г. Владивосток |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А51-16345/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-4613/2021
на решение от 02.06.2021
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-16345/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДИАМИР" (ИНН 7701573605, ОГРН 1047796997434)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
о признании незаконными решений от 17.01.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10714040/080217/0004508, 10714040/160817/0027716, 10714040/170318/0008153,
при участии:
от ООО "ДИАМИР":
Яшина Т.В. по доверенности от 17.09.2020, сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 2010/ЮФ-0545), паспорт;
от Находкинской таможни:
Бердникова Д.Ю. по доверенности от 29.12.2020, сроком действия по 31.12.2021, диплом (регистрационный номер 1171), служебное удостоверение; Можаитина О.В. по доверенности от 12.01.2021, сроком действия по 31.12.2021, служебное удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДИАМИР" (далее - ООО "ДИАМИР", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Находкинской таможни от 17.01.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТN N 10714040/080217/0004508, 10714040/160817/0027716, 10714040/170318/0008153 (далее - спорные ДТ), и обязании таможенный орган устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.06.2021 заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными решения Находкинской таможни от 17.01.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных ДТ. В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя арбитражный суд обязал Находкинскую таможню возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи, исчисленные по спорным ДТ, окончательный расчет которых определить на стадии исполнения решения суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, Находкинская таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 02.06.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование своей правовой позиции и законности принятых решений таможенный орган пояснил, что обществом на таможенную территорию был ввезен товар - виброплиты, классифицированный декларантом в подсубпозицию 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Между тем, по результатам проведенной камеральной проверки таможней установлено заявление недостоверных сведений о классификационном коде, ввиду чего приняты решения о классификации, и, как следствие, оспариваемые решения о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ. Таможенный орган настаивает на том, что исходя из характеристик товара, который предназначен для уплотнения грунта, песка, асфальта, гравия и прочих строительных материалов, товар подлежит классификации в подсубпозицию 8430 61 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Кроме того, обращает внимание на то, что правомерность выбранной таможней товарной позиции подтверждена судом по тексту обжалуемого решения. При этом полагает ошибочным вывод суда о том, что при классификации товара общество должно было руководствоваться письмом ФТС России и предварительными классификационными решениями, поскольку последние выдаются конкретному участнику внешнеэкономической деятельности на определенную партию товаров и не могут быть взяты за общую основу при классификации, носят лишь справочный характер. Считает, что в приоритетном порядке необходимо руководствоваться положениями ТН ВЭД ЕАЭС, имеющей силу нормативно-правового акта.
Общество по тексту представленного письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласилось, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
В заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
08.02.2017 таможенным представителем ООО "ТРАНСЛОДЖИКС" действовавшим от имени и по поручению декларанта ООО "ДИАМИР", в таможенный пост Морской порт Восточный Находкинской таможни подана ДТ N 10714040/080217/0004508, в которой в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления задекларирован товар N 1: "оборудование и машины строительные с маркировкой DIAM: виброплиты, предназначены для строительных, дорожных и ландшафтных работ для уплотнения гранулированных почв, песка, гравия, грунтощебеня:
- виброплита артикул ML-80/5.5L, кат. N 29442, оборудована бензиновым двигателем, характеристики: объем двигателя 163 см3, габаритный размер плиты 535x370 см, обороты виброблока 5500 виб/мин, центробежная сила 12000 н, ходовая скорость 25 м/мин, глубина уплотнения 30 см.;
- виброплита артикул ML-110/6.5L, кат. N 29460, оборудована бензиновым двигателем, характеристики: объем двигателя 193 см3, габаритный размер плиты 590x500 см, обороты виброблока 5500 виб/мин, центробежная сила 2000 н, ходовая скорость 35 м/мин, глубина уплотнения 35 см. Производитель TIYA INTERNATIONAL СО.,LTD, товарный знак DIAM, торговый знак/марка DIAM".
16.08.2017 таможенным представителем, действовавшим от имени и по поручению декларанта, в таможенный пост подана ДТ N 10714040/160817/0027716, в которой в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления задекларирован товар N 1: "оборудование и машины строительные с маркировкой DIAM, предназначены для строительных, дорожных и ландшафтных работ:
- виброплита, с защитной рамой, транспортировочными колесами, баком для воды и складной ручкой, артикул MSR90-4 (DIAM VM-80/5.51I), тип двигателя HONDA GX-160, мощность 5.5 л.с., скорость хода 20-25 м/мин, производительность 660 м2/ч, частота вибраций в минуту 5500;
- виброплита, с защитной рамой, артикул MS 100-4 (DLAM VM-95/5.5H), тип двигателя HONDA GX-160, мощность 5.5 л.с., скорость хода 20-25 м/мин, производительность 770 м2/ч, частота вибраций в минуту 7000;
- виброплита реверсивная, артикул MS 125-4 (DIAM VMR-115/5.5Н), тип двигателя HONDA GX-160, мощность 5.5 л.с., производительность 500 м2/ч, частота вибраций в минуту 5500;
- виброплита реверсивная с транспортировочными колесами и расширителем основания, артикул MSH160-4 (DIAM VMR-160/5,5Н), тип двигателя HONDA GX-160, мощность 5.5 л.с., производительность 570 м2/ч, частота вибраций в минуту 4000;
- резчики швов, предназначены для нарезания швов в асфальте при дорожном строительстве, для нарезания температурных швов в бетоне, и проведении других строительных работ (различных артикулов);
- вибротрамбовки (различных артикулов).
Производитель ТЕКРАС ENGINEERING СО., LTD, товарный знак DIAM, торговый знак/марка DIAM".
17.03.2018 таможенным представителем, действовавшим от имени и по поручению декларанта, в таможенный пост подана ДТ N 10714040/170318/0008153, в которой в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления задекларирован товар N 1; "оборудование и машины строительные с маркировкой DIAM, предназначены для строительных, дорожных и ландшафтных работ:
- виброплита, модель MS60-4 (DIAM VM-60/5.5H) с двигателем HONDA GX160 5.5 Л.С., с защитной рамой, транспортировочными колесами и баком для воды;
- виброплита, модель MSR90-4 (DIAM VM-80/5.5H) с двигателем HONDA GX160 5.5 л.с., с защитной рамой, транспортировочными колесами, баком для воды и складной ручкой;
- виброплита, модель MS 100-4 (DIAM VM-95/5.5H) с двигателем HONDA GX160 5.5 л.с., с защитной рамой;
- виброплита, модель MS125-4 (DIAM VMR-115/5.5Н), с двигателем HONDA GX160 5.5 л.с., с транспортировочными колесами;
- виброплита, модель MSH160-4 (DIAM VMR-160/5.5Н), с двигателем HONDA GX160 5.5 л.с, с транспортировочными колесами и расширителем основания;
- резчики швов (различных артикулов);
- вибротрамбовки (различных моделей).
Производитель ТЕКРАС ENGINEERING СО., LTD, товарный знак DIAM, торговый знак/марка DIAM".
В графе 33 вышеуказанных ДТ декларантом заявлен классификационный код 8479 10 000 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС, которому соответствует товарная подсубпозиция "Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные: - оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ", ставка ввозной таможенной пошлины - 0%, НДС - 18%.
В установленные сроки таможенным постом осуществлен выпуск товаров, задекларированных в ДТ N 10714040/080217/0004508, 10714040/160817/0027716, 10714040/170318/0008153, в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В период с 02.10.2019 по 28.11.2019 Находкинской таможней в целях проверки правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товаров, задекларированных в спорных ДТ, проведена камеральная таможенная проверка, результаты которой оформлены актом камеральной таможенной проверки от 28.11.2019 N 10714000/210/281119/А000033 (далее - акт таможенной проверки).
17.01.2020 по результатам камеральной таможенной проверки таможней приняты решения N РКТ-10714000-19/000003, РКТ-10714000-19/000004, РКТ-10714000-19/000005 о классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товаров, задекларированных, соответственно, в ДТ N 10714040/080217/0004508 (товар N 1), 10714040/160817/0027716 (часть товара N 1 (виброплиты), 10714040/170318/0008153 (часть товара N 1 (виброплиты), в субпозиции 8430 61 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные: - машины и механизмы несамоходные прочие: -- машины и механизмы для трамбования или уплотнения", ставка ввозной таможенной пошлины -5%, НДС-18%.
17.01.2020 в связи с принятием указанных решений о классификации товаров таможней приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10714040/080217/0004508, 10714040/160817/0027716, 10714040/170318/0008153
В результате принятия указанных решений и последующего внесения изменений сумма дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов составила: по ДТ N 10714040/080217/0004508 - 174 066,88 руб.; по ДТ N 10714040/160817/0027716 - 70 353,81 руб.; по ДТ N 10714040/170318/0008153 - 108 336,96 руб.
Не согласившись с решениями таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, которое обжалуемым решением удовлетворено.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 101 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астана 29.05.2014) до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС таможенное регулирование в ЕАЭС осуществлялось в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 и иными международными договорами государств - членов ЕАЭС. регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора о ЕАЭС в право ЕАЭС.
До 01.01.2018 действовал Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС).
В связи с тем, что спорное декларирование осуществлялось как до 01.01.2018, так и после указанной даты, то в рассматриваемом споре подлежат применению положения ТК ТС и ТК ЕАЭС соответственно.
Согласно статье 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
По правилам статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
На основании статьи 50 ТК ТС единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (пункт 2 статьи 52 ТК ТС).
Аналогичные положения закреплены и в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), действующем с 01.01.2018.
В силу положений статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Кодекса (пункт 1). Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 2).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе, отнесение к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В силу положений статьи 20 ТК ЕАЭС товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В случае установления нарушения правил классификации товаров, при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
В частности ОПИ 1 установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6).
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение). Разделом 3 Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД.
Согласно названной норме ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (п. 5 Положения).
Из пункта 6 Положения следует, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В силу пункта 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
При классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность, использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Таким образом, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет.
Для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД ТС товара, задекларированного заявителем, необходимо установление основных свойств, характеристик, функционального назначения и области применения товара.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Как усматривается из материалов дела, обществом спорный товар классифицирован по коду 8479 10 000 0 ТН ВЭД.
Согласно тексту товарной позиции 8479 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленной декларантом при декларировании товар, в нее включаются машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте группы 84 ТН ВЭД ЕАЭС не поименованные или не включенные.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 8479 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются машины, имеющие индивидуальные функции, которые:
(а) не исключаются из данной группы примечаниями к любому другому разделу или группе; и (б) не включаются более конкретно ни в одну из товарных позиций любой другой группы ТН ВЭД ЕАЭС; и (в) не могут быть отнесены ни к одной другой конкретной товарной позиции данной группы, поскольку:
(i) они не входят ни в одну товарную позицию в соответствии с их принципом действия, описанием или типом; и
(ii) они не входят ни в одну товарную позицию в соответствии с их применением или отраслью промышленности, в которой они используются; или
(iii) они могли бы в равной степени включаться в две (или более) другие такие товарные позиции (машины общего назначения).
Таким образом, в товарную позицию 8479 ТН ВЭД ЕАЭС включаются машины и механические устройства, в том числе оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, конкретно не поименованные в иных товарных позициях группы 84 ТН ВЭД ЕАЭС.
В свою очередь таможенный орган своими решениями классифицировал товар в подсубпозицию 8430 61 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно тексту товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд, оборудование для забивки и извлечения свай, снегоочистители плужные и роторные.
Пояснениями к товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС установлено, что в данную товарную позицию включаются машины, кроме самоходных машин товарной позиции 8429 и сельскохозяйственных, садовых или лесохозяйственных машин (товарная позиция 8432), предназначенные для воздействия на твердый поверхностный слой земной коры (например, для резания и разрушения горных пород, грунта, угля и т.п.; выемки грунта, бурения и т.п.), выполнения подготовительных земляных работ или уплотнения грунтов (например, для послойного резания, планировки, профилирования, трамбования или укатывания). В нее включаются также машины для погружения и извлечения свай, плужные и роторные снегоочистители.
Кроме того, в данную товарную позицию включаются в том числе: (IV) трамбовочные или уплотняющие машины.
Анализ представленных в дело доказательств показывает, что спорный товар представляет собой виброплиты, предназначенные для уплотнения гранулированных почв, песка, гравия, грунтощебня, для механической стабилизации подсыпки из песка и других сыпучих материалов, уплотнения грунтов, асфальтовых и асфальтобетонных смесей.
Учитывая, что в товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС, являющейся предыдущей по отношению к товарной позиции 8479 ТН ВЭД ЕАЭС, конкретно поименованы машины и механизмы для трамбования или уплотнения грунта (подсубпозиция 8430 61 000 0), то на основании ОПИ 1, 6 отнесение спорного товара в указанную подсубпозицию является правомерным.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), при обнаружении таможенным органом, как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара.
Абзацем вторым подпункта "б" пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок внесения изменений) установлено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится в случае выявления по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов недостоверных сведений, заявленных в ДТ.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что решение о классификации товара является основанием для требования или решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации.
При этом, принимая решение о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ, таможенный орган, согласно его пояснениям, данным при рассмотрении настоящего дела, а также сведениям Акта камеральной таможенной проверки от 28.11.2019, руководствовался в том числе Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.02.2018 N 31 "О классификации виброплиты в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза", согласно которому виброплита, представляющая собой несамоходную машину, управляемую рядом идущим оператором, предназначенную для трамбования и уплотнения грунта, асфальтового покрытия, мощения улиц, состоящую из основных компонентов (моторной рамы, рабочей плиты, вибратора, двигателя (электрического или внутреннего сгорания), рукоятки управления) и дополнительных (опциональных) компонентов (центробежной муфты, водяного бака, транспортных колес, панели управления на рукоятке управления, амортизирующего резинового коврика), в соответствии с ОПИ 1 и 6 классифицируется в субпозиции 8430 61 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Вместе с тем, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.02.2018 N 31 "О классификации виброплиты в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" представляет собой решение о классификации отдельных видов товаров, принимаемое Комиссией Евразийского экономического союза.
В соответствии со статьей 22 ТК ЕАЭС решения о классификации отдельных видов товаров принимаются в виде решений Комиссии.
На основании положений пункта 3 статьи 22 ТК ЕАЭС со дня вступления в силу решений Комиссии, принятого в соответствии с настоящей статьей, решения и разъяснения о классификации отдельных видов товаров, принятые (данные) таможенными органами в соответствии с пунктом 6 статьи 21 настоящего Кодекса в отношении видов товаров, по которым принято решение Комиссии, не применяются и подлежат отмене. Решения об отмене решений и разъяснений о классификации отдельных видов товаров, принятых (данных) таможенными органами в соответствии с пунктом 6 статьи 21 настоящего Кодекса, вступают в силу со дня вступления в силу решения Комиссии, принятого в соответствии с настоящей статьей.
Соответственно, указанный нормативный правовой акт был принят позже совершения заявителем действий по декларированию товаров по спорным и не может распространять свое действие на правоотношения, возникшие до его принятия.
При этом таможенный орган, проводя проверочные мероприятия после выпуска товара, фактически не установил какие-либо новые характеристики товаров, а только руководствовался вышеуказанным решением, принятым Евразийской экономической комиссией 28.02.2018.
Вместе с тем, согласно пункту 16 Положения о Евразийской экономической комиссии (далее - Положение о ЕЭК), утвержденным Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) (далее - Договор ЕАЭС), решения Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) вступает в силу не ранее чем по истечении 30 календарных дней с даты их официального опубликования, в случае если иное не предусмотрено Договором о ЕАЭС и международными договорами.
Пунктами 17 и 18 Положения о ЕЭК установлено, что решения, принятые Комиссией, ухудшающей положение физических и (или) юридических лиц, обратной силы не имеют. Решения Комиссии, улучшающие положение физических и (или) юридических лиц, могут иметь обратную силу, если прямо предусмотрено это.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при применении актов Союза, которые устанавливают (изменяют, прекращают) права и обязанности участников таможенных отношений, в том числе по уплате таможенных платежей и использованию льгот по уплате таможенных платежей, должны учитываться принципы поддержания доверия к закону и действиям государства, недопустимости придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников внешнеэкономической деятельности.
Между тем, указанные нормоположения таможенным органом учтены не были.
В свою очередь общество при осуществлении декларирования товаров по спорным ДТ, заявляя классификационный код 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, руководствовалось предварительными решениями по классификации товаров, письмом ФТС России от 12.12.2008 N 25-28/53138.
Вопреки позиции апеллянта, спорные товары с учетом технических характеристик и описаний, на основе разъяснительных писем таможенных органов, предварительных классификационных решений (которые не были отозваны, изменены или признаны недействительными) были обоснованно отнесены декларантом к коду ТН ВЭД ЕАЭС 8479 10 000 0, поскольку при выборе кода ТН ВЭД ЕАЭС заявитель руководствовался ТН ВЭД ТС, действовавшим в спорный период, разъяснениями таможенных органов, сложившейся практикой декларирования такого рода товаров.
По изложенному, заявителем не мог быть заявлен иной код ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку заявление иного кода ТН ВЭД с учетом сложившейся практики декларирования повлекло бы за собой в свою очередь недостоверность декларирования.
Делая указанный вывод, коллегия суда принимает во внимание, что в Российской Федерации как правовом государстве (часть 1 статьи 1, статьи 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации) в качестве одного из основных принципов, создающих надлежащий уровень прав и свобод человека и гражданина, признается общеправовой принцип правовой определенности, включающий в себя требования разумности правового регулирования и стабильности правопорядка, устойчивости сложившейся системы правоотношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 27.05.2003 N 9-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 16.05.2007 N 6-П, от 10.10.2013 N 20-П и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что правовая определенность обеспечивается действием запрета придания обратной силы законам, ухудшающим положение граждан и юридических лиц (постановления от 24.10.1996 N 17-П, от 30.01.2001 N 2-П, от 28.02.2006 N 2-П и др.), применением ранее установленных условий реализации прав и свобод на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (постановления от 24.05.2001 N 8-П, от 29.01.2004 N 2-П, от 20.04.2010 N 9-П, от 20.07.2011 N 20-П, от 27.03.2012 N 8-П и др.).
В связи с этом Верховный суд Российской Федерации в пункте 4 постановления N 49 разъяснил, что при применении актов Союза, которые устанавливают (изменяют, прекращают) права и обязанности участников таможенных отношений, в том числе по уплате таможенных платежей и использованию льгот по уплате таможенных платежей, должны учитываться принципы поддержания доверия к закону и действиям государства, недопустимости придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников внешнеэкономической деятельности.
Общеправовой запрет придания обратной силы законам, ухудшающим положение граждан и юридических лиц, означает, что новое правовое регулирование не может распространяться на правоотношения и юридические последствия, возникшие до вступления его в силу, а установившиеся однажды длящиеся правоотношения, несмотря на вступление в силу нового регулирования, продолжают регулироваться прежними нормативными правовыми актами.
При этом, абзац второй пункта 4 постановления N 49 говорит о том, что нарушение принципа поддержания доверия к закону и действиям государства может иметь место, если изменение правового регулирования создает неблагоприятные имущественные последствия для добросовестных участников оборота, полагавшихся в определении своих прав, обязанностей и, в конечном счете, своего имущественного положения, на ранее принятые в их отношении правоприменительные акты и (или) устоявшиеся в правоприменительной практике подходы к применению правовых норм органами публичной власти, в частности, применительно к вопросам классификации товаров для таможенных целей - на ранее сложившуюся в Российской Федерации устойчивую практику классификации соответствующих товаров, выраженную в предварительных решениях по классификации товаров, срок действия которых не истек, решениях и разъяснениях по классификации отдельных видов товаров, принятых в соответствии с пунктом 6 статьи 21 Таможенного кодекса, и (или) судебную практику.
Как указано судом ранее, при принятии оспариваемых решений о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, таможенным органом не принято во внимание, что общество при декларировании товара руководствовалось сложившейся практикой классификации товаров, в том числе, предварительными решениями по классификации товаров.
При этом доказательств того, что общество действовало недобросовестно, знало или должно было знать об ошибочности складывающейся практики классификации, и, соответственно, не могло полагаться на эту практику, в материалы дела таможенным органом не представлено, учитывая также то, что в силу части 3 статьи 53 ТК ТС предварительное решение принимается таможенным органом того государства - члена таможенного союза, в котором будет осуществляться выпуск товаров. Предварительное решение является обязательным при декларировании товаров на территории государства - члена таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение.
На основании вышеизложенного, коллегия соглашается с выводом суда о том, что решения Находкинской таможни от 17.01.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных ДТ, не отвечают принципам таможенного законодательства, влекут неблагоприятные имущественные последствия для общества - добросовестного участника оборота, полагавшегося в определении своих прав, обязанностей на устоявшуюся правоприменительную практику, и, как следствие, в этой связи являющиеся незаконными.
При таких условиях суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, правомерно не усмотрел оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы, поскольку таможенный орган на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.06.2021 по делу N А51-16345/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16345/2020
Истец: ООО "ДИАМИР"
Ответчик: НАХОДКИНСКАЯ ТАМОЖНЯ