г. Самара |
|
10 августа 2021 г. |
А49-3495/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А.,
участники не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ЗАО "ПКТБА" и ООО "Горводоканал" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 июня 2021 года по делу N А49-3495/2020 (судья Иртуганова Г.К.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал"
к закрытому акционерному обществу "Пензенское конструкторско-технологическое бюро арматуростроения"
о взыскании 201 456,90 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Горводоканал" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к ЗАО "Пензенское конструкторско-технологическое бюро арматуростроения", в котором просило о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с января 2018 года по сентябрь 2018 года в сумме 201 456,90 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 25 июня 2021 года заявленные требования были удовлетворены частично. Суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в размере 170 726,19 руб. В удовлетворении остальной части иска было отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Пензенское конструкторско-технологическое бюро арматуростроения" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, считая, что ненадлежащее качество сточных вод истцом не подтверждено.
В свою очередь, ООО "Горводоканал" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить, выражая несогласие с отказанной частью иска. Жалоба основана на том, что включение НДС в размер платы за негативное воздействие на работу центральной систему водоотведения является правомерным, соответствующим действующему нормативному регулированию в данной области и сложившейся по данному вопросу судебной практике.
В судебном заседании представители как истца, так и ответчика участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Горводоканал" и изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО "Горводоканал" и ЗАО "Пензенское конструкторско-технологическое бюро арматуростроения" заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ для юридических лиц и граждан - собственников нежилых помещений N 529 от 01.01.2007, в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2008, предметом которого является отпуск питьевой воды из городского водопровода, прием, транспортировка сточных вод и оплата предоставленных услуг Абонентом (п.1.1 договора, далее договор N 529 от 01.01.2007).
Местом исполнения обязательств Водоканала по данному договору признаются колодцы в местах присоединения к сетям, находящимся на балансе Водоканала. Объект абонента расположен по адресу: г. Пенза, проспект Победы, 75 (п.1.3., п.1.4 договора).
Контрольный колодец по пр.Победы, 75 согласован сторонами и указан в схеме согласования.
В силу п. 3.1.4 договора N 529 от 01.01.2007 Водоканал обязан систематически контролировать качество сточных вод, отводимых Абонентом в канализацию Водоканала путем отбора проб. Полученный результат пробы стороны считают действительным до следующего отбора проб.
Абонент обязан обеспечивать беспрепятственный доступ сотрудников Водоканала для осуществления контрольных функций на узлы Абонента и к контрольным колодцам для отбора проб, осмотра и проведения эксплуатационных работ на транзитных водопроводных и канализационных сетях, водоводах и коллекторах, находящихся в ведении Водоканала проходящих по территории Абонента. Время ожидания допуска представителями сотрудников Водоканала не может быть более 20 мин. Случаи превышения указанного времени считаются недопуском представителей Водоканала к контрольным колодцам для отбора проб (п. 3.2.22 договора).
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (п.3.2.27 договора).
В силу пункта 2.3 договора контроль за соблюдением Абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется Водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод Абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Контроль за соблюдением нормативов качества сбрасываемых сточных вод Абонентом осуществляется Водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод Абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Отбор контрольных проб производится в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными документами. Сроки отбора проб (контрольных проб) и время проведения отбора определяются Водоканалом, при отборе проб сточных вод составляется двухсторонний акт (п. 5.1, п.5.2 договора).
В соответствии с пунктом 5.4. договора Протокол и (или) акт подписываются представителями Водоканала и Абонента с указанием должности и фамилии. Вторые экземпляры протокола и (или) акта остаются у Абонента. Представителем Абонента является любое лицо, назначенное должностным лицом Абонента по письменному либо устному распоряжению, действующее без доверенности и участвующее в отборе проб и в подписание акта. При несогласии Абонента с содержанием протокола и(или) акта Абонент обязан подписать их с указанием своих возражений по предъявленным претензиям. При отказе Абонента от подписания этих документов они вступают в силу в одностороннем порядке с отметкой "от подписи отказался".
Пунктом 5.6. договора установлено, что анализы проб сточных вод производятся лабораторией Водоканала. Водоканал вправе провести анализ отобранных сточных вод в иной независимой аттестованной лаборатории.
Оплата полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится Абонентом в соответствии с данными учета, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля, на расчетный счет или в кассу Водоканала до 1-го числа месяца, следующего за расчетным (п.6.1. договора).
Согласно п. 6.3. договора расчеты с Абонентом за сброс загрязняющих веществ и превышение нормативов водоотведения производятся на основании действующего законодательства и договора в размерах, установленных актами РФ, субъекта РФ и органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 8.3.10 договора ответственным лицом за водоснабжение (водоотведение) объектов абонента, сохранность водосчетчиков, пломб на них и других водопроводных сооружениях и устройствах водомерного узла абонент назначает начальника ЭМО Рубцова А.А.
В соответствии с п.10.8 договора во всем остальном, не предусмотренном настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, а также, утвержденными в установленном порядке Правилами.
Договор действует с 01.01.2007 по 31.12.2007. Если ни одна из сторон в письменной форме не заявила о расторжении или изменении договора в месячный срок до момента истечения срока его действия, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях (пункт 10.2 договора).
При рассмотрении настоящего дела сторонами не представлено доказательств, свидетельствующих об отказе от договорных отношений либо заключении нового договора, в связи с чем, суд квалифицирует договор как заключенный и действующий в спорном периоде.
Возражая против заявленных требований ответчик, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, указывает, что отбор проб производился не из согласованного сторонами канализационного колодца. Документ, подтверждающий согласование контрольного колодца истцом не представлен.
В опровержение доводов ответчика представителем истца представлена схема согласования контрольного колодца от 14.01.2016 подписанная полномочными представителями сторон, содержащая оттиски печатей истца и ответчика.
Удовлетворяя (частично) заявленные требования, суд первой инстанции сослался на то, что в процессе рассмотрения спора, представителями истца и ответчика путем выхода на место составлен акт от 19.04.2021, в котором указано, что в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 и с 01.01.2019 по 31.12.2019 отбор проб сточных вод осуществлялся из контрольного колодца, расположенного на территории автостоянки абонента. Данный канализационный колодец является вторым канализационным колодцем от угла входной группы (крыльца) ЗАО "ПКТБА" и идентифицирован абонентом стальным прутом, распложенным в непосредственной близости (не более 1-м) от контрольного колодца. В данном контрольном колодце сброс сточных вод осуществляется по лотку, иные канализационные выпуски отсутствуют. К указанному акту приложена схема фактического контрольного колодца и фотофиксация осмотра.
Как следует из пояснений представителя истца, на схеме от 14.01.2016 сторонами согласован колодец, который не может быть контрольным в соответствии с нормами действующего законодательства, поскольку он не последний перед выпуском с объекта абонента. Фактически он находится, как видно из материалов фотофиксации, на асфальтированной автостоянке.
Согласно п.20 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 абонент обязан:
а) обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток;
б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;
в) обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;
г) обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;
д) обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).
Поскольку на протяжении 2018 года у сторон не было сомнений в отношении того, какой колодец фактически является контрольным, он идентифицирован абонентом металлическим прутом на местности, все акты отбора проб сточных вод подписаны представителем абонента без возражений в отношении места отбора проб, а в соответствии с п.2 Правил N 644 контрольным канализационным колодцем признается колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения, с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отбор проб сточных вод в 2018 году производился из согласованного сторонами канализационного колодца, в связи с чем, акты отбора проб и протоколы химического анализа проб сточных вод являются вопреки доводам ответчика надлежащими доказательствами.
Как следует из материалов дела, 11.01.2018 истцом произведен отбор проб сточных вод из согласованного сторонами контрольного колодца N 1, по адресу: г. Пенза, пр-т Победы, 75.
Отбор проб произведен в присутствии представителя ответчика - инженера-энергетика Кийкова А.С. и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 16 от 11.01.2018 г.
В протоколе количественного химического анализа проб сточных вод N 15 от 22.01.2018 и в дополнении к протоколу N15 от 02.02.2018 зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных Приложением N5 к Правилам N 644.
Акт отбора проб сточных вод от 11.01.2018, выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод по результатам количественного химического анализа проб сточных вод от 11.01.2018, направлены ответчику и получены им 01.03.2018, что подтверждается представленными в материалы дела почтовыми уведомлениями и списками почтовых отправлений.
10.07.2018 истцом произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца N 1, согласованного с ответчиком, по адресу: г. Пенза, пр.Победы, 75.
Отбор проб произведен в присутствии представителя ответчика -начальника ЭМО Рубцова А.А. и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 754 от 10.07.2018.
В протоколе количественного химического анализа проб сточных вод N 692 от 20.07.2018 и дополнении к протоколу N 692 от 01.08.2018 зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных Приложением N 5 к Правилам N 644.
Результаты анализов сточных вод направлены в адрес ответчика и получены им 27.07.2018, 16.08.2018, что подтверждается представленным в материалы дела почтовыми уведомлениями.
16.04.2018 истцом произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца N 1, согласованного с ответчиком, по адресу: г. Пенза, пр.Победы, 75.
Отбор проб произведен в присутствии представителя ответчика -инженера - энергетика Кийкова А.С. и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 379 от 16.04.2018.
В протоколе количественного химического анализа проб сточных вод N 328 от 23.04.2018 и дополнениях к протоколу N 328 от 03.05.2018 зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных Приложением N5 к Правилам N 644.
Результаты анализов сточных вод направлены в адрес ответчика и получены им 07.06.2018, что подтверждается представленным в материалы дела почтовым уведомлением.
Сопроводительным письмом N 5183/13605 от 04.12.2019 ответчику направлены расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и счета на оплату за следующие периоды: с 01.01.2018 по 30.09.2018.
Поскольку оплату выставленных счетов ответчик не произвел, истец направил в его адрес претензию N 70/0122 от 14.01.2020 с требованием оплатить в течение 7-ми дней задолженность за негативное воздействие на работу централизованный системы водоотведения в размере 201 456,9 руб. по итогам 2018 г.
Ссылаясь на то, что ответчик оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения г. Пензы не произвел, ООО "Горводоканал" обратилось в арбитражный суд с иском к ЗАО "ПКТБА" о взыскании суммы долга за период с января 2018 по сентябрь 2018 в размере 201 456,9 руб.
Принимая решение о частичном удовлетворении требований, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и обстоятельства, которые он посчитал установленными.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению в спорном периоде регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N644), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N552).
В соответствии с ч.1 ст.7 Закона N 416-ФЗ водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (ч. 1 ст. 14 Закона N 416-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации). При этом правилами холодного водоснабжения и водоотведения определяется в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов (п. 13.1 ст. 2, п. 8.2 ч. 11 ст. 7 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с ч.9 ст. 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании подпунктов "ж", "и" пункта 35 Правила N 644, абонент обязан: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Согласно пункту 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 113 Правил N 644 определено, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4;
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими правилами.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета (пункт 119 Правил N 644).
Контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и условиями договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке сточных вод (пункт 85 Правил N 644).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, согласно пункту 3 которых контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод.
В силу пунктов 18, 19 Правил контроля отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб.
Обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации), исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов, а также контроль состава и свойств сточных вод абонента регулируются ст. ст. 30.1 - 30.3 Закона N 416-ФЗ, которые были введены Федеральным законом N 225-ФЗ. Так, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ (ч. 1 ст. 30.2 Закона N 416-ФЗ).
Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ (ч. 10 ст. 7 Закона N 416-ФЗ).
Абонент, в том числе обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пп. "ж" п. 35, пп. "г" п. 36 Правил N 644).
Запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу по перечню, приведенному в Приложении N 4 к Правилам N 644, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно Приложению N 4(1) к Правилам N 644. Кроме того, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню, приведенному в Приложении N 5 к Правилам (п. 113 Правил N644).
Пункт 114 Правил N 644 предусматривает возможность заключения договора между организацией, осуществляющей водоотведение или очистку сточных вод, и абонентом о приеме сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, при условии в том числе неухудшения качества очистки сточных вод. В этом случае плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения уплачивается абонентом в размере, определяемом соглашением сторон.
Если сточные воды, принимаемые в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, не отвечающие установленным требованиям, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, определяемых Правилами (п. 118 Правил N 644).
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно (п. 119 Правил N 644):
по формулам, предусмотренным п. п. 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п. 120, абз. 8 п. 123, п. п. 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
по формуле, предусмотренной п. 123(4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Отбор контрольных проб производится в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728.
Если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пп. "а" п. 113 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, приведенной в п. 120 Правил N644.
В случае сброса абонентом сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пп. "б" п. 113 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле, приведенной в п. 123 Правил N 644.
Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы, абонент вносит плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (п. 194 Правил N 644).
Расчет платы производит организация, осуществляющая водоотведение, ежемесячно на основании декларации абонента либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод по формуле, приведенной в п. 197 Правил N 644 (без учета НДС, учитываемого дополнительно).
Как следует из материалов дела, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведен истцом в соответствии с формулой пункта 123 Правил N 644 и согласно представленному расчету составил 201 456,9 руб. за период с января по сентябрь 2018, включая НДС в размере 30 730,71 руб.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований в отзыве на иск и в апелляционной жалобе указывает, что ООО "Горводоканал" был нарушен срок направления выписок из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов. Акты отбора проб не содержат сведений о расположении и наименовании места отбора проб, температуру воды при отборе пробы, цель исследования воды, в связи с чем, акты являются недопустимыми доказательствами. Кроме того, в актах отбора проб указаны номера пломб. Вместе с тем, в представленных истцом протоколах количественного химического анализа проб сточных вод отсутствует информация о целостности пломб на пробах и их номер, что не позволяет идентифицировать отобранные и проанализированные пробы. Также в протоколах отсутствует информация о месте отбора проб и цель отбора. В протоколах указаны периоды проведения анализов от 12 до 22 дней, однако не указано точное время начала и окончания испытаний в отношении каждого показателя, что не позволяет установить факт соблюдения срока хранения проб и соответственно достоверность результата проведенных анализов.
Доводы ответчика о том, что акты отбора проб являются не допустимыми доказательствами, поскольку не содержат сведений о расположении и наименовании места отбора проб, температуру воды при отборе пробы, цель исследования воды, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку требования к порядку оформления результатов отбора проб установлены Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, а также п. 6.3 ГОСТ 31861-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб, утвержденного Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1513-ст.
В частности, результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб: должность, фамилию и подпись исполнителя.
Спорные акты содержат все указанные данные, а именно: место отбора - контрольный колодец N 1, согласованный с абонентом, расположенный по адресу: пр.Победы, 75; дату и время отбора, климатические условия окружающей среды - температура воздуха, давление, осадки; метод отбора -ручным пробоотборником; комплект посуды; материал посуды (полимер, стекло); объем каждого из показателей пробы; номера пломб; должность, фамилию и подпись исполнителя, а также иные данные - методы хранения (консервации) отдельных показателей, для которых такие методы предусмотрены, указание на методики, применяемые ООО "Горводоканал" при отборе проб, дата и время получения проб и принятия их к исполнению лабораторией Водоканала.
Таким образом, акты отбора проб по своему содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что в актах отбора проб сточных вод должна быть указана температура воды, основаны на неверном толковании норм права.
Согласно п.6.3 ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" температура воды при отборе проб указывается при необходимости, а не является обязательным условием. Согласно п. 8.2 ПНД Ф 12.15.1 -08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" пробы, подлежащие немедленному исследованию, группируют отдельно и отправляют в лабораторию. Без специального консервирования проб время их хранения зависит от температуры окружающей среды. Не допускается перегрев и переохлаждение проб, т.е. хранение проб более 0,5 часа при температуре ниже -15 °С и выше +30 °С. Доставка должна быть организована таким образом, чтобы исключить перегрев пробы. Рекомендуется применять устройства, обеспечивающие хранение проб при температуре 2 - 5 °С. Таким образом, положения п. 8.2 ПНД Ф 12.15.1-08, указывающие на возможность охлаждения пробы до 2 - 5 °С, носят рекомендательный характер и не являются императивной нормой.
Довод ответчика о том, что в протоколах не указано точное время начала и окончания испытаний в отношении каждого показателя, что не позволяет установить факт соблюдения срока хранения проб и соответственно достоверность результата проведенных анализов, а также не содержится информация о месте отбора проб и цель отбора, также правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку ответчиком не указан нормативный акт в соответствии с которым, в протоколах количественного химического анализа проб сточных вод должно указываться точное время начала и окончания испытаний, место отбора проб и цель отбора, и указываться номер пломбы.
В подтверждение того, что лабораторией ООО "Горводоканал" соблюдались сроки хранения проб, представителем истца представлены рабочие журналы лаборатории ОККПС, в которых указано как начало, так и окончание анализов проб.
Так по акту отбора проб от 11.01.2018 было обнаружено превышение по ХПК, БПК5, ХПК/БПК5, взвешенных веществ, по акту отбора проб от 10.07.2018 было обнаружено превышение по ХПК, ХПК/БПК5, жирам, по акту отбора проб от 16.04.2018 было обнаружено превышение по взвешенным веществам, железу общему, ХПК.
Согласно пункту п.8.1. методики измерений ПНД Ф 14.1:2:4.190-03 на ХПК срок хранения не законсервированной пробы - 24 часа с момента отбора. В соответствии с Рабочим журналом лаборатории ОККПС А.1.7д-18/19 исследование пробы сточной воды, отобранной 11.01.2018 г., 16.04.2018, 10.07.2018 на ХПК принят и проведен в установленный срок.
Согласно п. 9.1.3. Методики ПНД Ф 14.1:281-15 анализ на жиры проводится не позднее 3- х часов после отбора проб. При консервации не позднее 24 часов. В соответствии с Рабочим журналом лаборатории ОККПС А. 1.10-19 проба была принята в лабораторию 10.07.2018 в 16-10. Анализ пробы на жиры начат 10.07.2018, с 16.30-16.45 - выполнена консервация пробы. Анализ пробы производился - 11.07.2018 г с 8-00 часов до 13-00 часов.
Согласно методике измерений ПДН Ф 14.01:2:4.50-96 анализ пробы на железо общее выполняется в течение суток.
В соответствии с рабочим журналом лаборатории ОККПС А.1.7а-18 проба была принята в лабораторию 16.04.2018 в 12-20. Анализ пробы на железо общее производился 16.04.2018 с 12-20 часов до 15.11 часов.
Таким образом, доводы ответчика о несоблюдении истцом требований методик, а именно нарушения сроков при исследовании проб сточных вод не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и опровергаются представленными истцом в материалы дела доказательствам.
Ссылка представителя ответчика на то, что ООО "Горводоканал" был нарушен срок направления выписок из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов, а протоколы не направлялись, не состоятельна, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность организации ВКХ направлять в адрес абонента протоколы количественного химического анализа сточных вод. Выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов в адрес ответчика истцом направлялись и как указано выше получены им. Кроме того, представителем ответчика не названы негативные последствия несвоевременного, если оно имело место быть, получения указанных выписок, поскольку параллельную пробу ответчик не отбирал.
Ответчик своим правом на отбор параллельной пробы и ее анализ аккредитованной лабораторией по своему усмотрению не воспользовался, тем самым по своей воле лишив себя эффективного способа защиты своих прав.
Таким образом, ответчик несет ответственность за наступление последствий совершения или несовершения им юридически значимых действий.
В соответствии с п. 3.1. ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
При таких обстоятельствах, исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что отбор сточных вод проведен истцом без нарушений требований нормативных актов, отбор проб производился из согласованного сторонами колодца, факт превышения ответчиком нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, и сведения, примененные в расчете истца, подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты; отбор параллельной пробы не производился; форма и содержание актов соответствуют требованиям, установленным нормативными актами.
Представленный истцом расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения также соответствует требованиям, установленным нормативными актами. Данный расчет, в том числе его математическая правильность, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Также, ответчиком не представлено доказательств погашения задолженности полностью либо частично.
Принимая во внимание, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения возложена на ответчика требованиями действующих нормативных правовых актов, факт сброса ответчиком загрязняющих веществ в систему городской канализации с превышением установленных законом концентраций подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 781 ГК РФ, статьями 7, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, признал исковые требования ООО "Горводоканал" о взыскании ЗАО "ПКТБА" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения обоснованными и подлежащими удовлетворению в размере 170.726,19 руб.
Как было указано выше, частичный отказ в удовлетворении иска судом первой инстанции мотивирован ошибочным, по его мнению, включением истцом в размер платы налога на добавленную стоимость.
Доводы суда первой инстанции в этой части заключаются в следующем.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
По смыслу пункта 118 Правил N 644 плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не является платой за оказанную работу или услугу.
В соответствии с п. 123 Правил N 644 в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения без учета налога на добавленную стоимость в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле (за исключением случаев исчисления платы в соответствии с пунктом 120 настоящих Правил): П = (Макс(Кп) + Сумм(К12) + Макс(^) + Сумм (Кц) + Е1рн + KiT + Юлос + Южиры + + Макс(^)) x T x Q^, В пункте 19 письма Минстроя России от 24.05.2017 N 18063-АЧ/04 "О разъяснении применения Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644" указано, что в соответствии с пунктом 123 Правил N 644 в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения без учета налога на добавленную стоимость в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле (за исключением случаев исчисления платы в соответствии с пунктом 120 настоящих Правил):
П = (Макс(КИ) + Сумм(К12) + Макс(Ю3) + Сумм(К14) + KipH + KiT + Кшос + Южиры + Kiпхб + Макс(Ю5)) x Т x Опр.
Таким образом, суд полагает, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной систему водоотведения, начисленный истцом к взысканию с ответчика подлежит взысканию без учета НДС.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, что в силу п.3) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил N 644 водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения (единого договора холодного водоснабжения и водоотведения), предметом которого является, в частности, прием организацией, осуществляющей водоотведение, сточных вод абонента, очистка и сброс их, соблюдение абонентом требований к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644, нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также оплата организации водопроводно-канализационного хозяйства водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
К существенным условиям договора относятся сроки и порядок оплаты по договору (пункт 26 Правил N 644). В свою очередь, оплата по договору включает согласно подпункту "ж" пункта 35 названных Правил плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов водоотведения по составу сточных вод.
Разделом VII Правил N 644 установлен порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пункты 118 - 123 Правил N 644).
Из приведенных положений следует, что указанная компенсация является составной частью платы по договору водоотведения, право на получение которой связано с оказанием услуг по водоотведению - приему и обезвреживанию веществ, негативно воздействующих на централизованную системы водоотведения.
В связи с этим, такая компенсация должна квалифицироваться как возникающая из оказания услуг по водоотведению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.
В силу пункта 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
С учетом приведенных норм следует признать верным позицию заявителя апелляционной жалобы (истца) о том, что организация водопроводно-канализационного хозяйства при реализации услуг, порядок определения размера платы за которые установлен без учета НДС, обязана предъявить к оплате абоненту, осуществляющему компенсацию расходов, связанных с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения, соответствующую сумму НДС, исчисленную исходя из указанной налоговой базы и ставки НДС.
Вопреки выводам суда первой инстанции, указание в пункте 119 Правил N 644 на исключение налога из тарифа и, соответственно, из платы не противоречит пункту 1 статьи 154 НК РФ и не должно толковаться как направленное на исключение начисления НДС налогоплательщиком.
Аналогичные выводы находят отражение в судебной практике, в частности они послужили основанием для отмены Верховным Судом РФ судебных актов нижестоящих судов по делу А63-1266/2019 (определение ВС РФ от 8 июня 2020 г. N 308-ЭС19-27992).
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению. Требования истца следует удовлетворить в полном размере.
В связи с изменением решения следует также перераспределить государственную пошлину, уплаченную истцом при обращении в суд первой инстанции, полностью взыскав её с ответчика.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ООО "Пензенское конструкторско-технологическое бюро арматуростроения"в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы. Расходы по государственной пошлине, уплаченной при подаче апелляционной жалобы ООО "Горводоканал", также подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 июня 2021 года по делу N А49-3495/2020 изменить.
Исковые требования удовлетворить полностью.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Пензенское конструкторско-технологическое бюро арматуростроения" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с января 2018 по сентябрь 2018 в размере 201.456 руб. 90 коп., а также компенсацию расходов по оплате госпошлины в размере 10.029 руб.
В удовлетворении апелляционной жалобы ЗАО "Пензенское конструкторско-технологическое бюро арматуростроения" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-3495/2020
Истец: ООО "Горводоканал"
Ответчик: ЗАО "Пензенское конструкторско-технологическое бюро арматуростроения", ЗАО "ПКТБА"