г. Пермь |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А50-3884/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от истца Администрации Свердловского района города Перми (ОГРН 1025900918251, ИНН 5904080513) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика ООО "Управляющая компания "ЭксКом" (ОГРН 1065904117872, ИНН 5904147077) - Носкова Е.О., доверенности от 10.12.2020, диплом, паспорт
от третьих лиц Министерства финансов Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, ООО "Евразия-Сервис" - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Администрации Свердловского района города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 мая 2021 года
по делу N А50-3884/2021,
принятое судьей Торопициным С.В.
по иску Администрации Свердловского района города Перми
к ООО "Управляющая компания "ЭксКом",
третьи лица: Министерство финансов Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, ООО "Евразия-Сервис",
о взыскании субсидии в размере 1 640 958,37 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Свердловского района города Перми (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к ООО "Управляющая компания "ЭксКом" (далее - ответчик, общество, Управляющая компания) о взыскании субсидии в размере 1 640 958,37 руб.
Определением суда от 26.02.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Пермского края (далее - Министерство финансов), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ), ООО "Евразия-Сервис".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.05.2021 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что в результате выполнения работ ненадлежащего качества ООО "Управляющая компания "ЭксКом" допустило нецелевое расходование средств субсидии в сумме 1 640 958,37 руб., что является основанием для ее возврата. При этом ответчиком в 2019 году был признан факт некачественно выполненных работ. Указанный факт подтверждается претензией ответчика в адрес подрядчика ООО "Евразия-Сервис", которое выплатило ответчику по результатам рассмотрения претензии 1 680 371,65 руб. в счет возмещения расходов ответчика по устранению недостатков работ. В свою очередь ответчик возместил в бюджет города и путем устранения замечаний 39 413,28 руб., однако ущерб в общей сумме 1 640 958,37 руб. не возмещен. При этом, во исполнение Предписания Минфина Пермского края от 11.09.2020 N ПП-002 Администрацией за счет средств бюджета города произведен возврат средств субсидии, перечисленных из федерального бюджета и бюджета Пермского края, на общую сумму 1 475 709,14 руб., в том числе, в отношении средств субсидий, перечисленных в адрес ответчика, на сумму 1 312 766,69 руб. Тем самым Администрация понесла убытки, в связи с указанными обстоятельствами был подан настоящий иск. Администрация настаивает на том, что ответчиком не был достигнут показатель результативности, предусмотренный Порядком предоставления субсидии. Кроме того по объекту г. Пермь, ул. П.Осипенко, д. 45 ответчиком денежные средства были направлены не по целевому назначению.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Третье лицо Министерство финансов Пермского края представило письменный отзыв, в котором поддерживает доводы жалобы Администрации, считает, что средства субсидии израсходованы ответчиком не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет.
Иные третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Судом рассмотрены в порядке статьи 159 АПК РФ ходатайства Администрации и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края о рассмотрении дела без участия своих представителей, удовлетворены на основании статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 06.05.2019 по 30.07.2019 Министерством финансов проведена выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при использовании средств бюджета Пермского края, выделенных на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной среды" за период с января по декабрь 2018 года, в том числе в отношении ООО "Управляющая компания "ЭксКом", по результатам которой установлено нецелевое использование обществом средств субсидии в общей сумме 1 680 371,65 руб., в том числе средств федерального бюджета - 981 337,04 руб. (58,4 %), средств бюджета Пермского края - 32 960,28 руб. (21,6 %), средств бюджета г. Перми - 336 074,33 руб. (20%), предъявленной в целях возмещения затрат по оплате обществу "Евразия-Сервис" по договорам подряда от 19.07.2018 N 19-07/18-кп64, N 19-07/18-кп66, N 19-07/18-по45, N 19-07/18-по51а, N 19-07/18-по53, N 19-07/18-ка58а.
Указанные обстоятельства зафиксированы в актах выездной проверки от 16.08.2019 N 07-07/9-27, от 16.08.2019 N 07-07/9-5.
По итогам проведенной выездной проверки в адрес Администрации Министерством финансов направлено представление от 30.09.2019 N ПР-017 с требованием, в том числе, принять меры по возмещению средств субсидии, в связи с чем, 19.11.2019 Администрация направила в адрес ответчика требование N 059-39-01-33/02/553 о возврате средств субсидии в сумме 1 680 371,65 руб.
Платежным поручением от 27.01.2020 N 49 Управляющая компания возместила средства субсидии в сумме 28 966,97 руб. с указанием в назначении платежа "возврат субсидии на благоустр. двор. терр. Красноармейская 1-я, 52 по дог. N СЭД-059-39-01-47-144 от 01.08.2018 по треб. от. 19.11.2019 N 059-39-01-33/02-553".
Выявленные Министерством финансов нарушения по договорам подряда от 19.07.2018 N 19-07/18-по45 (на сумму 6 553,76 руб.) и от 19.07.2018 N 19-07/18-кп66 (на сумму 3 892,55 руб.) на общую сумму 10 446,31 руб. ответчиком устранены путем проведения соответствующих работ.
Таким образом, ответчик частично возместил субсидии и частично устранил допущенные нарушения на сумму 39 413,28 руб.
В остальной части требование Администрации от 19.11.2019 N 059-39-01-33/02/553 оставлено ООО "Управляющая компания "ЭксКом" без удовлетворения, в связи с чем, в адрес Администрации поступило предписание Министерства финансов от 11.09.2020 N ПП-002 с требованием принять меры по возмещению ущерба, в том числе в отношении средств субсидии, представленной Управляющей компании, в сумме 1 640 958,37 руб. (958 31,69 руб. - средства федерального бюджета; 354 447 руб. - средства бюджета Пермского края; 328 191,67 руб. - средства бюджета г. Перми).
Во исполнение предписания 11.09.2020 N ПП-002 Администрацией за счет средств бюджета г. Перми произведен возврат средств субсидии, перечисленных из федерального бюджета и бюджета Пермского края, в общей сумме 1 475 709,14 руб. (платежное поручение от 27.11.2020 N 418690), в том числе, средств субсидии, предоставленных ответчику из федерального бюджета и бюджета Пермского края в сумме 1 312 766,69 руб.
19.01.2021 Администрация направила ООО "Управляющая компания "ЭксКом" требование N 059-39-01-33/02-24 о возврате субсидии в сумме 1 640 958,37 руб., которое было оставлено обществом без удовлетворения.
Неисполнение требования о возврате указанной суммы субсидии явилось основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о взыскании средств субсидии.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказаны нарушения ответчиком условий предоставления субсидии.
Истец по доводам жалобы настаивает на том, что решение подлежит отмене.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в связи со следующим.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 5 статьи 78 БК РФ установлено, что при предоставлении субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового кон-троля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Безвозвратность предоставления субсидии не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг. В указанных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта З статьи 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Исходя из статьи 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ". Подпрограммой N 2 к Государственной программе является "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России". Одним из приоритетных проектов является проект "Формирование комфортной городской среды", цель проекта: создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды путем реализации ежегодно, в 2018-2020 годах, комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству.
Приложением N 14 к государственной программе утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.
Постановлением Правительства Пермского края от 20.03.2018 N 136-П утвержден Порядок предоставления, распределения и расходования субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, в том числе в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее - Порядок N 136-п).
Пунктом 1.4 Порядка N 136-п установлено, что субсидии имеют целевое назначение и предусмотрены на софинансирование мероприятий муниципальных программ формирования современной городской среды, в том числе в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", и не могут быть направлены на другие цели.
Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (пункт 1.5 Порядка N 136-п).
Пунктом 1.9 Порядка N 136-п определено, что предоставление субсидии должно обеспечить достижение следующих показателей результативности использования субсидии:
- доля реализованных проектов благоустройства дворовых территорий (полностью освещенных, оборудованных местами для проведения досуга и отдыха разных групп населения (спортивные площадки, детские площадки), малыми архитектурными формами) в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий;
- доля реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства общественных территорий;
- доля дворовых территорий, благоустройство которых выполнено при участии граждан, организаций в соответствующих мероприятиях, в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий.
В случае недостижения получателем субсидии показателей результативности использования субсидии, установленных пунктом 1.9 Порядка N 136-п субсидия подлежит возврату в бюджет Пермского края в соответствии с пунктом 7.3 Порядка N 136-п и данный получатель исключается на очередной год из перечня получателей субсидии, утверждаемого постановлением Правительства Пермского края (пункт 2.2 Порядка N 136-п).
Согласно пункту 5.1 Порядка N 136-п, расходование субсидии муниципальным образованием осуществляется следующими способами:
- предоставление субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, в том числе субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания;
-закупка товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности казенных учреждений);
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий (в случае, если дворовая территория образована земельными участками, находящимися полностью или частично в частной собственности).
Постановлением Администрации г. Перми от 05.05.2017 N 342 утвержден Порядок предоставления субсидий на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Перми в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды", (далее - Порядок N 342, Порядок предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка N 342 под дворовой территорией понимают совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
При предоставлении субсидии заявитель - получатель субсидии обязан обеспечить достижение показателей результативности предоставления субсидии, установленных согласно приложению 5 к Порядку N 342 (пункт 2.5), заявитель - получатель субсидии несет ответственность за целевое использование субсидии в соответствии с настоящим Порядком и действующим законодательством (пункт 4.1 Порядка предоставления субсидии).
Согласно пункту 4.2 Порядка N 342, территориальные органы, органы муниципального финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий заявителями - получателями субсидии.
В случае нарушения условий предоставления субсидия подлежит возврату получателем субсидии (пункт 4.5 Порядка N 342).
Факт нарушения заявителем - получателем субсидии условий предоставления субсидии устанавливается Территориальными органами и органами муниципального финансового контроля (пункт 4.6 Порядка N 342).
Как следует из материалов дела, между Администрацией и обществом "УК "ЭксКом"" (получатель) заключены договоры о предоставлении из бюджета города Перми субсидии на возмещение затрат в связи с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов, расположенным по адресам: г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 64, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 66, г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 45, г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 51а, г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 53, г. Пермь, ул. 1-я Красноармейская, д. 58а, (представляют собой единую дворовую придомовую территорию) в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды", а именно:
1. Договор от 01.08.2018 N СЭД-059-39-01-47-187 на предоставление в соответствии с Порядком N 342 в 2018 году субсидии в сумме 815 313,16 руб. в целях возмещения затрат Получателя, связанных с благоустройством дворовой территории (ремонт дворового проезда) многоквартирного дома N 64 по проспекту Комсомольский в г. Перми (пункты 1, 1.2, 2.1, 3.1 Договора от 01.08.2018 N СЭД-059-39-01-47-187).
2. Договор от 01.08.2018 N СЭД-059-39-01-47-183 на предоставление в соответствии с Порядком N 342 в 2018 году субсидии в сумме 537 805,08 руб. в целях возмещения затрат Получателя, связанных с благоустройством дворовой территории (ремонт дворового проезда) многоквартирного дома N 45 по ул. П. Осипенко в г. Перми (пункты 1, 1.2, 2.1, 3.1 Договора от 01.08.2018 N СЭД-059-39-01-47-183).
3. Договор от 01.08.2018 N СЭД-059-39-01-47-191 на предоставление в соответствии с Порядком N 342 в 2018 году субсидии в сумме 786 689,09 руб. в целях возмещения затрат Получателя, связанных с благоустройством дворовой территории (ремонт дворового проезда) многоквартирного дома N 51а по ул. П. Осипенко в г. Перми (пункты 1, 1.2, 2.1, 3.1 Договора от 01.08.2018 N СЭД-059-39-01-47-191).
4. Договор от 01.08.2018 N СЭД-059-39-01-47-189 на предоставление в соответствии с Порядком N 342 в 2018 году субсидии в сумме 848 999,38 руб. в целях возмещения затрат Получателя, связанных с благоустройством дворовой территории (ремонт дворового проезда) многоквартирного дома N 53 по ул. П. Осипенко в г. Перми (пункты 1, 1.2, 2.1, 3.1 Договора от 01.08.2018 N СЭД-059-39-01-47-189). 19.10.2018 к Договору от 01.08.2018 N СЭД-059-39-01-47-189 заключено дополнительное соглашение N СЭД-059-39-01-48-43, в соответствии с которым стороны договорились уменьшить размер субсидии на 33 670,85 руб. Таким образом, субсидия предоставлена на сумму 815 328,53 руб.
5. Договор от 01.08.2018 N СЭД-059-39-01-47-188 на предоставление в соответствии с Порядком N 342 в 2018 году субсидии в сумме 885 903,43 руб. в целях возмещения затрат Получателя, связанных с благоустройством дворовой территории (ремонт дворового проезда) многоквартирного дома N 66 по проспекту Комсомольский в г. Перми (пункты 1, 1.2, 2.1, 3.1 Договора от 01.08.2018 N СЭД-059-39-01-47-188).
6. Договор от 01.08.2018 N СЭД-059-39-01-47-181 на предоставление в соответствии с Порядком N 342 в 2018 году субсидии в сумме 477 297,82 руб. в целях возмещения затрат Получателя, связанных с благоустройством дворовой территории (ремонт дворового проезда) многоквартирного дома N 58а по ул. 1-я Красноармейская в г. Перми (пункты 1, 1.2, 2.1, 3.1 Договора от 01.08.2018 N СЭД-059-39-01-47-181). 24.09.2018 к Договору от 01.08.2018 N СЭД-059-39-01-47-181 заключено дополнительное соглашение N СЭД-059-39-01-48-32, в соответствии с которым стороны договорились уменьшить размер субсидии на 47 761,58 руб. Таким образом, ответчику предоставлена субсидия на сумму 429 536,24 руб.
Субсидия в общей сумме 4 270 575,53 руб. перечислена ответчику платежными поручениями от 28.09.2018 N 76498 (на сумму 815 313,16 руб.), от 28.09.2018 N 76503 (на сумму 228 109,10 руб.), от 31.10.2018 N 451319 (на сумму 309 695,98 руб.), от 14.11.2018 N 583705 (на сумму 786 689,09 руб.), от 31.10.2018 N 451344 (на сумму 815 328,53 руб.), от 28.09.2018 N 76508 (на сумму 885 903,43 руб.), от 31.10.2018 N 451320 (на сумму 429 536,24 руб.).
В соответствии с Порядком N 342 предоставленные средства субсидии в общей сумме 4 270 575,53 руб. должны быть направлены Управляющей компанией на ремонт дворовых проездов указанных объектов.
С целью выполнения работ по ремонту дворовых проездов, между обществом "УК "ЭксКом" и обществом "Евразия-Сервис" заключены следующие договоры:
- договор от 19.07.2018 N 19-07/18-кп64 на выполнение работ по благоустройству придомовой территории МКД, расположенного по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 64, на общую сумму 815 313,16 руб.;
- договор от 19.07.2018 N 19-07/18-кп66 на выполнение работ по благоустройству придомовой территории МКД, расположенного по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 66, на общую сумму 885 903,43 руб.;
- договор от 19.07.2018 N 19-07/18-по45 на выполнение работ по благоустройству придомовой территории МКД, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Полины Осипенко, д. 45, на общую сумму 537 805,08 руб.;
- договор от 19.07.2018 N 19-07/18-по51а на выполнение работ по благоустройству придомовой территории МКД, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Полины Осипенко, д. 51а, на общую сумму 786 689,09 руб.;
- договор от 19.07.2018 N 19-07/18-по53 на выполнение работ по благоустройству придомовой территории МКД, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Полины Осипенко, д. 53, дополнительное соглашение к договору от 20.07.2018 г. на общую сумму 815 328,53 руб.;
- договор от 19.07.2018 N 19-07/18-ка58а на выполнение работ по благоустройству придомовой территории МКД, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. 1-я Красноармейская, д. 58а; дополнительное соглашение к договору от 20.07.2018 на общую сумму 429 536,24 руб.
Выполнение работ по благоустройству придомовых территорий (по ремонту асфальтобетонного покрытия территорий) оформлено следующими актами:
- акт сдачи-приемки работ по благоустройству от 24.09.2018 N 4 по Комсомольскому проспекту, д. 64, на сумму 815 313,16 руб.;
- акт сдачи-приемки работ по благоустройству от 28.09.2018 N 5 по Комсомольскому проспекту, д. 66 на сумму 885 903,43 руб.;
- акт сдачи-приемки работ по благоустройству от 25.09.2018 N 7 по ул. П. Осипенко, д. 45 па сумму 537 805,08 руб.;
- акт сдачи-приемки работ по благоустройству от 24.09.2018 N 14 по ул. П. Осипенко, 51а на сумму 786 689,09 руб.;
- акт сдачи-приемки работ по благоустройству от 28.09.2018 N 6 по ул. П. Осипенко, д. 53 на сумму 815 328, 53 руб.;
- акт сдачи-приемки работ по благоустройству от 28.09.2018 N 11 по ул. 1-я Красноармейская, д. 58а на сумму 429 536,42 руб., а также актами о приемке выполненных работ по форме КС-2, справками о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.
Оплата выполненных работ произведена обществом "УК "ЭксКом" по платежным поручениям:
- от 08.10.2018 N 1351 на сумму 815 513,16 руб. в рамках договора от 19.07.2018 N 19-07/18-кл64;
- от 16.10.2018 N 1388 на сумму 885 903,43 руб. в рамках договора от 19.07.2018 N 19-07/18-кп66;
- от 01.11.2018 N 1468 на сумму 309 695,98 руб. в рамках договора от 19.07.2018 N 19-07/18-по45;
- от 08.10.2018 N 1350 на сумму 228 109,10 руб. в рамках договора от 19.07.2018 N 19-07/18-по45;
- от 26.11.2018 N 1561 на сумму 786 689,09 руб. в рамках договора от 19.07.2018 N 19-07/18-по51а;
- от 01.11.2018 N 1474 на сумму 815 328,53 руб. в рамках договора от 19.07.2018 г. N 19-07/18-по53;
- от 08.11.2018 N 1470 на сумму 429 536,24 руб. в рамках договора от 19.07.2018 N 19-07/18-ка58а.
Указанными документами подтверждена реальность исполнения обществом "Евразия-Сервис" работ по благоустройству придомовых территорий МДК, расположенных по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 64, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 66, г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 45, г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 51а, г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 53, г. Пермь, ул. 1-я Красноармейская, д. 58а на основании договоров подряда, заключенными с ответчиком.
В результате проведенной в период с 06.05.2019 по 30.07.2019 выездной проверки Министерством финансов установлены следующие нарушения:
- некачественное выполнение работ по устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей площадью 766 кв.м. дворового проезда придомовой территории, расположенной по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 64, на сумму 415 257,79 руб. с локальными разрушениями на проезде вдоль дома, дефектами на покрытии в нарушение пункта 4.17 СП 82.13330.2016, пункта 2.5.1. табл. А1 приложение А СП 78.13330.2012, пунктов 1.1, 5.4.2 договора подряда от 19.07.2018 N 19-07/18-кп64;
- некачественное выполнение работ по устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей площадью 286,0 кв.м. дворового проезда придомовой территории, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 45, на сумму 155 073,18 руб. с применением некачественного асфальтобетона с коэффициентом уплотнения 0,98 вместо 0,99, что не соответствует требованиям пункта 9.6 СП 78.13330.2012, в нарушение пунктов 1.1, 5.4.2 договора подряда от 19.07.2018 N 19-07/18-по45;
- некачественное выполнение работ по установке 4 шт. бортовых камней на придомовой территории, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 45, на сумму 6 553,76 руб. ввиду накренения камней в нарушение пунктов 1.1, 5.4.2 договора подряда от 19.07.2018 N 19-07/18-по45;
- некачественное выполнение работ по устройству покрытия дворового проезда из горячих асфальтобетонных смесей площадью 624 кв.м. придомовой территории, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 51а, на сумму 339 277,98 руб., выполненного с отсутствием ровности верхнего слоя покрытия вдоль проезда в нарушение пункта 4.17 СП 82.13330.2016, пункта 2.5.1 табл. А1 приложение А СП 78.13330.2012, в нарушение пунктов 1.1, 5.4.2 договора подряда от 19.07.2018N 19-07/18-по51а;
- некачественное выполнение работ по устройству покрытия дворового проезда из горячих асфальтобетонных смесей площадью 527 кв.м. придомовой территории, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 53, на сумму 285 714,91 руб., выполненного с отсутствием ровности верхнего слоя покрытия вдоль проезда в нарушение пункта 4.17 СП 82.13330.2016, пункта 2.5.1 табл. А1 приложение А СП 78.13330.2012, пунктов 1.1, 5.4.2 договора подряда от 19.07.2018 N 19-07/18-по53;
- некачественное выполнение работ по устройству покрытия дворового проезда из горячих асфальтобетонных смесей площадью 584 кв.м. придомовой территории, расположенной по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 66 на сумму 316 601 руб., выполненного с отсутствием ровности верхнего слоя покрытия вдоль проезда, сеткой трещин на покрытии проезжей части в нарушение пункта 4.17 СП 82.13330.2016, пункта 2.5.1 табл. А1 приложение А СП 78.13330.2012, с применением некачественного асфальтобетона с коэффициентом уплотнения 0,96 вместо 0,99, что не соответствует требованиям пункта 9.6 СП 78.13330.2012, водонасыщением кернов готового слоя 5,8 % вместо 4,5%2Х (5%29), что не соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013, СП 82.13330.2016, толщиной слоя асфальтобетона 4,1 см вместо 5 см, указанных в акте о приемке выполненных работ (форма N КС-2) от 14.09.2018 N 1, в нарушение пунктов 1.1, 5.4.2 договора подряда от 19.07.2018 N 19-07/18-кп66;
- некачественное выполнение работ по установке 2 шт. бортовых камней на придомовой территории, расположенной по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 66, на сумму 3 892,55 руб. ввиду фактического наличия 2 шт. сломанных камней в нарушение пунктов 1.1, 5.4.2 договора подряда от 19.07.2018 N 19-07/18-кп66;
- фактическое невыполнение работ по устройству покрытия проезда толщиной 5 см из горячих асфальтобетонных смесей площадью 53,45 кв.м. на придомовой территории, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. 1-ая Красноармейская, д. 52, на сумму 28 966,97 руб. в нарушение пунктов 1.1, 5.4.1 договора подряда от 19.07.2018 N 19-07/18-к52;
- некачественное выполнение работ по устройству покрытия дворового проезда из горячих асфальтобетонных смесей площадью 238 кв.м. придомовой территории, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. 1-ая Красноармейская, д. 58а на сумму 129 033,51 руб., выполненного с отсутствием ровности верхнего слоя покрытия вдоль проезда в нарушение пункта 4.17 СП 82.13330.2016, пункта 2.5.1 табл. А1 приложение А СП 78.13330.2012, с применением некачественного асфальтобетона с коэффициентом уплотнения 0,94 вместо 0,99, что не соответствует требованиям пункта 9.6 СП 78.13330.2012, водонасыщением кернов готового слоя 7,9 % вместо 4,5%30 (5%31), что не соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013, СП 82.13330.2016, в нарушение пунктов 1.1, 5.4.2 договора подряда от 19.07.2018 N 19-07/18-ка58а.
По результатам проверки составлены акты проверки от 16.08.2019 N 07-07/9-27, от 16.08.2019 N 07-07/9-5, исходя из которых контролирующим органом установлено нарушение бюджетного законодательства, а именно нецелевое использование бюджетных средств в общей сумме 1 680 371,65 руб., выразившихся в приемке и оплате работ по благоустройству дворовых территорий не соответствующим требованиям договора по качеству.
Платежным поручением от 27.01.2020 N 49 общество возместило средства субсидии в сумме 28 966,97 руб. с указанием в назначении платежа "возврат субсидии на благоустр. двор. терр. Красноармейская 1-я, 52 по дог. N СЭД-059-39-01-47-144 от 01.08.2018 по треб. от. 19.11.2019 N 059-39-01-33/02-553".
Кроме того ответчиком также устранены выявленные Министерством финансов нарушения по договорам подряда от 19.07.2018 N 19-07/18-по45 (некачественно выполненные работы по установке 4 шт. бортовых камней на придомовой территории, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 45 на сумму 6 553,76 руб. в виду крена камней) и от 19.07.2018 N 19-07/18-кп66 (некачественно выполненные работы по установке 2 шт. бортовых камней на придомовой территории, расположенной по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 66, на сумму 3 892,55 руб., ввиду фактического наличия 2 шт. сломанных камней) на общую сумму 10 446,31 руб. путем проведения соответствующих работ.
Устранение указанных замечаний подтверждается актом фиксации контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля от 02.09.2020, составленным с участием представителей Администрации, Министерства финансов и ответчика.
Управляющей компанией в рамках гарантийных обязательств в адрес общества "Евразия-Сервис" направлены претензии от 23.05.2019 N 655, от 26.07.2019 N 975, от 26.07.2019 N 976, от 26.07.2019 N 977, от 26.07.2019 N 979, от 01.08.2019 N 1010, от 03.10.2019 N 2231, от 03.10.2019 N 2232, от 03.10.2019 N 2233, от 03.10.2019 N 2235, от 03.10.2019 N 2236, от 03.10.2019 N 2236 (т.6, л.д. 123-130) с указанием на выявление недостатков в пределах установленного пунктом 6.2 договоров подряда (36 месяцев) и требованием устранить указанные недостатки.
Ввиду не устранения обществом "Евразия-Сервис" недостатков в срок, установленный претензиями, между обществом "Евразия-Сервис" и обществом "УК "ЭксКом" заключены дополнительные соглашения к договорам подряда, согласно которым заказчик (ответчик) самостоятельно, своими силами и за свой счет устраняет указанные в акте выездной проверки Министерства финансов недостатки и дефекты. При этом в счет возмещения расходов заказчика по устранению выявленных и указанных в Акте недостатков и дефектов выполненных работ подрядчик возмещает заказчику суммы, полученные по договорам подряда ранее.
Между ответчиком и обществом "Абсолют СК" заключен договор подряда от 09.10.2019 N 09-10/2019, а также дополнительное соглашение к договору подряда от 14.10.2019 N 1 на переделку некачественно выполненных работ по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 64, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 66, г. Пермь, ул. Полины Осипенко, д. 51а, г. Пермь, ул. Полины Осипенко, д. 53, г. Пермь, ул. 1-я Красноармейская, д. 58, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 62 на общую сумму 3 018 214,76 руб.
В подтверждение произведенных обществом "Абсолют СК" работ по устранению недостатков в материалы дела представлены локальные сметные расчеты, справки о стоимости выполненных работ, акты о приемке выполненных работ, универсальные передаточные документы, которыми подтверждается устранение недостатков, отраженных в актах проверки от 16.08.2019 (за исключением недостатков по некачественному выполнению работ по устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей площадью 286 кв.м. дворового проезда придомовой территории, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 45, на сумму 155 073,18 руб., связанных с применением некачественного асфальтобетона с коэффициентом уплотнения 0,98 вместо 0,99).
По результатам проведенного ООО "Проектное Бюро "ПАРМА" (на основании договора на оказание лабораторных услуг от 14.07.2019 N 24-ИЛ/2019) контроля качества физико-механических показателей проб строительных материалов составлены протоколы испытаний вырубки из горячей асфальтобетонной смеси от 06.12.2019 N 1284 по объекту, расположенному по адресу: ул. П.Осипенко, д. 51а, и от 06.12.2019 N 1283 по объекту, расположенному по адресу: Комсомольский проспект, д. 64, из которых следует, что коэффициент уплотнения соответствует требованиям СП 82.13330.2016, асфальтобетонная смесь плотная тип Б марка 2 соответствует требованиям ГОСТа 9128-2013 по показателю водонасыщение, керны готового покрытия соответствуют требованиям СП 82.13330.2016 по показателю водонасыщения.
17.09.2020 ООО "УК "ЭксКом" заключен договор N 2020/336 с ФГБОУ ВО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет" на выполнение работ по определению качества уплотнения асфальтобетонного покрытия и измерение ровности поверхности покрытия.
По результатам проведенных ФГБОУ ВО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет" лабораторных испытаний в отношении объектов, расположенных по адреса: Комсомольский проспект, д. 66, ул. Красноармейская, д. 58а, выявлено, что коэффициент уплотнения соответствует требованиям СП 82.13330.2016, водонасыщение кернов из покрытия соответствует требованиям СП 82.13330.2016, водонасыщение переформованных образцов соответствует требованиям ГОСТа 9128-2013, сцепление с нижним слоем обеспечено (протоколы лабораторных от 24.09.2020 N 53-УК (т.6. л.д. 149), от 24.09.2020 N 54-УК.
Из ведомости замеров ровности покрытия дворовых территорий следует, что при замере ровности асфальтобетонного покрытия на объектах по адресам: Комсомольский проспект, д. 66, ул. Красноармейская, д. 58а, ул. П. Осипенко, д. 51а, ул. П. Осипенко, д. 53а, установлено, что 1 замер имеет просвет 5 мм., остальные 39 замеров - до 3 мм., тогда как в соответствии с СП 78.13330.2012, приложение А, табл. А 1, пункт 2.5.1 "не более 5% результатов определений могут иметь значения просветов до 6 мм., остальные - до 3 мм.".
Указанными документами подтверждается объем и качество переделанных работ по Комсомольскому проспекту, д. 64, Комсомольскому проспекту, д. 66, ул. 1-я Красноармейская, д. 58а, ул. П. Осипенко, д. 51а, ул. П. Осипенко, д. 53.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в течение гарантийного срока ответчиком совершены действия, направленные на устранение выявленных недостатков, допущенных при ремонте придомовых территорий.
При этом суд отклонил доводы Администрации и Министерства финансов об отсутствии надлежащим образом заверенных актов выполненных работ формы КС-2, поскольку ответчиком указанные документы, заверенные надлежащих образом, представлены в материалы дела.
Кроме того суд обоснованно отклонил довод Минфина об отсутствии документов о поверке измерительных приборов, с учетом того, что ответчиком в материалы дела представлена заверенная копия свидетельства о поверке тахеометра. Им также представлена заверенная копия паспорта на керноотборник КВ-20 Гельц и письмо ФГБУ "государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пермском крае" от 14.05.2021 N 10-03/885, согласно которому техническое устройство "Прибор для бурения КВ-200 Гельц" на основании информации, изложенной в его паспорте, не имеет нормированных метрологических характеристик, соответственно, не может быть отнесено к средствам измерений и не подлежит поверке в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Вопреки доводам апелляционной жалобы Администрации, суд пришел к верному выводу о том, что условия для получения и использования субсидии в сумме 1 485 885,19 руб. (1 640 958,37 руб. - 155 073,18 руб.) ответчиком соблюдены.
Относительно некачественного выполнения работ по устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей площадью 286,0 кв.м. дворового проезда придомовой территории, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 45, на сумму 155 073,18 руб. с применением некачественного асфальтобетона, судами установлено следующее.
Пунктом 1.1. Договора от 19.07.2018 N 19-07/18-по45, заключенного между ответчиком и обществом "Евразия-Сервис", предусмотрено выполнение работ по благоустройству придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 45 в соответствии с действующими строительными нормами и в объеме, установленном локально-сметным расчетом.
Выявляя указанное нарушение, Министерство указало, что при выполнении работ по устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей дворового проезда придомовой территории необходимо руководствоваться пунктом 12.5.3 СП 78.13330.2012, а именно, коэффициент уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды должен быть не ниже 0,99 (для высокоплотного асфальтобетона из горячих смесей, плотного асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б).
Однако основные требования к проектным решениям, параметрам и необходимым сочетаниям элементов благоустройства при их планировке в различных градостроительных условиях устанавливаются СП 82.13330.2016 (пункт 1.1 СП 82.13330.2016).
В соответствии с пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 Благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Согласно пункту 4.2 СП 82.13330.2016, правила должны соблюдаться при проектировании, производстве и приемке: работ по благоустройству территории; работ с растительным грунтом; работ по устройству проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, наружных лестниц и пандусов, подпорных стен, откосов, площадок, оград, открытых плоскостных спортивных сооружений, элементов инженерных коммуникаций; работ по оборудованию мест отдыха и озеленения; мероприятий по повышению микроклиматического комфорта территории.
Как установлено пунктом 6.1 СП 82.13330.2016, при строительстве внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должны соблюдаться требования, в том числе СП 78.13330.2012.
Согласно пункту 12.5.3 СП 78.13330.2012, коэффициенты уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды должны быть не ниже:
- 0,99 - для высокоплотного асфальтобетона из горячих смесей, плотного асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б;
- 0,98 - для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона;
- 0,96 - для асфальтобетона из холодных смесей.
Вместе с тем, абзацем 2 пункта 6.15 СП 82.13330.2016 установлено, что коэффициент уплотнения покрытия из горячей или теплой асфальтобетонной смеси должен быть через 10 суток после уплотнения не менее 0,93.
С учетом изложенного, при строительстве внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должны соблюдаться требования СП 78.13330.2012, однако с учетом наличия в СП 82.13330.2016 иных требований к показателю коэффициента уплотнения покрытия из горячей или теплой асфальтобетонной смеси, по отношению к СП 78.13330.2012, в указанной части подлежат применению требования пункта 6.15 СП 82.13330.2016, а не пункта 12.5.3 СП 78.13330.2012.
В рассматриваемом случае коэффициент уплотнения асфальтобетона равен 0,98, что соответствует требованиям пункта 6.15 СП 82.13330.2016 (выше 0,93).
Более того, пунктом 1.1 СП 78.13330.2012 установлено, что настоящие правила распространяются на строительство новых и реконструкцию существующих автомобильных дорог общего пользования и ведомственных, за исключением временных дорог, испытательных дорог промышленных предприятий и автозимников.
Автомобильная дорога общего пользования - дорога, обеспечивающая движение автомобилей, отвечающих требованиям государственного стандарта (по нагрузкам и габаритам) (пункт 3.3 СП 78.13330.2012).
Для дорог общего пользования помимо требований СП 78.13330.2012 предъявляются требования СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85".
Минимальная интенсивность движения дорог составляет 200 единиц транспортных средств в сутки, а скорость движения составляет 60 км/ч (пункты 4.3, 5.1 СП 34.13330.2012).
При этом, пунктом 10.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, установлено, что в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях разрешается движение транспортных средств не более 20 км/ч.
В соответствии с разделом 12.3 СП 78.13330.2012 укладка асфальтобетона для дорог общего пользования производиться как минимум в два слоя.
Представленными в материалы дела дизайн-проектом благоустройства дворовой территории дома N 079-45/18, локальным сметным расчетом к договору N 19-07/18-по45 на благоустройство придомовой территории укладка асфальтобетона предусмотрена в один слой толщиной 40 мм.
Таким образом, дворовой проезд по ул. П. Осипенко, д. 45 не относится к автомобильным дорогам, а является придомовой территорией и имеет другие функции и назначение, а потому ссылка на требования СП 78.13330.2012 к качеству асфальта в рассматриваемом случае не применима.
Более того, при заказе работ заказчик вправе установить к ним определенные требования, в том числе, со ссылками на нормативные акты, особенно при наличии конкурирующих норм. Такие требования могут быть изложены в договорах или технических заданиях. Однако заключенные между истцом и ответчиком договоры на предоставление субсидий указанных сведений не содержат. При таких обстоятельствах ответчик, как получатель субсидии, не должен нести негативных последствий в виде возврата субсидии за применение иных норм, отличных от тех, которые подлежат применению, по мнению Администрации.
Доводы о несоответствии объемов фактически выполненных работ по адресу ул. П. Осипенко, д. 45, отраженных в плате (335,61 кв.м.) объемам работ, зафиксированным в актах выездной проверки от 16.08.2019 N 07-07/9-27 и N 07-07/9-5 (286 кв.м.) отклоняются.
Как следует из пояснений представителя общества "Евразия-сервис", в связи с несоответствием схем территории, на которой выполнялись работы по благоустройству, в целях недопущения завышения объема работ, в актах выполненных работ учитывались минимальные объемы работ. Таким образом, фактически выполнен больший объем работ, чем зафиксировано в актах. При таких обстоятельствах, факт выполнения большего объема работ, чем зафиксировано в актах выездной проверки, не нарушает прав истца и третьих лиц, соответствующие ссылки Министерства финансов подлежат отклонению.
Доводы Администрации о неосновательном обогащении ответчика вследствие того, что средства субсидии, им полученные и уплаченные обществу "Евразия-Сервис" по договорам подряда, возвращены ответчику обществом "Евразия-Сервис", отклоняются.
Как установлено ранее, работы по благоустройству, предусмотренные договорами о предоставлении обществу "УК "ЭксКом" субсидии, произведены надлежащим образом, доводы истца относительно наличия недостатков работ в части несоответствия показателя коэффициента уплотнения асфальтобетонного покрытия судом рассмотрены и отклонены ранее как основанные на неверном толковании норм права, следовательно, указанные выполненные надлежащим образом работы должны быть оплачены заказчиком (за счет средств бюджета), а потому оснований для возврата субсидии не имеется.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, иной подход к разрешению данного спора может привести к неосновательному обогащению на стороне бюджета, т.к. спорные работы выполнены и одновременно денежные средства на оплату данных работ будут взысканы в бюджет, т.е. при надлежащим образом выполненных работах бюджет не понесёт ни каких расходов, что очевидно не согласуется с требованиями гражданского и бюджетного законодательства о возмещении расходов соответствующему лицу.
Ссылки заявителя жалобы на обстоятельства настоящего спора с указанием на то, что Администрация понесла убытки, в связи с чем был подан настоящий иск, отклоняются, поскольку предметом настоящего иска является взыскание средств субсидии, а не убытков.
В апелляционной жалобе истец ссылается как на нецелевое использование ответчиком средств бюджета, так и на то, что ответчиком не был достигнут показатель результативности, предусмотренный Порядком предоставления субсидии (г. Пермь, ул. П. Осипенко, д. 45).
При этом истец не учитывает, что недостижение значений показателей результативности использования межбюджетных трансфертов и нецелевое использование средств межбюджетных трансфертов имеют различные правовые последствия, в том числе, истцом не учтено, что возврат субсидии при недостижении значения показателей результативности рассчитывается в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 21.10. 2016 N 962-п (далее - Правила N962-п), при этом производится расчет коэффициента возврата межбюджетного трансферта.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения принятого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по существу, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 мая 2021 года по делу N А50-3884/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3884/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ СВЕРДЛОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЭКСКОМ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ, ООО "ЕВРАЗИЯ-СЕРВИС"