всех объектах имущественного комплекса ООО "Альянс-Инвест", бесперебойную работу дежурного освещения объектов;
- арендодатель обеспечивает исправное содержание систем водоснабжения и отопления объектов.
По результатам проверки выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, в том числе грубые нарушения требований пожарной безопасности, создающие угрозу причинения вреда, жизни, здоровью людей и имуществу при возникновении пожара в связи с чем, был оставлен акт проверки от 26.12.2019 N 100, к которому прилагалось предписание от 26.12.2019 N 100/1/1, а также фототаблица от 26.12.2019.
В адрес ОНД и ПР по МО г. Муравленко УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО, в течение 2020 года неоднократно поступали ходатайства о переносе срока исполнения предписания (по первому ходатайству до 01.06.2020, по второму до 01.08.2020, по третьему до 01.09.2020), которые были удовлетворены.
На основании распоряжения ОНДиПР по МО г. Муравленко УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО от 15.09.2020 N 14, решения прокуратуры г. Муравленко от 16.09.2020 о согласовании проведения внеплановой выездной проверки, в период с 30.09.2020 по 20.10.2020 сотрудниками ОНД и ПР по МО г. Муравленко УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО проведена внеплановая выездная проверка по контролю за исполнением ранее выданного предписания от 26.12.2019 N100/1/1.
При проведении проверки установлено, что некоторые пункты предписания N 100/1/1 не были исполнены, а именно:
Здание, используемое для проживания людей (общежитие N 3 согласно плану эвакуации):
- не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты, а именно системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией.
Здание, используемое для проживания людей (общежитие для руководящего состава):
- не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты, а именно: системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией;
- переносные огнетушители не установлены на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах. Установленные на полу огнетушители не обеспечены обязательной фиксации от возможного падения при случайном воздействии.
Здание ремонтной мастерской:
- не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- в здании ремонтной мастерской не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний;
- переносные огнетушители не установлены на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах. Установленные на полу огнетушители не обеспечены обязательной фиксации от возможного падения при случайном воздействии;
- в здании эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
- здание ремонтной мастерской не оборудовано установками автоматического пожаротушения;
- административная встройка в здании ремонтной мастерской не оборудована системой автоматической пожарной сигнализации;
- здание ремонтной мастерской не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
На основании приказа ООО "Альянс-Инвест" от 31.08.2020 N 15 "О выводе из эксплуатации (консервации) зданий и временного сооружения" 2 здания ремонтной мастерской и временное сооружение АБК-4 опломбированы, доступ в здания был ограничен. Сотрудникам ОНДиПР по МО г. Муравленко УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО отказано в осмотре одного из зданий ремонтной мастерской и здания, используемого для проживания людей (общежитие для проживания руководящего состава), документы подтверждающие исполнение пунктов, указанных в предписании N100/1/1 от 26.12.2019, не представлены.
По результатам проверки выдан акт от 20.10.2020 N 14 и предписание от 20.10.2020 N14/1/1.
Указанным предписанием от 20.10.2020 N 14/1/1 на ООО "Альянс Инвест" возложена обязанность в срок до 01.04.2021 устранить следующие нарушения:
Здание, используемое для проживания людей (общежитие N 3):
- нарушение пункта 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 далее - Правила N 390): обеспечить проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной зашиты, а именно системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией;
Здание, используемое для проживания людей (общежитие для проживания руководящего состава):
- нарушение пункта 63 Правил N 390: обеспечить проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной зашиты, а именно системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией;
- нарушение статей 4, 6, 43, 60 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ); пунктов 4.2.5, 4.2.7 СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации": переносные огнетушители установить на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах. Установленные на полу огнетушители обеспечить обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии;
Здание ремонтной мастерской:
- нарушение пункта 20 Правил N 390: обеспечить наличие на дверях помещении производственного и складского назначения обозначение их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, a также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Закона N 123-ФЗ;
- нарушение пункта 24 Правил N 390: в здании ремонтной мастерской провести эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующих протоколов испытаний;
- нарушение статей 4, 6, 43, 60 Закона N 123-ФЗ, пунктов 4.2.5, 4.2.7 СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации": переносные огнетушители установить на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах. Установленные на полу огнетушители обеспечить обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии;
- нарушение подпункта "в" пункта 42 Правил N 390: не допускать эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- нарушение пункта 55 Правил N 390: проводить проверку работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
- нарушение статей 4, 6, 52, 61, 83 Закона N 123-ФЗ, приложения А, пунктов А4, А.10, таблицы А3, пункта 4.2 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", подпункта "г" пункта 6.1 Ведомственных строительных норм ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей": здание ремонтной мастерской оборудовать установками автоматического пожаротушения;
- нарушение статьями 4, 6, 52, 54, 84 Закона N 123-ФЗ, приложения А, п. А4, А10, табл. А3, поз. 38 СП 513130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования": административную встройку в здании ремонтной мастерской оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации;
- нарушение статей 4, 6, 52, 54, 84 Закона N 123-ФЗ, гл. 7. таб. 2, поз. 17 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности": здание ремонтной мастерской оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Не согласившись с предписанием от 20.10.2020 N 14/1/1, ООО "Альянс-Инвест" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 13.04.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
В силу статьи 1 Закона N 69-ФЗ мерами пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.
Закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Технического регламента (часть 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Часть 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ устанавливает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут как собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, согласно договору аренды недвижимого имущества от 01.01.2017 N 03/2017/НС025/2017 (с учетом дополнительных соглашений к нему от 04.09.2019 и от 04.11.2019) общество (арендодатель) передало в аренду ООО "НефтеСервис"; арендатор) принадлежащие ему на праве собственности здания двух ремонтных мастерских и административно-бытовое здание, расположенные по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Муравленко, промышленная зона, панель N 2; срок действия договора до 04.08.2020.
Дополнительным соглашением от 05.11.2019 N 4 к указанному договору аренды стороны распределили взаимную ответственность за противопожарное и техническое состояние недвижимого имущества, определив, что арендодатель, в частности, несет ответственность за организацию и общее руководство пожарной безопасностью во всех помещениях, расположенных в пределах земельного участка; обеспечивает выполнение Правил и инструкций по пожарной безопасности, осуществляет ежедневный контроль и соблюдение установленного противопожарного режима на объектах имущественного комплекса.
Исходя из указанных норм права и установленных обстоятельств для обеспечения пожарной безопасности переданных в аренду зданий общество, являясь их собственником, обязано в полном объеме выполнять требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила N 390), которые определяют требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Правилами N 390 запрещено использовать для проживания людей производственные здания, расположенные на территориях предприятий (пункт 150).
При самовольном изменении арендатором вида разрешенного использования недвижимого имущества орган государственного пожарного надзора вправе выдать собственнику этого имущества предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В силу пункта 63 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и плановопредупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов защиты от пожаров.
В нарушение указанного пункта Правил заявителем в зданиях, используемых для проживания людей, не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной зашиты, а именно системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией.
В соответствии со статьей 60 Закона N 123-ФЗ здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями и сооружениями.
При этом номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала.
В соответствии со статьей 43 Закона 123-ФЗ первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы:
переносные и передвижные огнетушители;
пожарные краны и средства обеспечения их использования;
пожарный инвентарь;
покрывала для изоляции очага возгорания.
В соответствии с пунктом 4.2.5. "СП 9.13130.2009. Свод правил, Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденных Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СП 9.13130.2009. Свод правил, Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации"), рекомендуется переносные огнетушители устанавливать на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах. Огнетушители должны располагаться так, чтобы основные надписи и пиктограммы, показывающие порядок приведения их в действие, были хорошо видны и обращены наружу или в сторону наиболее вероятного подхода к ним.
Огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола; переносные огнетушители, имеющие полную массу 15 кг и более, должны устанавливаться так, чтобы верх огнетушителя располагался на высоте не более 1,0 м. Они могут устанавливаться на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии (пункт 4.2.7 "СП 9.13130.2009. Свод правил, Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации").
В нарушение статей 4, 6, 43, 60 Закона N 123-ФЗ, пунктов 4.2.5, 4.2.7 СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации" в зданиях, используемых для проживания людей, переносные огнетушители не установлены на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах. Установленные на полу огнетушители не обеспечены обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Вместе с тем, в ходе проверки Управлением выявлено, что заявителем не обеспечено наличие на дверях помещении производственного и складского назначения обозначение их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, a также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно пункту 24 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний.
В ходе проведенной в отношении заявителя проверки установлено, что в здании ремонтной мастерской не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующих протоколов испытаний, что является нарушением пунктом 24 Правил N 390.
Согласно подпункту "в" пункта 42 Правил N 390 запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение указанной нормы Правил обществом допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Согласно пункту 55 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
В ходе проверки Управлением выявлено нарушение вышеуказанного пункта 55 Правил N 390, соответствующие акты проверок работоспособности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода не представлены.
Согласно пункту 3 статьи 52 Закона N 123-ФЗ одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу статьи 54 Закона N 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
Согласно части 1 статьи 83 Закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 84 Закона N 123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: 1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; 2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; 3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; 4) включение эвакуационного (аварийного) освещения; 5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; 6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; 7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Вместе с тем в нарушение статей 4, 6, 52, 61, 83 Закона N 123-ФЗ, приложения А, п.А4, А.10, таблицы А3, п. 4.2 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", подпункта "г" пункта 6.1 Ведомственные строительные нормы ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей" здание ремонтной мастерской не оборудовано установками автоматического пожаротушения.
В нарушение ст.ст. 4, 6, 52, 54, 84 Закона N 123-ФЗ, приложения А, п. А4, А10, табл. А3, поз. 38 СП 513130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" административная встройка в здании ремонтной мастерской не оборудована системой автоматической пожарной сигнализации.
В нарушение статей 4, 6, 52, 54, 84 Закона N 123-ФЗ, гл. 7. таб. 2, поз. 17 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" здание ремонтной мастерской не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Вопреки доводам апелляционной жалобы наличие указанных нарушений подтверждается актом проверки от 20.10.2020 N 14, предписанием от 20.10.2020 N 14/1/1.
Представленные в материалы дела акт приемки в эксплуатацию охранно-пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре; договор на выполнение работ по монтажу и наладке охранно-пожарной сигнализации, договор на техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации, приказ о выводе из эксплуатации (консервации) зданий и временного сооружения, исполнительная документация на монтаж пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты Общества, судебные акты суда общей юрисдикции не опровергают факт выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Более того, как установлено судом и не опровергнуто заявителем, на основании приказа ООО "Альянс-Инвест" N 15 от 31.08.2020 "О выводе из эксплуатации (консервации) зданий и временного сооружения" здания ремонтной мастерской и временное сооружение АБК-4 опломбированы, доступ в здания был ограничен; сотрудникам ОНДиПР по МО г. Муравленко было отказано в осмотре одного из зданий ремонтной мастерской и здания, используемого для проживания людей (общежитие для проживания руководящего состава), а также документов подтверждающих исполнение пунктов, указанных в предписании N 100/1/1 от 26.12.2019.
Нормативные правовые акты, указанные в предписании N 14/1/1 (Закон N 123-ФЗ, постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, своды правил 3.13130.2009, 5.13130.2009, 9.13130.2009), не содержат каких-либо исключений, касающихся несоблюдения требований пожарной безопасности во временно неиспользуемых объектах (помещений).
Доказательств, подтверждающих отсутствие выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности, не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обстоятельства, отраженные в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 01.12.2020 по делу N 5-1818-2111/2020 мирового судьи судебного участка N 11 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска ХМАО, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, предметом оценки которого является законность оспариваемого предписания.
Из содержания части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 64 АПК РФ следует, что обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, устанавливаются судом на основании доказательств по делу, содержащих сведения о фактах.
Следовательно, арбитражный суд не связан с выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Правовая оценка судом общей юрисдикции действий общества и примененного им положения, на которой основан вывод об наличии (отсутствии) состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 13988/06 и от 17.07.2007 N 11974/06).
Положения части 3 статьи 69 АПК РФ не предусматривают преюдициального значения постановления мирового судьи, вынесенного по делу об административном правонарушении, для арбитражного суда, рассматривающего дело (пункт 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", постановление Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2015 N 310-АД15-7716).
В рассматриваем случае оспариваемое предписание содержит описание выявленных нарушений и ссылки на подлежащие исполнению положения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности и является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства.
Содержащиеся в предписании требования соответствуют целям защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц от пожаров и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку возлагают на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создает препятствия для осуществления им своей предпринимательской деятельности.
Учитывая, что оспариваемое предписание содержит законные требования и обязательно для исполнения лицом, которому оно выдано, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.04.2021 по делу N А81-446/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-446/2021
Истец: ООО "Альянс-Инвест"
Ответчик: ГУ Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по МО г.Муравленко управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу