г. Саратов |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А06-1587/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" августа 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии в судебном заседании:
- представителя акционерного общества "Аэропорт Астрахань" - Апарина С.С., действующего на основании доверенности от 20.04.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2021 года по делу N А06-1587/2021 по исковому заявлению акционерного общества "Аэропорт Астрахань" (ОГРН 1023000819379, ИНН3017004560) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ОГРН 1027714007089, ИНН 7714276906) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 2.375.177 руб. 05 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 374.682 руб. 38 коп.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Аэропорт Астрахань" обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" о взыскании неосновательного обогащения в сумме 2.375.177 руб. 05 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 374.682 руб. 38 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2021 года заявленные истцом требования удовлетворены в части.
С Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" в пользу Акционерного общества "Аэропорт Астрахань" взыскано 2.701.588 руб. 42 коп., из которых 2.375.177 руб. 05 коп. - сумма долга, 290.783 руб. 37 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11 января 2018 года по 05 апреля 2020 года, с 08 января 2021 года по 14 января 2021 года и 35.628 руб. - расходы по уплате государственной пошлины.
Проценты за пользование чужими денежными средствами начислены на сумму долга в размере 2.375.177 руб. 05 коп. и подлежат начислению с 15 января 2021 года по день фактической уплаты Акционерному обществу "Аэропорт Астрахань" суммы долга в размере действующей в соответствующий расчетный период ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В остальной части иска отказано.
Акционерному обществу "Аэропорт Астрахань" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 10 руб., перечисленная по платежному поручению от "09" февраля 2021 года N 9462.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов) не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывает, что имущество является не аэродромным, а аэропортовым. Следовательно, имущество не может участвовать в расчете арендой платы по постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666 и должно быть исключено из расчета неосновательного обогащения.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Судом ходатайство удовлетворено.
Представитель акционерного общества "Аэропорт Астрахань" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в котором выразил согласие с принятым решением суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.09.2017 года между Федеральным государственным унитарным предприятием "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (Арендодатель) и Акционерным обществом "Аэропорт Астрахань" (Арендатор) заключен договор аренды федерального недвижимого имущества аэропорта Астрахань N 8512/1 (далее - договор N 8512/1), в соответствии с которым Арендодатель передал за плату во временное владение и пользование Арендатору следующее недвижимое имущество:
1. ИВПП, МРД (РД-Д), РД-1 (РД-А), РД-2 (РД-В), РД-3 (РД-С), Перрон-1, Перрон-2, назначение - перрон площадью 413841 кв.м. (кадастровый номер 30:09:090101:4671);
2. Ограждение 11552 п.м. (кадастровый номер 30:09:090101:4670);
3. Перрон для правительственных самолетов площадью 24635 кв.м. (кадастровый номер 30:09:000000:517);
4. Патрульная дорога 10899 п.м. (кадастровый номер 30:09:130101:920);
5. Очистные сооружения N 1 площадью 19504 кв.м. (кадастровый номер 30:09:110604:165);
6. Очистные сооружения N 2 площадью 8547 кв.м. (кадастровый номер 30:09:110604:164);
7. Водосточно-дренажная сеть 18817 п.м. (кадастровый номер 30:09:000000:520);
8. Вертодром с асфальтовой РД (инвентарный номер 41-1-24).
Согласно пунктам 4.1 - 4.4 договора N 8512/1 Арендная плата за пользование Имуществом устанавливается в размере 9.766.000 руб.
Размер арендной платы определяется на основании Отчета от 31.05.2016 N 043-16 Экспертно-оценочной компании "АСТРАПРАЙС".
Арендная плата уплачивается Арендатором ежемесячно до 15 числа текущего месяца.
Размер ежемесячного платежа за аренду Имущества рассчитывается как 1/12 от ставки арендной платы за год и составляет 813.833 руб. 33 коп.
Расчетным периодом Арендатор и Арендодатель признают календарный месяц с 01 по последнее число.
В соответствии с дополнительным соглашением от 21.09.2017 N 1 к договору N 8512/1 из перечня имущества был исключен объект аренды вертодром с асфальтовой РД (инвентарный номер 41 -1-24), годовая арендная плата составила 9.615.999 руб. 96 коп., ежемесячная арендная плата составила 801.333 руб. 33 коп. Сроки распространения данного соглашения с 12.07.2017 года.
01.01.2012 между Федеральным государственным унитарным предприятием "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (Арендодатель) и Акционерным обществом "Аэропорт Астрахань" (Арендатор) заключен договор аренды федерального движимого имущества аэропорта Астрахань от N 8512/2 (далее - договор N 8512/2), в соответствии с которым Арендодатель передал во временное владение и пользование Арендатору следующее движимое имущество:
Светосигнальное оборудование (ССО), инвентарный номер N АСТ00006, местонахождение имущества Россия, Астраханская область, Приволжский район, с северо-запада граничит с землями г. Астрахань, в 1,75 км. севернее с. Карагали в 2,4 км от правого берега реки Царев.
Годовая арендная плата в 2018 году по договору N 8512/2 составляла 302.079 руб. 96 коп. Размер ежемесячной арендной платы рассчитывается как 1/12 от ставки годовой арендной платы и составляет 25.173 руб. 33 коп. В 2019 году годовая арендная плата составила 307.200 руб., размер ежемесячной арендной платы составил 25.600 руб.
Согласно пункту 2.3 договора N 8512/1 имущество передается Арендатору в целях его использования для осуществления аэропортовой деятельности.
В соответствии с пунктом 4.10 договора N 8512/1 в случае, если законодательством Российской Федерации будет установлен иной порядок расчета и перечисления арендной платы, Арендодатель обязан известить о таком порядке Арендатора и направить ему соответствующее дополнительное соглашение к Договору.
Пунктом 4.10 договора N 8512/2 установлено, что в случае, если законодательством Российской Федерации будет установлен иной порядок расчета и перечисления арендной платы, Арендодатель обязан известить о таком порядке Арендатора, а Арендатор обязан с момента получения данного уведомления принять новый порядок к исполнению без оформления дополнительного соглашения к договору.
01.03.2019 года между сторонами заключено дополнительное соглашение N 2 к Договору от 01.09.2017 года N 8512/1, которое предусматривает переход в расчетах по Договору на формулу определения годовой ставки арендной платы, установленною постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 года N 1666.
В дополнительном соглашении стороны определили, что оно распространяется на правоотношения возникшие с 01.03.2019 года.
Ответчик полагает, что арендная плата в размере, определенном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 года N 1666 должна уплачиваться истцом только с 01.03.2019 года, как это определено сторонами в дополнительном соглашении от 01.03.2019 года к Договору от 01.09.2017 года N 8512/1.
В свою очередь, истец полагает, что арендная в размере, определенном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 года N 1666 должна уплачиваться им с 05.01.2018 года вне зависимости от заключения дополнительного соглашения от 01.03.2019 года к Договору от 01.09.2017 года N 8512/1. Уплаченная таким образом в период с 01.01.2018 года по 28.02.2019 года арендная плата в размере большем, чем она определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 года N 1666 составляет, по мнению истца, неосновательное обогащение на стороне ответчика.
Признавая исковые требования частично суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях для расчетов между сторонами за оказанные услуги применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
В период действия договоров в законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы заключения договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, были внесены изменения.
В соответствии с пунктом 4.10 договора N 8512/1 в случае, если законодательством Российской Федерации будет установлен иной порядок расчета и перечисления арендной платы, Арендодатель обязан известить о таком порядке Арендатора и направить ему соответствующее дополнительное соглашение к Договору.
Также пунктом 4.10 договора N 8512/2 установлено, что в случае, если законодательством Российской Федерации будет установлен иной порядок расчета и перечисления арендной платы, Арендодатель обязан известить о таком порядке Арендатора, а Арендатор обязан с момента получения данного уведомления принять новый порядок к исполнению без оформления дополнительного соглашения к договору.
В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 08.01.1998 года N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы и порядок, условия и сроки ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 года N 1666 утверждено Положение о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения (далее также - Положение от 27.12.2017 года N 1666), вступившее в силу с 05.01.2018 года.
Согласно пункту 2 этого Положения договоры аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, предусматривают передачу арендодателем зданий, сооружений и оборудования, расположенных на земельных участках, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (далее - объект аренды), а также земельных участков, на которых расположены объекты аренды, за плату во временное владение и пользование.
Данным пунктом определены следующие существенные условия договоров аренды аэродромов гражданской авиации: положения об оформлении прав на использование земельного участка в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды; назначение объекта аренды; срок договора аренды, не превышающий 49 лет; обязанности арендодателя (предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества; уведомить арендатора в письменном виде об изменении арендной платы за один календарный месяц до даты фактического изменения (размер арендной платы может изменяться арендодателем не чаще одного раза в год в течение I квартала каждого календарного года); производить капитальный ремонт объекта аренды); обязанности арендатора (использовать объект аренды в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по назначению, указанному в договоре аренды; поддерживать объект аренды в исправном состоянии; производить за свой счет текущий ремонт объекта аренды; нести расходы на содержание объекта аренды).
В силу пункта 4 Положения от 27.12.2017 года N 1666 годовой размер арендной платы по договору аренды аэродрома гражданской авиации (А) в отношении объектов аренды на очередной календарный год рассчитывается по следующей формуле: А = ПГП x Эап x Кдеф.иок. (рублей в год), где:
ПГП - среднегодовая сумма отправленных, принятых пассажиров, грузов и почты за предыдущие 3 календарных года, рассчитанная по формуле: ПГП = 1111 x Пт + ГП (тонн в год), где: ПП - среднее годовое количество отправленных и принятых пассажиров в аэропорту за предыдущие 3 календарных года, пассажиров в год; Пт - показатель перевода величины отправленных и принятых пассажиров, обслуженных в аэропорту, измеряемой количеством перевезенных пассажиров (пассажиров с багажом, предусмотренным условиями перевозки без дополнительной оплаты к тарифу, по которому приобретен билет) в эквивалентную ему величину перевезенных тонн, принимаемый равным 0,09; ГП - средняя годовая величина грузопотока (отгруженных, разгруженных грузов и почты), обслуженного в аэропорту за предыдущие 3 календарных года, тонн в год;
Эап - показатель, определяющий размер арендной платы в зависимости от объемов отправки и прибытия в аэропорт пассажиров, почты и грузов, который принимается равным: 85,8 рубля за тонну - при значении ПГП более или равно 1000000; 125,4 x (ПГП / 190000)-0,2285 рублей за тонну - при значении ПГП более или равно 190000; 125,4 рубля за тонну - при значении ПГП менее 190000;
Кдеф.иок. - индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на очередной календарный год, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации для прогноза социально-экономического развития.
В случае если величина годового размера арендной платы по договору аренды аэродрома, рассчитанная в соответствии с пунктом 4 Положения, на очередной календарный год составляет менее 1,5 млн. рублей в год (без налога на добавленную стоимость), то ее величина для целей установления в договоре аренды аэродрома на очередной календарный год принимается равной 1,5 млн. рублей в год (без налога на добавленную стоимость) (пункт 5 Положения от 27.12.2017 года N 1666).
Исходя из смысла пунктов 4.10 договоров N 8512/1 и N 8512/2 размер арендной платы пересматривается в связи с установлением законодательством Российской Федерации иного порядка расчета и перечисления арендной платы.
Таким образом, стороны связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям.
Изменение размера арендной платы вследствие принятия соответствующими уполномоченными органами таких нормативных актов не является изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Поскольку объектом аренды по договорам является находящееся в федеральной собственности движимое и недвижимое имущество, предназначенное для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, при определении размера арендной платы необходимо руководствоваться Положением от 27.12.2017 года N 1666.
Как верно указал суд, независимо от порядка изменения арендной платы, предусмотренного договорами, новый размер арендной платы подлежит применению сторонами с даты вступления в силу Положений от 27.12.2017 года N 1666, в рассматриваемом случае с 05.01.2018 года.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, руководствуясь статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 13.2 Федерального закона от 08.01.1998 года N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666 "Об утверждении положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и сроках ее внесения", суд приходит к выводу о том, что к отношениям сторон по договорам N 8512/1 и N 8512/2 подлежит применению регулируемая арендная плата, пересмотр которой возможен вне зависимости от воли сторон.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу, что с 05.11.2018 года у арендатора возникло право на внесение арендной платы в размере, определенном в соответствии с Положением от 27.12.2017 года N 1666.
С учетом размера арендной платы, определенного в соответствии с Положением от 27.12.2017 года N 1666 истец в период с 05.01.2018 года по 28.02.2019 года по договорам N 8512/1 и N 8512/2 должен был произвести уплату арендной платы в сумме 9.223.933 руб. 37 коп.
Расчет задолженности ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Как следует из материалов дела, истец за спорный период оплату произвел в сумме 11.599.110 руб. 42 коп., из которых по договору N 8512/1 - 11.245.830 руб. 46 коп., по договору N 8512/2 - 353.279 руб. 96 коп.
Из вышеизложенного следует, что истец в период с 05.01.2018 года по 28.02.2019 года по договорам N 8512/1 и N 8512/2 излишне уплатил ответчику арендную плату в сумме 2.375.177 руб. 05 коп.
Таким образом, излишне оплаченные истцом в счет уплаты арендной платы денежные средства в сумме 2.375.177 руб. 05 коп. составляют неосновательное обогащение на стороне ответчика за счет истца.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
При этом, как установлено пунктом 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно пункту 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Ответчик излишне оплаченные истцом денежные средства в сумме 2.375.177 руб. 05 коп. истцу не возвратил.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворили требование истца о взыскании с ответчика спорной суммы.
АО "Аэропорт Астрахань" предъявлены к взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 374 682 руб. 38 коп. за период с 11.01.2018 по 14.01.2021.
Однако, ответчик оспаривая данные требования, заявил об освобождении от уплаты неустойки, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428.
Частично отказывая во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 428) в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении следующих должников:
а) организации и индивидуальные предприниматели, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в списке отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки, утверждаемом Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики;
б) организации, включенные:
в перечень системообразующих организаций, утверждаемый Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики;
в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ";
в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Помимо невозможности инициирования процедуры банкротства, мораторий влечет в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" невозможность начисления неустойки (штрафов, пени) и иных финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 428 вышеуказанные меры применимы со дня его официального опубликования (06 апреля 2020 года) и действуют в течение 6 месяцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1587 срок действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников продлен. Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации N 1587 оно вступило в силу 7 октября 2020 года и действует в течение 3 месяцев.
Кроме того, пунктом 7 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 44 от 24.12.2020 установлено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойка (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
Таким образом, учитывая, что мораторий на возбуждение дел о банкротстве действовал с 6 апреля 2020 года, то судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении искового требования о взыскании неустойки за период с 6 апреля 2020 года по 07 января 2021 года, взыскав пени за период просрочки с 11 января 2028 года по 5 апреля 2020 года, с 08 января 2021 года по 14 января 2021 года в сумме 290.783 руб. 37 коп.
Согласно пункту 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Поскольку денежное обязательство до принятия решения по делу ответчиком не исполнено, требование истца о взыскании процентов по день фактического исполнения денежного обязательства правомерно.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2021 года по делу N А06-1587/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-1587/2021
Истец: Аакционерное общество "Аэропорт-Астрахань"
Ответчик: ФГУП "Администрация гражданских аэропортов аэродромов"
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6699/2022
16.12.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11614/2021
12.08.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6157/2021
27.05.2021 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-1587/2021