город Ростов-на-Дону |
|
11 августа 2021 г. |
дело N А32-50935/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рымарь Р.В.
при участии:
от Администрации муниципального образования город Краснодар, посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Закарян В.П. по доверенности от 30.04.2021 N 1040/01,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодара
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2021 по делу N А32-50935/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южная управляющая компания" (ИНН 2311127814 ОГРН 1102311005499)
к Департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса
Администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032704 ОГРН 1022301623156), Администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799),
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Фицежева Алла Михайловна,
об оспаривании ненормативного акта
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южная управляющая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным постановление Администрации муниципального образования города Краснодар от 30.05.2019 N 2250 "О переводе жилого помещения - квартиры N 81 в нежилое помещение и согласование переустройства и перепланировки помещений квартиры N 81 в доме по ул.Карякина, 19 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара".
Определением от 17.02.2020 судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, была привлечена Фицежева Алла Михайловна.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2021 требования Общества были удовлетворены - постановление Администрации муниципального образования город Краснодар от 30.05.2019 N 2250 "О переводе жилого помещения - квартиры N 81 в нежилое помещение и согласовании переустройства и перепланировки помещения квартиры N 81 в доме по ул. им. Карякина, 19 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" признано недействительным.
Решение мотивировано тем, что действия Администрации муниципального образования города Краснодар привели к нарушению законных прав и интересов Общества, выразившихся в препятствии исполнения им обязанностей по надлежащему содержании общего имущества многоквартирного дома, а также к нарушению законных прав и интересов иных собственников помещений в многоквартирном доме, выразившихся в уменьшении размера общего имущества многоквартирного дома, в том числе и земельных участков, на которых расположен многоквартирный дом и ограничении доступа собственников к части данных земельных участков.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования город Краснодара (далее - Администрация) обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что не согласна с решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.04.2021, считает его вынесенным с нарушением норм как материального, так и процессуального права.
Арбитражным судом Краснодарского края не учтён тот факт, что у Администрации отсутствовали законные основания требовать от Фицижевой A.M. предоставления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение, и согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Проектом переустройства и перепланировки квартиры N 81 в многоквартирном доме 19 по ул. им.Карякина, (с использованием её по нежилому назначению), выполненный ООО "ЮГ-ДОМ" не предусмотрена перепланировка помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, либо присоединение помещений, относящихся к местам общего пользования, к помещению, принадлежащему Фицежевой A.M., протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. им. Карякина, 19 для принятия органом местного самоуправления решения о согласовании переустройства и перепланировки помещений квартиры N 81 не требовался.
Устройство входной группы не является реконструкцией объекта капитального строительства (многоквартирного дома), так как не приводит к изменению параметров многоквартирного дома и доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. В материалы дела не предоставлены доказательства изменения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Краснодар, ул. им. Карякина, 19.
Договор управления не уполномочивает Общество представлять интересы собственников в судах, арбитражных судах по вопросам оспаривания ненормативных актов органов местного самоуправления.
Суд рассмотрел заявление Общества, поданного по истечении процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество, Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации, Фицежева А.М., извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Администрации об участии в деле в режиме онлайн-заседания.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Общество подало отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Общество подало ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Апелляционный суд протокольным определением удовлетворил ходатайство.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Общества, Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации и Фицежевой А.М., надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 12.02.2015 N 11 Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным в г. Краснодар по адресу: ул. им. Карякина, дом 19.
Собственником квартиры N 81 в доме 19 по ул. им. Карякина в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, является Фицежева Алла Михайловна, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
17.04.2019 Фицежева А.М. подала заявления на перевод жилого помещения (квартиры) в нежилое помещение, предоставила проекты на переустройство и перепланировку квартиры в многоквартирном доме, предусматривающие оборудование независимого выхода непосредственно на придомовую территорию.
Администрацией муниципального образования город Краснодар издано Постановление от 30.05.2019 N 2250 "О переводе жилого помещения - квартиры N 81 в нежилое помещение и согласовании переустройства и перепланировки помещений квартиры N 81 в доме по ул. им. Карякина, 19 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара".
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 данной статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, Общество является лицом, обеспечивающем соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома и поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является высшим органом управления и может принимать любые решения.
В силу закона, а также в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, и для соблюдения законных прав и интересов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организации не требуется отдельного решения собственников, уполномочивающего на обращение с заявлением в суд.
При этом, заявление подобного рода исков всеми собственниками (либо их привлечение к участию в процессе) является, во-первых, крайне затруднительным и, во-вторых, не отвечает требованиям процессуальной экономии. Потенциальные издержки, которые будут сопровождать предъявление группового иска, могут зачастую быть несоразмерными размеру имущественных благ, полученных в результате восстановления нарушенного права.
Пунктом 2.1.2 договора управления от 12.02.2015, установлено, что предметом договора является представление управляющей компанией интересов потребителей в том числе в суда и арбитражных судах, по вопросам выполнения предмета договора.
Наличие у управляющей компании такого права не препятствует отдельным собственникам предъявлять самостоятельные иски. Указанная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2020 N 305-ЭС19-20516(5) по делу NА40-217303/2016.
В части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (пункт 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" разъяснено, что при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункты 2 и 3).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), а также земельный участок с элементами озеленения и благоустройства. В силу указанных норм права балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции, а также земельный участок входят в состав общего имущества в многоквартирном доме и являются общим имуществом.
В силу части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путём его реконструкции.
Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Земельные участки могут быть переданы в пользование иным лицам только по решению собственников помещений в многоквартирном доме и только в том случае если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Предусмотренное частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации право собственников помещений в многоквартирном доме владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме не может быть истолковано как позволяющее одному собственнику нарушать те же самые права других собственников, а интерес одного собственника противопоставлять интересам других собственников.
Таким образом, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, "влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 4 раздела 2 приложения N 1 к Постановлению Администрации от 12.08.2010 N 6099 для рассмотрения комиссией вопроса о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо представляет, в том числе копию решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме либо выписку из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство и (или) перепланировку жилого (нежилого) помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка помещения невозможны без присоединения к переводимому помещению части общего имущества в многоквартирном доме); в случае, если переустройство и (или) перепланировка переводимого помещения затрагивает размер общего имущества в многоквартирном доме, а также требует использования земельного участка, согласие собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку, полученное в порядке, определённом статьями 44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 13 Административного регламента предоставления Администрацией муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение", утверждённого постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.2012 N 5387 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, к которым относятся, в том числе копия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме либо выписка из протокола решения общего собрания (подлинник 1 экземпляр) об использовании земельного участка, если для обеспечения использования переводимого помещения требуется использование земельного участка, заверенные уполномоченным представителем собственников и представителей управляющей организации либо председателем товарищества собственников жилья; копия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме либо выписка из протокола решения общего собрания о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство и (или) перепланировку помещения или согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, на переустройство и (или) перепланировку, в случае если такое переустройство и (или) перепланировка переводимого помещения затрагивает размер общего имущества, за исключением земельного участка, в многоквартирном доме и изменяет доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (копия 1 экземпляр).
Частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учётом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.
Несоблюдение предусмотренных статьёй 22 Жилищного кодекса условий перевода помещения является основанием для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение (пункт 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса).
Положениями пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в частности, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Подпунктом "е" пункта 2 Правил установлено, что в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со статьёй 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех её участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии с представленным проектом входной группы собственником помещения планируется оборудовать независимый выход из квартиры N 81 непосредственно на придомовую территорию.
Из проектов следует, что в ходе выполнения работ по организации входной группы необходимо будет внести изменения в конструкцию дома.
При этом, установка на земельном участке крыльца приведет к уменьшению земельного участка.
Следовательно, указанные мероприятия по переводу квартир в нежилые помещения повлекут внесение конструктивных изменений в общее имущество многоквартирного дома путём частичного использования внешней стены дома, являющейся ограждающей несущей конструкцией, изменение не несущей стены дома и передачу собственникам квартир, осуществляющим перевод помещений из жилого в нежилое, части придомовой территории (земельного участка) для оборудования отдельного входа в нежилое помещение, на которые распространяются права собственников помещений в многоквартирном доме, то есть произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме.
Изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов является в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией объекта капитального строительства, проводимой на основании разрешения на строительство в соответствии с требованиями статей 51-55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 36, пункта 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе при реконструкции, переустройстве, перепланировке помещений, если такие реконструкция, переустройство, перепланировка невозможны без присоединения к ним части общего имущества.
Таким образом, демонтаж оконного проёма, замена несущих строительных конструкций, изменение ограждающих ненесущих конструкций, изменение плиты перекрытия является реконструкцией и ведет к уменьшению размера общего имущества, а, следовательно, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Сам характер работ, в результате которого в несущей стене организуется проём, осуществляется замена несущих и ненесущих строительных конструкций объекта капитального строительства, свидетельствует о том, что происходит уменьшение общего имущества за счёт уменьшения площади несущей стены.
Эти мероприятия повлекли внесение конструктивных изменений в общее имущество многоквартирного дома путём частичного разрушения несущей стены дома, то есть уменьшение размера общего имущества, следовательно, проведение таких работ возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путём его реконструкции, согласно части 3 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, а такое согласие отсутствует. Следовательно, согласование указанных работ органом местного самоуправления не может подменить собой согласие собственников.
Довод Администрации о том, что решение общего собрания собственников помещений не требовалось в соответствии со статьёй 23 Жилищного кодекса РФ в редакции, действующей на момент принятия спорных постановлений.
Федеральным законом от 29.05.2019 N 116-ФЗ (начало действия 09.06.2019) в указанный перечень были внесены такие документы, как протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение и согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
С 08.01.2019 вступил в действие Федеральный закон от 27.12.2018 N 558-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме", в соответствии с которым в пункте 3 части 2 статьи 26 были внесены изменения.
Согласно пункту 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее -орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Пункт 3 части 2 статьи 26 Жилищный кодекс Российской Федерации с 08.01.2019 был изложен в следующей редакции: подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в 11 многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса.
Часть 2 статьи 40 Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, 17.04.2020 Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о переводе жилого помещения (квартиры) в нежилое помещение.
Таким образом, следовало руководствоваться редакцией статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации с изменениями по состоянию на 08.01.2019.
Администрацией муниципального образования город Краснодар при принятии решений, указанных в постановлениях от 15.03.2019 N 1014 и от 07.06.2019 N 2493 допущено нарушение пункта 3 части 2 статьи 26, части 3 статьи 36, части 2 статьи 40, пункта 1 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановление Администрации от 12.08.2010 N 6099 и Административный регламент предоставления Администрацией муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение", утверждённый постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.2012 N 5387.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 Постановления ВАС РФ от 23.07.2009 N 64, по соглашению сособственников общего имущества (собственников помещений в здании) допускается передача отдельных частей здания в пользование. Например, может быть заключён договор пользования несущей стеной или крышей здания для размещения наружной рекламы. Стороной такого договора, предоставляющей имущество в пользование, признаются все сособственники общего имущества здания, которые образуют множественность лиц в соответствии с действующим законодательством. К таким договорам применяются по аналогии положения законодательства о договоре аренды.
В отсутствие соблюдения установленного порядка пользования общим имуществом и перевода жилого помещения в нежилое, действия Администрации по согласованию оборудования входных групп с использованием части земельных участков многоквартирного дома и издании оспариваемых постановлений, привели к нарушению законных прав и интересов собственников помещений многоквартирного дома в защиту интересов которых выступило Общество, выразившихся в препятствии исполнения обязанностей по надлежащему содержании общего имущества дома, а также к нарушению законных прав и интересов иных собственников помещений в многоквартирного дома, выразившихся в уменьшении размера общего имущества в многоквартирного дома, в том числе и земельных участков, на которых расположены многоквартирного дома и ограничении доступа собственников к части данных земельных участков.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что требования Общества подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Администрации, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2021 по делу N А32-50935/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50935/2019
Истец: ООО "Южная управляющая компания", Фицежева А. М., Южная УК
Ответчик: Администрация мо г.Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования города Краснодар
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11246/2021
11.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10554/2021
27.04.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50935/19
17.02.2020 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50935/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50935/19