город Воронеж |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А35-6050/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Островского Леонида Рафаиловича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета архитектуры и градостроительства города Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Островского Леонида Рафаиловича (ОГРНИП 306463205800072, ИНН 1024600963221) на решение Арбитражного суда Курской области от 17.05.2021 по делу N А35-6050/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Островского Леонида Рафаиловича (ОГРНИП 306463205800072, ИНН 1024600963221) к комитету архитектуры и градостроительства города Курска о признании незаконными предписаний от 24.07.2020 N 4805/031.01-11 и N 4806/031.01-11 о демонтаже рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, 80, N 1 и N 2,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Островский Леонид Рафаилович (далее - ИП Островский Л.Р., заявитель) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными предписаний комитета архитектуры и градостроительства города Курска (далее - комитет, заинтересованное лицо) от 24.07.2020 N 4805/031.01-11 и N 4806/031.01-11 о демонтаже рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, 80, N 1 и N 2.
Решением Арбитражного суда Курской области от 17.05.2021 в удовлетворении заявления ИП Островского Леонида Рафаиловича о признании незаконными предписаний от 24.07.2020 N 4805/031.01-11 и N 4806/031.01-11 о демонтаже рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, 80, N 1 и N 2, отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Островский Л.Р. обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны явку полномочных представителей не обеспечили.
Через канцелярию суда от комитета поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Через канцелярию суда по почте от комитета поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просило обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что 01.11.2018 между ИП Островским Л.Р. (пользователь) и собственниками жилого дома по адресу г. Курск, ул. Дзержинского, д. 80, в лице старшей по дому Пучковой Галины Николаевны (собственник) был заключен договор N С 01-10/18 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (брандмауэр), по условиям которого собственники на основании протокола общего собрания предоставляют пользователю право установить и эксплуатировать 2 рекламные конструкции (брандмауэр) размером 3х6 метра на боковом фасаде здания по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, д. N 80.
Указанный договор заключен на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 31.10.2018, в соответствии с которым собственники решили предоставить заявителю право на эксплуатацию рекламных конструкций.
22.07.2020 сотрудниками комитета архитектуры и градостроительства города Курска проведен осмотр рекламных конструкций, по результатам которого установлено, что по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, д. 80, установлены 2 рекламные конструкции - брандмауэрное панно размером 3х6м, без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник рекламных конструкций - ИП Островский Л.Р.
Результаты осмотра зафиксированы в актах осмотра от 22.07.2020 с приложением фототаблиц.
24.07.2020 в адрес ИП Островского Л.Р. были направлены предписания о демонтаже указанных рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, д. 80, N 1 и N 2. Срок исполнения предписания - в течение месяца со дня выдачи предписания.
Не согласившись с указанными предписаниями, полагая их незаконным, ИП Островский Л.Р. обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 198, пунктов 4 и 5 статьи 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.
Особенностью такого ненормативного правового акта, как предписание, является то, что данный вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого выносится предписание, определенных действий.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, N 38-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. (часть 5 статьи 19 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Частью 10 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В силу положений части 21 статьи 19 Закона о рекламе, владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" указано, что согласно частям 9 и 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выданного органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. При отсутствии такого разрешения установка рекламной конструкции является самовольной.
Порядок демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Курска без разрешений, срок действия которых не истек (далее - без действующих разрешений), а также порядок удаления размещенной на рекламных конструкциях информации, утв. постановлением Администрации города Курска от 09.09.2013 N 3000 (далее - Порядок N 3000, Порядок), регламентирует деятельность Комитета архитектуры и градостроительства города Курска по выявлению рекламных конструкций установленных и (или) эксплуатируемых без действующих разрешений, выдачи предписаний о демонтаже рекламных конструкций установленных и (или) эксплуатируемых без действующих разрешений, по демонтажу рекламных конструкций установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Курска без действующих разрешений, а также по порядку удаления размещенной на рекламных конструкциях информации.
Настоящий Порядок принят в соответствии с требованиями статьи 19 Закона о рекламе, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава города Курска и других нормативных актов Российской Федерации (пункт 2 Порядка N 3000).
Согласно пункту 1.4 Порядка N 3000 установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.
В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания о демонтаже, выданного комитетом архитектуры и градостроительства города Курска.
Согласно пунктам 2.1.1-2.1.3 Порядка N 3000 комитет архитектуры и градостроительства города Курска: выявляет рекламные конструкции, установленные и (или) эксплуатируемые на территории города Курска без разрешения, срок действия которого не истек, в результате осуществления плановых выездов и осмотров территории муниципального образования "Город Курск", а также в результате выездов на места размещения и (или) эксплуатации рекламных конструкций по обращениям граждан и организаций.
В день выявления конструкций, указанных в пункте 2.1.1 настоящего Порядка, осуществляет подготовку актов осмотра рекламных конструкций по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку с приложением к акту фотографий рекламной конструкции.
В случае выявления факта установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции на территории города Курска без разрешения, срок действия которого не истек, специалисты комитета в течение 3 (трех) рабочих дней, исчисляемых с даты составления акта осмотра, вносят информацию о рекламной конструкции в реестр рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек. Ведение реестра осуществляется Комитетом.
В соответствии с пунктом 2.1.5 Порядка N 3000 при выявлении рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, после подготовки акта осмотра рекламной конструкции в течение 3 (трех) рабочих дней осуществляет подготовку и выдачу предписания о демонтаже рекламной конструкции по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение 3 (трех) дней со дня выдачи указанного предписания.
Как следует из материалов дела, в результате проведенного обследования рекламных конструкций на территории г. Курска сотрудниками комитета было выявлено наличие двух размещенных рекламных конструкций - брандмауэрное панно размером 3х6 м по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, д. 80, N 1 и N 2, что отражено в актах осмотра от 22.07.2020.
Как было установлено комитетом и не оспаривается заявителем, собственником указанных рекламных конструкций является ИП Островский Л.Р.
Разрешений на установку и эксплуатацию данных рекламных конструкций у ИП Островского Л.Р. как на момент проведения осмотра (22.07.2020), так и на момент выдачи предписаний (24.07.2020) не имелось, что также не оспаривается заявителем.
Ссылки заявителя на то, что право на размещение рекламных конструкций по адресу: г. Курск уд. Дзержинского, 80, возникло у заявителя еще в 2018 году, что подтверждается решением Арбитражного суда Курской области по делу N А35- 244/2019 от 21.10.2019, судом отклоняются.
В решении Арбитражного суда Курской области по делу N А35-244/2019 от 21.10.2019 судом установлены следующие обстоятельства: 06.11.2018 ИП Островский Л.Р. обратился в комитет архитектуры и градостроительства города Курска с двумя заявлениями о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - вид рекламных конструкций щитовая установка, тип рекламных конструкций - брандмауэр с возможностью установки на боковом фасаде здания, площадь каждой рекламной конструкции 3x6, количество сторон каждой рекламной конструкции - 1, каждая рекламной конструкция с внешним освещением.
Письмом комитета архитектуры и градостроительства города Курска исх. N 6925/03.1.01-11 от 13.12.2018 ИП Островскому Л.Р. были возвращены поданные им документы и предложено устранить выявленные недостатки.
Посчитав, что указанное решение комитета архитектуры и градостроительства города Курска, изложенное в письме от 13.12.2018 N 6925/03.1.01-11, не соответствует действующему законодательству и нарушает законные права и интересы предпринимателя, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Курской области по делу N А35-244/2019 от 21.10.2019, вступившим в законную силу, требования ИП Островского Л.Р. удовлетворены; признано незаконным полностью решение комитета архитектуры и градостроительства города Курска от 13.12.2018 N 6925/03.1.01-11 в отношении двух заявлений ИП Островского Л.Р. на выдачу разрешений на установку и эксплуатацию двух рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, 80; на комитет архитектуры и градостроительства города Курска возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявлений ИП Островского Л.Р. от 06.11.2018 (вх. 03.1.01- 10/3718 от 07.11.2018) о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию двух рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, 80.
15.11.2019 ИП Островский Л.Р. вновь обратился в Комитет с заявлениями о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, 80: двух брандмауэров размерами рекламного поля 3x6 м каждый.
10.01.2020 Комитетом были приняты решения об отказе в выдаче разрешения N 005/20 и N 006/20.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, ИП Островский Л.Р. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными (дело N А35-3231/2020).
Решением Арбитражного суда Курской области от 03.12.2020 по делу N А35-3231/2020, оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021, в удовлетворении требований ИП Островского Л.Р. отказано.
При этом решение Арбитражного суда Курской области от 21.10.2019 по делу N А35-244/2019 и решение Арбитражного суда Курской области от 03.12.2020 по делу N А35-3231/2020 не содержат выводов о наличии у ИП Островского Л.Р. законных оснований для установки и эксплуатации рекламных конструкций по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, д. 80.
Применительно к части 2 статьи 69 АПК РФ данные обстоятельства не подлежит исследованию и переоценке в рамках настоящего дела
При таких обстоятельствах, факт того, что на момент проведения комитетом осмотра рекламных конструкций по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, д. 80, и выдачи оспариваемых предписаний у ИП Островского Л.Р. отсутствовали выданные в установленном законом порядке разрешения на их установку и (или) эксплуатацию судом установлен.
24.07.2020 (в течение трех рабочих дней с момента составления акта осмотра) в адрес ИП Островского Л.Р. были направлены предписания N 4805/031.01-11 и N 4806/031.01-11 о демонтаже вышеуказанных рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, д. 80, N 1 и N 2, со сроком исполнения предписания - в течение месяца со дня его выдачи. Оспариваемые предписания выданы Комитетом с соблюдением порядка, установленного Постановлением Администрации г. Курска от 09.09.2013 N 3000.
При этом доводы ИП Островского Л.Р. об отсутствии оснований для выдачи оспариваемых предписаний, поскольку сведения об указанных в них рекламных конструкциях не были включены в реестр рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, были предметом рассмотрения арбитражного суда области и отклонены, поскольку положения Порядка N 3000 не связывают возможность выдачи собственнику рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения, предписания о ее демонтаже с фактом предварительного включения сведений о рекламной конструкции в реестр рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек.
Исходя из положений пунктов 2.1.3 и 2.1.5 Порядка N 3000 внесение информации о рекламной конструкции в реестр рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, и подготовка и выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции представляют собой два самостоятельных действия, осуществляемые Комитетом в течение 3 (трех) рабочих дней с даты составления акта осмотра в случае выявления факта установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции на территории города Курска без разрешения, срок действия которого не истек.
Согласно представленному комитетом реестру рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которых не истек, сведения о рекламных конструкциях, установленных и эксплуатируемых без соответствующего разрешения, по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, д.80, N 1 и N 2, были включены в реестр в 2011 году на основании актов осмотра от 02.07.2011.
То обстоятельство, что Комитетом не выданы предписания о демонтаже спорных рекламных конструкций после проведения их осмотра 02.07.2011 не является препятствием для их последующего повторного осмотра и выдачи предписания об их демонтаже на основании актов осмотра от 22.07.2020.
Ссылки заявителя на положения пункта 2.2.2 Порядка N 3000, в соответствии с которым очередность демонтажа рекламных конструкций определяется сроком внесения рекламных конструкций в реестр рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которых не истек, не приняты судом во внимание, как не относящиеся к предмету настоящего спора, поскольку указанные положения Порядка N 3000 регламентируют действия МКУ "Управление по делам ГО и ЧС при Администрации города Курска", осуществляющего демонтаж рекламных конструкций в случае неисполнения ранее выданных комитетом предписаний об их демонтаже, и не относятся к порядку выдачи комитетом архитектуры и градостроительства города Курска предписаний о демонтаже рекламных конструкций.
Доводы заявителя о том, что комитет не должен был выдавать оспариваемые предписания до разрешения по существу дела N А35-3231/2020 о признании незаконными отказов в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, признаны судом несостоятельными, противоречащими положениям действующего законодательства.
С учетом изложенного, доводы ИП Островского Л.Р. о нарушении комитетом архитектуры и градостроительства города Курска при выдаче предписаний от 24.07.2020 N 4805/031.01- 11 и N 4806/031.01-11 положений Закона о рекламе и Порядка N 3000 в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашли. Достаточных доказательств, опровергающих приведенные заинтересованным лицом доводы, и свидетельствующих о нарушении оспариваемыми предписаниями от 24.07.2020 N 4805/031.01-11 и N 4806/031.01-11 прав и законных интересов ИП Островского Л.Р., заявителем суду не представлено.
Оспариваемые предписания являются исполнимыми, доступными по содержанию для понимания, направленными на прекращение и устранение выявленных нарушений. В предписаниях имеется указание на мероприятия, которые следует провести в целях устранения выявленных нарушений, какая-либо неопределенность относительно изложенных в предписаниях формулировок отсутствует.
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд области пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Курской области от 17.05.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 17.05.2021 по делу N А35-6050/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Островского Леонида Рафаиловича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6050/2020
Истец: Островский Леонид Рафаилович
Ответчик: Комитет архитектуры и градостроительства города Курска
Третье лицо: 19 ААС
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2021 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5359/20
12.08.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5448/20
17.05.2021 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-6050/20
25.12.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5359/20
19.10.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5448/20