г. Ессентуки |
|
9 августа 2021 г. |
Дело N А63-5159/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.08.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии от Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Мехрибановой А.В. (доверенность от 11.01.2021 N 02), от ООО "Кавмининтер" - Калюгиной Н.С. (доверенность от 15.03.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2021 по делу N А63-5159/2021 (в составе судьи Быкодоровой Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" (далее - Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) о признании незаконным постановления от 24.03.2021 N 21/1/ВП/1-16/4 по делу об административном правонарушении и представления от 24.03.2021 N 21-1/ВП/1-16/4.
Решением суда от 10.06.2021 заявленные требования Общества удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Управления от 24.03.2021 N 21/1/ВП/1-16/4. Признано недействительным и отменено представление от 24.03.2021 N 21-1/ВП/1-16/4.
Судебный акт мотивирован тем, что Управлением не доказан состав вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Согласование технологической схемы с Федеральным агентством по недропользованию указывает на соответствие ее установленным требованиям и отсутствие вменяемого нарушения. Обществом не допущено нарушений условий лицензии. В связи с тем, что постановление Управления признано незаконным, вынесенное на его основании представление являются недействительными.
Не согласившись с принятым решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Управления, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Управления поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представитель Общества в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
15.06.1999 Обществу выдана лицензия СТВ N 00428-МЭ с целевым назначением и видами работ - добыча минеральной воды из скважины N 72 на Змейкинском месторождении. Лицензия зарегистрирована в Северо-Кавказском региональном геологическом фонде 29.06.1999. Неотъемлемой составной частью указанной лицензии является Лицензионное соглашение об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод Змейкинского месторождения, расположенного на территории Минераловодского района Ставропольского края, в соответствии с п. 3.1 которого, срок действия лицензии был установлен до 01.01.2013.
08.10.2003 главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю зарегистрированы "Изменения и дополнения к Лицензионному соглашению об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод Змейкинского месторождения, расположенного на территории Минераловодского района Ставропольского края. Пунктом 1 раздела 4 указанных изменений, п. 6.1 Лицензионного соглашения изложен в редакции, обязывающей владельца лицензии в срок до 01.11.2003 предоставить в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю согласованный и утвержденный в установленном порядке технический проект разработки Змейкинского месторождения.
Дополнением к лицензии СТВ 00428 МЭ на право пользования недрами для добычи минеральной воды из скважины N 72 на Змейкинском месторождении, расположенном на территории Минераловодского района Ставропольского края, зарегистрированным Управлением по недропользованию по Ставропольскому краю 13.12.2012, срок действия лицензии продлен до 01.07.2027 года (п. 4 Дополнения), в состав лицензии в качестве неотъемлемой составной части включены условия пользования недрами Змейкинского месторождения в новой редакции.
В период с 18.01.2021 по 20.01.2021 Управлением в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки установлено, что технологическая схема разработанная Обществом не соответствует требованиям Приказа Минприроды России от 27.10.2010 N 436 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод" и требованиям ст. 13 и ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 16, ч. 3 ст. 19, ст. 30 Закона N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ), а именно. 1. Отсутствует информация о стационарном источнике выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (газоотделитель), не указан поверхностный водный объект - пруд (водоем), расположенный непосредственно возле 1 зоны санитарной охраны. В нарушение действующего законодательства в технологической схеме при аварии на минералопроводе предусмотрен сброс потерь минеральной воды без дополнительного разбавления пресной водой в дренажные канавы, прилегающие к участок, вместе с тем, мероприятия по восстановлению земель при таких авариях не прописаны. 2. Отсутствует информация по охране атмосферного воздуха, информация о мероприятиях по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, об осуществлении учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, об осуществлении учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, об осуществлении учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников в соответствии с требованиями ст. 16, ч. 3 ст. 19, ст. 30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" 3. Отсутствует информация об охране водных объектов, чем нарушены требования п. 4.1.9 раздела 4 дополнения N 2 к лицензии СТВ 00428 МЭ, приказа Минприроды России от 27.10.2010 N 463 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод", ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 16, ч. 3 ст. 19, ст. 30 Закона N 96-ФЗ.
По результатам проверки составлен акт проверки от 29.01.2021 N 21- 1/ВП/1 (т.1, л.д. 102-130).
17.02.2021 на основании акта проверки в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 21-1/ВП/1-16/1 (т. 1, л.д. 131-140) и 24.03.2021 вынесено постановление о назначении административного наказания N 21-1/ВП/1-16/4 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300000р (т. 3, л.д. 86-99).
24.03.2021 в отношении Общества вынесено представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 21-1/ВП/1-16/4 (т.3, л.д. 100-101). Обществу указано на необходимость принять меры по недопущению нарушения требований законодательства в области охраны недр, обеспечить контроль за исполнением законодательства, организовать меры по внесению изменений в технологическую схему разработки Змейкинского месторождения подземных минеральных вод, разработать и утвердить план устранения недостатков, представить данный план в адрес Управления.
Несогласие с названными постановлением и представлением послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением.
Действующим законодательством о недропользовании установлена обязанность недропользователей по осуществлению добычи подземных вод исключительно в соответствии с утвержденными техническими проектами, разработанными и согласованными в установленном порядке, а также получившими положительное заключение государственной экспертизы.
Технологическая схема - это проектный документ, на основании которого осуществляется разработка месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 2 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденная постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Для каждого месторождения, исходя из его характеристик и особенностей, лицами, обладающими специальными познаниями, подготавливается конкретный, относящийся только к разработке данного месторождения проектный документ, который включает мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; мероприятия по рациональному использованию и охране недр; мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; информацию о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель (п. 12 Положения), выбор контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения ведения мониторинга подземных вод (пп. "в", п. 13 Положения).
Указанный проектный документ, до утверждения недропользователем, подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом, которой может быть принято решение об отказе в согласовании проектной документации, в случае ее несоответствия требованиям к составу и содержанию, предусмотренным пунктами 12 и 13 настоящего Положения.
Разработанная Обществом технологическая схема разработки Змейкинского месторождения (скважины N 72) минеральных вод, согласована с Федеральным агентством по недропользованию, что подтверждается протоколом от 21.03.2014 N 29 заседания Центральной Комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, ее содержание соответствует установленным требованиям.
Согласование технологической схемы с Федеральным агентством по недропользованию указывает на соответствие ее установленным требованиям и отсутствие вменяемого Обществу правонарушения.
В части отсутствия в параграфе 13.2. технологической схемы информации о стационарном источнике выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (газоотделитель), установлено следующее.
Из содержания акта проверки, "выброс загрязняющего вещества (диоксида углерода) в атмосферный воздух от газоотделителя подтверждается результатами анализов состава газа из скважины N 72 за 6,9,12 месяцев 2020 года, представленными Обществом в информационных отчетах, а так же экспертным заключением от 29.01.2021 N 3 Волковой М.С. и Гребенщиковой А.В. по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора".
Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды", в соответствии со статьей 4.1 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды", утвержден прилагаемый перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. В указанном перечне диоксид углерода отсутствует, что указывает на то, что данное вещество не относится к загрязняющему, и, как следствие, его выбросы не нормируются в целях учета негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, газоотделитель, сведения о котором отражены на странице 126 технологической схемы разработки Змейкинского месторождения, не является ни стационарным, ни передвижным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ, воздействующих на атмосферный воздух. С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие в действующем законодательстве императивных требований об обязательном включении информации о мероприятиях по учету выбросов, их уменьшении, источниках выбросов и т.д в проектный документ, а так же то обстоятельство, что выбросы диоксида углерода государством не нормируются и не регулируются, в технологической схеме не должно содержаться описания мероприятий по учету выбросов, их уменьшении, источниках выбросов и т.д. (указанные мероприятия, в случае необходимости, могут быть установлены иными документами - программой производственного экологического контроля, программой мониторинга, планами охранных мероприятий и т.п.), что указывает на отсутствие события административного правонарушения, в совершении которого Общество признано виновным.
В части отсутствия в параграфе 13.2. технологической схемы поверхностного водного объекта - пруд (водоем), расположенного непосредственно возле 1 зоны санитарной охраны, установлено следующее.
Водоем носит сезонный характер и располагается в границах третьей зоны ГСО Змейкинского месторождения минеральных вод, что подтверждается проектом зон ГСО Змейкинского месторождения минеральных вод скважины N 72 и к объектам мониторинга не относится, поскольку заявитель не имеет действующего договора водопользования и решение о предоставлении поверхностных водных объектов в пользовании у него отсутствует. Согласованной в установленном законом порядке Технологической схемой, являющейся проектным документом, в соответствии с которым осуществляется разработка месторождения, не предусмотрено использование в процессе добычи минеральной воды поверхностных водных объектов (сбор технологических потерь минеральной воды производится в технологические емкости и канализацию завода розлива), в указанных обстоятельствах, в параграфе 13.4 "Мероприятия по охране водных объектов" обоснованно отсутствует информация о сезонном водном объекте, расположенном за границей первой охранной зоны ГСО, и о множестве других водных объектов, которые никак не задействованы в процессе добычи, что так же указывает на отсутствие события административного правонарушения
Водоем не состоит в реестре водных объектов. Указанный объект носит сезонный характер, редко набирается, в связи с чем невозможно установить его границы. Включение сезонного объекта в постоянно действующий технический документ необоснованно и действующим законодательством не предусмотрено.
Мероприятия по охране окружающей среды, в том числе почв, водных объектов, атмосферного воздуха и т.п., предусмотрены Обществом в технологической схеме, в проекте округа горно-санитарной охраны, в программе ведения мониторинга подземных минеральных вод на Змейкинском месторождении в Минераловодском районе Ставропольского края, в программе производственного экологического контроля и в планах водоохранных мероприятий.
Обществом не допущено нарушений условий лицензии, положений действующего законодательства и утвержденного технического проекта, что подтверждается актом проверки от 12.07.2013 N 1800 ПЛ-12.2, выданным Кавказским управлением Ростехнадзора, актом проверки от 13.05.2015 N 15-635/П/1, выданным Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и актом проверки от 27.11.2017, выданным Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой.
При эксплуатации скважины N 72 Змейкинского месторождения, не производится выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в отношении которых установлены меры государственного регулирования, отсутствуют стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, соответственно, в параграфе 13.3. Технологической схемы "О мероприятиях по охране атмосферного воздуха" не может содержаться информации о мероприятиях по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе при наступлении неблагоприятных метеорологических условий.
В части мероприятий по восстановлению земель при сбросе потерь минеральной воды, при утечках минеральной воды при авариях на минералопроводе установлено, что сбросы воды носят кратковременный и эпизодический характер, максимальный уровень минерализации стоков при сбросе вод находится в пределах до 4,5 г\дм, что существенно ниже установленного нормативного значения-10,0 г\дм
, в связи с чем, учитывая характерные особенности рельефа в районе расположения водозабора и незначительные объемы сброса, допускается сброс потерь минеральной воды без ее дополнительного разбавления пресной водой в прилегающие к участку дренажные канавы. Согласованная в установленном порядке технологическая схема, ввиду незначительности объемов и уровня минерализации ниже установленного нормативного значения, не оказывает негативного влияния на поверхностный ландшафт, в результате чего не требуется восстановительных мероприятий.
Технологическая схема разработки Змейкинского месторождения (скважины N 72) минеральных вод, подготовленная проектной организацией - ООО "Гидрогеолтрассеры", утверждена Обществом после согласования в установленном законом порядке с Федеральным агентством по недропользованию. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о принятии Обществом зависящих от него мер, направленных на соответствие технологического проекта законодательству, что указывает на отсутствие вины Общества в совершении вмененного правонарушения, и как следствие, отсутствие состава правонарушения.
Из содержания акта проверки следует, что Обществом согласована и утверждена обязательная документация - проект округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения минеральных вод, включающий охранные мероприятия по территории зоны санитарной охраны, программа производственного экологического контроля, предусматривающая мероприятия по охране окружающей природной среды, программа ведения мониторинга подземных минеральных вод на Змейкинском месторождении в Минераловодском районе Ставропольского края.
Обществом ежегодно разрабатываются и согласовываются с Кавказским управлением Ростехнадзора в составе планов развития горных работ по Змейкинскому месторождению минеральных вод - план мероприятий по локализации и ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций по Змейкинскому месторождению, планы работ по освидетельствованию, ремонту и реконструкции скважины, технологических сооружений и бальнеосистем, план водоохранных мероприятий, план мероприятий по восстановлению земель при авариях, план профилактических мероприятий по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности в зону эксплуатируемых подземных вод на территории зон ГСО (гидрогеологическая складчатая область) скважины N 72 Змейкинского месторождения, план мероприятий по соблюдению режимов II и III зон горно-санитарной охраны, план мероприятий по охране атмосферного воздуха.
Документы, на которые ссылается Управление, а именно: постановление главного государственного санитарного врача РФ от 22.08.2006 N 24, которым были утверждены гигиенические нормативы ГН 2.2.5.2100-06 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны" (дополнение N 2 к ГН 2.2.5.1313-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны"), постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2, которым утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", не являются перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования, и установлены нормативы выбросов.
Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ, предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Общество осуществляет деятельность на основании лицензии СТВ 00428 МЭ на право пользования недрами для добычи минеральной воды из скважины N 72 на Змейкинском месторождении, расположенном на территории Минераловодского района Ставропольского края, дополнением N 2 к которой, зарегистрированным Управлением по недропользованию по Ставропольскому краю 13.12.2012, срок действия лицензии продлен до 01.07.2027 (п. 4 Дополнения), в состав лицензии в качестве неотъемлемой составной части включены условия пользования недрами Змейкинского месторождения в новой редакции (далее актуализированные условия пользования недрами от 13.12.2021 года).
Пунктом 3.2.3 актуализированных условий пользования недрами от 13.12.2021, установлена обязанность владельца лицензии не позднее 1 года с даты государственной регистрации настоящего дополнения к лицензии, разработать и утвердить новую технологическую схему разработки месторождения и проект округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения, обеспечить получение необходимых экспертиз и согласований.
Технологическая схема разработки Змейкинского месторождения минеральных вод (скважина N 72) утверждена обществом 21.05.2014 после согласования с Федеральным агентством по недропользованию (протокол N 29 от 21.03.2014 года заседания Центральной Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых)
Таким образом, нарушений условий лицензии о необходимости разработки и утверждения нового технического проекта, и получения для этого всех необходимых согласований, Обществом не допущено, оспариваемое постановление вынесено Управлением в отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований, соответственно подлежит признанию незаконным и отмене.
Поскольку оспариваемое Обществом представление вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, оно подлежат признанию недействительным и отмене.
Подлежит отклонению довод Управления о том, что в соответствии с пунктом 12 Положения о Северо-Кавказском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 N 479, Управление является уполномоченным органом исполнительной власти, который осуществляет проверку соблюдения недропользователями, требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, при выполнении работ по геологическому изучению и использованию недр, а также документов недропользователей, в связи с чем, правомочен проверять содержание технических проектов, противоречит п. 4 Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293. Применительно к настоящему делу, к ведению Управления относится проверка фактического наличия у недропользователя утвержденного в установленном законом порядке технического проекта, но не проверка содержания технического проекта, согласование которого (то есть проверка его содержания установленным требованиям и особенностям разрабатываемого месторождения).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2021 по делу N А63-5159/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5159/2021
Истец: ООО "КАВМИНИНТЕР"
Ответчик: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ