г. Санкт-Петербург |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А56-18706/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Мартинес Де Пинильос Педроса Габриеэль по доверенности от 29.04.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21326/2021) акционерного общества "Птицефабрика Синявинская имени 60-летия Союза ССР" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2021 по делу N А56-18706/2021, принятое
по заявлению акционерного общества "Птицефабрика Синявинская имени 60-летия Союза ССР"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитиарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (Россельхознадзор);
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Птицефабрика Синявинская имени 60-летий Союза ССР" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (далее - заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании постановления от 19.02.2021 N ВВН-01/21-031 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена по частью 2 статьи 14.43 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на недоказанность вины заявителя в совершении данного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить постановление Управления.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу.
АО "Птицефабрика Синявинская имени 60-летий Союза ССР" представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать.
АО "Птицефабрика Синявинская имени 60-летий Союза ССР" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29.06.2020 в рамках пищевого мониторинга, старшим государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям по адресу осуществления деятельности предпринимателем Александровым С.А.: Российская Федерация, Костромская обл., г. Кострома, Запрудня ул., д. 3А произведен отбор проб подконтрольной продукции - тушки кур потрошенные 2 сорт - мясо кур замороженное, изготовленной 19.05.2020 (срок годности 18.01.2021) производства АО "Птицефабрика Синявинская".
Проба отобрана в соответствии с ГОСТ 31467-2012, направлена для лабораторно-инструментальных исследований в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр охраны здоровья животных" (далее - ФГБУ "ВНИИЗЖ"), имеющее Аттестат аккредитации испытательного центра: N РОСС Ки.0001.21ПП74 от 22.09.2015, выданный Федеральной службой по аккредитации.
По результатам протокола испытаний ФГБУ "ВНИИЗЖ" от 06.07.2020 N 887-3/2020-СО установлено, что отобранный образец мясной продукции (тушки кур потрошенные 2 сорт - мясо кур замороженное) не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года N 880, по микробиологическим нормативам безопасности, а именно выделена патогенная микрофлора Listeria monocytogenes (листерия) ( норма - не допускается в 25г.), листерия обнаружена в 25 г. продукции.
Должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 29.01.2021 N ВВН-01/21-031 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела Управлением вынесено постановление об административном правонарушении от 19.02.2021 N ВВН-01/21-031, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективная сторона правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.43 КоАП РФ, заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции. По смыслу указанной нормы субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 02 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.
Согласно требованиям статьи 4 Федерального закона N 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством, в том числе проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий.
Согласно статье 15 Закона "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011 (далее - ТР ТС 021/2011), разработанный с целью защиты жизни и (или) здоровья человека, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей), защиты окружающей среды.
В соответствии с ст. 1 TP ТС 021/2011, область применения настоящий технический регламент устанавливает: 1) объекты технического регулирования; 2) требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические, ветеринарные) к объектам технического регулирования; 3) правила идентификации объектов технического регулирования; 4) формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
Согласно статье 2 TP ТС 021/2011, целями принятия настоящего технического регламента являются: защита жизни и (или) здоровья человека; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей).
В силу части 1 статьи 3 TP ТС 021/2011, объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются: 1) пищевая продукция; 2) связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 TP ТС 021/2011, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В соответствии с частью 1 статьи 7 TP ТС 021/2011, пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
В силу части 2 статьи 7 TP ТС 021/2011, показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту.
Согласно Приложению 1 TP ТС 021/2011, наличие Listeria monocytogenes в 25 г продукта не допускается.
В соответствии с частью 5 статьи 7 TP ТС 021/2011, в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
Согласно имеющимся в материалах дела документам установлено, что отбор проб проводился подконтрольной продукции - тушки кур потрошенные 2 сорт - мясо кур замороженное, изготовленной 19.05.2020 (срок годности 18.01.2021) производства АО "Птицефабрика Синявинская".
Данные сведения подтверждаются актом отбора проб (образцов) от 29.06.2020 N 1789228 (форма N 4), срочным отчетом от 06.07.2020 N 6036/2020 с приложением фотоматериалов упаковки на 1 (одном) листе, ветеринарным свидетельством от 22.05.2020 N 5437020071, товарно - транспортной накладной от 08.05.2020 N 11839.
Проба отобрана в соответствии с ГОСТ 31467-2012, направлена для лабораторно - инструментальных исследований в ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" имеющее Аттестат аккредитации испытательного центра: РОСС RU.0001.21ПП74 от 22.09.2015, выданный Федеральной службой по аккредитации.
На основании протокола испытаний ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" от 06.07.2020 N 887-3/2020-СО выявлено, что отобранный образец мясной продукции (тушки кур потрошеные 2 сорт - мясо кур замороженное) не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 по микробиологическимнормативам безопасности, а именно выделена патогенная микрофлора Listeria monocytogenes (листерия) ( норма - не допускается в 25г.), листерия обнаружена в 25 г. продукции
Указанная информация отражена в Срочном отчете от 06.07.2020 N 6036/2020 (форма 4-вет В), размещена в автоматизированной системе СИРАНО, на официальном сайте Россельхознадзора Российской Федерации.
Согласно СП 3.1.7.2817-10, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 186, листериоз - это сапрозоонозное инфекционное заболевание человека и животных, вызываемое патогенными представителями рода Listeria, характеризуется множеством источников и резервуаров инфекции, разнообразием путей и факторов передачи возбудителя, полиморфизмом клинических проявлений, высокой летальностью у новорожденных и лиц с иммунодефицитами.
Возбудителями листериоза являются микроорганизмы рода Listeria - грамположительные короткие палочки. Из шести известных в настоящее время видов листерий (L.monocytogenes, L.seeligeri, L.welshimeri, L.innocua, L.ivanovii, L.gray), только L.monocytogenes патогенен для человека и животных.
Выявленный показатель, является нарушением требований, предусмотренных п. 1, п. 2, ст. 7 главы 2 и прил. N 1 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 N 880.
Таким образом, АО "Птицефабрика Синявинская", осуществляющая деятельность по производству, реализации, хранению и переработки мясной продукции, своим действием/бездействием не обеспечило выпуск в обращение пищевой продукции с соблюдением требований к ее безопасности для здоровья населения, что привело к наличию в пищевой продукции - наличие Listeria monocytogenes.
Как указано выше, возбудителями листериоза являются микроорганизмы рода Listeria - грамположительные короткие палочки. Из шести известных в настоящее время видов листерий (L.monocytogenes, L.seeligeri, L.welshimeri, L.innocua, L.ivanovii, L.gray), только L.monocytogenes патогенен для человека и животных, а L.ivanovii - для животных.
Листерии устойчивы к различным физическим и технологическим воздействиям, в том числе низкотемпературным, они длительно сохраняются во всех объектах окружающей среды: в почве, воде, патологическом материале от павших животных, кормах. Наибольшее значение в распространении листериоза играет способность возбудителя длительно сохраняться в различных пищевых продуктах, в том числе упакованных в барьерные пленки, ограничивающие доступ кислорода (под вакуумом, в модифицированной газовой атмосфере).
Источником инфекции являются животные - больные и бессимптомные носители, которые выделяют возбудителя во внешнюю среду с мочой, калом, выделениями из носовой полости, глаз, половых органов, а также околоплодной жидкостью и молоком. При листериозе имеют место многообразные механизмы передачи возбудителя инфекции: фекально-оральный, контактно-бытовой, аспирационный, трансплацетарный.
Из вышеизложенного следует, что при жизни птица может быть заражена листериозом через пищу. Если при жизни птица не была инфицирована листериозом, то ее тушка (продукция из птицы) может быть обсеменена листериями на производстве продукции животного происхождения через загрязненные поверхности.
Более того, в подтверждение позиции о невозможности повторного обсеменения говорит факт о том, что на предприятии ИП Александров С.А. продукция животного происхождения, поступила упакованной в картонные коробки (гофротара) (данный вид упаковки заявлен в Ветеринарном свидетельстве N 5437020071 от 22.05.2020) и далее хранилась в морозильной камере при температуре минус 18 С°, при этом целостность потребительской упаковки не нарушена о чем свидетельствует, протокол испытаний N 887-3/2020-СО от 06.07.2020, акт отбора проб (образцов) от 29.06.2020 N 1789228.
Вышеуказанный температурный режим, при котором хранилась исследованная продукция полностью соответствует температуре, заявленной самим Обществом на маркировочной этикетке. Также, в акте отбора проб (образцов) от 29.06.2020 N 1789228 указано, что продукция доставляется автотранспортом в термоконтейнере. Условия и температурный режим доставки не нарушены.
Таким образом, заражение продукции не могло произойти при хранении и транспортировке продукции ИП Александровым С.А., учитывая, что источником инфекции являются живые животные - больные и бессимптомные носители. То есть листерии находились в тушке кур до его упаковки и доставке в адрес индивидуального предпринимателя.
Факт нарушения Обществом требований Технического регламента установлен Управлением и подтверждается материалами дела, что образует событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено. Заявитель имел реальную и объективную возможность для соблюдения требований указанных выше требований законодательства.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Обществом не предпринято достаточных действий, направленных на обеспечение соблюдения требований технического регламента.
Довод Общества о нарушениях в методах отбора проб Управление, апелляционным судом не принимается на основании следующего.
Должностное лицо Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям Павлова Оксана Владимировна, при отборе проб в рамках государственного задания подконтрольных товаров (продукции) руководствовалось Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2021 г. N 94, Правилами организации проведения лабораторных исследований (испытаний) при осуществлении ветеринарного контроля (надзора), утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.11.2017 N 80.
В пункте 116 Положения N 94 определено, что отбор проб подконтрольных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Таможенного союза, может осуществляться по запросу производителя или владельца данного товара или по решению государственного ветеринарного инспектора в ходе осуществления государственной программы мониторинга, проводимой в рамках государственного ветеринарного контроля (надзора) за безопасностью подконтрольных товаров (продукции), которые находятся в обороте на таможенной территории Таможенного союза.
Должностным лицом даны соответствующие пояснения, в которых она указывает, что на предприятие ИП Александров С.А. продукция животного происхождения, поступила по ветеринарному свидетельству формы N 2 N 5437020071 от 22.05.2020 в количестве 9905,8 кг, упакованной в картонные коробки (гофротара). В момент отбора пробы (тушки кур потрошенные 2 сорт - мясо кур замороженное), в 14 часов 45 минут 29.06.2020 года, на хранении (на остатке) в морозильной камере находилась одна картонная коробка, из которой и была отобрана проба пищевой продукции, массой 1,0 кг. При отборе было нецелесообразно с единицы транспортной упаковки (одной картонной коробки) отбирать три точечные пробы (тушки).
После отбора должностное лицо убедилось, что температура в морозильной камере, измеренная инфракрасным проникающим термометром (заводской серийный номер 43518005, дата поверки 16.12.2019 г., свидетельство о поверке N 2019-330/988) была минус 18 С°, что соответствует температуре, заявленной производителем на маркировочной этикетке, также должностным лицом сделана фотография маркировочной этикетки с картонной коробки, которая содержала полную информацию о наименовании продукта, составе, условии хранения, сроке годности, дате изготовления, изготовителе, адресе производства, массе продукта и упаковано в сейфпакет N 46555948.
Далее должностное лицо поместило пробу в термоконтейнер с хладоэлементами и в течение 24 ч. с момента отбора, проба была доставлена в ФГБУ "ВНИИЗЖ" для лабораторных исследований, о чем имеется соответствующая отметка на сопроводительном письме "получено" канцелярией ФГБУ "ВНИИЗЖ" 30 июня 2020 г. в 12 часов 00 минут.
Проба подконтрольной продукции была доставлена в лабораторию в течение 24 часов, как этого требует п. 5.4.3 ГОСТ 31467-2012 Мясо птицы, субпродукты и полуфабрикаты из мяса птицы. Методы отбора проб и подготовка их к испытаниям (далее - ГОСТ 31467-2012), в котором указано, что пробы от замороженной или глубокозамороженной продукции допускается транспортировать при температурах выше установленной температуры хранения продукции (но не выше минус 8°С) в течение не более 24 ч.
Таким образом, согласно вышеуказанному ГОСТ в течение 24 часов проба должна быть доставлена для проведения исследований в аккредитованную лабораторию.
Акт отбора проб (образцов) содержит графу "результаты осмотра продукции" в которой содержится необходимая информация о маркировочной этикетке производителя, о температурных режимах при отборе и хранения продукции, содержит сведения о входящем на предприятие ветеринарном сопроводительном документе от 22.05.2020 N 5437020071, в котором отправителем продукции является АО "Птицефабрика Синявинская".
Факт поступления птицеводческой продукции от АО "Птицефабрика "Синявинская" к ИП Александров С.А. подтверждается товарной накладной от 08.05.2020 N 11839, а также ветеринарным свидетельством (ветеринарный сопроводительный документ, ВСД) формы N 2 от 22.05.2020 N 5437020071, оформленное ветеринарно-санитарным экспертом Кобачян Д.Ю., которое подтверждает, что продукция прошла ветеринарно-санитарную экспертизу в полном объеме, содержит маршрут следования, отметку где была произведена продукция, ее дату выработки и срок годности и др.
В соответствии со ст. 2.3 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее- Закон о ветеринарии) и Перечнем подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648 (далее - Перечень N 648), кура относится к подконтрольным товарам, подлежащим сопровождению ветеринарными сопроводительными документами.
В соответствии с ч. 8 ст. 2.3 Закона о ветеринарии, оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Согласно ст. 4.1 Закона о ветеринарии, Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии создана, в том числе, в целях обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров.
Согласно п. 2 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 (далее - Правила N 589) ВСД, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень N 648, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
В соответствии с п. 3 Правил N 589 оформление ВСД осуществляется при:
- производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с названными Правилами);
- перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с названными Правилами);
- переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Уполномоченные лица организаций, являющихся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут осуществлять оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень N 646.
ВСД с 01.07.2018 оформляются в электронной форме за отдельными исключениями (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно пункту 5 Правил N 589 оформление ВСД в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (далее - ФГИС).
В соответствии с п. 6 Правил создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.11.2016 N 1140, субъекты информационной системы, физические и юридические лица, аттестованные специалисты в области ветеринарии в пределах своей компетенции, а также индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, представляют информацию в информационную систему и получают информацию из нее в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Порядок представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее, утвержденный приказом Минсельхоза России от 30.06.2017 N 318 (далее - Порядок представления информации) определяет правила предоставления информации, указанной в п. 3 ст. 4.1 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", в ФГИС и получения информации из нее.
Согласно п. 9.1 Порядка представления информации, представление информации о результатах лабораторных исследований подконтрольных товаров осуществляется с использованием компонента ФГИС - Меркурий (далее - ФГИС "Меркурий"), предназначенного для регистрации результатов ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров и оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде, сохранения и обработки информации о них.
Как пояснило Управление в отзыве на апелляционную жалобу, ФГИС "Меркурий", предназначена, в том числе, для электронной сертификации поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов, отслеживания пути их перемещения по территории Российской Федерации в целях создания единой информационной среды для ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности. Внедрение национальной системы отслеживания движения продукции животного происхождения по всей цепочке от производства и перемещения до точки реализации предоставляет возможность поиска и отзыва из оборота опасной и некачественной продукции. Исходя из вышеизложенного, Общество само предоставило информацию о производимой им продукции животного происхождения во ФГИС "Меркурий" с помощью, которой обеспечена прослеживаемость указанной продукции.
Таким образом, исходя из совокупности представленных документов и сведений из ФГИС "Меркурий" производителем и отправителем продукции животного происхождения в адрес ИП Александров С.А. является АО "Птицефабрика Синявинская".
Согласно п. 3.1 ГОСТ 31467-2012 первичная точечная проба (точечная проба): Единица или несколько единиц продукции в потребительской таре или без нее, отобранных случайным образом из выборки от партии продукции в транспортной таре.
Согласно п. 4.2 ГОСТ 31467-2012 отбор проб состоит из следующих этапов: случайная выборка транспортной тары с продукцией, оценка состояния продукции (температуры внутри продукта, внешнего вида, термического состояния), транспортной тары, упаковки, отбор первичных (вторичных) точечных проб, упаковка и маркировка объединенной пробы и ее транспортирование (при необходимости) и хранение перед испытаниями.
В соответствии с п. 5.1.2 ГОСТ 31467-2012 отбор первичных точечных проб замороженного мяса птицы из транспортной тары с групповой упаковкой проводят путем отделения тушек или единиц частей тушек вместе с прилегающим льдом с помощью ножа, долота или другого инструмента без нарушения целостности тушек или частей тушек. При необходимости тару с мясом птицы выдерживают при температуре не выше 10°С до состояния, при котором тушки или части тушки могут быть отделены друг от друга, не допуская при этом их размораживания.
Таким образом, должностное лицо произвело отбор единицы необходимой продукции без потребительской тары, что не противоречит положениям ГОСТ 31467-2012.
Ссылка подателя жалобы на нарушение сроков проведения исследований не состоятельна, поскольку ГОСТ 31467-2012 не регламентирует срок проведения исследования пробы.
Относительно присутствия при отборе проб исполнительного директора Тихомирова К.П., Управление в отзыве на апелляционную жалобу пояснило, что согласно акту отбора проб, при отборе проб присутствовал исполнительный директор Тихомиров К.П., о чем свидетельствует его подпись напротив графы "владелец продукции или его представитель", возражений относительно полномочий Тихомирова К.П., ни на одном из этапов рассмотрения дела не поступало, в том числе и от владельца продукции ИП Александрова С.А.
Доказательств обратного заявителем в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, ГОСТ 31467-2012 не устанавливает обязанность осуществлять фото и видео сьемку. Более того, согласно п. 4.6 ГОСТ 31467-2012 отобранные, упакованные и маркированные объединенные пробы направляют в лабораторию вместе с сопроводительным документом (акт отбора проб, заявка на испытания), в котором указываются:
- дата и время отбора проб, наименование, адрес организации и места, где отбирались пробы; обозначение настоящего стандарта;
- наименование организации-изготовителя и поставщика продукции; наименование, сорт, категория, объем партии продукции;
- обозначение нормативного документа, по которому выработана продукция; дата выработки; условия хранения (если такая информация отсутствует на маркировке); результаты осмотра внешнего вида продукции;
- наименование мест первичных точечных проб, из которых отобраны вторичные точечные пробы (например, бедро тушки, грудка и т.д.);
- температура первичных точечных проб в момент их отбора (при направлении на микробиологические, органолептические испытания и определения показателей свежести мяса);
- номера, шифры или другие обозначения объединенных проб, позволяющих однозначно их идентифицировать, число отобранных проб; цели направления на исследования и наименование лаборатории (при необходимости), в которую направляются пробы;
- фамилии и подписи лиц, участвовавших в осмотре и отборе проб.
Таким образом, в п. 4.6 ГОСТ 31467-2012 приведен исчерпывающий перечень необходимой информации, которая должна быть указана в акте и сопроводительных документах, вид помещения в этом списке отсутствует.
Общество, повторно указывает на отсутствие своего представителя, при вынесении постановления от 19.02.2021 N ВВН-01/21-031.
Данный вывод основан на неверном указании представителя Общества в тексте постановления. Указанное является опиской (опечаткой) и носит несущественный характер. Более того она исправлена определением об исправлении описки (опечатки) в постановлении по делу об административном правонарушении N ВВН-01/21-031 от 10.03.2021 б/н.
При рассмотрении административного дела присутствовал представитель Общества по доверенности от 29.01.2021 N 50 Снегирева И.В., что подтверждается листом ознакомления с правами и обязанностями при рассмотрении дела об административном правонарушении от 16.02.2021 б/н.
Общество указывает, что Управление в ходе рассмотрения дела начало вносить изменения в постановление от 19.02.2021 N ВВН-01/21-031, однако у Управления, отсутствуют полномочия по внесению изменений в вышеуказанное постановление.
Кроме того, административное расследование, предусмотренное статьей 28.7 КоАП РФ Управлением не проводилось.
Вместе с тем, срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ составляет 1 год. Данный срок Управлением нарушен не был.
В связи с указанным вину Общества следует признать установленной, а состав правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ доказанным.
Наказание назначено Управлением в пределах санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2021 по делу N А56-18706/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18706/2021
Истец: АО "ПТИЦЕФАБРИКА СИНЯВИНСКАЯ ИМЕНИ 60-ЛЕТИЯ СОЮЗА ССР"
Ответчик: Главный госудасрственный инспектор отдела внутреннего ветеринарного надзора Управления Федериной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям Виноградов А.Г., Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитиарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (Россельхознадзор)