город Воронеж |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А36-7780/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 августа 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Акименко О.А. - представитель по доверенности от 30.12.2020 N 47, действительна до 31.12.2021, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ,
от общества с ограниченной ответственностью "Вера": представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.05.2021 по делу N А36-7780/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вера" к Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования по установлению страхового тарифа в размере 4,5% в отношении ООО "Вера" незаконными и обязании установить страховой тариф в отношении ООО "Вера", соответствующий фактически осуществляемой истцом деятельности, а именно, по ОКВЭД 01.42,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вера" (далее - заявитель, ООО "Вера") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ГУ - Липецкое РО ФСС РФ) о признании действий ГУ - Липецкое РО ФСС РФ по установлению страхового тарифа в размере 4,5% в отношении ООО "Вера" незаконными и обязании ответчика установить страховой тариф в отношении ООО "Вера", соответствующий фактически осуществляемой истцом деятельности, а именно, по ОКВЭД 01.42 (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ - л.д.104).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 13.05.2021 по делу N А36-7780/2020 заявленные требования удовлетворены, действия Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования по установлению страхового тарифа в размере 4,5% в отношении ООО "Вера" признаны незаконными. Суд обязал Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Вера", установив страховой тариф в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вера", соответствующий классу профессионального риска основного вида экономической деятельности 01.42 в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ГУ - Липецкое РО ФСС РФ обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ГУ - Липецкое РО ФСС РФ ссылается на отсутствие у суда первой инстанции оснований для восстановления заявителю пропущенного процессуального срока для обжалования решения Фонда.
Ссылка суда на подачу заявления общества об оспаривании решения Фонда в рамках дела N А36-5414/2020 в установленный срок не обоснована, поскольку определением Арбитражного суда Липецкой области от 06.08.2020 соответствующее заявление ООО "ВЕРА" было оставлено без движения, а в последующем возвращено определением от 09.09.2020. Соответственно, данное дело не имеет преюдициального значения для судебного разбирательства по делу NАЗ6-7780/2020. Иных уважительных причин для восстановления пропущенного срока обществу у суда первой инстанции не имелось.
Также Фонд указывает на отсутствие оснований для признания оспариваемого решения об установлении фондом размера страхового тарифа обществу. Поскольку ООО "Вера" не представило в срок до 12.05.2020 заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением соответствующих документов, а у Фонда отсутствовали сведения об осуществляемой страхователем деятельности, в связи с чем региональное отделение на основании пункта 5 Порядка N 55 и пункта 13 Правил от 01.12.2005 N 713 правомерно отнесло его к тому виду деятельности, который из заявленных Обществом, по сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.01.2020, имеет наиболее высокий класс профессионального риска (25).
Учреждение также указывает, что для подтверждения ОКВЭД не обязательно приходить на личный прием в отделение Фонда, у страхователя имелась предоставить необходимые документы по почте или через электронные сервисы (через Единый портал государственных услуг или непосредственно на сайте отделения Фонда).
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Вера" указывает на то, что по смыслу п. 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п. 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. ООО "Вера" представило в Фонд социального страхования документы, подтверждающие основной вид своей экономической деятельности, а именно: ОКВЭД 01.42. "Разведение прочих пород крупного рогатого скота и буйволов", однако данные документы не были приняты во внимание по причине их предоставления с нарушением установленного срока.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ООО "Вера", извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения ООО "Вера", апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве страхователя по месту своего нахождения - в Государственном учреждении - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за регистрационным номером 480007108448001. Основным видом экономической деятельности Общества в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц с 04.03.2019 является "Разведение прочих пород крупного рогатого скота и буйволов, производство спермы" (код ОКВЭД 01.42) (л.д. 23). Указанный вид деятельности соответствует 19-му классу профессионального риска, размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по этой деятельности составляет 2,5%.
Поскольку Общество не представило в установленный срок (до 12.05.2020, применительно к 2020 году) в Фонд социального страхования документы, необходимые для подтверждения основного вида экономической деятельности в целях установления ему тарифа страховых взносов, территориальный Фонд отнес данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности из указанных в отношении данного лица в Едином государственном реестре юридических лиц - "Разведение овец и коз" (ОКВЭД 01.45.1), 25 класс профессионального риска, и направил Обществу соответствующее уведомление от 19.05.2020 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установив размер страхового тарифа с января 2020 года как 4,50%.
Получив указанное уведомление, Общество направило в адрес Фонда социального страхования ходатайство об уточнении размера страховых взносов от 04.06.2020 (л.д. 8), в котором просило снизить тариф до 2,5%, указывая на то, что с момента образования предприятия осуществляет единственный вид деятельности "Разведение прочих пород крупного рогатого скота", нарушение срока подтверждения вида экономической деятельности произошло впервые, в связи с эпидемиологической обстановкой (л.д. 8). К данному ходатайству были приложены лист записи Единого государственного реестра юридических лиц от 04.03.2019, заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справка-подтверждение основного вида деятельности.
Письмом ГУ - Липецкого регионального отделения ФСС от 29.06.2020 N 01-17/4823-6621 Обществу было сообщено, что прием документов для подтверждения основного вида экономической деятельности осуществлялся с 09 января по 12 мая 2020 года, подтверждение страхователем основного вида экономической деятельности на 2020 год в установленный срок не произведено (л.д. 18, 19).
Полагая указанное решение Фонда незаконным, ООО "Вера" обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об отмене решения об установлении страхового тарифа в размере 4,5% и обязании установить страховой тариф в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вера", соответствующий реальной деятельности организации.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оснований для установления обществу страховых взносов в размере 4,5%, отнесенных к 25 классу профессионального риска, у фонда не имелось.
Оценивая доводы Фонда о пропуске обществом срока для подачи заявления в суд о признании ненормативного правового акта недействительным, суд пришел к выводу о наличии уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, последовательности позиции общества в реализации своего права на судебную защиту.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий государственного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Проверяя соблюдение заявителем установленного ч.4 ст. 198 АПК РФ срока обращения в суд, апелляционный суд учитывает, что из представленных заявителем и заинтересованным лицом доказательств усматривается, что о существе оспариваемых действий заявителю стало известно при получении письма ГУ - Липецкого регионального отделения ФСС от 29.06.2020 N 01-17/4823-6621 (л.д. 18, 19).
С рассматриваемым заявлением ООО "Вера" обратилось в суд первой инстанции по почте 07.10.2020, что следует из штампа Почта России на имеющемся в деле конверте (л.д. 29).
На основании изложенного, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок обращения в суд заявителем пропущен.
При этом, в судебном заседании от 30.03.2021 ООО "Вера" было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу настоящего заявления, ссылаясь на первоначальное обращение в суд в рамках дела N А36-5414/2020 с заявлением к государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об отмене решения об установлении страхового тарифа в размере 4,5% и обязании установить страховой тариф в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вера", соответствующий реальной деятельности организации, с соблюдением процессуального срока, оставление судом поданного заявления без движения, а затем его возврат.
Тот факт, что ходатайство о восстановлении срока подано в процессе рассмотрения спора в судебном заседании от 30.03.2021, а не при подачи заявления в суд, не свидетельствует о необходимости отказа в пропуске срока.
Статьей 115 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено указанным кодексом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Вопрос о том, являются ли уважительными причины пропуска срока на обжалование, а также оценка доказательств и доводов, приведенных в обоснование ходатайства о восстановлении срока, являются прерогативой суда, рассматривающего ходатайство, который учитывает конкретные обстоятельства и оценивает их по своему внутреннему убеждению в соответствии с закрепленными АПК РФ принципами.
Как установлено судом первой инстанции, первоначально ООО "Вера" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области 30.07.2020.
Таким образом, первоначально заявление с требованием об отмене решения об установлении страхового тарифа в размере 4,5% и обязании установить страховой тариф в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вера", соответствующий реальной деятельности организации, подано ООО "Вера" с соблюдением срока установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 06.08.2020 по делу N А36-5414/2020 заявление было оставлено без движения.
Определением от 09.09.2020 заявление по делу N А36-5414/2020 было возвращено.
Полагая, что Фондом неверно определен основной вид экономической деятельности Общества, и, как следствие, неверно определен тариф страховых взносов, 07.10.2020 ООО "Вера" повторно обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, в дальнейшем 30.03.2021 уточнив предмет заявленных требований.
Суд области, признавая причины пропуска заявителем срока на обжалование уважительными, исходил из последовательности позиции общества в реализации права на судебную защиту, а также учел тот факт, что период с момента получения письма ГУ - Липецкого регионального отделения ФСС от 29.06.2020 N 01-17/4823-6621 и до момента повторного обращения в суд, если исключить период, в течение которого заявление первоначально находилось на стадии принятия, не превышает трех месяцев.
Оценивая доводы общества о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с заявлением, апелляционный суд, соглашается с судом первой инстанции и находит ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу вышеуказанного заявления подлежащим удовлетворению, ввиду чего заявленные учреждением требования правомерно подлежали рассмотрению по существу.
Поскольку нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, право установления этих причин и их оценка принадлежит суду.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы, свидетельствующие о несогласии Фонда с оценкой судом наличия оснований для восстановления пропущенного срока на обращение в суд, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценивая законность действий ГУ - Липецкое РО ФСС РФ по установлению страхового тарифа в размере 4,5% в отношении ООО "Вера", суд области обоснованно руководствовался следующим.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ, в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
Согласно п. п. 2, 3 Правил, виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии с настоящими Правилами, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил определено, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации (пункт 9 Правил).
В силу п. 11 Правил, основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
На основании приведенных положений Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок подтверждения от 31.01.2006 N 55).
В силу пункта 2 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил от 01.12.2005 N 713.
Пунктом 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил, согласно которым, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция ранее была изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе, Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 по делу N А45-16531/2017.
Как установлено судом первой инстанции, в связи с установлением нерабочих дней с 15 апреля 2020 года по 11 мая 2020 года заявление для подтверждения основного вида экономической деятельности могло быть направлено страхователем в срок не позднее 12 мая 2020 года.
Как следует из материалов дела, Обществом в адрес ГУ - Липецкого регионального отделения ФСС 12.05.2020 было направлено заказным письмом с уведомлением заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справка-подтверждение основного вида деятельности (л.д. 49 - 51). При указании адреса ГУ - Липецкого регионального отделения ФСС была допущена ошибка, в связи с чем, почтовое отправление не было получено ГУ - Липецкого регионального отделения ФСС и возвратилось адресату.
Из пояснений общества следует, что ошибка при направлении заявления в ГУ - Липецкого регионального отделения ФСС была допущена в связи с установлением нерабочих дней и необходимостью в дальнейшем соблюдения режима самоизоляции главным бухгалтером ООО "Вера" Сарычевой Л.В., в подтверждение чего представлены справка, приказ от 03.04.2020, а также должностная инструкция главного бухгалтера (л.д. 52 - 61).
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа N 316, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Постановление администрации Липецкой области от 26.03.2020 N 159 "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области" в отношении заявителя меры, связанные с приостановлением деятельности, не вводились. Вместе с тем, указанным Постановлением была возложена обязать соблюдать режим самоизоляции для граждан в возрасте старше 65 лет с 28 марта по 16 декабря 2020 года включительно. Режим самоизоляции должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах.
Судом первой инстанции правомерно учтены доводы заявителя о причинах нарушения срока на представление документов о подтверждении вида экономической деятельности по причине нахождения главного бухгалтера ООО "Вера" на самоизоляции. Оснований для переоценки данных выводов у суда не имеется.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что для подтверждения ОКВЭД можно было воспользоваться электронным сервисом - Единый портал государственных услуг или подать документы через сайт отделения Фонда, апелляционным судом не принимается, поскольку из имеющихся в деле ответов ООО "АйТи-Нэт" от 10.12.2020 и ПАО "Ростелеком" от 14.12.2020 следует отсутствие технической возможности произвести доступ к сети Интернет в с. Тростное, по адресу регистрации Сарычевой Л.В.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам рассмотрения ходатайства об уточнении размера страховых взносов от 04.06.2020, к которому были приложены необходимые документы, ГУ - Липецкого регионального отделения ФСС в связи с истечением срока приема документов не установило страховой тариф, соответствующий классу профессионального риска основного вида экономической деятельности 01.42 в соответствии с ОКВЭД и перерасчет страхового тарифа не произвело.
Основным видом экономической деятельности Общества в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц с 04.03.2019 является "Разведение прочих пород крупного рогатого скота и буйволов, производство спермы" (код ОКВЭД 01.42) (л.д. 23). Указанный вид деятельности соответствует 19-му классу профессионального риска, размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по этой деятельности составляет 2,5%. В подтверждение чего страхователем представлены оборотно-сальдовые ведомости по счету 11.01. за 2019, 2020 года, а также копии налоговых деклараций за 2019 год и извещений о вводе сведений в электронной форме (л.д. 80 - 84).
Таким образом, учреждением не оспорено, а наоборот подтверждено в апелляционной жалобе, что общество 05.06.2020 представило в фонд документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55, согласно которым основным видом экономической деятельности страхователя является "Разведение прочих пород крупного рогатого скота" (код ОКВЭД 01.42).
Учитывая тот факт, что учреждение должно отнести к виду экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска только осуществляемую организацией деятельность, а не виды деятельности, перечисленные в учредительных документах, оснований для установления обществу страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в размере 4,5%, отнесенных к 25 классу профессионального риска, у фонда не имелось.
Доводы фонда о пропуске страхователем срока на подтверждение основного вида деятельности апелляционным судом рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку из упомянутых выше законов не следует, что в случае непредставления страхователем в срок до 15 апреля (с учетом нерабочих дней - до 12 мая) документов, указанных в пункте 3 Порядка N 55, он утрачивает право на применение тарифа в соответствии с Законом N 179-ФЗ, то есть того тарифа, который соответствует фактически осуществляемой им деятельности.
С учетом изложенного, суд области правомерно удовлетворил заявленное требование и признал действия ГУ - Липецкого регионального отделения ФСС по установлению страхового тарифа в размере 4,5% в отношении ООО "Вера" незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
С учетом указанного на заинтересованное лицо возлагается обязанность устранить нарушения прав и законных интересов общества, установив в отношении него страховой тариф, соответствующий классу профессионального риска основного вида экономической деятельности 01.42 в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.05.2021 по делу N А36-7780/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-7780/2020
Истец: ООО "ВЕРА"
Ответчик: Липецкое региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации