город Ростов-на-Дону |
|
11 августа 2021 г. |
дело N А32-54683/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ФАС России: Стрижаковой Г.В. по доверенности от 07.07.2021;
от ПАО "Россети Кубань": Меньшовой Е.Е. по доверенности от 04.12.2020; Зайцевой О.К. по доверенности от 12.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федеральной антимонопольной службы России
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.05.2021 по делу N А32-54683/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
к Федеральной антимонопольной службе России
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное обществе "Россети Кубань" (далее - ПАО "Россети Кубань", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Федеральной антимонопольной службе России (далее - ФАС России, служба, антимонопольный орган) об оспаривании постановления от 04.12.2020 о наложении штрафа по делу N 11/04/19.8-57/2020 об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в размере 100 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 26.05.2021 постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем что, обществом соблюдены требования ФАС России о представлении сведений; способ формулировки требований не может быть признан надлежащим.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФАС России обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы антимонопольный орган ссылается на то, что заявителем во исполнение требования представлена только в отношении лиц, которые являются заявителями по делу N 11/01/10-45/2020, в отношении иных контрагентов информация в установленный срок не была представлена. В пункте 4.8 Требования о представлении сведений отсутствует требование о представлении затребованной информации только в отношении заявителей по делу о нарушении антимонопольного законодательства. В соответствии с пунктом 4.8 Требования о представлении сведений ПАО "Россети Кубань" надлежало представить: "4.8. За период с 2017 по 2020 год (за 2020 год данные представить за 1 полугодие) представить информацию о ценах, объемах и доходах, в соответствии с таблицей 1". В таблице 1, являющейся неотъемлемой частью требования о представлении сведений, обозначен круг контрагентов, по которым необходимо представить информацию. В столбце 2 таблицы 1 указано на то, что представлению подлежат данные по контрагентам Краснодарского края (юридические лица), по контрагентам Республики Адыгея (юридические лица), по прочим контрагентам (физические лица). Каких-либо иных ограничений по контрагентам не установлено. Данные необходимо представить по всем контрагентам, а не только в отношении заявителей по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Информация по всем иным контрагентам представлена в ФАС России, письмом от 28.10.2020 N 135-04-693 - по истечении установленного срока для представления сведений, в представленной таблице отражены общие сведения без детализации за период с 2017 года по первое полугодие 2020 года о ценах, объемах и доходах. Необходимая часть сведений передана ФАС России путем представления ссылки к базе данных договоров. Конкретная информация по затребованным данным в форме таблицы так и не была представлена. Указанное свидетельствует о невыполнении ПАО "Россети Кубань" требования о представлении сведений.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ФАС России поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители ПАО "Россети Кубань" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в рамках рассмотрения дела N 11/01/10-45/2020 по признакам нарушения ПАО "Россети Кубань" п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в адрес заявителя направлено определение об отложении рассмотрения дела от 14.08.2020 N АД/70119/20, содержащее требование о представлении в антимонопольный орган в срок до 01.09.2020 информацию о ценах, объемах и доходах за период с 2017 года по первое полугодие 2020 года (включительно) в отношении контрагентов ПАО "Россети Кубань" в соответствии с таблицей 1 к данному определению.
Копия определения получена ПАО "Россети Кубань" 24.08.2020 согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений N 12571948174306 (т. 1 л.д. 27).
По ходатайству ПАО "Россети Кубань" от 28.08.2020 срок представления информации продлен до 07.09.2020, о чем ему направлено письмо от 03.09.2020 N АД/76193/20 (т. 1 л.д. 31, 93).
Письмами от 31.08.2020 N 119/8-197 и от 03.09.2020 N 135-04-596 (вх. от 04.09.2020) заявителем частично представлена истребованная информация (т. 1 л.д. 37).
Как установлено ФАС России, ПАО "Россети Кубань" информация по пункту 4.8 определения представлена только в отношении лиц, которые являются заявителями по делу N 11/01/10-45/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, в отношении иных контрагентов информация в установленный срок не была представлена.
Определением о возбуждении дела и проведении административного расследования от 22.10.2020 N 11/04/19.8-57/2020 у ПАО "Россети Кубань" истребована необходимая информация с указанием - по всем контрагентам общества (т. 1 л.д. 181).
Письмом от 28.10.2020 N 135-04-693, после возбуждения дела об административном правонарушении, обществом представлена информация частично, при этом антимонопольному органу представлена электронная ссылка для доступа к договорам ПАО "Россети Кубань", что не является исполнением требования о представлении информации по затребованным данным (т. 1 л.д. 91).
ФАС России полагая, что информация в установленный срок обществом не представлена, как и документы, подтверждающие невозможность ее предоставления, антимонопольный орган пришел к выводу, что обществом допущено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
ФАС России от 13.11.2020 составлен протокол по делу N 11/04/19.8- 57/2020 об административном правонарушении, копия которого 16.11.2020 направлена заявителю (почтовый идентификатор N 12571953010675).
О рассмотрении дела от 01.12.2020N ПАО "Россети Кубань" было уведомлено по адресу места нахождения определением о назначении времени и места рассмотрения дела N 11/04/19.8- 57/2020. Копия определения направлена ПАО "Россети Кубань" письмом (почтовый идентификатор 12571953025563).
Постановлением ФАС России 04.12.2020 общество привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 1 статьи 25 Закона N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
Часть 5 статьи 19.8 КоАП РФ устанавливает ответственность юридических лиц за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) в виде административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения, складывающиеся в связи с являющимся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами. На их защиту направлены все установленные законом о конкуренции требования.
Как видно из материалов дела, определением об отложении рассмотрения дела от 13.08.2020 N 11/01/10-45/2020 рассмотрение дела N 11/01/10-45/2020 отложено и назначено на рассмотрение 21.09.2020. В соответствии с ним, ПАО "Россети Кубань" надлежит представить: п. 4.8 информацию о ценах, объемах и доходах, в соответствии с таблицей 1 за период с 2017 года по 2020 год (за 2020 год данные представить за первое полугодие) в срок до 01.09.2020, иные пункты.
Общество направило в антимонопольный орган ходатайство о продлении срока предоставления информации от 28.08.2020 (т. 1 л.д. 31). Письмом от 03.09.2020 N АД/76193/20 ФАС России продлил срок предоставления обществом информации до 07.09.2020 (т. 1 л.д. 35-36).
Часть требуемой информации (п.п. 4.4 и 4.5) 31.08.2020 нарочно представлена в ФАС России, о чём свидетельствует соответствующая отметка (т. 1 л.д. 93).
Письмом от 03.09.2020 N 135-04-596 во исполнение определения оставшаяся часть информации (все иные пункты определения, включая п. 4.8) представлена в ФАС России нарочно 04.09.2020 (т. 1 л.д. 121).
Определением о возбуждении дела и проведении административного расследования от 22.10.2020 N 11/92087/20 в отношении ПАО "Россети Кубань" возбуждено административное дело N 11/04/19.8-57/2020 по признакам нарушения ч. 1 ст. 25 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в непредставлении в установленный срок запрашиваемой антимонопольным органом информации в соответствии с п. 4.8 определения от 13.08.2020.
Указанным определением от 22.10.2020 истребована информация в соответствии с п. 4.8 определения от 13.08.2020, с указанием - по всем контрагентам ПАО "Россети Кубань" (п. 3.1 определения от 22.10.2020).
Согласно пункту 4 определения от 13.08.2020 формулировка "по всем контрагентам ПАО "Россети Кубань" в нем отсутствует.
Указанным определением запрашиваемая информация сформулирована следующим образом: в срок до 01.09.2020 надлежит представить: за период с 2017 года по 2020 год (за 2020 год данные представить за первое полугодие) информацию о ценах, объемах и доходах, в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 содержит графы с наименованиями: "N п/п"; "Наименование контрагента"; "N п/п"; "Наименование контрагента" с подразделениями "Краснодарский край (юридические лица)", "Республика Адыгея (юридические лица)", "физические лица"; "Реквизиты договора", "Объем услуг"; "Количество опор, шт" с разделением на графы по годам: "2017" с подразделами "0,4кВ, 6-10 кВ, 35 кВ, 110 кВ, 220 кВ", "2018" с подразделами "0,4кВ, 6-10 кВ, 35 кВ, 110 кВ, 220 кВ", "2019" с подразделами "0,4кВ, 6-10 кВ, 35 кВ, 110 кВ, 220 кВ", "1 полуг. 2020" с подразделами "0,4кВ, 6-10 кВ, 35 кВ, 110 кВ, 220 кВ", "2020 план" с подразделами "0,4кВ, 6-10 кВ, 35 кВ, 110 кВ, 220 кВ", "2017" с подразделами "0,4 кВт, 6-10 кВ, 35 кВ, 110 кВ, 220 кВ" (т. 1 л.д. 189-190).
Из вышеуказанного следует, что запрашиваемая повторно антимонопольным органом информация содержит новое, по отношению к определению 13.08.2020, уточнение по ранее запрашиваемой информации - "по всем контрагентам ПАО "Россети Кубань".
ПАО "Россети Кубань" в письме от 28.10.2020 указало, что запрашиваемая информация по договорам, заключенным между указанными в определении от 13.08.2020 контрагентами не могла быть предоставлена по предложенной форме, так как договоры с ними заключены по форме, утверждённой приказом ПАО "Кубаньэнерго" от 13.11.2018 N 1167, согласно которой информация в них является коммерческой тайной (т. 1 л.д. 91-92).
Доводы общества о том, что в представленной таблице отражены общие сведения без детализации за период с 2017 года по первое полугодие 2020 года о ценах, объемах и доходах; необходимая часть сведений передана ФАС России путем представления ссылки к базе данных договоров, отклоняется судебной коллегией, поскольку заявленное не указывалось в постановлении в качестве основания для привлечения общества к административной ответственности.
Отраженный УФАС России перечень запрошенных документов не указывает на необходимость представления ПАО "Россети Кубань" информации по какому-либо кругу лиц.
Таким образом, запрос о предоставлении вышеуказанных сведений сформулирован антимонопольным органом некорректно, что препятствует его исполнению.
После представления обществом информации, которая, по мнению УФАС России, не соответствует установленным требованиям, административный орган мог конкретизировать свои требования и запросить информацию еще раз без вынесения определения о возбуждении дела и проведении административного расследования, однако антимонопольный орган такой возможностью не воспользовалось.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что общество предоставило информацию в установленный антимонопольным органом срок, которая признается соответствующей требованиям установленным УФАС по России в определениях.
Материалами дела подтверждается, что в действиях ПАО "Россети Кубань" отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
Постановление ФАС России от 04.12.2020 по делу об административном правонарушении N 11/04/19.8-57/2020, правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Доводы апелляционной жалобы управления, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2021 по делу N А32-54683/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54683/2020
Истец: ПАО "РОССЕТИ КУБАНЬ"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба
Третье лицо: ФАС России