г. Владивосток |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А51-4017/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток Продукт",
апелляционное производство N 05АП-4336/2021
на решение от 07.06.2021
судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-4017/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток продукт" (ИНН 2516001587, ОГРН 1132507000306)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408)
о признании незаконным решения N 9 от 09.03.2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Восток Продукт" - Коропенко Д.А. по доверенности от 23.03.2021, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом (регистрационный номер 14414 от 05.06.2002),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю - Малявина О.В. по доверенности от 29.03.2021, сроком действия на 1 год, паспорт, копия диплома (регистрационный номер 51514 от 18.05.2013),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восток Продукт" (далее - заявитель, общество, ООО "Восток Продукт") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 09.03.2021 N 9, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.06.2021 оспариваемое постановление изменено в части назначения меры наказания в виде снижения размера административного штрафа до 150 000 рублей, в остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что вывод суда об отсутствии надлежащего производственного контроля за пищевыми сырьем и процессами производства, выраженный в невключении в программу производственного контроля проведения смывов с рук персонала и оборудования на яйца гельминтов и исследований на паразитологических показатели сырья противоречит нормам права, нарушение которых вменяется обществу, поскольку ни ТР ТС N 021/2011, ни ТР ЕАЭС 040/2016 не содержат соответствующего требования. Настаивает, что привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ возможно только при прямом нарушении требований Технических регламентов.
Административный орган по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
01.12.2020 в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю поступило обращение жительницы г. Барнаул по факту приобретения некачественной пищевой продукции "Печень и икра минтая" (изготовитель: ООО "Восток Продукт") с посторонними включениями (черви) в магазине "Светофор", расположенном по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Космонавтов, д. 59.
По указанным в обращении фактам в отношении ООО "Восток Продукт", осуществляющего деятельность по переработке и консервированию рыбы, ракообразных и моллюсков, расположенном по адресу: Приморский край, Кировский район, шт. Кировский, ул. Мелиоративная, д. 25, проведено административное расследование, в рамках которого выявлены следующие нарушения:
- п. 4 ч. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", п. 38 p. VI TP ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции", а именно: в план-график за 2020 г. не включены санитарно-бактериологические исследования смывов на яйца гельминтов с оборудования и рук персонала с периодичностью не реже 2 раз в месяц; исследования на паразитологические показатели сырья в соответствии с требованиями СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации", МУ 3.2.1756-03 "Эпидемиологический надзор за паразитарными болезнями".
-п. 1 ст. 7 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", TP ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции", а именно: пищевая продукция "Натуральные рыбные консервы стерилизованные. Печень и икра минтая натуральные. Ассорти деликатесное измельченное", отобранная в рамках административного расследования не соответствует требованиям технических регламентов по микробиологическим показателями; обнаружены неспорообразующие микроорганизмы в 1,0 г/см3, при норме - не допускается (экспертное заключение о проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы N 018/01 от 31.12.2020, протокол лабораторных исследований пищевых продуктов N 15639-П от 30.12.2020).
По факту выявленных нарушений должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении по делу N 11 от 16.02.2021 по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
09.03.2021 по результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением Роспотребнадзора было вынесено постановление N 9 по делу об административном правонарушении, согласно которому ООО "Восток Продукт" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, а также отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа. Вместе с тем, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части размера административного штрафа, превышающего 150 000 рублей.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
По правилам части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, образуют событие административного правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам хранения, реализации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требования и создающим угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.
В соответствии с примечанием к статье 14.43 Кодекса под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Согласно статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании, Закон N184-ФЗ), технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Пунктом 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Такими нормативными правовыми актами являются федеральные санитарные правила, обязательные для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (статья 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья пищевых продуктов при производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.
Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (статья 15 Закона N 52-ФЗ).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), который в соответствии со статьей 1 устанавливает объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования; формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента.
По правилам статье 3 ТС 021/2011 объектами технического регулирования являются: пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Согласно статье 4 TP ТС 021/2011 изготовитель пищевой продукции - организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, в том числе иностранные, осуществляющие от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущие ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов.
Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации регулируются Законом о техническом регулировании, согласно которому за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 TP ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему Техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В соответствии с пунктом 7 статьи 17 TP ТС 021/2011 при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно статье 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
-имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
* не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);
* не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
* не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Решением совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 162 принят ТР ЕАЭС 040/2016, который устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории союза, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.
В соответствии пунктом 13 раздела V "Требования безопасности пищевой рыбной продукции" ТР ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции" пищевая рыбная продукция должна соответствовать требованиям безопасности, установленным настоящим разделом, требованиям безопасности согласно приложениям N 1-6, а также требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции (ТР ТС /021/2011).
Согласно пункту 54 раздела VIII. "Требования к процессам хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевой рыбной продукции" ТР ЕАЭС 040/2016 процессы хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевой рыбной продукции должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента (ТР ЕАЭС 040/2016) и требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
В соответствии с требованиями TP ТС 021/2011, TP ЕАЭС 040/2016 в течение срока годности пищевой продукции, а именно: 24 месяца с даты изготовления, установленного изготовителем ООО "Восток Продукт", в пищевой продукции "Натуральные рыбные консервы стерилизованные. Печень и икра минтая натуральные. Ассорти деликатесное измельченное" не допускается наличие неспорообразующих микроорганизмов в 1,0 г/см.
Предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений (часть 1 статьи 15 Закона N 29-ФЗ).
Любое отклонение от заявленных производителем показателей качества или безопасности продукции свидетельствует о фальсификации продукции, также, заявляя о соответствии качества продукции требованиям ГОСТа, производитель гарантирует, что приобретение и употребление в пищу, продукции не несёт в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Согласно выписки из единого государственного реестра основным видом деятельности юридического лица ООО "Восток Продукт" является переработка, консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков (ОКВЭД 10.20), т.е. является производителем пищевой продукции.
В рамках проведения административного расследования на предприятии ООО "Восток Продукт" для проведения лабораторных исследований отобрана пищевая продукция: "Натуральные рыбные консервы стерилизованные. Печень и икра минтая натуральные. Ассорти деликатесное измельченное" срок годности 24 месяца, ж/б.
По результатам лабораторных исследований вышеуказанная пищевая продукция не соответствует требованиям технических регламентов по микробиологическим показателями; обнаружены неспорообразующие микроорганизмы в 1,0 г/см3, при норме - не допускается, что не соответствует требованиям п. 1 статьи 7 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", TP ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции".
Данные обстоятельства подтверждены в экспертном заключением о проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы N 018/01 от 31.12.2020, протоколом лабораторных исследований пищевых продуктов N 15639-П от 30.12.2020, и обществом документально не опровергнуто.
Отбор продукции проводился в присутствии законного представителя общества Нестеренко М.Б., двух понятых, должностного лица территориального отдела Управления Блиновой Г.С. и представителя ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" Домогатской Л.Н. При этом, как следует из протокола взятия проб и образцов продукции от 17.12.2020, замечаний по процедуре отбора от представителя общества не поступало.
Отбор проб производился у изготовителя ООО "Восток Продукт" из партии, выработанной обществом 22.10.2020 и допущенной в оборот после проведения производственного контроля, включающего, в том числе, осмотр и выявление недоброкачественных (в том числе негерметичных) единиц.
Согласно протоколу лабораторных исследований пищевых продуктов N 1539-П от 30.12.2020 продукция была отобрана в ООО "Восток Продукт" в соответствии с требованиями ГОСТ 31904-2012 "Продукты пищевые. Методы отбора проб для микробиологических испытаний". Исследования проб было произведено в соответствии с ГОСТ 30425-97 "Консервы. Метод определения промышленной стерильности".
Таким образом, в действиях общества содержится событие административного правонарушения, выраженного в производстве рыбной продукции, не соответствующей техническим регламента.
Тот факт, что при проведении проверки в отобранных образцах пищевой продукции не были найдены посторонние включения (черви), не опровергает несоответствие спорной продукции требованиям технических регламентов по микробиологическим показателями, которые были найдены в ходе проверки.
Относительно указанных в оспариваемом постановлении нарушений, выраженных в невключении в план-график за 2020 год санитарно-бактериологические исследований смывов на яйца гельминтов с оборудования и рук персонала с периодичностью не реже 2 раз в месяц; исследований на паразитологические показатели сырья в соответствии с требованиями СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации", МУ 3.2.1756-03 "Эпидемиологический надзор за паразитарными болезнями", апелляционная коллегия приходит к следующему.
Диспозицией нормы части 2 статьи 14.43 КоАП РФ охвачены действия изготовителя, нарушающие требования технических регламентов или иных обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу производства, а также действия этого лица по выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствии со статьи 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов.
Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Порядок организации и проведения производственного контроля, требования к программе производственного (плану) производственного контроля, особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности, обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного контроля, организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора за осуществлением производственного контроля регулируются санитарными правилами.
Санитарные правила определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.
ООО "Восток Продукт", осуществляющее деятельность по изготовлению пищевых продуктов, обязано знать и соблюдать требования международного законодательства и законодательства Российской Федерации, требования нормативных правовых актов в области безопасности продовольственного сырья и готовой продукции, а также техническую документацию к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов.
Следовательно, при осуществлении деятельности по изготовлению продукции, на юридическое лицо ООО "Восток Продукт" возложена императивная обязанность по соблюдению положений законодательства в установленной сфере деятельности.
Санитарные правила разработаны в соответствии с Законом N 52-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" и предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.04.2009 г. N 01/4801-9-32 "О типовых программах производственного контроля" для хозяйствующих субъектов разработаны и направлены типовые программы проведения производственного контроля на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности лечебно профилактических учреждениях, учреждениях бытового обслуживания населения".
В п. 1.2 вышеназванного письма примерной типовой программы производственного контроля лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на предприятиях пищевой промышленности предполагает такое мероприятие, как "входной контроль показателей качества и безопасности сырья и компонентов" -лабораторный контроль на микробиологические, паразитологические показатели (рыба и нерыбные объекты промысла и др.), периодичность - "каждая партия сырья и компонентов".
Аналогичная периодичность (от каждой партии) установлена в Методических указаниях 3.2.1756-03 "Эпидемиологический надзор за паразитарными болезнями", в которых изложены принципы и задачи эпидемиологического надзора за паразитарными болезнями и разработаны основные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по предупреждению распространения паразитарных болезней на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 вышеуказанных методических указаний санитарно-паразитологическому надзору подлежать пищевые объекты в т.ч. организации по заготовке, переработке, реализации рыбы и рыбной продукции.
Требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний закреплены в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах: СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.08.2014 г. N 50, СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65, СП 3.2.3110-13 "Профилактика энтеробиоза", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 г. N57.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Периодичность взятия смывов с объектов производственного оборудования, инвентаря, резервуаров, тары, рук и спецодежды персонала устанавливается в зависимости от вида производимой продукции - в соответствии с требованиями технических регламентов, отраслевых Инструкций и иных документов, регламентирующих порядок и периодичности контроля микробиологических и паразитологических загрязнителей с целью контроля режимов мойки и дезинфекции.
В дополнение к санитарным правилам разрабатываются методические рекомендации, методические указания, инструкции.
Для оценки контроля микробной обсемененности и эффективности санитарной обработки инвентаря, оборудования, посуды, санитарной одежды и рук персонала Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Поповой А.Ю. 04.12.2020 утверждены методические рекомендации 4.2.0220-20 "Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Методы санитарно-бактериологического исследования микробной обсемененности объектов внешней среды. Методические рекомендации" (далее - MP 4.2.0220-20).
В соответствии с п. 1.3 MP 4.2.0220-20 объектами, на которые распространяются настоящие MP, являются организации общественного питания населения, в том числе пищеблоки лечебных, детских, дошкольных и подростковых учреждений, торговые объекты и рынки, реализующие пищевую продукцию, предприятия пищевой промышленности, объекты по предоставлению гостиничных, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд.
В соответствии с п. 3 приложения N 2 MP 4.2.0220-20 местами отбора смывов на предприятии пищевой промышленности рабочие поверхности инвентаря, оборудования, руки работающих, санитарная одежда.
В п. 1.1 приложения N 3 Инструкции о порядке санитарно-технического контроля консервов на производственных предприятиях, оптовых базах, в розничной торговле и на предприятиях общественного питания, утвержденной Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ от 21.07.1992 г. N01-19/9-11, установлена периодичность взятия смывов не реже 2 раз в месяц для оценки санитарного состояния производства.
В статье 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами (части 1 и 2 статьи 32 Закона N 52-ФЗ).
Отсутствие исследований на санитарно-бактериологические исследования смывов на яйца гельминтов с оборудования и рук персонала и паразитологические показатели подтверждается планом-графиком выполнения договорных услуг по договору N 500-1/19 от 09.12.2019, представленным ООО "Восток Продукт" в рамках административного расследования.
Фактические обстоятельства дела, а именно изготовление обществом пищевой продукции "Натуральные рыбные консервы стерилизованные. Печень и икра минтая натуральные. Ассорти деликатесное измельченное", не соответствующей требованиям технических регламентов по микробиологическим показателями, а также не включение в план-график за 2020 год санитарно-бактериологических исследований смывов на яйца гельминтов с оборудования и рук персонала с периодичностью не реже 2 раз в месяц подтверждаются совокупностью представленных административным органом в материалы дела доказательств, достаточными для квалификации действий предпринимателя по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Проведение обществом иных исследований от 25.01.2021 и 09.11.2020 не опровергают результаты экспертизы N 018/01 от 30.12.2020.
Наличие ветеринарных свидетельств N 6574237092 от 25.08.2020, N 6646341850 от 31.08.2020, N 6730248719 от 07.09.2020 и N 7244938784 от 19.10.2020, а также удостоверений качества на это сырьё N 70 от 12.06.2020. N 71 от 12.06.2020 и N 72 от 12.06.2020, N 8/5 от 23.06.2020. N 35 от 10.05.2020, N 20/04 от 20.04.2020 N 07/05 от 07.05.2020 и N 29/05 от 29.05.2020 не снимает обязанности ООО "Восток Продукт" контролировать отсутствие паразитов в сырье при осуществлении входного контроля рамках производственного контроля и поддержания процедур ХАСПП в соответствии с требованиями TP ЕАЭС 040/2016 и TP ТС 021/2011.
Кроме этого, обществом не опровергнуто, что к ветеринарным свидетельствам на сырье не приложены протоколы лабораторных испытаний с указанием на каких именно паразитов из 13 видов были проведены исследование сырья, также в ветеринарных свидетельствах не указывается информация о том, какая именно партия сырья, сопровождаемая конкретным ветеринарным свидетельством, подлежала исследованию. Следовательно, ООО "Восток Продукт" не может утверждать, что каждая партия принимаемого им сырья прошла полноценные лабораторные исследования на наличие/отсутствие личинок паразитов 13 видов определенных в TP ЕАЭС 040/2016.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Требования к комплексу организационных, санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено па предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний закреплены в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах: СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.08.2014 г. N 50.
В п.2.1 СанПиН 3.2.3215-14 предусмотрена общая норма следующего содержания: в целях предупреждения возникновения и распространения паразитарных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению производственного контроля, по проведению медицинских осмотров, гигиеническому воспитанию и обучению населения.
В п.2.1.1 МУ 3.2.1756-03 также предусмотрена общая норма: пищевые объекты: организации общепита; организации по заготовке, переработке, реализации мяса и мясной продукции (колбасные цеха - по эпидемическим показаниям); рыбы и рыбной продукции, плодоовощной сельскохозяйственной продукции - подлежат санитарнопаразитологическому надзору. ООО "Восток Продукт" осуществляет изготовление продуктов питания (рыбные консервы) и его деятельность напрямую связана с осуществлением профилактических мер по охране здоровья потребителей изготовленной им продукции (профилактические меры включают в себя в том числе мероприятия обеспечивающие безопасность пищевой продукции: производственный контроль сырья и готовой продукции, подтверждение ее соответствие и безопасность).
Следовательно, ссылка на СанПиН 3.2.3215-14 и МУ 3.2.1756-03 в оспариваемом постановлении вопреки доводам апеллянта является правомерной.
Отсутствие надлежащего производственного контроля за пищевым сырьем и процессами производства (не включение в программу производственного контроля проведения смывов с рук персонала и оборудования на яйца гельминтов и исследований на паразитологические показатели сырья) является прямым нарушением требований TP ЕАЭС 040/2016 и TP ТС 021/2011, а необеспечение безопасности в процессе производства пищевой рыбной продукции создает возможность появления готовой продукции с наличием опасных для здоровья потребителей этой продукции гельминтов.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Формы вины предусмотрены статьей 2.2 КоАП РФ, согласно части 2 которой административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения в виде неосторожности, поскольку последний должен был и мог предвидеть вредные последствия реализации продукции с нарушением требований технических регламентов, но отнеся к ним безразлично.
Между тем, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о техническом регулировании и безопасности пищевой продукции заявитель должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.
Доказательств невозможности исполнения заявителем требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины общества в совершенном правонарушении.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в действиях ООО "Восток Продукт" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Следовательно, у Роспотребнадзора имелись законные основания для привлечения общества к административной ответственности в порядке части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. При этом обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Основания для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок в сфере соблюдения технических регламентов, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае состоит не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публичных обязанностей.
При этом несоблюдение обществом предусмотренных требований и нарушение установленных запретов само по себе сопряжено с созданием угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан-потребителей соответствующей продукции.
Возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 1 статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Суд первой инстанции, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, посчитал возможным уменьшить размер штрафа в два раза.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом частью 3.3 статьи 4.1 Кодекса предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса.
Снизив размер административного штрафа до 150 000 руб., суд первой инстанции принял во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела и совершение Учреждением административного правонарушения впервые.
По убеждению суда апелляционной инстанции штраф в указанном размере соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Вопрос о снижении размера штрафа, определенного административным органом, носит оценочный характер, и суд апелляционной инстанции не установил правовых оснований для переоценки вывода суда о возможности снижения размера штрафа в пределах, установленных законодательством.
Иным доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом требований статьи 71 АПК РФ.
Учитывая, что постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю N 9 от 09.03.2021 о привлечении ООО "Восток продукт" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в части выводов о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения является законным и обоснованным, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нашел оснований для признания его незаконным и отмене и изменил только в части назначения меры административной ответственности.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 208 АПК РФ и статьей 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.06.2021 по делу N А51-4017/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4017/2021
Истец: ООО "ВОСТОК ПРОДУКТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ