г. Москва |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А40-190839/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Гаражно-строительного кооператива "ИЧКА"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2021 г. по делу N А40-190839/20,
по заявлению Гаражно-строительного кооператива "ИЧКА"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Госинспекция по недвижимости (ОГРН 5067746661351)
о признании неправомерным отказа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Ивашурина А.А. по доверенности от 29.12.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительный кооператив "ИЧКА" (далее - Заявитель, ГСК "ИЧКА", Кооператив) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Заинтересованное лицо, ДГИ, Департамент) о признании неправомерным отказа (ответа) Департамента от 09.11.2020 г. N ДГИ-1-85414/20-1 в применении в исходных данных для расчета арендной платы по договору аренды NМ-020184 от 26.04.2002 г. (ФЛС NМ-02-018498-001) земельного участка по адрес г. Москва, ул. Ротерта д.6, кор.1 коэффициента 0,3 в соответствии с пунктом 3.2 Приложения N1 Постановления Правительства г. Москвы N273-ПП от 25.04.2006 г. ("эксплуатация гаражей стоянок для личного транспорта"); обязании Департамента установить применение коэффициента 0,3 в исходных данных для расчета арендной платы по договору аренды NМ-020184 от 26.04.2002 г. (ФЛС NМ-02-018498-001) земельного участка по адрес г. Москва, ул. Ротерта д.6, кор.1 в соответствии с пункта 3.2 Приложения N1 Постановления Правительства г. Москвы N273-ПП от 25.04.2006 г. ("эксплуатация гаражей стоянок для личного транспорта").
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечена Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, ГЖИ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2021 г. в удовлетворении заявления ГСК "ИЧКА" отказано.
ГСК "ИЧКА" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель, Третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, заявлений и ходатайств суду не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ГСК "ИЧКА" является арендатором земельного участка из состава земель населенных пунктов, общей площадью 2584.м., с кадастровым номером 77:02:0013006:13, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ротерта, вл.6, кор. Г, на основании договора долгосрочной аренды земельного участка N М-02-018498 от 26.04.2002 г. (далее - Договор), заключенного между Московским земельным комитетом и ГСК "ИЧКА".
Как следует из пункта 1.1 Договора предметом Договора является земельный участок, именуемый в дальнейшем "Участок", площадью 2584 (две тысячи пятьсот восемьдесят четыре) кв.м, имеющий адресные ориентиры: г.Москва, улица Ротерта, вл. 6, корп.1, предоставляемый в пользование на условиях аренды для эксплуатации гаража-стоянки на 278 машино-мест.
Пунктом 2.1 Договора предусмотрено, что данный Договор заключен сроком на 49 лет.
В то же время, как указал Заявитель, в исходных данных для расчета арендной платы для ГСК "ИЧКА" установлена ставка арендной платы в процентах от кадастровой стоимости в размере 1,50% в 2020 г., по вопросу установления которой Заявитель обратился в Департамент с заявлением от 12.10.2020 г. N 001/10-20.
Ответ на указанное заявление был дан Департаментом письмом от 09.11.2020 г. N ДГИ-1-85414/20-1, которым Заявителю было разъяснено, что применение иной ставки арендной платы по договору аренды от 26.04.2002 г. N М-02-018498, чем утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", не представляется возможным.
Посчитав отказ (ответ) Департамента от 09.11.2020 г. N ДГИ-1-85414/20-1в применении в исходных данных для расчета арендной платы по договору аренды NМ-020184 от 26.04.2002 г. (ФЛС NМ-02-018498-001) земельного участка по адресу г. Москва, ул. Ротерта д.6, кор.1 коэффициента 0,3 в соответствии с пунктом 3.2 Приложения N1 Постановления Правительства г. Москвы N273-ПП от 25.04.2006 г. ("эксплуатация гаражей стоянок для личного транспорта"), незаконным и нарушающим его права, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований Заявитель сослался на то, что распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы N 664 от 18.01.2017 г. было установлено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:02:0013006:13 - обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3)). Члены ГСК "ИЧКА" (пайщики) используют свои гаражи для размещения личного транспорта.
Как указал Заявитель, на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 77:02:0013006:13 расположен гараж-стоянка на 278 машино-мест и технических помещений, построенный силами пайщиков ГСК "ИЧКА" - физическими лицами.
При этом мойка и пункт техобслуживания являются конструктивными частями здания гаража-стоянки, его техническим помещениями для нужд членов кооператива (пайщиков), занимают менее 20% общей площади гаража-стоянки, и их наличие предусмотрено проектной документацией.
Таким образом, как считает Заявитель, ГСК "ИЧКА" эксплуатирует (фактически и функционально использует) гараж-стоянку на 278 машино-мест по назначению - для хранения личных автомобилей членов ГСК(пайщиков).
В то же время, в соответствии со ставками арендной платы в г.Москве, предусмотренными пунктом 3.2. Приложения N 1 к Постановлению Правительства г. Москвы N 273-ПП от 25.04.2006 г., в отношении эксплуатации гаражей-стоянок для личного транспорта установлен коэффициент 0,3 %.
Кроме того, как указал Заявитель, постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 г. N 257-П "О порядке определения видов фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" (далее - Порядок) установлены мероприятия по определению вида фактического использования недвижимого имущества для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.3.2. Порядка в перечень включены объекты бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 1.5 Порядка фактическим использованием здания (сооружения, строения) и нежилого помещения, предусматривающего размещение объектов бытового обслуживания, указанных в пункте 1.3 Порядка, признается использование не менее 20% общей площади указанного здания (сооружения, строения), нежилого помещения для размещения объекта бытового обслуживания.
Вместе с тем, как указал Заявитель, гараж-стоянка на 278 машино-мест, построенный силами пайщиков ГСК "ИЧКА" имеет общую площадь 8000 кв.м. В указанном гараже-стоянке на 278 машино-мест не имеется 20% площадей, используемых для размещения объектов бытового обслуживания.
По мнению заявителя, для исчисления арендной платы по договору аренды в соответствии с видом разрешенного использования должен использоваться коэффициент 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка согласно Постановлению Правительства г.Москвы N 273-ПП от 25.04.206г. "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в г.Москве".
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 615 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность арендатора пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве".
Согласно Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" (далее - Постановление), размер годовой арендной платы за землю определяется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым (функциональным и разрешенным) использованием земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 Постановления обязательными условиями применения ставок арендной платы за землю в размере менее 1,5% являются:
- соответствие целевого назначения земельного участка, установленного договором аренды/кадастровым паспортом земельного участка, виду разрешенного использования земельного участка, в отношении которого установлена пониженная ставка арендной платы;
- использование земельного участка строго в соответствии с установленным видом разрешенного использования;
- отсутствие на земельном участке посторонних землепользователей, включая субарендаторов;
- соблюдение арендатором требований земельного и природоохранного законодательства;
- отсутствие задолженности перед бюджетом города Москвы по арендной плате за землю.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0013006:13, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:02:0013006:13 - обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3)).
Согласно пункту 2.4 Постановления Правительства Москвы от 16.10.2001 г. N 926-ПП "Об утверждении Московских городских строительных норм (МГСН) 5.01-01 "Стоянки легковых автомобилей" в состав автостоянки, кроме помещений для хранения автомобилей, могут включаться только технические помещения для размещения инженерного оборудования, обслуживающие автостоянку помещения, в том числе для дежурных, для хранения противопожарного инвентаря и др., а также помещения мойки автомашин, постов технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (TP) для самообслуживания владельцев автотранспорта.
Вышеуказанные помещения не могут быть предоставлены третьим лицам, должны иметь открытый доступ для самообслуживания владельцев автотранспорта, а также не могут быть использованы в качестве коммерческой площади.
Нецелевое использование земельного участка является основанием для установления ставки арендной платы за соответствующий земельный участок в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка до момента фиксации их устранения уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Между тем, как следует из материалов дела, 10.02.2020 г. Госинспекцией по недвижимости было проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Ротерта, вл. 6, корп. 1, по результатам которого составлен рапорт о результатах планового (рейдового) обследования N 9028093 от 10.02.2020, копия которого имеется в материалах дела.
Как следует из указанного рапорта, часть помещений в расположенном на земельном участке здании площадью 191,2 кв.м. используется ИП Кохановым А.В. (ИНН 771601389740) для оказания услуг по техническому обслуживанию автомобилей (размещения автосервиса и автомойки), а именно: 1 этаж, пом. I, комната 7, площадью 64,2 кв.м - размещение автосервиса; 1 этаж, пом. II, комната 1, площадью 75,3 кв.м - размещение автосервиса; 1 этаж, пом. I, комната 4-6, площадью 51,7 кв.м - размещение автомойки.
Согласно сведениям из открытых источников ИП Коханов А.В. предоставляет коммерческие услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей как для членов ГСК "ИЧКА", так и для сторонних пользователей, что подтверждается имеющимися в письменных пояснениях Департамента сведениями с информацией из сети Интернет с рекламой о том, что по адресу: г. Москва, ул. Ротера, д. 6, к. 1 ИП Коханов А.В. осуществляет авторемонт и техническое обслуживание автомобилей, а также ремонт их двигателей.
Учитывая изложенное, как верно счёл суд первой инстанции, материалами дела подтверждено, что часть помещений в здании используется сторонним пользователем без соответствующих разрешений, а именно: под размещение автосервиса и автомойки, что свидетельствует об использовании части арендуемого земельного участка в коммерческих целях.
Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 77:02:0013006:13 под размещение вышеуказанных объектов не предоставлялся, а, следовательно, используется Заявителем с нарушением установленного вида разрешенного использования, ставка арендной платы по договору аренды от 26.04.2002 г. N М-02-018498 правомерно установлена Департаментом в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с фактическим использованием земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правильно поддержал позицию Заинтересованного лица и пришел к обоснованному выводу о том, что Заявитель использует арендуемый земельный участок не по назначению, поскольку в договоре не указано на возможность использования земельного участка под оказание услуг населению, в данном случае для обслуживания и ремонта легковых автомобилей не членов ГСК "ИЧКА".
Вышеуказанные доводы Департамента и Третьего лица Заявителем не опровергнуты; доказательств использования земельного участка в целях, предусмотренных договором, либо доказательств, свидетельствующих о том, что предпринимательская деятельность осуществлялась Заявителем в уставных целях, Заявителем суду не представлено.
Доводы Заявителя о том, что ИП Коханов А.В. не предоставляет коммерческие услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей для сторонних пользователей, правильно отклонены судом первой инстанции, как противоречащие материалам дела.
Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены заявлены указанные требования.
Судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.
Также целью подачи заявления о признании отказа Департамента незаконным является восстановление прав Заявителя (Определения ВАС РФ от 16.03.2010 г. N 17906/09, от 31.07.2009 г. N 9797/09).
Однако в настоящем случае доказательств того, что оспариваемое письмо Департамента нарушает права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности суду не представлено; также не представлено и доказательств того, каким образом они могут быть восстановлены в случае признания его незаконным с учетом того, что он не ограничивает права Заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, не возлагает на него никаких дополнительных обязанностей.
При этом, как указывает Департамент, Заявитель обратился к нему с заявлением от 12.10.2020 г. N 001/10-20 с просьбой разъяснить, применяется ли Департаментом ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости к ГСК "ИЧКА" как к юридическому лицу, которое было им рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Так, Департамент рассмотрел обращение Заявителя в предусмотренный законодательством тридцатидневный срок и направил в его адрес разъяснения в ответе от 09.11.2020 г. N ДГИ-1-85414/20-1.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" законодательство города Москвы, в том числе, составляют приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы -правовые акты, принимаемые отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - органы исполнительной власти города Москвы) по вопросам, связанным с реализацией полномочий, определенных положениями о соответствующих органах исполнительной власти города Москвы, и подписываемые их руководителями либо иными уполномоченными должностными лицами данных органов.
Так, из текста оспариваемого Заявителем ответа Департамента не следует, что он содержит в себе какие-либо обязательные для Заявителя предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия в виде ограничения каких-либо прав заявителя или возложения на него каких-либо обязанностей.
Кроме того, оспариваемое Заявителем письмо Департамента озаглавлено фразой: "о рассмотрении обращения".
Доказательств незаконности действий или результатов проверки Госинспекции по недвижимости г. Москвы Заявителем суду не представлено.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления ГСК "ИЧКА".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.04.2021 по делу N А40-190839/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-190839/2020
Истец: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ИЧКА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ