город Ростов-на-Дону |
|
11 августа 2021 г. |
дело N А32-36005/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якименко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2021 по делу N А32-36005/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт"
о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава,
при участии:
от истца: представитель Каргальцев А.В., по доверенности от 15.12.2020;
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "Российские железные дороги") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ответчик, АО "Туапсинский морской торговый порт") о взыскании 3254079,60 руб. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, а также процентов в размере 181403,13 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ответчиком нарушен технологический срок оборота ранее прибывших выгонов. Правомерность действий перевозчика по остановке в пути следования вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, подтверждается судебной практикой. Нарушение сроков доставки вагонов подтверждается дорожными ведомостями и выписками из электронной истории ЭТРАН. Факт невыполнения 9,5-часового срока оборота вагонов подтверждается ведомостями полдачи и уборки вагонов. Соблюдение перевозчиком порядка оформления задержки вагонов в пути следования подтверждается актами общей формы и извещениями о задержке и отправлении поездов.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" и АО "Туапсинский морской торговый порт" (владелец) был заключен договор от 05.07.2018 N 85/7т на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Туапсинский морской торговый порт" при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги" (далее -договор N 85/7).
На условиях договора N 85/7 осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным перевозом N 207 к железнодорожному пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к железнодорожному пути N 5 парка "В" станции Туапсе-Сортировочная.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивами владельца (пункт 1 договора N 85/7).
В соответствии с пунктом 7 договора N 85/7 передаваемые (подлежащие передаче) на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом ОАО "РЖД" на один из свободных железнодорожных путей NN 3,5,7,9,11,13,15,17 парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная, являющиеся выставочными.
Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Согласно пункту 8 договора N 85/7, возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на один из свободных железнодорожных путей NN 3,5,7,9,11,13,15,17 парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная, являющихся выставочными.
Пунктом 11 договора N 85/7 на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 9,5 час.
Истец полагает, что в июле-августе 2019 года на промежуточных железнодорожных станциях перевозчик вынужденно останавливал вагоны с грузом в составе поездов, следовавших на станцию Туапсе-Сортировочная, подлежащие выгрузке на ж.д. пути ответчика, в связи с нарушением ответчиком технологического срока оборота ранее прибывших вагонов и несвоевременной их выгрузкой по этой причине, а именно:
1)в августе 2019 на железнодорожных станции Кисляковка в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и отправлены на станцию назначения поезда с индексом 8630-067 5331 с вагонами, адресованными АО "ТМТП".
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 276 469,20 руб.
2) в августе 2019 на железнодорожной станции Гремячая в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и отправлены на станцию назначения поезда с индексом 8632-034-5331 с вагонами, адресованными АО "ТМТП".
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 504 960 руб.
3)в августе 2019 на железнодорожной станции Тихорецкая в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и отправлены на станцию назначения поезда с индексом 8630-062 5331 с вагонами, адресованными АО "ТМТП".
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 7 132,80 руб.
4) в августе 2019 на железнодорожной станции Мирская в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и отправлены на станцию назначения поезда с индексом 5201-202-5331 с вагонами, адресованными АО "ТМТП".
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 194 409,60 руб.
5)в августе 2019 на железнодорожной станции Гулькевичи в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и отправлены на станцию назначения поезда с индексом 8000-238-5334 с вагонами, адресованными АО "ТМТП".
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 386 534,40 руб.
6) в июле-августе 2019 на железнодорожной станции Песчанокопская в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и отправлены на станцию назначения поезда с индексом 8630-065-5331 с вагонами, адресованными АО "ТМТП".
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 75 532,80 руб.
7)в июле-августе 2019 на железнодорожной станции Тихорецкая в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и отправлены на станцию назначения поезда с индексом 8066-218-5331 с вагонами, адресованными АО "ТМТП".
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 1 014 руб.
8)в августе 2019 на железнодорожной станции Сальск в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и отправлены на станцию назначения поезда с индексом 8066-222-5331 с вагонами, адресованными АО "ТМТП".
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 4 603,20 руб.
9)в августе 2019 на железнодорожной станции Александровской в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и отправлены на станцию назначения поезда с индексом 5922-584-5331 с вагонами, адресованными АО "ТМТП".
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 335 502 руб.
10)в июле-августе 2019 на железнодорожной станции Ея в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и отправлены на станцию назначения поезда с индексом 8066-211-5331 с вагонами, адресованными АО "ТМТП".
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 150 141,60 руб.
11) в августе 2019 на железнодорожных станциях Батайск, Куберле в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и отправлены на станцию назначения поезда с индексом 8626-065-5331, 8626-165-5331 с вагонами, адресованными АО "ТМТП".
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 442 754,40 руб.
12)в июле-августе 2019 на железнодорожных станциях Песчанокопская, Отрадо- Кубанская в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и отправлены на станцию назначения поезда с индексом 8066-207-5331 с вагонами, адресованными АО "ТМТП".
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 736 646,40 руб.
13) в августе 2019 на железнодорожной станции Куберле в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и отправлены на станцию назначения поезда с индексом 8066-221-5331 с вагонами, адресованными АО "ТМТП".
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 96 768 руб.
14)в августе 2019 на железнодорожной станции Малороссийская в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и отправлены на станцию назначения поезда с индексом 8630-065-5331 с вагонами, адресованными АО "ТМТП".
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 309 484,80 руб.
По прибытии поездов на станцию назначения Туапсе-Сортировочная в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования СКВ составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от грузополучателя. О задержке и отправлении поездов перевозчиком в адрес грузополучателя были направлены уведомления.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке, истец направил в адрес ответчика претензии N 19/1599 от 05.09.2019, N 19/1597 от 05.09.2019, N 19/1596 от 05.09.2019, N 19/1640 от 09.09.2019, N 19/1641 от 09.09.2019, N 19/1639 от 09.09.2019, N 19/1642 от 09.09.2019, N 19/1643 от 09.09.2019, N 19/1645 от 09.09.2019, N 19/1644 от 09.09.2019, N 19/1647 от 10.09.2019 с требованием об осуществлении платы за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 3 254 079,60 рублей.
Поскольку ответчиком указанные претензии оставлены без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
С 07.06.2015 вступил в силу Приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 " Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство).
Согласно п.1.6 Тарифного руководства, время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей формы.
Согласно п. 2.1 Тарифного руководства плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).
Согласно п. 2.3 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 1.
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003 (далее - Правила N 26), предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Также указанным пунктом Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования установлено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункты 3.4 и 3.5 Правил N 45).
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из части 11 статьи 39 Устава следует, что плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования взыскивается в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления.
Исходя из вышеприведенного нормативного и договорного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать следующие обстоятельства:
-факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика;
-факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент оформления документов).
Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
-акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от клиента;
-обращение Клиента, переданное в Д и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М. При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств,
-препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности клиента, может использоваться анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по(номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М.
Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к следующим обоснованным выводам.
Само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Ведомости подачи и уборки вагонов, составленные в соответствии с Указанием МПС РФ от 15 августа 2003 года N Ш-865у, не содержат информации о невыполнении норм выгрузки вагонов, сведений о выполнении срока оборота вагонов. Графы 5,6 содержат сведения об общем и расчетном времени нахождения под грузовой операцией.
Кроме того, конкретных фактов нарушения срока, по каким вагонам, с каким грузом истцом не приведено, как и не указано, вагоны с каким грузом нарушили срок оборота, и какие вагоны были оставлены без движения в пути следования.
Истцом также не проведен анализ количества вагонов, задержанных на промежуточных станциях в пути следования, и вагонов, по которым предположительно нарушен срок оборота вагонов.
Таким образом, истцом не доказана прямая причинно-следственная связь между нарушением срока оборота вагонов и оставлением без движения вагонов, следовавших в адрес ответчика.
При этом на путях необщего пользования АО "ТМТП" осуществляют грузовые операции с вагонами, как непосредственно владелец путей необщего пользования, так и оператор морского терминала - АО "Туапсинский зерновой терминал". В связи с чем, нарушение одним лицом срока оборота вагонов не препятствует принятию вагонов другим лицом.
Составленные истцом акты общей формы по спорным вагонам свидетельствуют о неприеме вагонов железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя АО "Туапсинский морской торговый порт", при этом конкретная причина не указана. Однако, станция назначения Туапсе-Сортировочная принимает вагоны в адрес нескольких крупных грузополучателей, таких как Туапсинский балкерный терминал, РН- Туапсенефтепродукт.
Между тем истец не доказал, что вагоны задержаны по причинам, зависящим от ответчика.
При таких обстоятельствах апелляционный суд повторно приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом по следующим основаниям.
Из системного толкования положений статьи 39 Устава, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 года N 127-T/I, Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, следует, что в рамках настоящего дела исследованию подлежат следующие обстоятельства:
-фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда;
-невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения но причине нарушения технологического срока оборота вагонов;
-отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения;
-нарушение расчетного срока доставки груза по вышеуказанным причинам;
-сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.
Данный вывод согласуется с судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2020 по делу N А32-27944/2019).
Сам по себе акт общей формы, на которые ссылается ОАО "РЖД" в исковом заявлении, не является достаточным доказательством, подтверждающим факт простоя вагона на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя. Вина грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях не подтверждена. Ответчик принимал вагоны, поданные истцом на выставочные пути, не допуская накопления вагонов на станции Туапсе-Сортировочная, что подтверждается отсутствием актов общей формы, в которых были бы зафиксированы факты задержки вагонов на выставочных путях железнодорожной станции.
В спорный период времени у грузополучателя была возможность принимать вагоны, и уведомления об отказе от приема АО "ТМТП" в адрес ОАО "РЖД" не направляло.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2021 по делу N А32-36005/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36005/2020
Истец: ОАО "РЖД", Северо-Кавказский ТЦФТО, ОАО "Российские железные дороги" Северо-Кавказская железная дорога
Ответчик: АО "Туапсинский морской торговый порт"