г. Ессентуки |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А15-593/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Дагестан апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.05.2021 по делу N А15-593/2020, при участии в судебном заседании представителей: от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан - Рамазанова Г.А., (по доверенности), от общества с ограниченной ответственностью "Огни автотранспортное предприятие" - адвоката Абдуллаева А.Н. (доверенность от 20.08.2020 N5, ордер от 29.07.2020 N22),
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (далее - заявитель, Минтранс РД) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением обществу с ограниченной ответственностью "Огни автотранспортное предприятие" (далее - общество, ООО "Огни автотранс") о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок:
1. серии РД 000005 N 000646 на межмуниципальный маршрут "г. Дагестанские Огни - г. Махачкала" (регистрационный номер маршрута 228) со сроком действия с 05.08.2020 по 09.11.2021;
2. серии РД 000005 N 000648 на маршрут "г. Дагестанские Огни - с. Хучни" (регистрационный номер 230) со сроком действия с 05.08.2020 по 09.11.2021;
3. серии РД 000005 N 000649 на маршрут "г. Дагестанские Огни - г. Кизляр" (регистрационный номер 231) со сроком действия с 05.08.2020 по 09.11.2021;
4. серии РД 000005 N 000650 на маршрут "г. Дагестанские Огни - с. Хив" (регистрационный номер 232) со сроком действия с 05.08.2020 по 09.11.2021;
5. серии РД 000005 N 000651 на маршрут "г. Дагестанские Огни - г. Хасавюрт" (регистрационный номер 233) со сроком действия с 05.08.2020 по 09.11.2021 (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.05.2021 в удовлетворении требований министерству отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в допущенные обществом нарушения не свидетельствуют о грубом нарушении требований законодательства в сфере осуществления регулярных перевозок пассажиров, для пресечения которых необходимо принятие такой меры как прекращение действия выданных обществу свидетельств по маршрутам регулярных перевозок. Обществом устранены нарушения до обращения министерства в суд. Прекращение действия выданных обществу свидетельств повлечет невозможность осуществление последним основного вида деятельности, на осуществление которой у него имеется действующая лицензия, что будет крайней мерой, которую надлежит применять к недобросовестным перевозчикам в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянтом приведены доводы о том, что суд формально подошел к рассмотрению дела и необоснованно посчитал незначительными нарушения, допущенные обществом; Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) предусмотрена обязанность перевозчиков ежеквартально представлять в уполномоченный орган отчеты об осуществлении регулярных перевозок. Обществом в течение 2019 года неоднократно нарушена указанная обязанность, в связи с чем, имеются основания для прекращения выданных обществу свидетельств.
В отзыве на апелляционную жалобу общество полагает оспариваемое решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представители сторона настаивали на доводах, изложенных в представленных в суд письменных документах.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 08.07.2021 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.05.2021 по делу N А15-593/2020 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Огни автотранс" является действующим юридическим лицом, дата регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц 22.05.2008, основной регистрационный номер 1080550000904.
Основным видом деятельности общества является деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан обществу выданы свидетельства об осуществлении перевозок: серии РД 000005 N 000336, серии РД 000005 N 000338, серии РД 000005 N 000339, серии РД 000005 N 000340, серии РД 000005 N 000341.
В связи с внесением изменений в межмуниципальные маршруты регулярных перевозок на основании приказа Минтранса РД от 04.08.2020 N 92 "Об изменении регулярных межмуниципальных маршрутов", вышеуказанные свидетельства переоформлены, и обществу выданы спорные свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок: "г. Дагестанские Огни - г. Махачкала", "г. Дагестанские Огни - с. Хучни", "г. Дагестанские Огни - г. Кизляр", "г. Дагестанские Огни - с. Хив" и "г. Дагестанские Огни - г. Хасавюрт".
Ссылаясь на неоднократные нарушения ООО "Огни автотранс" обязанности по предоставлению в установленные законом сроки ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок в 2019 году, министерство обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
При рассмотрении дела суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований министерства.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Закон N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 06.06.2018 N 65 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан" (далее - Положение о министерстве), таким органом является Министерство транспорта Республики Дагестан.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Закона свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
Прекращение действия такого свидетельства означает прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту, то есть по существу является мерой административного воздействия.
В связи с этим при рассмотрении вопроса о прекращении действия свидетельства на основании пункта 2 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ суду необходимо не только формально установить факт привлечения лица к административной ответственности, но и оценить существенность допущенных перевозчиком нарушений, за совершение которых он привлечен к административной ответственности, и с учетом этого обстоятельства принять решение о необходимости применения такого последствия, как прекращение действия свидетельства.
В части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении в том числе такого обстоятельства как неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Из материалов дела видно, что общество не представило в суд доказательств, которые бы однозначно и достоверно свидетельствовали о своевременном представлении им в уполномоченный орган ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок за 1, 2 и 3 кварталы 2019 года.
На основании чего, суд первой инстанции заключил о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ для обращения министерства в арбитражный суд с заявлением о прекращении выданных обществу свидетельств.
Апелляционная коллегия полагает верным данный вывод суда и не усматривает оснований для иной оценки представленных в дело доказательств.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требования о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по спорным маршрутам регулярных перевозок, выданных ООО "Огни автотранс", суд первой инстанции руководствовался правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, согласно которой свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно указал, что прекращение действия выданных обществу свидетельств повлечет невозможность осуществления основного вида деятельности, на осуществление которого у него имеется действующая лицензия.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая социальную значимость оказания услуг по перевозке пассажиров, в рассматриваемом случае суд не усмотрел достаточных оснований для применения такой крайней меры административного воздействия как прекращение действия свидетельства, поскольку прекращение действия выданного обществу свидетельства повлечет невозможность осуществления им своего основного вида деятельности.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства.
Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права к обстоятельствам настоящего дела, выводы суда сделаны применительно к конкретным обстоятельствам спора, на основании исследования всех представленных по делу доказательств.
Процессуальные нормы при рассмотрении дела судом первой инстанции не нарушены.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, указанные в статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущие отмену или изменение решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба заявителя удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.05.2021 по делу N А15-593/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-593/2020
Истец: Министерство транспорта и дорожного хозяйства РД, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: ООО "Огни автотранспортное предприятие"
Третье лицо: Давудова Гульнара Камилевна