г. Москва |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А40-232857/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
С.Л.Захарова, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управлению Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.05.2021 по делу N А40-232857/20
по заявлению АО "ММЗ "Вымпел"
к Управлению Росреестра по Москве
3-е лицо: Департамент городского имущества г.Москвы
о признании незаконным действия
при участии:
от заявителя: |
Моргунов Д.Б. по дов. от 19.03.2019; |
от ответчика: от третьего лица: |
Гибадуллин И.М. по дов. от 11.01.2021; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "ММЗ "Вымпел" (далее - заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г.Москве (далее - ответчик, Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным действия, выраженного в виде отказа в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка от 04.03.2020 N М-03-055196 с дополнительным соглашением от 29.06.2020.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя возражал по доводам апелляционной жалобы.
Департамент городского имущества г.Москвы своего представителя в судебное заседание не направил.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, АО "ММЗ "Вымпел" обратилось в Управление с заявлением с приложением документов от 08.07.2020 г. N MFC-0558/2020-2009 в целях государственной регистрации договора аренды земельного участка от 04.03.2020 N М-03-055196 с дополнительным соглашением от 29.06.2020 к указанному договору в отношении объекта недвижимого имущества - земельного участка, площадью 2000 кв. м. из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:03:0003017:11, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Ткацкая, вл. 13, предоставляемый в пользование на условиях аренды для целей проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 19 октября 2018 г. N RU77196000-040548. Договор заключен на срок до 08 июня 2026 года.
21.07.2020 Управление направило в АО "ММЗ "Вымпел" уведомление о приостановлении государственной регистрации прав N КУВД-001/2020-8099847/1.
В целях устранения замечаний АО "ММЗ "Вымпел" представило в Управление дополнительные документы от 02.09.2020 N MFC-0558/2020-321670-1 и от 19.10.2020 N MFC-0558/2020-609359-1.
Уведомлением Управления от 21.10.2020 N MFC-0558/2020-2009 сообщено об отказе в осуществлении регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Ткацкая, влад. 13.
Заявитель, полагая, что указанное решение ответчика не соответствует действующему законодательству и нарушает его права, обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, на основании решения Градостроительно-земельной комиссии от 14.09.2017 (протокол заседания ГЗК города Москвы N 28 от 14.09.2017) в соответствии с пунктом 22 "О применении штрафных санкций по факту самовольного строительства объекта и внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории по адресу: ул. Ткацкая, вл. 13 (ВАО)" приняты решения о заключении договора аренды на срок 11 месяцев 28 дней. После поступления заявки от правообладателя ДГИ Москвы должен был обеспечить внесение изменений в договор аренды земельного участка в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, что и было выполнено.
Так, между ДГИ Москвы и АО "ММЗ "Вымпел" был заключен договор аренды земельного участка N М-03-055196 от 04.03.2020, а впоследствии было заключено дополнительное соглашение от 29.06.2020 к договору аренды земельного участка от 04.03.2020 N М-03-055196, предусматривающее предоставление земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:11 по адресу г. Москва, ул. Ткацкая, вл. 13, в пользование на условиях аренды для целей проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 19.10.2018 N RU77196000- 040548, а именно: размещение объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности и оказания услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) (4.1.0). Срок действия договора аренды продлен "с 11 месяцев 28 дней" до "08 июня 2026 года".
Основаниями для отказа в регистрационных действиях послужили следующие обстоятельства:
- договор аренды и дополнительное соглашение не прошиты и не скреплены подписью лиц, их заключивших в соответствии со ст. 21 Закона N 218-ФЗ;
- сведения о местоположении земельного участка, содержащиеся в ЕГРН не соответствуют сведениям градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), в связи с чем не представляется возможным установить тождественность объектов.
Однако, судом установлено, что сторонами договора представлялись необходимые экземпляры-подлинники, подписанные уполномоченными лицами сторон и прошитые, один из которых должен быть возвращен правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме.
Изменения в договор аренды земельного участка от 04.03.2020 N М-03-055196 в части срока и цели предоставления земельного участка были установлены соответствующим актом - Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 17264 от 08.06.2020, в связи с чем, сшить Дополнительное соглашение с Договором аренды не представлялось возможным.
Апелляционный суд полагает, что требований к обязательной сшивке договора и дополнительного соглашения в единый документ действующим законодательством не предусмотрено. Это формальное основание не может препятствовать осуществлению государственной регистрации и является злоупотреблением со стороны регистрирующего органа.
В части второго основания для отказа в регистрации суд первой инстанции установил, что градостроительная документация в полном объеме соответствует сведениям о местоположении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:11, содержащимся в ЕГРН.
Градостроительный план земельного участка N RU77196000-040548 содержит в пункте 5 информацию о части земельного участка площадью 899,3 кв.м., расположенного в границах зоны регулирования застройки, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.12.1999 N 1215 "Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г.Москвы (на территории между Камер-Коллежским валом и административной границей города)".
Москомархитектурой оформлено свидетельство от 22.02.2019 N 88-4-19/С об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства "Административно-офисный корпус" с учетом заключения Мосгорнаследия от 21.02.2019 г. N ДКН-16-09-958-9 с максимальной верхней отметкой -28,3 м.
Письмом N ДКН-16-09-7286/20 от 26.08.2020 Мосгорнаследие подтвердило, что строительство административно-офисного корпуса на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003017:11 по адресу: г. Москва, ул. Ткацкая, вл. 13, в зоне регулирования застройки не противоречит требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия.
Указанное письмо в установленном порядке 02.09.2020 передано в Управление в целях устранения причин, указанных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав N КУВД-001/2020-8099847/1 от 21.07.2020.
Действующее законодательство не предусматривает отдельную форму согласования в целях проведения строительных работ на земельном участке.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что на государственную регистрацию заявитель представил все необходимые документы, оформленные надлежащим образом.
Кроме того, необходимый пакет документов для регистрации был также представлен Департаментом городского имущества г.Москвы.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что уведомление Управления от 21.10.2020 N MFC-0558/2020-2009 об отказе регистрационных действий в отношении объекта недвижимости не имеет под собой правового основания.
Совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.05.2021 по делу N А40-232857/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-232857/2020
Истец: АО "МОСКОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "ВЫМПЕЛ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ