г.Москва |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А40-246495/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Насрутиновым К.Р.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "МОЭК"
на Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2021
по делу N А40-246495/20,
по иску ООО "Волхонка" (ИНН: 7704883997)
к ПАО "МОЭК" (ИНН: 7720518494),
3-е лицо - ФГКУ "ЦВК по МТО ФС ВНГ РФ" (ИНН: 7722281473),
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 04.515048-ТЭ,
при участии в судебном заседании:
от истца: Волконская Д.Г. по доверенности от 22.06.2021,
от ответчика: Яковлева А.С. по доверенности 19.07.2021,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 07.05.2021 урегулированы возникшие между ООО "ВОЛХОНКА" и ПАО "МОЭК" разногласия при заключении Договора N 04.515048-ТЭ, Договор N04.515048-ТЭ считается заключенным в редакции ООО "ВОЛХОНКА" на условиях поименованных в иске.
При этом суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считает, что оснований для внесения изменений в договор не имелось.
Истец в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) направил отзыв на апелляционную жалобу, считает, что решение суда первой инстанции обоснованно, а жалоба не подлежит удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не поступало, в связи с этим, при отсутствии возражений со стороны представителей истца, ответчика, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.123,156,266 АПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, приняв по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "ВОЛХОНКА" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома 41А по ул. Кирпичная в г. Москве на основании государственного контракта N 5 от 15.01.2020.
ПАО "МОЭК" осуществляет поставку теплоносителя на нужды отопления и горячего водоснабжения в многоквартирный дом, расположенный по адресу г. Москва, ул. Кирпичная, дом 41 А (далее - МКД). МКД оборудован индивидуальным тепловым пунктом, внутри которого установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ).
Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) - это устройство, предназначенное для транспортировки тепловой энергии от тепловой сети (ТЭЦ, ЦТП, котельной) к внутридомовым системам: отопление, ГВС - горячее водоснабжение, вентиляция.
Он представляет собой единый автоматизированный комплекс оборудования и устройств, предназначенный для теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, вентиляции.
Индивидуальный тепловой пункт подключается к централизованным сетям тепло-, водо-, электроснабжения. На входе устанавливаются приборы контроля, ведущие учет реально потребляемых ресурсов вне зависимости от их потерь на трассах. В самом ИТП происходит распределение тепла, горячей и холодной воды, рекуперация воздуха, идущего в систему вентиляции, и автоматическое поддержание комфортной температуры в здании в зависимости от внешних условий.
22.01.2020 истец обратился в филиал ответчика (отделение сбыта N 4 по ВАО) для заключения договора поставки теплоносителя.
30.01.2020 в адрес истца был направлен договор N 04.515048-ТЭ (далее -договор), который истец получил 04.02.2020, с условиями которого истец в силу наличия статуса исполнителя коммунальных услуг не согласился.
12.02.2020 в адрес истца был направлен акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей, полученный истцом 19.02.2020, с которым истец не согласен.
В связи с наличием разногласий истец 01.03.2020 направил в адрес ответчика Протокол разногласий, который ответчиком своевременно не получен. 12.08.2020 г. Протокол разногласий нарочно был доставлен в филиал ответчика.
27.08.2020 в адрес истца был направлен Протокол согласования разногласий, в котором основные обязательства по договору, имеющие существенное значение для истца как исполнителя коммунальных услуг, не урегулированы.
По мнению истца, возникшие между сторонами разногласия являются существенными, так как увеличивают финансовую нагрузку как на истца, так и на нанимателей, проживающих в МКД.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в суд.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, досконально описав необходимые обстоятельства дела, согласно которым сделал правильные выводы.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 ГК РФ).
В силу п.2 ст.548 ГК РФ отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст.539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. По положениям п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Отношения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии "Договор теплоснабжения и поставки горячей воды" Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" поставка тепловой энергии (мощности) осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключенного теплоснабжающей организацией с потребителем.
В соответствии со ст.426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, то есть обязателен к заключению энергоснабжающей организацией в отношении каждого, кто к нему обратится; отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Пунктом 1 ст.445 ГК РФ определено, что сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно ст.446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст.445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора" (далее - Постановление N 49) разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Равным образом на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда.
Согласно пункту 16 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), условия договора ресурсоснабжения определяются настоящими Правилами, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее - Правила N354), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491 (далее - Правила N491), а также субсидиарно нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения, которыми в рассматриваемых отношениях являются Федеральный закон от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2008 N808 (далее - Правила N808), Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N115 (далее -Правила N115), Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N1034 (далее - Правила N1034), Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170).
Согласно п.5 ст.426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.
В соответствии с п. 8 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 29.06.2020) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационнотелекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Данное императивное правило ответчиком при урегулировании Протокола разногласий не учтено. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит.
Пунктом 35 Приказа Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" установлено, что оплата абонентом полученной тепловой энергии и теплоносителей производится в соответствии с данными учета по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Количество полученной тепловой энергии и израсходованных теплоносителей, подлежащие оплате, определяются на границе эксплуатационной ответственности; потери тепловой энергии и теплоносителей до этой границы дополнительной оплате не подлежат.
Как упомянуто в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), управляющая компания обязана возместить ресурсоснабжающей организации потери тепловой энергии в сетях только в тех случаях, когда указанные сети относятся к общему имуществу многоквартирного дома Определение ВС РФ от 3 октября 2016 г. N 308-ЭС16-7310).
Управляющая организация, как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, оказывать коммунальные услуги, а также дает право требовать с потребителей внесения платы за эти услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - правила 354).
В силу п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии -нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
По смыслу ч.2 ст.19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" приборы учета устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Обязанность владельца тепловых сетей оплатить потерянную в них тепловую энергию вытекает из положений п.5 ст.13, п.11 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 544 ГК РФ.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме" в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
По результатам неоднократных попыток по инициативе ответчика урегулировать спор мирным путем, Истец и Ответчик урегулировали п. 1.2. Договора, внесли изменения в Приложение 1 к Договору и установили, что местом исполнения обязательств Ответчика признается точка поставки, указанная в Приложении 1 к Договору, а именно внешняя стена многоквартирного дома 41 А ул. Кирпичная г. Москва.
Так же Ответчик внёс изменения в Приложение 3 и Приложение 3.1. Договора, тем самым урегулировав п. 2.4. Договора, так как произвел перерасчет величин потерь тепловой энергии, согласованных сторонами в п. 2 приложения 3 к Договору.
Иные разногласия сторонами не согласованы.
Истец, для урегулирования п.1.3. Договора считал необходимым внести изменения в Приложение N 6 к Договору и изложить Приложение 6 к Договору в следующей редакции: "Границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Сторон определяются в отношении каждого многоквартирного дома в подписанных Сторонами актах разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности Сторон, которые являются неотъемлемой частью Договора. Границей балансовой принадлежности между ПАО "МОЭК" и ООО "ВОЛХОНКА" является внешняя стена многоквартирного дома 41А ул. Кирпичная г. Москва, границей эксплуатационной ответственности является многоквартирного дома 41А ул. Кирпичная г. Москва".
Согласно п. 8 Правил N 491, внешней границей сетей тепло, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома. Границей эксплуатационной ответственности является внешняя граница стены многоквартирного дома (в связи с наличием ИТП).
В соответствии с п. 7 Приложения 1(1) к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 02.03.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") ресурсоснабжающая организация осуществлять предоставление коммунальных услуг потребителю в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящего договора.
В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" существенными условиями договора ресурсоснабжения являются показатели качества поставляемого коммунального ресурса, которые определяются в конечной точке поставки. В соответствии с п.п. а п. 18 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода сточных вод из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения. Исполнитель несет ответственность в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг, которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса. Исполнитель обязан осуществлять контроль качества поставляемого коммунального ресурса и непрерывности его подачи на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В предложенном Ответчиком Акте разграничения балансовой принадлежности отсутствует ответственность Ответчика перед Истцом, что противоречило нормам жилищного и гражданского законодательства.
П. 2.5.1. об определении объема поставленной тепловой энергии Ответчик предлагает осуществлять расчетным способом и, соответственно, вытекающие из п. 2 Договора пункты, относящиеся к расчету поставленного коммунального ресурса (п. 2.6., 2.6.1).
Истец, п. 2.6. Договора считал необходимым изложить в следующей редакции: "Количество (объем) тепловой энергии, подлежащее оплате за расчетный период, определяется по показаниям общедомового прибора учёта и подлежит к расчету и оплате только в отопительный период (в соответствии с нормами ст. 544 ГК РФ, нормами Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.), в случае выхода из строя общедомового прибора учета расчет производится по следующей формуле, установленной п. 42(1) абз. 2 Правил N 354: р = s*V*T,
где S - площадь помещений;
V - среднемесячный объем потребления за предыдущий год; Т - тариф на тепловую энергию".
В обосновании своей позиции истец ссылался на решение собственника, изложенное в письме от 11.08.2020 г. N 925/22-2923 и зарегистрированное 12.08.2020 за входящим 01-ф11/04-35948/20.
Ссылка Ответчика на Распоряжение Правительства Москвы N 629-1Ш от 29.09.2016 противоречит нормам ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Постановления N354, которым установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Законность и обоснованность требования Истца о расчете теплоносителя исходя из показаний общедомового прибора учета в том числе подтверждена Определением Верховного суда РФ от 02.11.2015 г. дело N ВАС-6046/14, а так же выводами Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-237822/16-50-2130
Истец ссылался, что для урегулирования п. 2.1. Договора необходимо внести изменения в п. 3 и п. 5 Приложения 3 путем исключения потерь тепловой энергии, связанных с потерями теплоносителя и нормативные потери теплоносителя и изложить п.3 Приложения 3 в следующей редакции: Потери тепловой энергии, связанные с потерями теплоносителя 0 Гкал/год, п. 5 Приложения 3 изложить в следующей редакции: Нормативные потери теплоносителя 0 куб.м/час.
В соответствии с п. 75 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказ Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2014 N 34040) потери тепловой энергии складываются из двух составляющих:
потери тепловой энергии через изоляцию трубопроводов на участке тепловой сети, находящейся на балансе потребителей без приборов учета, за расчетный период, Гкал;
потери тепловой энергии со всеми видами утечки теплоносителя из систем теплопотребления потребителей без приборов учета и участков тепловой сети на их балансе за расчетный период, Гкал.
Потери в сетях Истца уже учтены в п.2 Приложения 3 к Договору.
Включая к оплате иные потери в обязанности Истца, Ответчик перекладывает бремя своих обязательств, что подтверждается нормами Приказа Министерства энергетики Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя от 30.12.2008 г. N 325: Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее -нормативы технологических потерь) определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям (далее - теплосетевая организация).
Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, что означает, что тепловые потери уже заложены в тариф.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.1 ст.65, ч.2 ст.9 АПК РФ).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что с учетом положений гражданского и жилищного законодательства, в том числе во взаимосвязи с положениями Правил N 491, сформирована однозначная правовая позиция о том, что в силу Закона об определении общей долевой собственности в многоквартирных домах, границей балансовой принадлежности тепловых сетей может быть только стена многоквартирного жилого дома. Границей эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям, в отсутствии соглашения сторон об ином, должна быть установлена исключительно по границе балансовой принадлежности, то есть по стене жилого дома.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354. Однако Ответчик рассматривает только п. 42(1) указанного НПА, что является юридически некорректным, так как МКД оборудован ОДНУ, и требования п. 42(1) не применимы.
Перечень вопросов, которые могут решать собственники, обозначенный в ст. 44 ЖК РФ, не является исчерпывающим, а является диспозитивным. Титульный собственник жилых помещений и общего имущества в данном МКД - Российская Федерация в лице Федерального государственного казенного учреждения "Центральная войсковая комендатура по материально-техническому обеспечению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", который принял решение о порядке расчета за услугу "отопление и горячее водоснабжение", исходя из фактически потребленного ресурса по 1/7 в силу диспозиции норм ст. 544 ГК РФ.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплачивается фактически принятое абонентом количество энергии на основании данных учета, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или соглашением сторон. Иное как раз и предусмотрено ст. 157 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг.
Данное императивное правило Ответчиком при урегулировании Протокола разногласий не учтено. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит.
Вместе с этим, в силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, а также правила, обязательные для соблюдения при заключении управляющей организацией (ТСЖ) либо жилищным кооперативом (иным специализированным потребительским кооперативом) договоров с РСО, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение, электро- и газоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для РСО в порядке, определенном законодательством РФ. Если исполнителем является ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо УК, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, газа, электрической и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным на основании законодательства РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги.
Так как в соответствии с договором теплоснабжения УК является исполнителем коммунальных услуг, приобретающим тепловую энергию у РСО для оказания коммунальных услуг гражданам, метод и порядок учета тепловой энергии должны определяться на основании ст. 157 ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг по показаниям приборов учета (а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ), а услуги - оплачиваться по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Возложение обязанности по эксплуатации и ремонту тепловых сетей на управляющую организацию в конечном итоге приведет к включению этих расходов в тарифы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, и, как следствие, именно собственники квартир и нежилых помещений будут финансировать содержание таких тепловых сетей, то есть на бытовых потребителей возлагаются несвойственные им функции (содержание и эксплуатация сетей, размещенных за пределами внешней стены многоквартирного дома; распоряжение объектами сетевого хозяйства; бремя несение расходов по оплате потерь энергии в сетях и т.п.), что недопустимо в силу норм действующего Законодательства, в частности обязанности по содержанию имущества его собственником.
Решением вопросов по содержанию и эксплуатации сетей должны заниматься профессиональные участники рынка (теплосетевые организации, теплоснабжающие организации). Таким образом, п. 2.4. Договора являлся ничтожным, так как точка поставки теплоносителя - индивидуальный тепловой пункт. Балансовая принадлежность тех или иных систем теплоснабжения означает наличие у владельца права собственности на эти объекты либо иного вещного права (например, права хозяйственного ведения, права оперативного управления или права аренды). В свою очередь, эксплуатационная ответственность возникает только на основании договора в виде обязанности по содержанию и обслуживанию тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии.
Кроме этого, в отсутствие доказательств того, что приборы учета в МКД установлены не на границе балансовой принадлежности, а также доказательств, свидетельствующих о наличии тепловых потерь и подтверждающих их объем, возложение на собственников помещений обязанности по оплате потерь тепловой энергии на не принадлежащих им внешних сетях не соответствует положениям ст. 210 ГК РФ и нормам жилищного законодательства.
Управляющая компания обязана возместить ресурсоснабжающей организации потери тепловой энергии в сетях только в тех случаях, когда указанные сети относятся к общему имуществу многоквартирного дома. Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (ст. 539, 544 ГК РФ, п. 5 ст. 15, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее -Закон о теплоснабжении), п. 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N808).
Кроме того, суд первой инстанции, оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к правильному выводу о необходимости и разумности взыскания с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 30.000,00 рублей, суд апелляционной инстанции с учетом разъяснений данных в Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 года N 454-О, положений ст.110 АПК РФ, Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82, Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1 полагает правильным взыскание судебных расходов в заявленной сумме, ввиду предоставления надлежащих доказательств несения последних (договор N 01-12/2020 от 01.12.2020, платежные поручения N 835 от 19.10.2020, N 836 от 19.10.2020).
Доказательств того, что требуемый истцом размер взыскиваемых расходов является завышенным, ответчиком в нарушение требований ст.65 АПК РФ не представлялось.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Понесенные истцом расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд с иском, правомерно взысканы с ответчика в порядке ч.1 ст.110 АПК РФ.
Расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2021 по делу N А40-246495/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ПАО "МОЭК в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246495/2020
Истец: ООО "ВОЛХОНКА"
Ответчик: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ ВОЙСКОВАЯ КОМЕНДАТУРА ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"