16 августа 2021 г. |
Дело N А71-16728/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кощеевой М.Н.,
судей Балдина Р.А.,
Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой М.А.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобуответчика, Потребительского кооператива по содержанию и эксплуатации индивидуальных гаражей "Войсковой",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 мая 2021 года по делу N А71-16728/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336) к потребительскому кооперативу по содержанию и эксплуатации индивидуальных гаражей "Войсковой" (ОГРН 1021801000594, ИНН 1827007653) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - истец, общество "САХ") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к потребительскому кооперативу по содержанию и эксплуатации индивидуальных гаражей "Войсковой" (далее - ответчик, кооператив "Войсковой") о взыскании 243076,13 руб. долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (с учетом принятия судом первой инстанции уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.05.2021 с ответчика в пользу истца взыскано 243 076,13 руб. долга, а также 7 862 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины, истцу из федерального бюджета из федерального бюджета возвращено 2 036 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Ответчик обжаловал решение от 19.05.2021 в апелляционном порядке, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
В обоснование своей жалобы ответчик указывает, что сторонами заключен договор в редакции решения по делу N А71-10811/2020, в соответствии с которым определены объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупные габаритные отходы (КГО), периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним, которые определяются приложением N 1 к договору. Договор вступил в силу с момента вступления решения в законную силу и действует до 31.12.2021 с условиями продления. Договором предусмотрен способ удаления отходов - контейнерный, для чего у кооператива "Войсковой" имеется своя площадка для вывоза ТКО. Однако истец предъявляет требования в отношении иной площадки по адресу Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. 20 лет Победы, д. 94. При этом истцом не доказан факт оказания таких услуг, поскольку не представлено маршрутных листов движения мусоровозов и вывоз ТКО по каждому транспортному средству за спорный период. Информация ГЛОНАСС не подтверждает, по мнению ответчика, факта оказания услуг, поскольку свидетельствует о несоответствии графику и правилам благоустройства вывоза мусора. Из информации на сайте Администрации г. Сарапула следует, что вывоз ТКО по адресу ул. 20 лет Победы, д. 94 производится 1 раз в неделю, в то время как истец указывает на вывоз 7 раз в неделю. Счета-фактуры за 2019 год предъявлены истцом лишь 04.08.2020 в нарушение части 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). С 01.01.2020 услуги по обращению ТКО, оказываемые региональными операторами не облагаются налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), вместе с тем истец за 2020 год продолжает начислять НДС. Кроме того, истец начислил пени с 2020 году, однако, до 01.01.2021 начисление пени приостанавливается на основании постановления Правительства Российской Федерации от02.04.2020 N 424. Ответчик также указывает на постановление правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 " о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", согласно которому, если исполнитель допустил перерывы в предоставлении коммунальной услуги, превышающей установленную продолжительность, то он обязан произвести перерасчет платы за такую услугу. Поскольку в 2019 году не предоставлялись документы на оплату услуг, был допущен перерыв, следовательно, их стоимость подлежит перерасчету. Также, обращая внимание суда, что договор между сторонами вступил в силу с момента вступления в законную силу решения от 17.02.2021, следует, что ранее между сторонами отсутствовали договорные отношения.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклонил приведенные в ней доводы; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между обществом "САХ" (региональным оператором) и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии заключено соглашение от 28.04.2018 об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО в Удмуртской Республике.
При этом общество "САХ" с 01.01.2019 наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
В материалы дела истцом представлен договор N ТКОо100410 на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому истец обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ответчик обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1 договора).
В соответствии с Приложением N 1 к Договору, объект (гаражи парковки закрытого типа машино-места) расположен по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. 20 лет Победы.
В силу пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ), пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между истцом и ответчиком не подписан, отношения сторон в спорный период регулировались полученным ответчиком договором N ТКОо100410 на типовых условиях.
В соответствии с пунктом 1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель в случае определения объема оказанных услуг исходя из нормативов накопления ТКО оплачивает услуги до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Оплата услуг за отчетный месяц осуществляется потребителем н основании акта оказанных услуг и счета-фактуры или универсального передаточного документа независимо от подписания акта оказанных услуг или УПД потребителем.
Предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены в рассматриваемый период приказами Минстроя УР от 20.12.2018 N 23/1, от 20.12.2019 N 29/94.
Являясь региональным оператором по обращению с ТКО, в период с января 2019 года по июнь 2020 года, истец оказывал услуги по обращению с ТКО Кооперативу "Войсковое", предъявив последнему для оплаты УПД на общую сумму 243 076,13 руб., которая последним в полном объеме не оплачена.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательства по оплате оказанных услуг, общество "САХ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности за период с января 2019 года по июнь 2020 года в общем размере 243 076,13 руб.
Признав заявленное требование обоснованным, суд первой инстанции иск удовлетворил.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В подтверждение факта оказания услуг по обращению с ТКО истцом представлены УПД, неподписанные ответчиком, счета на оплату (л.д. 42-59), отчеты спутниковой навигации ГЛОНАСС, претензия от 17.11.2020 N 16708.
Судом первой инстанции обоснованно указанные документы приняты в качестве надлежащих доказательств факта оказания услуг.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц. Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ" Об обращении с ТКО").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом а) пункта 5 настоящих Правил, в частности, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно Правилам N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Региональный оператор по обращению с ТКО вывозит их из мест (площадок) накопления, определенных органом местного самоуправления. Невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для уменьшения размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик является юридическим лицом, деятельность которого в спорный период в установленном порядке не прекращена, следовательно, в ходе осуществления им деятельности происходит образования ТКО, поскольку любая деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Иного из материалов дела не следует.
Соответственно, вывоз ТКО осуществляется независимо от поданной заявки с ближайшей контейнерной площадки, указанной в реестре мест накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сарапул, которая расположена по адресу: расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул ул. 20 лет Победы, д. 94, и обслуживается в соответствии с графиком согласно СанПиН, в связи с чем подлежит отклонению довод ответчика о том, что в спорный период услуга ему не оказывалась.
Доказательства того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период осуществляло иное лицо, суду не представлены, сведения об объемах оказанных услуг, содержащиеся в документах истца, ответчиком документально не опровергнуты (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик в апелляционной жалобе указал, что в спорный период услуга по вывозу ТКО не осуществлялась, в настоящее время (с февраля 2021 года) ответчиком согласована контейнерная площадка. Данные доводы подлежат отклонению, поскольку не опровергают факт оказания услуг региональным оператором в спорный период. В частности, как было указано ранее в субъекте заключено соглашение с региональным оператором - обществом "САХ" по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО, в связи с чем у Кооператива "Войсковой" (расположенного на территории соответствующего субъекта) как собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору с учетом того, что доказательств оказания данной услуги иным лицом ответчиком не представлено.
В связи с указанным само по себе отсутствие договора не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности по оплате оказанных региональным оператором услуг, учитывая, что действующим законодательством предусмотрено их оказание на условиях типового договора. В настоящем случае такое предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора (http://регоператорудмуртии.рф/) и в газете "Известия Удмуртской Республики" от 27.12.2018 N 151 (4876).
Таким образом, поскольку в материалы дела не представлен заключенный между сторонами договор (подписанный в двустороннем порядке), осуществление своей деятельности Кооперативом "Войсковое" не оспорено, суд первой инстанции верно указал, что правоотношения между сторонами в спорный период (январь 2019 года - июнь 2020 года) подлежат регулированию условиями типового договора.
Поскольку представленный истцом расчет стоимости оказанных в исковой период времени услуг по вывозу ТКО ответчиком не оспорен, судом проверен и признан правомерным, соответствующим действующему законодательству, суд первой инстанции правомерно удовлетвори заявленные истцом требования в полном объеме.
Доказательств того, что в спорный период (с января 2019 по июнь 2020 года) ответчиком были согласованы иные условия договора, отличные от типового договора, либо деятельность ответчиком не осуществлялась, в материалы дела не представлены. При том следует отметить, что приведенные в апелляционной жалобе доводы о непредставлении маршрутных листов, определение в типовом договоре вывоз ТКО ежедневно, не опровергает факт оказания услуг региональным оператором, учитывая также, что расчет задолженности формируется исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, который не учитывает периодичность вывоза отходов. В связи с указанным соответствующие доводы подлежат отклонению как необоснованные.
Кроме того, доводы ответчика о том, что истцом после 2020 года в нарушение действующего законодательства выставляется НДС, не подлежащая уплате региональным оператором, подлежат отклонению, поскольку не нашли своего документального подтверждения. Из приведенного истцом расчета (л.д. 8) следует, что начиная с января 2020 года ответчику предъявлены суммы долга без НДС.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении требований регионального оператора у суда первой инстанции не имелось.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 мая 2021 года по делу N А71-16728/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
М.Н. Кощеева |
Судьи |
Р.А. Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-16728/2020
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: по содержанию и эксплуатации индивидуальных гаражей "Войсковой"