10 августа 2021 г. |
дело N А83-372/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2021.
В полном объёме постановление изготовлено 10.08.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В, Горбуновой Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гордон А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный дом" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.04.2021,
принятое по иску заместителя прокурора Республики Крым в интересах Республики Крым в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым
к некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" (ОГРН 1149102183735, ИНН 9102066504; 295021, Республика Крым, город Симферополь, улица Залесская, дом 12),
к обществу с ограниченной ответственностью "Южный дом" (ОГРН 1149102012080, ИНН 9102008750; 295029, Республика Крым, город Симферополь, улица Тарабукина, дом 117)
о признании недействительным дополнительного соглашения к договору,
в присутствии:
от заместителя прокурора Республики Крым - прокурора отдела Махини В.В.,
в отсутствие представителей некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" и общества с ограниченной ответственностью "Южный дом", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Республики Крым (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Крым в интересах Республики Крым в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым с иском к некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" (далее - Фонд) и обществу с ограниченной ответственностью "Южный Дом" (далее - ООО "Южный дом") о признании недействительным дополнительного соглашения от 22.05.2020 N 1 к договору от 21.02.2020 СМР/2019/07 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома (далее - МКД).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07.04.2021 иск Прокурора удовлетворен. Признано недействительным дополнительное соглашение от 22.05.2020 N 1 к договору от 21.02.2020 СМР/2019/07 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД.
Не согласившись с решением от 07.04.2021, ООО "Южный Дом" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам. Апеллянт указывает, что оспариваемое истцом дополнительное соглашение от 22.05.2020 публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, государства, граждан не нарушило. Работы по Договору, выполнение которых по уважительным причинам были перенесены (изменение объема работ, просрочка передачи заказчиком проектной документации и строительной площадки, недопуск собственниками помещений в МКД подрядной организации к выполнению работ, объявление нерабочих дней, неблагоприятные погодные условия (в период с 10.03.2020 по 21.05.2020 скорость ветра превышала 10 м/сек), ООО "Южный Дом" выполнены в полном объеме, качественно и без замечаний и собственников помещений в МКД. Стороны сочли необходимым заключить дополнительное соглашение от 22.05.2020 к договору, которыми продлили срок исполнения обязательств до 01.09.2020, а также дополнительное соглашение к договору об уменьшении цены договора с 4316397,65 руб. до 3809912,40 руб. Стороны договора при его исполнении действовали не только соблюдая интересы друг друга, но и обеспечивали соблюдение интересов собственников многоквартирных жилых домов, капитальный ремонт которых проводился.
Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, Прокурор в отзыве на неё, указал, что перечень условий, при которых может быть продлен срок выполнения работ по договору по соглашению сторон является исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию. Оспариваемые Прокурором дополнительное соглашение к договору заключено в отсутствие документов, подтверждающих наличие каких-либо из обстоятельств, предусмотренных пунктом 223 Постановления Правительства Российской Федерации N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Постановление N 615). Доводы ответчика о том, что причиной увеличения сроков выполнения работ по договору явилось изменение объема выполнения работ и недопуск собственниками помещений в МКД подрядной организации к выполнению работ, объявление нерабочих дней, неблагоприятные погодные условия, являются не обоснованными, так как соответствующие обстоятельства не подтверждаются, представленными ответчиком доказательствами. Оспариваемое дополнительное соглашение, заключено вопреки нормативно установленному запрету на заключение такого рода соглашений и нарушает интересы неопределенного круга лиц - плательщиков взносов на капитальный ремонт, а также публично-правового образования - Республики Крым, частично компенсировавшей соответствующие взносы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, соглашаясь на выполнения работ по Договору, ответчик, действуя, осмотрительно, должен был понимать, что в соответствующий период возможны, в частности, атмосферные осадки, приводящие к невозможности выполнения работ в определенные дни и указанные обстоятельства должны были быть им учтены для составления плана-графика работ, определения количества работников, которые должны быть привлечены. Следовательно, ответчиками не представлено надлежащих доказательств наличия объективных и существенно нехарактерных для соответствующего периода в г. Феодосия погодных изменений. Более того, доводы апелляционной жалобы о наличии объявленных нерабочих дней (выходных дней), которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, являются несущественными, так как указанных дней было не более 14, однако соглашением срок Договора продлен на 99 дней, что превышает первоначальный срок Договора более чем на 100 %.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд указал, что закупка услуг и работ, которые являются предметом договора на капитальный ремонт крыши и фасада в МКД, произведена посредством проведения аукциона. В составе аукционной документации был размещен проект договора, который предусматривал конечный срок выполнения работ - не позднее 90 дней со дня заключения договора. Заключенный ответчиками договор в части сроков выполнения работ соответствует проекту договора. Впоследствии стороны своим волеизъявлением изменили условия договора, подписав дополнительное соглашение от 22.05.2020N 1, которым продлили сроки выполнения работ до 01.09.2021, на основании пункта 12.1 договора, руководствуясь пунктом 223 постановления Правительства РФ N 615-ПП. При выполнении капитального ремонта по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Морозова, д. 5, было выявлено изменение объёмов выполняемых работ по договору по сравнению с конкурсной документацией, в том числе, увеличение объёма работ по капитальному ремонту фасада МКД. Данные изменения были отражены в комиссионных актах сдачи -приёмки законченного капитального ремонта общего имущества МКД, где стороны договора, представители собственников помещений МКД, управляющей организации и органа местного самоуправления согласовали указанные изменения объёмов выполняемых работ.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 апелляционная жалоба ООО "Южный Дом" принята к производству.
Фонд, ООО "Южный дом", извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 05.08.2021 представителей не направили.
До начала судебного заседания от Фонда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Фонда и ООО "Южный Дом".
В судебном заседании 05.08.2021 Прокурор поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между Фондом (Заказчик) и ООО "Южный Дом" (Генподрядчик) заключен договор 21.02.2020 N СМР/2019/07 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт крыши, ремонт фасада) Республики Крым по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Морозова, д. 5 (далее - Договор).
Согласно пункту 2.1 Договора Заказчик поручает, а Генподрядчик принимает на себя обязательство в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Договору) своими силами и средствами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить весь комплекс работ на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт крыши, ремонт фасада) Республики Крым (далее - Объект), выполнение строительно-монтажных работ на каждом Объекте, поставку материалов, изделий, конструкций, своевременное устранение недостатков (дефектов), сдачу каждого Объекта(ов) по Акту приемки выполненных работ по разработке проектной документации, Акту приемки выполненных работ по Объекту, выполнение обязательств в течение гарантийного срока, выполнение иных, неразрывно связанных работ. Заказчик принимает надлежащим образом выполненные Генподрядчиком работы и оплачивает их в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором.
В пунктах 2.2.2 и 2.2.3 Договора согласовано, что, подписывая настоящий Договор, Генподрядчик подтверждает, что он полностью понимает и осознает характер и объемы работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будут происходить выполнение работ, иными обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ, а также, что Генподрядчик получил и изучил все материалы Договора, включая все приложения к нему и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки выполнения, стоимость и качество работ в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3.1 Подрядчик обязуется выполнить и сдать Заказчику работы в сроки, определенные Договором и Графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Договору). Срок выполнения Работ определяется в соответствии с Приложением N 3 к Договору и включает в себя весь комплекс работ по проведению капитального ремонта объекта капитального ремонта с учетом оформления исполнительной документации, итогового акта, акта о приемке выполненных работ по унифицированной форме N КС -2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме N КС -N и выполнения иных обязательств, предусмотренных условиями Договора, за исключением гарантийных (пункт 3.2 Договора).
При этом, согласно Приложению N 3 к Договору конечный срок выполнения работ определен не позднее 90 дней со дня заключения Договора.
Пунктом 5.3.5 Договора предусмотрена обязанность Генподрядчика выполнить и сдать Работы в Объеме и в сроки, предусмотренные Договором.
В соответствии с пунктом 12.1 Договора изменение условий Договора производится в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 14.1 Договора, Договор вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и действует до исполнения сторонами своих обязательств по Договору.
Все указанные в Договоре приложения являются его неотъемлемой частью (пункт 15.6 Договора).
По акту от 10.03.2020 Заказчик передал Генеральному подрядчику строительную площадку в МКД по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Морозова, д. 5.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в МКД от 19.05.2020 по вопросу 2 принято решение перенести срок окончания выполнения работ до 01.09.2020.
Между Фондом и ООО "Южный дом" подписано дополнительное соглашение от 22.05.2020 N 1 к Договору, согласно которому изменен График производства работ (Приложение N 3), путем продления сроков выполнения работ до 01.09.2020.
Между Фондом и ООО "Южный дом" подписано дополнительное соглашение от 14.08.2020 N 1 к Договору, согласно которого стоимость работ уменьшена с 4316397,65 руб. до 3809912,40 руб.
Работы по Договору сданы ООО "Южный дом" в полном объеме по акту сдачи-приемки законченного капитальным ремонтом общего имущества в МКД по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Морозова, д. 5, от 11.08.2020.
Полагая, что дополнительное соглашение от 20.05.2020 N 1 к Договору, заключено Фондом, учредителем которого является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, вопреки нормативно установленному запрету на заключение такого рода соглашений, заместитель прокурора Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым в интересах Республики Крым в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым к НО "РФРМД РК" и ООО "Южный дом") с иском о признании его недействительным.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался 158, 167, 169, 178, 180, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), 166, 168, 432, 448, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 223 Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 и, оценив материалы дела, условия заключенного Договора и дополнительного соглашения к нему, пришел к выводу, что условия дополнительного соглашения от 20.05.2020 N 1, которыми был изменен срок окончания работ до 01.09.2020, противоречат действующему законодательству, следовательно, дополнительное соглашение от 20.05.2020 N 1 к Договору является недействительной (ничтожной) сделкой.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, заслушав пояснения истца, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из положений статьи 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 150, Министерство создано для реализации в Республике Крым государственной политики по вопросам реформирования и комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства, управления и капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе общежитий, выполнения ремонтно-строительных работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными задачами Министерства является, в том числе, обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с главами 15 - 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Методическими рекомендациями по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.02.2014 N 43/пр распоряжением Совета министров Республики Крым от 20.10.2014 N 1052-р создана некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" (Фонд).
Функции и полномочия учредителя Фонда осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Основными целями деятельности Фонда являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете Фонда.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания оспоримой сделки недействительной.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", следует, что предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах 2 и 3 части 1 статьи 52 АПК РФ, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.
В настоящем деле прокурор обратился в интересах субъекта Российской Федерации - Республики Крым - в порядке абзаца 2 части 1 статьи 52 АПК РФ с иском о признании недействительной сделки, заключенной Фондом (юридическим лицом, созданным Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.11.2019 N ЮЭ9965-19-107585094).
В силу части 3 статьи 52 АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несёт процессуальные обязанности истца.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
В силу пункта 2 статьи 166 ГК РФ оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Как установлено частью 2 статье 158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Фонд капитального ремонта образуется, в том числе, за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 170 ЖК РФ).
Оплата расходов на капитальный ремонт является обязанностью всех собственников помещений. При этом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт определенным категориям граждан. Применительно к Республике Крым, таким нормативно-правовым актом является Закон Республики Крым от 17.02.2017 N 357-3PK/2017 "О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в Республике Крым".
Согласно пункту 6 статьи 178 ЖК РФ субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, материальным истцом в настоящем споре является Республика Крым в лице Министерства, что соответствует пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе".
Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируется положениями раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно статье 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 статьи 168 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор осуществляет, помимо прочего, функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. Аналогичные положения закреплены в статье 11 Закона Республики Крым от 19.12.2014 N 48-ЗРК/2014 "О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым" (далее - Закон N 48-ЗРК/2014).
Как следует из части 1.1 статьи 182 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Постановление N 615).
В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления N 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.
Ответчиками по результатам торгов (конкурентных процедур) заключен Договор со сроком выполнения со дня заключения договора не позднее 90 дней, то есть до 22.05.2020.
В соответствии со статьей 708 ГК РФ срок исполнения договора является существенным условием договора подряда.
В дополнительном соглашении к Договору от 20.05.2020 N 1 срок окончания работ продлен до 01.09.2020.
Согласно пункту 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:
1) по основаниям, установленным законом;
2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);
3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
Как закреплено в пункте 223 Постановления N 615 сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств, при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства:
а) изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта;
в) приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
Иных оснований для продления сроков сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта законодательство Российской Федерации не предусматривает.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
ООО "Южный дом" указывает, что причиной увеличения срока выполнения работ по Договору является недопуск собственников помещений МКД организации к выполнению работ, в подтверждение чего представил в материалы дела протокол общего собрания от 19.05.2020.
Вместе с тем, из содержания представленного протокола, жителями согласовано продление сроков выполнения работ, но не указывается на то, что собственники помещений в МКД не допускают ООО "Южный дом" к выполнению ремонта крыши и фасада жилого дома по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Морозова, д. 5 в период с 21.02.2020 по 22.05.2020.
Кроме того, протокол общего собрания составлен за 3 дня до даты окончания срока выполнения работ по капитальному ремонту, что не доказывает объективную невозможность выполнять работы в период, предусмотренный Договором.
В обоснование довода о неблагоприятных погодных условиях, препятствующих проведению работ, ООО "Южный дом" ссылается на то, что выполнение работ во время гололеда, тумана, дождя, грозы и ветра со скоростью 15 м/с и более не допускается, а справкой указал, что скорость ветра была близка к запрещенной и составляла 13-14 м/с, в подтверждение чего представил справку ФГБУ "Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" 01.04.2021 N 7-339 (т. 2. л.д. 16-17).
Вместе с тем, указанная справка содержит данные не о средней скорости ветра, а о максимально зафиксированной скорости ветра в ней указанные дни, максимальная скорость ветра 13-14 м/с и более была зафиксирована за 11 дней в период с 10.03.2020 по 21.05.2020; срок же продления Договора дополнительным оспариваемым соглашением от 20.05.2020 увеличен на 101 день (с 23.05.2020 по 01.09.2020).
Суд первой инстанции правомерно отметил, что, соглашаясь на выполнения работ по Договору, ООО "Южный дом", действуя, осмотрительно, должно было понимать, что в соответствующий период возможны атмосферные осадки и повышение скорости ветра, приводящие к невозможности выполнен6ия работ в определенные дни и указанные обстоятельства должны были быть им учтены для составления плана-графика работ, определения количества работников, которые должны быть привлечены к капитальному ремонту на объекте. Погодные условия в вышеуказанный период соответствуют данному времени года, не выходят за рамки обычных. Следовательно, ответчиками не представлены надлежащие доказательства возникновения объективных и существенно не характерных для соответствующего периода погодных изменений.
При этом, оспариваемое дополнительное соглашение от 20.05.2020 не содержит указаний на наличие неблагоприятных погодных условий на протяжении длительного периода времени.
Довод ООО "Южный дом" о наличии объявленных нерабочих дней (выходных дней), которые впервые заявлен в апелляционной жалобе, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, установление нерабочих дней в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года основанием для переноса срока исполнения обязательства исходя из положений статьи 193 ГК РФ не является.
ООО "Южный дом" ссылается на представленные суду доказательства увеличения объемов работ, фактически выполненных по сравнению с объемами, предусмотренными в конкурсной документации.
Действительно, соответствующие дополнительные объемы работ приняты Фондом и оплачены.
Однако в соответствии с подпунктом (а) пункта 223 Постановления N 615 изменение по соглашению сторон объема выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта является основанием для продления срока договора при согласовании таких изменений либо собственниками помещений в многоквартирном доме, либо уполномоченным представителем собственников таких помещений, либо органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Доказательства согласования изменения срока выполнения работ в МКД по Договору в связи с изменением объема выполняемых работ вышеперечисленными субъектами ООО "Южный дом" не представило.
Таким образом, из представленных ответчиком доказательств не следует, что в период выполнения работ были обстоятельства, перечисленные в подпунктах а), б), в) пункта 223 Постановления N 615, позволяющие сторонам продлить срок выполнения работ с 22.05.2020 до 01.09.2020.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Недопустимость произвольного изменения условий договора, заключенного по результатам торгов, обеспечивает равенство участников таких торгов, создание условий для свободной конкуренции, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращает злоупотребления в виде обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении торгов и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения договора.
Следовательно, дополнительное соглашение от 20.05.2020 об изменении срока исполнения работ по договору, заключенному по итогам торгов (аукциона) в отсутствие оснований, предусмотренных законом, нарушает законодательно установленный запрет и, следовательно, является ничтожной сделкой.
Аналогичная позиция Верховного Суда закреплена в судебной практике, в том числе в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, пункте 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018.
Одновременно вывод Верховного Суда Российской Федерации о том, что запрет на изменение сроков выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 223 Положения, утвержденного постановлением N 615, является законодательным, т.е. установленным федеральным законом содержится в Постановлении Верховного Суда РФ от 04.04.2019 N 31-АД19-3.
Дополнительное соглашение от 20.05.2020 N 1, предусматривающее продление сроков выполнения работ до 01.09.2020, не соответствует пункту 223 Постановления N 615, следовательно, является недействительным.
При таких обстоятельствах исковое требование Прокурора о признании недействительным дополнительного соглашения от 20.05.2020 N 1 к Договору судом первой инстанции удовлетворено правомерно.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы ООО "Южный дом" судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.04.2021 по делу N А83-372/2021 оставить без изменения; апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный дом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-372/2021
Истец: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", ООО "ЮЖНЫЙ ДОМ"
Третье лицо: ПРОКУРАТУРА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ