г. Красноярск |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А33-16061/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белоглазовой Е.В., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Октябрьское":
Кравцовой А.А., врио директора согласно приказу от 11.08.2021 N 18,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Октябрьское": Антонова А.Г., представителя по доверенности от 21.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края "Гортеплоэнерго" (ИНН 2452024096, ОГРН 1022401406554, Красноярский край, г. Железногорск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 20 мая 2021 года по делу N А33-16061/2020,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края "Гортеплоэнерго" (ИНН 2452024096, ОГРН 1022401406554, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Октябрьское" (ИНН 2452041126, ОГРН 1142452001493, далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору ресурсоснабжения на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде и горячей воды от 24.11.2014 N 2014Т-1173 за период с февраля по июль 2019 года в размере 211 804 руб. 59 коп.; задолженности за потребленную холодную воду и услуги водоотведения за период с мая по июль 2019 года в размере 4 998 руб. 38 коп.
Определением арбитражного суда от 22.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен временный управляющий Савин Николай Евгеньевич (г. Красноярск).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 мая 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- вывод суда первой инстанции о переходе собственников МКД по адресу: ул. Октябрьская, д. 26; ул. Решетнева, д. 13 с 20.11.2018 на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией основан на неверном применении нормы права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела;
- истец в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ воспользовался правом на отсрочку даты перехода на прямые договоры с потребителями;
- суд первой инстанции не учел нарушение ответчиком срока направления протокола общего собрания (протоколом от 05.11.2018 принято решение о заключении прямых договоров с 20.11.2018, в РСО копия поступила спустя месяц);
- фактически отпущенный истцом объем тепловой энергии на отопление за период с января по февраль 2019 года, превышающий среднемесячное потребление за 2018 год, подтверждается имеющимися в материалах дела отчетами суточными с тепловычислителя за соответствующий период;
- ответчик не лишен возможности произвести соответствующие расчеты в целях проведения корректировки собственникам помещений в многоквартирном доме размера платы за коммунальную услугу по отоплению за январь 2019 года, февраль 2019 года и представить их действующему исполнителю коммунальных услуг;
- действия ответчика по подготовке, начислению платы за коммунальные услуги, доставке платежных документов собственникам помещений в многоквартирном доме, подтверждает фактическое продолжение ответчиком осуществления статуса исполнителя коммунальных услуг;
- вывод суда первой инстанции о том, что разница в начислениях за содержание общедомового имущества за февраль-июль 2019 года у сторон состоит в том, что МП "Гортеплоэнерго" не учитывает отрицательную разницу, основан на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Согласно представленному отзыву на апелляционную жалобу, ответчик считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между МП "Гортеплоэнерго" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Октябрьское" (исполнитель) заключен договор ресурсоснабжения на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде и горячей воды (договор купли-продажи) N 2014Т-1173 от 24.11.2014, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется отпускать исполнителю тепловую энергию в горячей воде и горячую воду в многоквартирные жилые дома, указанные в Приложении N 1 к договору, находящиеся на обслуживании исполнителя, а исполнитель - принять и оплатить потребленную тепловую энергию в горячей воде и горячую воду с целью предоставления коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным кодексом РФ помещениями в многоквартирных домах, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирных домах, для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в необходимо объеме.
Как указывает истец, во исполнение своих обязательств по договору МП "Гортеплоэнерго" в период с 01.02.2019 по 31.07.2019 отпускало ответчику на его объекты тепловую энергию в горячей воде и горячую воду.
При определении стоимости потребленных ресурсов истцом применены нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные приложением N 15 к постановлению Правительства Красноярского края от 30.04.2015 N 217-П "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края"; постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2015 N 541 -п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 30.07.2013 N 370-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях и на общедомовые нужды при использовании земельного участка и надворных построек на территории Красноярского края".
Тариф на тепловую энергию для потребителей истца установлен приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2018 N 340-п и в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 2073,82 руб./Гкал (без учета НДС); с 01.07.2019 по 31.12.2019 составляет 2129,82 руб./Гкал (без учета НДС).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду для потребителей истца установлен приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2018 N 342-п и в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет: компонент на тепловую энергию, в размере 2073,82 руб./Гкал., компонент на теплоноситель в размере 46,38 руб./куб.м. (без учета НДС), с 01.07.2019 по 31.12.2019 составляет: компонент на тепловую энергию, в размере 2129,82 руб./Гкал., компонент на теплоноситель в размере 47,63 руб./куб.м. (без учета НДС).
За период с 01.02.2019 по 31.07.2019 за поставку тепловой энергии и горячей воды в многоквартирные дома, в том числе в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, находящемся в управлении ответчика, истцом ответчику выставлены счета, счета-фактуры и акты на предоставленные ресурсы.
Согласно расчету истца задолженность ответчика по оплате отпущенной тепловой энергии и горячей воды составляет 211 804,59 руб.
Как следует из искового заявления, в апреле 2019 года истцом в адрес ответчика был направлен проект договора ВК N 2439/19 холодного водоснабжения и водоотведения. Ответчик подписанный со своей стороны договор в адрес истца не вернул, услуги холодного водоснабжения и водоотведения оказывались истцом на объекты ответчика в отсутствие подписанного договора.
При расчете стоимости оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению истцом применены нормативы потребления коммунальных ресурсов для определения объёмов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Красноярского края от 17.05.2017 N 271-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Красноярского края и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Красноярского края, устанавливающие нормативы потребления коммунальных услуг на территории Красноярского края" (приложение N 1 к постановлению Правительства).
Тариф на питьевую воду для потребителей истца установлен приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 13.12.2018 N 721-в и в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 20,94 руб./м3, (без учета НДС); с 31.07.2019 по 31.12.2019 составляет 21,85 руб./м3, (без учета НДС).
Тариф на услуги водоотведения для потребителей истца установлен приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 13.12.2018 N 719-в и в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 23,89 руб./м3, (без учета НДС) с 31.07.2019 по 31.12.2019 составляет 27,07 руб./м3, (без учета НДС).
МП "Гортеплоэнерго" выставило ответчику документы для оплаты: счета, счета-фактуры, акты на предоставленные ресурсы за отпущенную и потребленную в период с 01.05.2019 года по 31.07.2019 года питьевую воду и за услуги водоотведения.
Согласно расчету истца, задолженности по оплате за отпущенную и потребленную в период май - июль 2019 года холодную воду и водоотведение составила 4 998,38 руб.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции верно указано, что отношения сторон регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов в спорный период регулируются также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013 (далее -Правила N 644).
Исходя из указанных Правил, отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что собственники МКД по адресам: г. Железногорск, ул. Решетнева, д. 13, и ул. Октябрьская, д. 26, с 20.11.2018, перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, т.е. в заявленный период должны оплачивать коммунальные ресурсы не управляющей компании, а напрямую МП "Гортеплоэнерго". Кроме того, истцом необоснованно произведена корректировка объема коммунальных ресурсов по спорным МКД за 2019 год, поскольку не учтены отрицательные значения в предыдущем расчетном периоде.
В апелляционной жалобе истец не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции. Вместе с тем, утверждения об обратном истцом документально не подтверждены и противоречат материалам дела, основаны на неверном толковании норм материального права. В связи с изложенным апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы на основании следующего.
Как следует из материалов дела, письмами N 745 и N 746 от 28.11.2018 ООО "Октябрьское" направило в адрес Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края подлинники документов общего собрания собственников МКД по адресам: г. Железногорск, ул. Октябрьская, д. 26 и ул. Решетнева, д. 13, проведенного в форме очно-заочного голосования.
Письмом N 758 от 03 декабря 2018 года ООО "Октябрьское" направило в адрес истца решение собственников о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией с просьбой направить в адрес ответчика уведомление о дате представления документов - актов отсечки показаний индивидуальных приборов учета.
Уведомления от истца о переносе срока заключения прямых договоров в адрес ответчика и собственников жилых помещений в МКД не поступало, в связи с чем судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что прямые договоры с собственниками помещений МКД по адресу: г. Железногорск, ул. Решетнева, д. 13 и ул. Октябрьская, д. 26, считаются заключенным с даты принятия решения о заключении, а именно с 20 ноября 2018 года.
Факт поставки ресурсов по договору теплоснабжения на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде и горячей воды (договор купли-продажи) N 2014Т-1076 от 11.08.2014 в заявленный в иске период подтверждается представленными в материалы дела документами.
Согласно расчету истца задолженность за потребленные в период 2019 года ресурсы составляет 189 420,45 руб. по счету от 28.02.2019 N 19933 (частично оплаченному ответчиком), корректировка за период с 01.03.2019 по 31.07.2019 на ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества в размере 22 384,14 руб. за период февраль-июль 2019 года, а также 4 998,38 руб. задолженности за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению за период с мая по июль 2019 года.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет задолженности произведен истцом без учета следующих обстоятельств:
- переход собственников помещений спорных домов на прямые договоры с МП "Гортеплоэнерго" осуществлен с 20.11.2018, что подтверждается представленными ответчиком в материалы дела протоколами N 1 от 05.11.2018 собственников помещений домов, расположенных по адресам: г. Железногорск, ул. Октябрьская, д. 26 и ул. Решетнева, д. 13, письмом N 758 от 03.12.2018, направленным ответчиком в адрес истца в подтверждение такого перехода;
- материалами дела (отметка истца от 05.12.2018 на письме N 758 от 03.12.2018) подтверждается, что о таком переходе на прямые платежи истцу стало известно 03.12.2018;
- расчеты за потребленную тепловую энергию в части коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края, за исключением города Канска, производятся равномерно в течение календарного года, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий календарный год, в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 373-п, пунктами 42 (1), 43 Правил N 354, с последующей корректировкой в I-ом квартале календарного года, следующего за расчетным;
- с 20.11.2018 ответчиком утрачен статус исполнителя коммунальных услуг в связи с переходом собственников помещений домов по адресам: г. Железногорск, ул. Октябрьская, д. 26 и ул. Решетнева, д. 13, на прямые договоры с МП "Гортеплоэнерго"; статус исполнителя коммунальной услуги с указанной даты приобрел истец;
- наличие у истца обязанности по проведению корректировки размера платы за 2019 год, (в 1 -ом квартале 2020 года).
Доказательства того, что ответчик произвел потребителям корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную в феврале-июле 2019 года, и получил плату, превышающую среднемесячный объем потребления тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за предыдущий год, истцом в материалы дела не представлены.
Корректировка платы за отопление представляет собой разницу между суммарной платой за отопление за все месяцы года и платой за отопление, определенной, исходя из показаний ОДПУ за тот же период. Если в течение года изменяется величина тарифа, при корректировке это обстоятельство не учитывается, поскольку формула 3(2) Приложения N 2 Постановления N 354 предусматривает итоговые показатели в рублях.
С учетом изложенного, действующим законодательством установлен особый порядок расчетов за коммунальные услуги по отоплению в случае установления в регионе способа оплаты равномерно в течение календарного года.
Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 373-п "О способе оплаты коммунальной услуги отопления на территории Красноярского края" установлено, что на территориях муниципальных образований Красноярского края, за исключением муниципального образования Красноярского края город Канск, установлен способ оплаты равномерно в течение календарного года.
Исходя из изложенных норм, с 01.01.2017 расчеты за потребленную тепловую энергию в части коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края производятся равномерно в течение календарного года, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий календарный год, в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 373- п, пунктами 42(1), 43 Правил N 354, по формулам 2(1), 3(1), 3(2) Правил N 354. При этом корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится в I-ом квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) Приложения N 2 к Правилам N 354.
С учетом предусмотренной действующим законодательством обязанности исполнителя коммунальной услуги корректировать размер платы только один раз в год в первом квартале следующего года, утраты ответчиком статуса исполнителя коммунальных услуг, отсутствия в Правилах N /N 124, 354 возможности проведения корректировки размера платы за часть календарного года, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что истцом необоснованно произведена корректировка ответчику за февраль-июль 2019 года, поскольку исполнитель коммунальной услуги обязан провести корректировку услуги отопления за 2019 год в первом квартале 2020 года.
Так, в основе исковых требований указана задолженность по счету-фактуре N 19933 от 28.02.2019. Указанный счет выставлен на сумму 390494,29 руб. По данному счету истец принял оплату на сумму 201 073,84 руб. задолженность по данному счету составляет 189420,45 руб. - это основная часть исковых требований.
Из акта на предоставленные ресурсы к указанному счету следует, что он выставлен на объем потребленной тепловой энергии на отопление в размере 127,849 Гкал. Однако, объем по услуге отопления, определенный расчетным путем исходя из 1/12 прошлогоднего объема за февраль 2019 года составил 51,433 Гкал (то, что выставлялось жителям, подтверждается платежными документами за февраль 2019 года. По МКД по ул. Октябрьской, 26 - 36,135 Гкал, по МКД по ул. Решетнева 13 -15,298 Гкал). Таким образом, истец предъявил завышенный объем по тепловой энергии на отопление в размере 76,416 Гкал (127,84951,433), на сумму 190 167,33 руб. (76,416 Гкал х 2488,58 руб./Гкал);
С 23.01.2019 по 22.02.2019 потреблено ГВС 186,369 м3 (отчет по тепловычислителю за период с 23.01.2019 по 22.02.2019 и письмо N 324 от 28.05.2019). Согласно акту на предоставленные ресурсы, истец предъявил к отплате объем по ГВС в размере 219,145 м3, что привело к завышению к оплате объема по ГВС на 32,776 м3 (219,145-186,369), что при действующем тарифе составляет 1824,31 руб. (32,776 х 55,66), указанный объем в м3, составляет 2,268 Гкал (32,776 х 0,0689), что при действующем тарифе на тепловую энергию для нужд ГВС составляет 5624,19 (2,268*2488,58). Таким образом, истец завысил стоимость ресурсов по счету N19933 от 28.02.2019 на 197615,83 руб. Поскольку сумма долга, согласно иску по указанному счету составляет 189 420,45 руб., то у ответчика за данный период имеется переплата в размере 8 195,38 руб. (189 420,45-197 615,83);
В отношении периода с 01.03.2019 по 31.07.2019 по задолженности на содержание общедомового имущества истцом не учтены отрицательные объемы. Так, по данным самого истца СОИ по теплоносителю за указанный период отсутствуют к оплате, истец должен ответчику 6,655 м3, что при действующем тарифе составляет 380,40 руб. (6,655*57,16).
В соответствии с частью 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
В пункте 4.4 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего кодекса.
Пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела (протоколы N 1 от 05.11.2018) следует, что собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Железногорск, ул. Октябрьская, 26, ул. Решетнева, 13 перешли на прямые договоры с МП "Гортеплоэнерго" с 20.11.2018, что не оспаривалось истцом при рассмотрении настоящего дела.
Ссылка истца на то, что фактический переход на прямые договоры с 20.11.2018 между МП "Гортеплоэнерго" и потребителями не осуществлен; он не мог выставлять платежные документы потребителям на оплату коммунальной услуги, к предоставлению которой не приступил; переход осуществлен только 01.03.2019, правомерно отклоненf судом первой инстанции, поскольку третьим вопросом в протоколах решения собственников МКД указано на принятие решения о заключении прямых договоров с 20.11.2018 между собственниками МКД и ресурсоснабжающими организациями.
Исходя из Правил N 354, факт оплаты ресурсов ресурсоснабжающей организации и выставление платежных документов собственникам многоквартирного дома не является безусловным доказательством наличия статуса исполнителя коммунальной услуги.
При таких обстоятельствах, несмотря на включение спорных домов в договор теплоснабжения на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде и горячей воды (договор купли-продажи) N 2014Т-1173 от 24.11.2014, основания для взыскания с ответчика задолженности отсутствуют. Фактически в связи с переходом с 20.11.2018 спорных домов на прямые платежи их собственники должны оплачивать потребленные ресурсы истцу.
Довод истца об отсутствии юридического значения направленных истцу копий протоколов общего собрания собственников спорных МКД несостоятелен, поскольку направление РСО оригиналов указанных документов жилищным законодательством не предусмотрено. При этом подлинные экземпляры протоколов общего собрания собственников направлены ответчиком в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (письмами N N 745,0745 от 28.11.2018).
Из материалов дела следует, что разница в начислениях за содержание общедомового имущества за февраль - июль 2019 года у сторон состоит в том, что МП "Гортеплоэнерго" не учитывает отрицательную разницу, что не соответствует позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в решении от 20.06.2018 по делу N АКПИ18-386, а также нормам действующего законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 7 которой собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В пункте 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случаи оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2017 года изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных домах.
Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Исходя из данных изменений, оплата коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, в многоквартирном доме будет производиться собственниками н нанимателями помещений в период управления многоквартирным домом управляющей организацией (или товариществом, кооперативом) до прекращения их деятельности в многоквартирном доме в качестве управляющих многоквартирным домом организаций в составе платы за коммунальные ресурсы, включаемой в плату за содержание жилого помещения (пункт 2 часть 1, пункт 1 часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 29, подпункт "л" пункта 11, пункты 31, 33 Правил N 491).
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги, исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Порядок предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, виды коммунальных услуг, в том числе возможность их предоставления и определения их объемов, установлены Правительством Российской Федерации в Правилах N 354.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктами 44, 48 Правил N 354 плата за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, - исходя из объемов коммунальных ресурсов, определяемых в зависимости от фактического потребления коммунальных ресурсов, но не выше нормативов потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме, если иное решение не будет принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета коммунального ресурса, - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Анализ изложенных норм Правил N 354 и Правил N 491 свидетельствует о том, что при оплате коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества, а также при оплате коммунальных ресурсов, включаемых в плату за содержание жилого помещения, применяются нормативы потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Соответствующие изменения с 01.01.2017 внесены также в пункты 1, 2 Правил N 124, устанавливающие предмет договора ресурсоснабжения и предусматривающие понятие "коммунальный ресурс", под которым понимаются в том числе: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения в целях содержания общего имущества.
В соответствии с пунктами 21, 21.1 Правил N 124 к обязанностям управляющей организации, товарищества, кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом относится заключение с рееурсоснабжающими организациями договора ресурсоснабжения на покупку коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме для предоставления коммунальных услуг и (или) в целях их потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Объем приобретаемых коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, подлежит определению, исходя из разницы в объёмах коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета, и потребленных в жилых и нежилых помещениях такого многоквартирного дома, а при подаче коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
Следовательно, Правила N 124 не устанавливают исключения для управляющей организации, товарищества, кооператива обязанности в части приобретения по договору ресурсоснабжения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
Подпунктами "а", "б", "в", "в.2", "г" пункта 21, подпунктами "а", "б", "в" пункта 21.1 Правил N 124 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество, кооперативы, управляющие многоквартирными домами, обязаны приобретать коммунальные ресурсы, поставляемые в многоквартирный дом, в части объемов соответствующих коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, или в составе общего объема коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом, или отдельно от объема коммунальных ресурсов, используемых в многоквартирном доме для предоставления ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома. При этом в указанных случаях виды коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в каждом многоквартирном доме, определяются видами коммунальных услуг, предоставляемых в жилые и нежилые помещения в таком многоквартирном доме.
При этом порядок определения соответствующих расходов для управляющих организаций, товариществ, кооперативов свидетельствует о том, что при управлении ими многоквартирным домом коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в таких домах, определяются соответственно видам коммунальных ресурсов, поставляемых в них в целях предоставления коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения.
Из пункта 21.1 Правил N 124 следует, что в случае, если величина Употр превышает или равна величине Уодпу, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным "0".
Исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354, Правил N 124 (с учетом изменений, действующих с 01.01.2017), принятие собственниками помещений решения о распределении коммунальных услуг на содержание общего имущества МКД между всеми жилыми и нежилыми помещениями, в том числе, в размере, превышающем объем сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, не изменяет обязанность потребителя (собственника, нанимателя) оплачивать коммунальную услугу (тепловая энергия, горячая вода на общедомовые нужды) в составе платы за содержание жилого (нежилого) помещения, включающей плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении (разницу между объемом по показаниям общедомового прибора учета и объемом, рассчитанным, исходя из нормативов потребления ресурса), а также обязанность управляющей организации заключить с ресурсоснабжающей организацией соответствующий договор в целях обеспечения коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения в многоквартирные дома, находящиеся в ее управлении.
При этом пункт 40 Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 1498 от 26.12.2016, действующей с 01.01.2017) предусматривает, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран, либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее -коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Исходя из пункта 44 Правил N 354, объем ресурса, потребленного на общедомовые нужды сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается управляющей организацией за счет своих средств. В этом случае возникающая при перерасчете положительная разница может привести к убыткам исполнителя; оплата, произведенная потребителями в расчетном периоде на сумму, исчисленную в объеме отрицательной разницы, и не учтенную в следующем (следующих) расчетном периоде при возникновении положительной величины, приведет к излишней оплате управляющей организацией этой разницы в составе общедомового потребления, которое затем распределяется между собственниками (в пределах норматива) и этой управляющей организацией (сверх норматива).
Пунктом 61 Правил N 354 предусмотрено, что, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен, исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем проведена проверка.
Из материалов дела следует, что расчет объема, подлежащего оплате на содержание общедомового имущества за спорный период, произведен истцом на основании пп. а) п. 21 Правил N 124: из объема, определенного по общедомовому прибору учета, исключен объем, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Кроме того, ответчиком в материалы дела представлены отчеты суточные с тепловычислителя ВКТ-7 (аналог Б-0) за период с января по декабрь 2019 года, из которых следует, что в указанный период в отношении объема теплоносителя в жилом доме по адресу: г. Железногорск, ул. Октябрьская, 26 образовалась отрицательная разница между потреблением по общедомовому прибору учету и индивидуальным потреблением в размере -26,923 м3, всего по двум спорным МКД - 5,598 м3.
В отношении тепловой энергии для нужд ГВС отрицательная разница по МКД по адресу: г. Железногорск, ул. Октябрьская, 26 составила -9,327 Гкал, всего по спорным МКД -7,857 Гкал.
Разница между тем, что оплатили жители ответчику за отопление по среднемесячному объему (1/12 от факта потребления тепла), и фактическим потреблением тепловой энергии на отопление за период с 01.03.2019 по 31.07.2019 составляет 19 552,77 руб. переплаты.
С учетом требований законодательства перерасчет размера платы должен быть произведен, исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета; в случае, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем проведена проверка.
Для решения же вопроса о корректировке начисления платы на содержание общедомовых нужд (уменьшения на отрицательную разницу) следует учитывать, проводились ли корректировки показаний индивидуальных показаний приборов учета в соответствии с пунктом 61 Правил N 354.
При этом при последующем перерасчете, предусмотренном пунктом 61 Правил N 354, объем индивидуального потребления холодной воды в целом по многоквартирным домам подлежит уменьшению (потребителям при перерасчете платы), что приводит к увеличению объема, потребленного на общедомовые нужды.
Так, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386 разъяснено, что положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном "0", в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Употр), превышает или равна объему коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Уодпу), не исключают перерасчет. В случае, если величина Употр превышает объем Уодпу, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика задолженности на содержание общедомового имущества в общей сумме 216 802,97 руб. отказано правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
-Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 мая 2021 года по делу N А33-16061/2020, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Е.В. Белоглазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16061/2020
Истец: Муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края "Гортеплоэнерго"
Ответчик: ООО "ОКТЯБРЬСКОЕ"
Третье лицо: к/у Туровцев А.А, Савин Н.Е.