город Ростов-на-Дону |
|
12 августа 2021 г. |
дело N А32-3730/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии: от АО "НЭСК-электросети": представитель Коваленко Л.В., по доверенности от 01.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.05.2021 по делу N А32-3730/2021
по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края; общества с ограниченной ответственностью "Энерго Инновации"
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4322/2020 от 16.11.2020.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2021 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием в действиях общества состава вменяемого правонарушения, включение спорных пунктов ТУ обусловлено требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, заинтересованное лицо и третьи лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в управление поступило обращение ООО "Энерго Инновации" (по эл. почте от 04.08.2020) на действия АО "НЭСК-электросети", выразившиеся в следующем.
ООО "Энерго Инновации" в адрес АО "НЭСК-электросети" направлен мотивированный отказ от подписания проекта договора N 4-50-20-2030 и технических условий к нему, на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ, расположенных на земельном участка под производственной базой по адресу: Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Гибридная, д. 43.
Мотивированный отказ получен АО "НЭСК-электросети" 30.06.2020 N 4607.
В частности, Заявитель не согласен с представленной АО "НЭСК-электросети" редакцией технических условий, а именно:
- п. 11.1 ТУ: Энергопринимающие устройства заявителя присоединить по существующей схеме от опоры N 8-4, ВЛ-10 кВ, фидер АПК-19, ПС 110/10 "АПК". На границе балансовой принадлежности (опора N 8-5) ВЛ-10 кВ АПК-19 установить пункт коммерческого учета (ПКУ);
- п. 11.2 ТУ: В схеме пункта коммерческого учета предусмотреть установку прибора учета класса точности не ниже 1,0 с интерфейсом и обеспечивающий контроль величины максимальной мощности или установку отдельного прибора учета и прибора с функцией контроля величины максимальной мощности. Прибор учета должен быть внесен в государственный реестр средств измерений РФ. Тип прибора учета и схему учета электроэнергии согласовать со службой учета филиала АО "НЭСК-электросети" "Тимашевскэлектросеть". Рекомендуемый тип прибора учета РиМ-384.02/2. ВРУ должна отвечать требованиям п. 7.1.22-7.1.31 ПУЭ. Необходимость установки и выбор трансформаторов тока для узла учета должна быть предусмотрена проектом в зависимости от номинального тока согласно максимальной (разрешенной) мощности. Трансформаторы тока применять с классом точности не менее 0,5;
- п. 11.3 ТУ: Предусмотреть реконструкцию электросетевых объектов для возможности отбора заявленной мощности - произвести установку силового трансформатора мощностью 160 кВА на трансформаторной подстанции АПК 19-ТП240П. Выбор трансформатора согласовать с филиалом АО "НЭСК-электросети" "Тимашевскэлектросеть". В АПК19-ТП240П предусмотреть установку вакуумных выключателей в сторону силовых трансформаторов с телеуправлением и телесигнализацией на центральный диспетчерский щит, расположенный по адресу: г. Тимашевск, ул. Котляра, д. 2Б.
В своем мотивированном отказе ООО "Энерго Инновации" предложена следующая редакция:
- в пункте 11.1 ТУ сделать изменения - Энергопринимающие устройства заявителя присоединить по существующей схеме от опоры N 8-4, ВЛ-10, фидер АПК-19, ПС 110/10 "АПК";
- пункт 11.2 ТУ удалить полностью;
- в пункте 11.3 ТУ заменить формулировку на - Предусмотреть реконструкцию электросетевых объектов для возможности отбора заявленной мощности - произвести установку силового трансформатора мощность 160 кВА на трансформаторной подстанции АПК19-ТП240П.
В ответ на мотивированный отказ заявителя АО "НЭСК-электросети" письмом от 09.07.2020 N 12.3.НС-08/1967/5211 отказало в изменении редакции проекта договора N 4-50-20-2030 и технических условий к нему.
Управлением возбуждено дело N 023/04/9.21-4322/2020, по итогам рассмотрения которого должностным лицом управления установлено, что в действиях общества, выразившихся в нарушении требований пункта 15 Правил N 861, содержится нарушение ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Заместителем руководителя Управления Войченко Е.Г. 16.11.2020 по результатам рассмотрения материалов дела N 023/04/9.21-4322/2020 вынесено постановление о наложении штрафа.
Общество, не согласившись с решением антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при оказании услуг по передаче электрической энергии требований нормативных актов.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (в действующей редакции на дату подачи Заявки - Постановление Правительства РФ| от 30 апреля 2020 г. N 628), определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединённой мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 861 в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:
а) схемы выдачи или приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы);
а(1) максимальная мощность в соответствии с заявкой и её распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
а(2) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляется сетевой организацией);
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети сетевых организаций, а также смежных сетевых организаций в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения), а также обоснованные требования к строительству (реконструкции) объектов по производству электрической энергии в связи с присоединением новых мощностей (включая увеличение сечения проводов и кабелей, замену или увеличение мощности трансформаторов, установку устройств регулирования напряжения, расширение распределительных устройств на объектах по производству электрической энергии). Указанные требования к усилению существующей электрической сети смежных сетевых организаций подлежат включению в технические условия в случае, если технические условия подлежат согласованию в соответствии с абзацем четвертым пункта 21 настоящих Правил с системным оператором. В целях выполнения указанных требований сетевая организация осуществляет в том числе урегулирование отношений со смежными сетевыми организациями в порядке, предусмотренном пунктами 41 и 42 настоящих Правил;
в) требования к устройствам релейной защиты, сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, регистрации аварийных событий и процессов, телемеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, к контролю и поддержанию качества электрической энергии, а также к приборам учета электрической энергии и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности). В целях выполнения указанных требований сетевая организация осуществляет в том числе урегулирование отношений со смежными сетевыми организациями в порядке, предусмотренном пунктами 41 и 42 настоящих Правил;
г) требования по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, требования к мощности энергопринимающих устройств, подключаемой под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики. В целях выполнения указанных требований сетевая организация осуществляет, в том числе, урегулирование отношений со смежными сетевыми организациями в порядке, предусмотренном пунктами 41 и 42 настоящих Правил;
д) требования к оснащению энергопринимающих устройств устройствами релейной защиты, сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, регистрации аварийных событий и процессов, размещению устройств, обеспечивающих дистанционный ввод графиков временного отключения потребления в соответствии с требованиями соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления. В целях выполнения указанных требований сетевая организация осуществляет, в том числе, урегулирование отношений со смежными сетевыми организациями в порядке, предусмотренном пунктами 41 и 42 настоящих Правил;
е) требования по установке автономного резервного источника питания в случаях присоединения энергопринимающих устройств по особой категории первой категории надежности, а также в случае временного технологического присоединения, если для его осуществления необходима установка таких источников в соответствии с пунктом 53 настоящих Правил, и (или) в случае наличия энергопринимающих устройств аварийной брони;
ж) требования к параметрам работы и характеристикам. линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, обеспечивающим функционирование объектов заявителя в составе энергосистемы и их участие в режимном и противоаварийном управлении в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем и иными обязательными требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики. В целях выполнения указанных требований сетевая организация осуществляет, в том числе, урегулирование отношений со смежными сетевыми организациями в порядке, предусмотренном пунктами 41 и 42 настоящих Правил.
Согласно пункту 25(3) Правил N 861 определение требований, включаемых в технические условия на технологическое присоединение, и разработка заявителем (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 12(2) и 14 настоящих Правил) и сетевой организацией проектной документации в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению должны осуществляться с соблюдением требований, установленных Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.
В случаях если в соответствии с законодательством Российской Федерации расположение приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, возможно только на объектах заявителя, заявитель обязан на безвозмездной основе обеспечить предоставление сетевой организации мест размещения приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, и доступа к таким местам размещения приборов учета и указанного оборудования для их установки.
Согласно пункту 15 Правил N 861, в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений. В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами. Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
В соответствии с пп. "д" п. 25 Правил N 861, в технических условиях могут быть указаны требования к оснащению энергопринимающих устройств устройствами релейной защиты, сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, регистрации аварийных событий и процессов, размещению устройств, обеспечивающих дистанционный ввод графиков временного отключения потребления в соответствии с требованиями соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления.
При этом Правилами N 861, а также нормативными актами, перечень которых утвержден Приказом Ростехнадзора от 17.10.2016 N 421 "Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдения которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", не установлена императивная обязанность установления вакуумных выключателей.
Пункт 11.1, 11.2, 11.3 ТУ может быть принят только при условии наличия такого договора или намерениях сторон его заключить. При принятии решения собственника электроустановки о ее самостоятельной эксплуатации и управлении (без передачи телесигнализации и телеуправления в центральный диспетчерский пункт сетевой организации) возможна замена вакуумных выключателей на выключатели нагрузки.
Соответственно, пункты 11.1, 11.2, 11.3 ТУ в представленной АО "НЭСК- электросети" редакции не соответствует действующему законодательству.
Учитывая дату регистрации мотивированного отказа ООО "Энерго Инновации" 30.06.2020, общество должно было привести технические условия пунктов 11.1, 11.2, 11.3 в соответствие с Правилами N 861 и представить заявителю новую редакцию технических условий (как неотъемлемое приложение к договору) для подписания не позднее 15.07.2020.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, препятствующих обществу в соблюдении срока, предусмотренного пунктом 15 Правил N 861, что свидетельствует о наличии его вины в совершении инкриминированного административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях (бездействии) АО "НЭСК-электросети, содержится состав административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
С учетом того, что ранее общество было подвергнуто административному наказанию по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020 года по делу N А32- 36093/2019), выявленное правонарушение правомерно квалифицировано управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушения норм процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении управлением не допущены.
Кроме того, суд указал, что на основании оспариваемого постановления, АО "НЭСК-электросети назначено минимальное административное наказание в виде штрафа в сумме 600 000 рублей, предусмотренное санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного не имеется, поскольку неоднократное совершение обществом однородных правонарушений в отсутствие исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, свидетельствует о пренебрежительном отношении последнего к исполнению возложенных на него законом обязанностей и создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям (статья 2.9 КоАП РФ, пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, требование общества о признании незаконным постановления 16.11.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4322/2020, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 600 000 рублей, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции. Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2021 по делу N А32-3730/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3730/2021
Истец: АО "НЭСК-Электросети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, ООО "Энерго Инновации", УФАС по КК