г. Санкт-Петербург |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А26-1586/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Парамошкин Н.В. по доверенности от 25.04.2019
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18835/2021) ООО "Восточная угольная компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.04.2021 по делу N А26-1586/2021, принятое
по заявлению ООО "Восточная угольная компания"
к УФАС по Республике Карелия
3-е лицо: УФСИН по Республике Карелия
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восточная угольная компания" (ОГРН 1185835000108, адрес: 440066, Пензенская область, г. Пенза, ул. Мусоргского, д. 26А, оф. 308; далее - заявитель, Общество, ООО "Восточная угольная компания") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (ОГРН 1021000526326, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1 А; далее - ответчик, Карельское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 17.02.2021 N 010/06/105-68/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия (ОГРН: 1021000515348, адрес: 185013, Карелия Республика, г. Петрозаводск, ул. Жуковского, 32А; далее - УФСИН по Республике Карелия, третье лицо).
Решением от 13.04.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ООО "Восточная угольная компания" отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Восточная угольная компания" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что при проведении закупки Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, поскольку в документации об аукционе содержится требование о предоставлении при поставке товара удостоверения о качестве каменного угля по форме УПД-35, которое ограничивает количество участников закупки, планирующих поставить товар иностранного происхождения, имеющий аналогичные характеристики. Вместе с тем, удостоверения о качестве каменного угля по форме УПД-35 выдается только на каменные угли, добытые в Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Восточная угольная компания" поддержал доводы апелляционной жалобы.
УФАС по Республике Карелия и УФСИН по Республике Карелия, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 29.01.2021 Заказчик разместил извещение о проведении электронного аукциона на поставку угля каменного для нужд УФСИН России по Республике Карелия (N 0106100000221000012) и документацию об электронном аукционе на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru. Начальная (максимальная) цена контракта: 13 000 000 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 08.02.2021 N 0106100000221000012-1 в адрес Заказчика поступили 4 (четыре) заявки, зарегистрированные оператором под идентификационными номерами: N 166, N 156, N 76, N 194 и признанные аукционной комиссией соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 12.02.2021 N 0106100000221000012-3 заявка участника N 166 ООО "Восточная угольная компания" признана несоответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ).
Решением Комиссии УФАС от 12.02.2021 N 010/06/105-68/2021 жалоба ООО "Восточная угольная компания" на действия заказчика - УФСИН по Республике Карелия при проведении электронного аукциона на поставку каменного угля (извещение N 0106100000221000012) признана необоснованной.
Не согласившись с решением Комиссии УФАС от 12.02.2021 N 010/06/105-68/2021, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что пункт 2.3 документации об аукционе содержит следующие требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии);
3) наименование страны происхождения товара.
Пункт 3.2 документации об аукционе содержит инструкцию по заполнению первой части заявки. В первой части заявки участник электронного аукциона:
а) дает согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
б) указывает товарный знак (при наличии), конкретные показатели предлагаемого товара в соответствии со значениями, установленными в Техническом задании (Приложение N 1 к аукционной документации);
- параметр фракции (размера кусков), будут считаться указанными конкретно, в том числе при использовании слов "от" и "до", с использованием диапазона значений, но не выходящим за пределы установленные заказчиком, в соответствии с ГОСТ 19242-73;
- параметр "Поставке подлежит уголь, срок добычи которого на день поставки" будет считаться конкретным, в том числе с использованием слова "не более" при указании в заявке нижнего порога соответствующего значения, указанного в техническом задании (например, поставке подлежит уголь, срок добычи которого на день поставки......не более 8 месяцев), в соответствии с Приложением N 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности "Правила безопасности при обогащении и брикетировании углей", утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 ноября 2017 г. N 487, с учетом срока предстоящего хранения на складе Заказчика. Отсчет срока действия данного показателя определяется с момента (даты) выдачи удостоверения качества угля по форме УПД-35 на конкретную партию поставляемого угля, либо иного документа позволяющего определить дату добычи угля.
- параметр "низшая теплота сгорания" будет считаться конкретным, при указании в заявке нижнего порога соответствующего значения, указанного в техническом задании а также с использовании слов "от" и "до" (например от 5200 до 5400 ккал/кг) и с использованием диапазона значений (например 5200 - 5400 ккал/кг). Указание данного параметра необходимо заказчику в связи с тем, что минимальное значение данного показателя для технической документации определено расчетным и опытным путем в процессе эксплуатации котельных, с учетом утвержденных для каждого котлоагрегата нормы расхода топлива, их КПД и способа загрузки угля, а так же согласно утвержденных заказчику главным распорядителем бюджетных средств норм расхода котельно-печного топлива. Данный параметр определяется в соответствии с документом, удостоверяющим качество поставляемого поставщиком угля формы УПД-35, либо иного документа подтверждающего проведение лабораторных исследований качественных характеристик поставляемого товара;
- зольность, массовая доля общей серы, будут считаться конкретными, при указании в заявке соответствующего значения, указанного в техническом задании в соответствии с ГОСТ 32464 - 2013, а также с использованием слов "от" и "до" (например от 0,3 до 0,8%) или с использованием диапазона значений (например 0,3-0,8%);
- Параметр "Обогащение" указывается конкретно.
Согласно техническому заданию, поставляемый товар должен иметь удостоверение качества (Форма УПД-35). Удостоверение качества (Форма УПД-35) предоставляется в оригинальном экземпляре или в виде копии, заверенной инспекционной компанией.
Согласно пунктам 2.2, 2.9 проекта государственного контракта, качество продукции, подлежащей поставке, проверяется службой технического контроля на соответствие ее требованиям ГОСТов, стандартов, техническим условиям и подтверждается документами о качестве удостоверение качества (Форма УПД-35). При поставке каждая партия товара должна сопровождаться актом приема-передачи, счетом (счетом-фактурой), товарной накладной (в 3-х экземплярах), документом, подтверждающим качество продукции в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации (удостоверение качества по форме УПД-35).
На основании поступившего 03.02.2021 запроса о разъяснении положений документации в части удостоверения о качестве угля, Заказчиком 04.02.2021 дано разъяснение, согласно которому в проекте государственного контракта указаны исчерпывающие сведения о необходимых документах при приемке товара и подтверждении его качества. Также Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что при проведении закупки Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, поскольку в документации об аукционе содержится требование о предоставлении при поставке товара удостоверения о качестве каменного угля по форме УПД-35, которое ограничивает количество участников закупки, планирующих поставить товар иностранного происхождения, имеющий аналогичные характеристики. Вместе с тем, удостоверения о качестве каменного угля по форме УПД-35 выдается только на каменные угли, добытые в Российской Федерации.
Указанный довод Общества являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ (здесь и далее в ред. на момент правоотношений) предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг, предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрена допустимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Удостоверение о качестве угля (Форма УПД-35) предусмотрена законодательством РФ, применяется для оформления результатов качества угля, отгружаемого потребителям.
Форма и порядок заполнения утвержден приказом Минтопэнерго РФ от 21.01.1993 N 26 "Об утверждении Инструкции по учету добычи угля (сланца) и продуктов обогащения".
Согласно кратких указаний по применению и заполнению форм первичного учета производства продукции, приведенных в приказе Минтопэнерго России от 21.01.1993 N 26 Удостоверение о качестве угля. Форма УПД-35. Применяется для оформления результатов качества угля, отгружаемого потребителям. Удостоверение составляется поставщиком на каждую единовременно отгружаемую грузополучателю партию угля. В удостоверении о качестве угля должны быть указаны: станция (порт, пристань) отправления, грузоотправитель, наименование шахты (разреза), грузополучатель, номера вагонов и железнодорожных (водных) накладных, дата отгрузки, марка, сорт, вес нормы и фактическое содержание зольности и влаги угля, а также содержание мелочи в сортовых углях и антрацитах.
Таким образом, требование о предоставлении сертификата соответствия угля и удостоверения о качестве угля по форме УПД-35 одновременно с поставкой угля не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом при подаче заявок Заказчиком не установлено требование о предоставлении указанного удостоверения в составе заявки, соответственно он не ограничивает количество участников. Таким образом, на стадии поставки удостоверить качество поставляемого угля по форме УПД-35 имеет возможность любой добросовестный поставщик, независимо от его местонахождения, страны происхождения товара.
Апелляционный суд отмечает также, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлены требования к товару с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13 апреля 2021 года по делу N А26-1586/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Восточная угольная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1586/2021
Истец: ООО "Восточная Угольная Компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Третье лицо: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия