г. Санкт-Петербург |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А56-22481/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20597/2021) МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2021 по делу N А56-22481/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению должностного лица АО "ГМС Нефтемаш" Винтенко Я.В.
к МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Должностное лицо акционерного общества "ГМС Нефтемаш" Винтенко Я.В. (далее - заявитель, должностное лицо) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербург и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 по Санкт-Петербургу (адрес: 197343, г.Санкт-Петербург, ул.Земледельческая, д.7, лит.А, корп.2) (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) об оспаривании постановления N 78502102700023200005 от 02.03.2021 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 24 мая 2021 года суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление, придя к выводу о его малозначительности.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Определением от 18 июня 2021 года апелляционная жалоба Инспекции принята к производству, жалоба назначена к рассмотрению в порядке статьи 272.1 АПК РФ, о чем лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что при проведении проверки валютного законодательства по вопросу соблюдения резидентом установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, Инспекцией установлено, что АО "ГМС Нефтемаш" имеет открытый счет в банке за пределами Российской Федерации N AZ65AZEN40060638317944105001 в Expressbank OJSC, Азербайджан, дата открытия - 26.03.2019.
По результатам проверки представленного Обществом 30.01.2020 отчета о движении средств по указанному счету в банке за пределами территории РФ за 4 квартал 2019 года Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом требований Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N173-ФЗ), поскольку в нарушение пункта 1 Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819, Общество представило отчет без отражения сумм зачисленных и списанных средств по кодам видов операций.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 17.02.2021 уполномоченным лицом Инспекции в отношении Общества протокола N 78502102700023200003 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 02.03.2021 N 78502102700023200005 должностное лицо Общества Винтенко Я.В. признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, должностное лицо Общества Винтенко Я.В. обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Инспекции.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) подтверждающих документов, нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций либо неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - Отчёт), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 (далее - Правила N 819), устанавливают порядок представления резидентами РФ налоговым органам по месту своего учета указанных отчетов.
Пунктом 4 Правил N 819 определено, что юридическое лицо - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган Отчёт в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный Отчёт с подтверждающими банковскими документами.
В приложении к Правилам N 819 установлена форма Отчёта, в соответствии с которой, пункт 2 "Зачислено средств за отчетный период - всего, в том числе по кодам видов операций" заполняется по кодам видов операций.
Код вида операции указывается в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок. Перечень кодов видов операций утвержден Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И в Приложении N 1.
Пунктом 2 Письма Федеральной налоговой службы от 12.07.2013 N АС-4-2/12519 "О направлении разъяснений" (далее - Письмо ФНС N АС-4-2/12519), установлено, что нарушением порядка представления резидентом отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами могут являться недостоверность сведений, указанных в отчете, заполнение отчета не полностью, непредставление подтверждающих банковских документов либо представление подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, представление отчета неуполномоченным лицом и др. нарушения Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N819.
Ответственность наступает за каждый непредставленный (представленный с нарушением требований) Отчет.
В рассматриваемом случае, как обоснованно указал суд первой инстанции, отсутствие в Отчетах сведений, подлежащих заполнению, является нарушением требований пункта 7 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ, что образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается и судом первой инстанции установлено, что должностным лицом Общества Винтенко Я.В. нарушены Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819, положения Федерального закона N 173-ФЗ.
Событие инкриминируемого административного правонарушения доказано Инспекцией, с чем обоснованно согласился суд первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств, свидетельствующих о принятии должностным лицом Общества необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии его вины во вмененном ему правонарушении.
Установив наличие события и состава инкриминируемого правонарушения в действиях заявителя, суд первой инстанции счел возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и признать вменяемое заявителю правонарушение малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Названная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному названным Кодексом, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
К числу исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно принял во внимание то обстоятельство, что допущенное нарушение является технической ошибкой, к первоначальному отчету заявителем приложены банковские выписки, содержащие информацию по всем банковским операциям (л.д.13-21), представленный первоначально отчет в совокупности с приложенными банковскими документами, позволяли налоговому органу в полной мере осуществлять соответствующие мероприятия по контролю, следовательно, действия должностного лица АО "ГМС Нефтемаш" не представляли существенной угрозы для охраняемых общественных отношений в сфере валютного регулирования. 19.10.2020 в ответ на уведомление налогового органа в Инспекцию представлен откорректированный отчет о движении денежных средств (л.д.24-28).
Доказательств того, что действиями Общества причинен какой-либо вред интересам граждан, общества или государства, административным органом в материалы дела не представлено.
Выводы суда первой инстанции о возможности квалификации инкриминируемого правонарушения как малозначительного согласуются с официальным толкованием, изложенным в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Основания для переоценки указанных выводов у апелляционного суда отсутствуют.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Заявителя, признал незаконным и отменил постановление о назначении административного наказания N 78502102700023200005 от 02.03.2021, вынесенное Инспекцией в отношении должностного лица Общества.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции не опровергают законные и обоснованные выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, в связи с чем принятое по делу решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 мая 2021 года по делу N А56-22481/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22481/2021
Истец: АО "ГМС Нефтемаш"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 8 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: Винтенко Я.В.