город Воронеж |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А14-18378/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Песниной Н.А., Ушаковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Воронеж" (ОГРН 1023601568110, ИНН 3650004897, далее - ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" или заявитель):
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568, далее - УФАС по Воронежской области или антимонопольный орган):
от общества с ограниченной ответственностью "Святогор" (ОГРН 1123668006637, ИНН 3664117139, далее - ООО "Святогор") |
Куприна Т.Н., представитель по доверенности от 23.11.2020 N 4-151/20;
Русаленко Н.В., представитель по доверенности от 15.12.2020 N 04-16/9065;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.04.2021 по делу N А14-18378/2020,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области о признании недействительными решения по делу от 02.09.2020 N 036/01/10-796/2019; предписания от 02.09.2020 N 04-16/6614 о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; предписания от 02.09.2020 N 04-16/6615 о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и/или могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "Святогор".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.04.2021 по делу N А14-18378/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения требований заявителя, ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для принятия оспариваемого решения и вынесения оспариваемых предписаний, поскольку направление уведомлений не влечет за собой нарушение прав и законных интересов ООО "Святогор" или его потребителей.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 30.07.2021.
ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" предложено письменно пояснить, какие экономические интересы затронуты каждым предписанием в отдельности.
УФАС по Воронежской области предложено:
- письменно пояснить, какие меры должны быть приняты обществом во исполнение каждого предписания, которые не повлекут административной ответственности;
- сослаться на доказательства, подтверждающие доминирующие положение ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" на рынке реализации внебиржевого газа;
- письменно пояснить, какие действия препятствуют конкуренции, на каком рынке и кто является конкурентом на данном рынке по отношению к ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж";
- уточнить, под какие антиконкурентные нарушения, предусмотренные Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, подпадают действия ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж".
Во исполнение определения суда УФАС по Воронежской области представило дополнительный отзыв на апелляционную жалобу от 26.07.2021.
ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" представило дополнительные пояснения от 28.07.2021.
Указанные документы приобщены к материалам дела протокольным определением от 30.07.2021.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы, просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФАС по Воронежской области возражала против доводов апелляционной жалобы, признавала решение суда законным и обоснованным.
Представитель ООО "Святогор" в судебное заседание не явился.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 06.08.2021.
В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 02.08.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступило обращение ООО "Святогор" по вопросу правомерности направления ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" угрозы прекращения поставки газа на котельную ООО "Святогор", расположенную по адресу: г. Воронеж, ул. Урывского, 8.
01.08.2019 ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" направило уведомление (исх. N 17/2341), в котором сообщалось, что по состоянию на 01.08.2019 у ООО "Святогор" имеется просроченная задолженность за потребленный объем газа за период апрель 2018 года - июнь 2019 года в размере 6965925 рублей, в связи с чем повторно уведомляет о полном прекращении поставки газа с 10 час. 00 мин. 06.08.2019
По информации ООО "Святогор", среди потребителей тепловой энергии поставляемой посредством котельной Общества имеются добросовестные потребители, в числе которых БУЗ ВО "ВГКБСМП N 10" (роддом, больница). ООО "Святогор" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги: "теплоснабжение", "горячее водоснабжение" для потребителей. Для данной организации Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области установлены соответствующие тарифы.
В целях оказания коммунальных услуг: "теплоснабжение", "горячее водоснабжение" потребителям между ООО "Святогор" и ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" были заключен договоры поставки газа N 11-6-4- 3344/14 от 01.12.2014 г. и N 11-6-4-3344/17/333 от 20.12.2016 г. (далее - договор N 11-6-4-3344/14 и договор N 11-6-4-3344/17/333).
Согласно информации, полученной от ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж", ООО "Святогор" нарушило условия об оплате потребленного газа, в связи с чем 21.06.2019 направлено уведомление N 16/1877), 15.07.2019 уведомление N 16/2119), 01.08.19 уведомление N 17/2341), 06.08.219 уведомление N 17/2387 о полном прекращении поставки газа на котельную ООО "Святогор".
19.09.2019 в Управление от ООО "Святогор" поступило повторное обращение по вопросу правомерности направления ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" угрозы прекращения поставки газа на котельную ООО "Святогор" (уведомление от 02.09.2019 N 17/2741).
В данном уведомлении указано, что полное прекращение поставки газа, назначенное на 02.09.2019 (уведомление исх. N 17/2387 от 06.08.2019) производится не будет, а будет произведено 24.09.2019.
18.11.2019 в Управление от ООО "Святогор" также поступило обращение по вопросу правомерности направления ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" уведомления (исх. N 09/3431 от 12.11.2019 г.), содержащее угрозу расторжения государственного контракта N 11-6-4- 3344/14 от 01.12.2014 г. и договора поставки газа N 11-6-4-3344/17/333 от 20.12.2016 г.
Целью приобретения ООО "Святогор" природного газа у ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" является оказание коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению многоквартирным жилым домам, организациям, в том числе детским садам, БУЗ ВО "ВГКБСМП N 10" (роддом, больница).
Согласно информации ООО "Святогор" (исх. N 422 от 30.08.2019 г.) общее количество потребителей последнего составляет 32 юридических лица и 15 физических лиц, среди которых имеются добросовестные, а именно: ООО УК "Жилдом сервис" (16 жилых домов); ТСЖ "Павловский-56; ООО УК "Эльбрус"; БУЗ ВО "ВГКБСМП N 10" (роддом, больница). В связи с этим, полное прекращение поставки газа со стороны ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" приведет к прекращению теплоснабжения и горячего водоснабжения неопределенному кругу потребителей ООО "Святогор", в том числе детскому саду, родильному дому.
Учитывая указанные обстоятельства, в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" по направлению ООО "Святогор" незаконных угроз полного прекращения поставки газа, что может привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей антимонопольным органом были установлены признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области.
В связи с этим, 22.10.2019 Управлением в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" возбуждено дело N 036/01/10-796/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции", выразившимся в незаконном направлении угроз ООО "Святогор" о введении полного прекращения поставки газа, что может привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно письменным объяснениям ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" (исх. от 02.09.2019 г. N 09/2746) направленные в адрес ООО "Святогор" уведомления (исх. N 16/2119 от 15.07.2019 г. и исх. 17/2341 от 01.08.2019) о планируемом введении ограничения поставки газа для его объектов было произведено в рамках действующего законодательства, в связи с неисполнением последним своих договорных обязательств, в результате чего по состоянию на 01.08.2019 образовалась задолженность в размере 69 659 205 рублей за период с апреля 2018 по июнь 2019.
02.09.2020 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области было вынесено решение по делу N 036/01/10-796/2019 о нарушении антимонопольного законодательства и выданы предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Не согласившись с указанным решением и выданными предписаниями, ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что заявитель не приводит достаточных доводов и доказательств несоответствия обжалуемых решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 02.09.2020 г. по делу N 036/01/10-796/2019 о нарушении антимонопольного законодательства и предписаний нормам действующего законодательства, следовательно, основания для признания их недействительными в настоящем случае отсутствуют, оспариваемые акты полностью основаны на нормах действующего законодательства и основания для признания данных актов незаконными отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённого Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях);
в) определение географических границ товарного рынка.
Пунктом 3.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённый Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок) а определено, что при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:
- функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;
- применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование); - качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта; - технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);
- цена;
- условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;
- иные характеристики.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Пунктом 3.7. Порядка предусмотрено, что определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и, если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом.
Предварительно определяется, что товаром на изучаемом рынке является внебиржевой природный газ, реализуемый хозяйствующими субъектами на территории Воронежской области по оптовой цене.
Таким образом, для целей анализа рынка услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области предлагается в качестве географической границы товарного рынка использовать границы Единой системы газоснабжения.
Кроме того, Согласно пункту 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:
- предварительное определение географических границ товарного рынка;
- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);
- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).
В соответствии с пунктом 4.3 Порядок при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются: - требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара); - организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями; - возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; - наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара); - расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; - особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социальноэкономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования); - региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения); - условия, правила и обычаи делового оборота.
Согласно пункту 4.7 Порядка в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:
- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, п.г.т., иное) субъекта Российской Федерации);
- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);
- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).
При определении географических границ изучаемого товарного рынка, следует учитывать, что, обладая своей спецификой, реализуемый природный газ не может поставляться потребителям иначе как посредством специального инженерного оборудования.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях транспортировка газа осуществляется по трубопроводам субъектов естественных монополий, преимущественно по газотранспортной системе ПАО "Газпром".
Таким образом, для целей анализа рынка услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области предлагается в качестве географической границы товарного рынка использовать границы Единой системы газоснабжения.
Территория Воронежской области, на которой покупатели могут приобрести природный газ у продавцов, ограничена инфраструктурой, через которую осуществляется оптовая реализация потребителям природного газа по регулируемой/нерегулируемой цене и транспортировка этого газа на энергопринимающие устройства потребителей.
При этом, газораспределительные сети ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" и ООО "ВоронежТехногазСервис" не выходят за пределы Воронежской области.
В связи с этим у потребителей газа, находящихся на территории Воронежской области, которым реализуется природный газ, в силу пункта 4.7 Порядка отсутствует экономическая возможность и целесообразность приобретать данный товар за пределами территории, охваченной инфраструктурой конкретного хозяйствующего субъекта - ГРО.
Представленным в материалы дела обзором состояния конкурентной среды на рынке услуг по оптовой реализации природного газа Воронежской области также подтверждается, что доля, занимаемая ООО Газпром межрегионгаз Воронеж" на рынке услуг по розничной реализации природного газа юридическим лицам в 2018 и 2019 году составляла 97,70% и 97,15% соответственно (т. 6 л.д. 100-106).
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что антимонопольным органом объективно доказано, что заявитель занимает доминирующее положение на рынке услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области.
Отношения, связанные с прекращением поставки газа юридическим лицам регулируются законодательством в сфере газоснабжения.
Абзацем 6 статьи 25 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ (далее - Закон о газоснабжении) при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "е" пункта 2 Правил основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является, в том числе полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что поставщик не позднее, чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.
В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
В соответствии с пунктом 10 Правил ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.
Пунктом 11 Правил установлено, что потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Согласно пункту 12 Правил исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного "в" настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 13 Правил в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Поставщик газа не позднее, чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца.
Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа. Таким образом, из правового смысла указанных положений Правил следует, что в отношении потребителей к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов применяется особый порядок ограничения подачи 19 (поставки) и отбора газа.
Исчерпывающий перечень особенностей указанного порядка предусмотрен пунктами 11-13 Правил.
При этом одной из указанных особенностей является ограничение поставки газа потребителям, имеющих подключенных абонентов добросовестных плательщиков только до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Одновременно с этим, в уведомлении о введении в отношении таких потребителей ограничения поставки газа указывается объем газа, поставляемого в период ограничения и рассчитанного в соответствии с абзацем 1 пункта 13 Правил.
Право поставщика на полное ограничение поставки газа в отношении потребителей, к которым подключены абоненты - добросовестные плательщики пунктами 11-13 Правил не предусмотрено.
Единственным исключением является случай перерасхода газа потребителем в период ограничения до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа.
В связи с этим, учитывая положения пунктов 10-13 Правил, полное ограничение/прекращение поставки газа, используемого для оказания коммунальных услуг добросовестным потребителям недопустимо.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 к Правилам к категориям потребителей газа ограничение режима потребления которым может привести к экономическим, экологически, социальным последствиям относятся государственные органы Российской Федерации, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии.
Пунктом 2 указанного приложения установлено, что к категориям потребителей газа ограничение режима потребления, которым может привести к экономическим, экологически, социальным последствиям относятся также и организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
Поскольку сами действия по полному ограничению/прекращению поставки газа, используемого для оказания коммунальных услуг добросовестным потребителям недопустимы, то и любая угроза в том или ином виде совершения указанных действий также недопустима в соответствии с Правилами, поскольку может привести к нарушению прав добросовестных потребителей на бесперебойное получение коммунальных ресурсов.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно абзацу 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 2) по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается, в том числе путем причинения вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка) или иного подобное ущемление прав участников рынка.
При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1-11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.
В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.
В силу пункта 12 Постановления Пленума ВС РФ N 2 при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, судам наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума ВС РФ N 2 на основании пункта 5 части 1 статьи 10 Закона запрещаются экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение доминирующего на рынке субъекта от поставок соответствующего товара, в частности, при необходимости доступа к принадлежащим такому субъекту системам газо- (водо-, тепло-, энерго-) снабжения, системам связи, платежным системам.
Оценивая наличие злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта относительно его контрагентов, суды также вправе учесть существование у контрагентов реальной возможности приобретения такого же или взаимозаменяемого товара у иных лиц.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Святогор" оказывает услуги по теплоснабжению/горячему водоснабжению имеются добросовестные потребители (ООО УК "Жилдом сервис" - 16 жилых домов; ТСЖ "Павловский-56; ООО УК "Эльбрус"; бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "ВГКБСМП N 10", а также детский сад).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Святогор" является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха, а дополнительными - Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; Передача пара и горячей воды (тепловой энергии).
Приказом УРТ ВО N 53/15 от 17.12.2018 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Святогор" потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, на период 2019 - 2023 годов" для Общества установлен соответствующий тариф.
Указанные документы находятся в свободном доступе, из чего следует, что ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" располагало сведениями о наличии у ООО "Святогор" потребителей.
Также из платежных поручений N 2060 от 26.08.2019, N 2298 от 18.09.2019 следует, что АО "УК Левобережного района" осуществляло оплату за газ по договору N 11-6-4-3344/14 от 01.12.2014, заключенному между ООО "Святогор" и ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж".
При этом обязанность по установлению наличия/отсутствия у потребителя (ООО "Святогор"), к которому подключены абоненты - добросовестные плательщики, таковых, возложена на ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж".
Одновременно установлено, что ООО "Святогор" является потребителем, ограничение режима потребления газа, которого может привести к экономическим, экологически, социальным последствиям.
В рамках настоящего дела антимонопольным органом объективно доказано нарушение заявителем положений пунктов 11-13 Порядка N 1245, выразившееся в неправомерных угрозах прекращения поставки газа (уведомления от 08.05.2019 N 17/1395, 30.05.2019 N 17/1643, 21.06.2019 N 16/1877, 15.07.2019 N 16/2119, 01.08.2019 N 17/2341), 06.08.2019 N 17/2387), 27.08.2019 N17/2696, 02.09.2019 N 17/2741), 25.09.2019 N 17/3058), 16.10.2019 N 17/3228), расторжения государственного контракта от 01.12.2014 N 11-6-44-3344/14 и договора поставки газа от 20.12.2016 N 11-6-4-3344/17/333 (уведомление от 18.11.2019) ООО "Святогор" к тепловым сетям которого технологически присоединены потребители, не имеющие задолженности по оплате за коммунальный ресурс, что могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, которые должны бесперебойно снабжаться коммунальным ресурсом (теплоснабжение и горячее водоснабжение).
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлениях от 30.09.2014 по делу N А36-4537/2013, от 20.06.2019 по делу N А14-2587/2017.
Апелляционной коллегией также учитывается, что антимонопольным органом объективно доказано, что допущенное нарушение явилось возможным в связи с наличием у заявителя доминирующего положения на рынке, поскольку у ООО "Святогора", как контрагента по договору поставки газа от 20.12.2016 N 11-6-4-3344/17/333 существенно затруднена возможность приобретения природного газа у иных лиц на территории Воронежской области.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении обществом части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции и отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным решения УФАС России по Воронежской области по делу от 02.09.2020 N 036/01/10-796/2019.
В силу подпунктов "б", "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" о признании недействительными предписаний от 02.09.2020 N 04-16/6614, от 02.09.2020 N 04-16/6615 апелляционная коллегия исходит из того, что в связи с выявлением со стороны общества нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции УФАС по Воронежской области в соответствии с его компетенцией реализовало предусмотренные законом полномочия по выдаче названному обществу предписаний о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, и о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 02.10.2019 N 310-КГ18-18505 по делу N А14-2587/2017.
Выдача обществу по результатам выявленного нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции двух предписаний, касающихся прекращения установленного злоупотребления доминирующим положением посредством отзыва ранее направленных уведомлений, содержащих угрозы полного прекращения поставки газа на объекты ОО "Святогор", а также предписания направленного на недопущения впредь совершения данного нарушения не противоречит нормам действующего законодательства и соответствует сложившейся судебной практике (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 18.03.2020 N Ф10-111/2020 по делу N А14-12665/2016, от 20.06.2019 по делу N А14-2587/2017).
Доводы подателя жалобы о неправомерности предписания от 02.09.2020 N 04-16/6615, которым на общество возложена обязанность не допускать действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в виде издания распорядительного документа о недопущении действий по направлению незаконных угроз полного введения ограничения поставки газа потребителям, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов подлежит отклонению как несостоятельный.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, предписание, вынесенное антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, может содержать требования, направленные на недопущение в будущем действий, аналогичных выявленному нарушению.
Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что пункт 1.1 предписания от 02.09.2020 N 04-16/6615 содержит полную и достаточную формулировку, позволяющую идентифицировать возлагаемые на заявителя соответствующим предписанием обязанности.
Кроме того, вопреки доводам общества, возложенные указанным предписанием на общество обязанности не являются чрезмерными, поскольку не лишают общество предоставленных в соответствии с Порядком N 1245 прав на полное (частичное) ограничение поставки газа, а направлены на обеспечение в будущем соблюдения обществом установленных данном Порядком ограничений, связанных с введением полного ограничения поставки газа потребителям, чьи абоненты не имеют задолженности по его оплате.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно откзала в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из содержания подпункта 3 и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с учетом разъяснений, данных в абзаце 1 пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3 000 рублей и физическими лицами в размере 300 рублей, а при обжаловании судебных актов по этим делам - в размере 1 500 рублей и 150 рублей соответственно.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 21.04.2021 N 3597.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере, превышающем предусмотренную главой 25.3 НК РФ, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 рублей подлежит возврату лицу, ее уплатившему, из доходов федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.04.2021 по делу N А14-18378/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Воронеж" (ОГРН 1023601568110, ИНН 3650004897) излишне уплаченную по платежному поручению от 21.04.2021 N 3597 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18378/2020
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж"
Ответчик: УФАС по Воронежской области
Третье лицо: ООО "Святогор"