город Ростов-на-Дону |
|
16 августа 2021 г. |
дело N А32-49455/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
при участии:
с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" онлайн-заседание участвует представитель истца - Соболева М.Н. по доверенности от 06.11.2020,
с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" онлайн-заседание участвует управляющий ТСЖ "Альянс 2007" - Лазина Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
товарищества собственников жилья "Альянс 2007"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2021 по делу N А32-49455/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" (ИНН 2308206128, ОГРН 1132308020844)
к товариществу собственников жилья "Альянс 2007" (ИНН 2302056910,
ОГРН 1072300011904)
о взыскании задолженности за поставку коммунального ресурса,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" (далее - истец; общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к товариществу собственников жилья "Альянс 2007" (далее - ответчик; товарищество) о взыскании задолженности за поставку коммунального ресурса на содержание общего имущества МКД за период с 21.12.2019 по 20.05.2020 в размере 42 104,48 руб., пени в размере 231,3 руб.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате за потребленный коммунальный ресурс, используемый в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2021 с ТСЖ "Альянс 2007" в пользу ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" взыскана задолженность за поставку коммунального ресурса на содержание общего имущества МКД за период с 21.12.2019 по 20.05.2020 в размере 42 104,48 руб., пени в размере 231,3 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Товарищество собственников жилья "Альянс 2007" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2021 отменить.
В обоснование апелляционной жалобы товарищество указало на отсутствие заключенного договора с РСО на потребление КР ГВС на СОИ МКД, приводит доводы о том, что ответчик исполнителем коммунальных услуг не является, а также указывает, что предъявление оплаты КР ГВС на СОИ МКД потребителям МКД осуществляется за несуществующей фактически коммунальный ресурс, так как отсутствует техническая возможность использования КР ГВС на СОИ МКД, из-за отсутствия водоразборных или сливных кранов в границах ОИ МКД, что доказано ответчиком технической документацией и актом сторон иска N 299.
Товарищество настаивает на том, что в рассматриваемом случае не установлен факт потребления коммунального ресурса, потерь и убытков по вине ответчика, не истребовано законодательно документальное обоснование данных исковых требований.
Ответчик указывает на незаконное отклонение судом первой инстанции заявленных им в ходе рассмотрения дела ходатайств, суд первой инстанции не дал правовой оценки контррасчету ответчика, приобщенного к делу, где ответчик обосновал, что расчет изначально не предусматривает баланса, что расчет истца при начислении абонентам МКД выполнен с нарушением требований п. 59 б, п. 59.2 Правил 354.
Кроме того, в приложении к иску и в деле отсутствует расчет объема кубов в задолженности, суд не истребовал такой расчет, однако признал верным расчет истца. Товарищество полагает, что в обоснование иска судом приняты документы не обосновывающие законодательно и документально исковые требования, при этом им заявлялось ходатайство о законодательно-документальном обосновании исковых требований. Суд не назначил экспертизы и не дал должной оценки технической документации инженерным сетям МКД, проигнорировал данный документ и технические характеристики, указанные в техпаспорте ГВС и ХВС.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал на доводы апелляционной жалобы, настаивал на законности вынесенного судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель истца возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с декабря 2019 г. по май 2020 г. ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" через присоединенную сеть производило поставку горячего водоснабжения для общедомовых нужд многоквартирного дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Шмидта, д. 13.
Указанный МКД находится в управлении товарищества собственников жилья "Альянс 2007", что подтверждается материалам дела и не оспаривается сторонами.
04.07.2016 ответчиком получена оферта - 2 экземпляра договора от 08.06.2016 N 280, которые им акцептованы не были.
Как указывает истец, сумма основного долга ответчика по оплате за поставленную горячую воду на содержание общего имущества в вышеуказанный многоквартирный дом за период с 21.12.2019 по 20.05.2020 составила 42 104,48 руб.
В рамках досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 06.07.2020 N б/н с требованием об оплате образовавшейся задолженности, которая оставлена последним без ответа и финансового удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате принятого коммунального ресурса в указанном размере послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим иском.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В статье 541 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на указанные услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
С 01.01.2017 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", которое изменило порядок определения размера платы за содержание помещений в МКД, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами.
Если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 8 названных Правил исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 данных правил.
Согласно пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;
ж (1)) осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е (2) пункта 32 настоящих Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных настоящими Правилами.
Согласно пункту 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Кроме того, в силу пункта 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.
Таким образом, управляющие организации, товарищества, кооперативы, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки холодной воды, горячей воды, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Соответственно управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями случаях, именуются для целей настоящих Правил "исполнителями коммунальной услуги".
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, исходит из положения части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой управляющие организации, товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с указанными Правилами, исходящими из части 1 статьи 157 Кодекса, договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, при управлении домом управляющей организацией либо товариществом собственников недвижимости (жилья) обязательственные отношения по оплате отпущенных в дом коммунальных ресурсов возникают между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией (ТСН или ТСЖ), которая в силу приведенных норм права обязана осуществлять расчеты за потребленные ресурсы.
Если управляющая организация, уклоняясь от заключения договора на поставку коммунального ресурса на ОДН с гарантирующим поставщиком, фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома, отношения, возникшие между управляющей организацией (ТСН или ТСЖ) и ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279.
В указанном определении Верховный Суд Российской Федерации также указал следующее.
Сам по себе факт отсутствия договорных отношений не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД, она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным жилым домом управляющей компанией (ТСЖ) затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Отсутствие договора ресурсоснабжения в данном случае не освобождает товарищество от оплаты стоимости спорного ресурса.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в рассматриваемый период именно ТСЖ "Альянс 2007" выступало исполнителем коммунальных услуг по отношению к находящемуся в его управлении МКД, расположенному по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Шмидта, д. 13.
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы о том, что он не является исполнителем коммунальных услуг отклоняются как несостоятельные, основанные на неверном понимании норм действующего законодательства.
Наличие прямых договоров между собственниками помещений в многоквартирном жилом доме и собственниками помещений не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела о взыскании задолженности за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды.
В материалы дела не представлено доказательств принятия собственниками помещений в спорном многоквартирном доме решения о том, что оплата коммунальных ресурсов на ОДН производится непосредственно собственниками помещений
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, в том числе на ОДН, урегулирован в главе VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пунктам 6, 7, 30 указанных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
По общему правилу подпункта "а" пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом объём коммунального ресурса, потребляемого на содержание общего имущества МКД, подлежит определению как разница в объёмах коммунального ресурса, поданного в МКД, оборудованный ОДПУ, и потреблённого в жилых и нежилых помещениях МКД.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
В пункте 5 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения названного закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды (пункт 4 статьи 1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075:
- компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность) соответственно;
- компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
Согласно ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере ГВС могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.
Разделом VII приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении, и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с п. 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 приложения N 2 Правилам N 354.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.12.2019 по делу N А32-21339/2018, от 28.11.2019 по делу N А32-40358/2017.
В обоснование заявленных исковых требований истцом в материалы дела представлены счета-фактуры, расшифровки к счетам-фактурам, акты, показания индивидуальных приборов учета и отчеты о суточных параметрах теплоснабжения за спорный период времени.
Расчет объема потребления горячей воды на содержание общего имущества многоквартирного дома определен обществом исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды.
Приведенный расчет истца соответствует разделу VII приложения N 2 Правил N 354, пункту 21 (1) Правил N 124 и пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
При этом, общество при расчете объема спорной услуги использовало показания общедомовых приборов учета, исходя из фактического объема потребления холодной воды для приготовления горячей воды и норматива тепловой энергии, используемой для нагрева. Общество учло в расчете показания индивидуальных приборов учета, поданные и оплаченные собственниками помещений в многоквартирных домах.
Произведенный обществом расчет относимыми документальными доказательствами не опровергнут.
Приведенные в апелляционной жалобы доводы о том, что общество не представило первичные документы и сведения, использованные в расчете, также несостоятельны, поскольку ответчик, будучи управляющей организацией, должен в силу Правил N 491 обладать соответствующей информацией.
Доказательств иного объема потребления коммунальной услуги товарищество не представило.
Также судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный довод товарищества об отсутствии оснований для взыскания платы по причине невозможности потребления такого коммунального ресурса для общедомовых нужд ввиду конструктивных особенностей спорного многоквартирного дома. Товарищество не представило достаточных документальных доказательств, подтверждающих невозможность использования спорного ресурса на общедомовые нужды. Технический паспорт, на который ссылается ответчик, не позволяет сделать вывод о полной герметичности системы водоснабжения и отсутствии возможности реального потребления ресурса. Отсутствие доступа к точкам разбора горячей воды в местах общего пользования не влияет на факт потребления при содержании общего имущества коммунального ресурса. Конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего ресурса при содержании общего имущества при предоставлении потребителям в многоквартирном доме коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения, поэтому для утверждения норматива не требуется утверждение перечня ресурсоснабжающего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества многоквартирного дома. Таким образом, при включении в плату за содержание потребителям стоимости соответствующих расходов не требуется подтверждение наличия приведенных обстоятельств.
Кроме того, если в многоквартирном доме потребителям предоставляется коммунальная услуга горячего водоснабжения, то потребители оплачивают также расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме горячей воды в составе платы за содержание помещений в таком доме.
Указанный вывод изложен в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.04.2021 N Ф08-1321/2021 по делу N А32-1185/2019.
Отказ суда в удовлетворении ходатайства товарищества о назначении экспертизы в данном случае не может служить основанием для вывода о существенном нарушении судом процессуальных норм.
По смыслу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведение экспертизы относится к компетенции суда и может быть реализовано в случае, если с учетом всех обстоятельств дела суд придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия.
При этом, в силу ст.ст. 82, 87 АПК РФ вопрос о необходимости проведения экспертизы относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу, удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.
Суд первой инстанции установил, что представленные в дело доказательства являются достаточными для разрешения настоящего спора по существу, ввиду чего необходимость в проведении экспертизы, в том числе, в целях установления технической возможности потребления ответчиком коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (наличие водоразборных кранов в границах общедомового имущества МКД), не установлена.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции.
В силу статей 9, 41, 65 АПК РФ участвующие в деле лица самостоятельно осуществляют свои процессуальные права и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, обязаны своевременно представлять доказательства в подтверждение своих доводов.
В соответствии с частью 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения. При этом, по смыслу частей 2, 4 статьи 66 и части 9 статьи 75 АПК РФ истребование документов в дело является правом суда, реализуемым с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Также, повторно оценив представленные доказательства, установленные в рамках дела обстоятельства, судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отказе в удовлетворении ходатайства ответчика об истребовании доказательств.
Суд апелляционной инстанции исходит из отсутствия необходимости истребования испрашиваемых товариществом доказательств для разрешения спора.
Наличие спорной задолженности подтверждено надлежащими первичными документами, необходимость в представлении каких-либо иных документов не установлена.
Судом первой инстанции расчет истца проверен и обоснованно признан правильным, доказательств, опровергающих количественные составляющие данного расчета, в материалы дела не представлено.
На момент рассмотрения спора ответчиком не были представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении принятых им на себя обязательств по оплате стоимости горячей воды, потребленной в целях содержания общедомового имущества, в связи с чем требование истца о взыскании на содержание общего имущества в спорный МКД за период с 21.12.2019 по 20.05.2020 составила 42 104,48 руб.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени за период с 15.02.2019 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 03.03.2021 в размере 231,30 руб. (с учетом ходатайства об уточнении требований).
На основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В абз. втором п. 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) предусмотрено, что оплата коммунального ресурса осуществляется исполнителем коммунальных услуг в полном объеме в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса.
В силу ч. 9.2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" товарищества собственников жилья, жилищные, жилищностроительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. В соответствии с пунктом 25 Правил N 124, срок оплаты поставленного абоненту коммунального ресурса определяется до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Факт нарушения просрочки исполнения обязательства подтверждается материалами дела, в связи с чем требование о взыскании неустойки заявлено правомерно.
Судом первой инстанции проверен расчет суммы неустойки и признан выполненным методологически неверно. Согласно расчету суда истец имеет право на взыскание большей суммы, нежели заявлено в иске.
Вместе с тем, с учетом того, что суд не вправе выходить за пределы исковых требований, тем самым увеличивая сумму иска, с ответчика в пользу истца обоснованно взыскана сумма пени за период с 15.02.2019 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 03.03.2021 в пределах заявленной суммы - в размере 231,30 руб. (с учетом ходатайства об уточнении требований).
В апелляционной жалобе возражений по методике расчета и начисления пени возражений не заявлено, контррасчет не представлен. Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об удовлетворении требований в части взыскания пени в заявленном размере не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы представляют собой сформированную позицию, высказанную в ходе судебного разбирательства по делу, которая являлась предметом анализа суда первой инстанции, ей дана надлежащая мотивированная оценка, аргументов, способных повлиять на итоговый результат спора, не заявлено.
Приведенные ответчиком доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2021 по делу N А32-49455/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-49455/2020
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар"
Ответчик: ТСЖ "Альянс 2007"