г. Хабаровск |
|
18 августа 2021 г. |
А73-7898/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Спеццентр": не явились;
от Хабаровской таможни: Скрипник Ю.В., представитель по доверенности от 18.06.2021 N 05-54/242;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 24.06.2021
по делу N А73-7898/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спеццентр"
к Хабаровской таможне
об обязании возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 1 579 500 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спеццентр" (далее - заявитель, общество, ООО "Спеццентр") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об обязании Хабаровской таможни (далее-таможня, таможенный орган) возвратить обществу излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 1 579 500 руб. в отношении трех автомобилей самосвалов, оформленных по декларациям на товары N N 10704050/030620/0003652, 10704050/220620/0003850.
Решением суда от 24.06.2021 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, таможня обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований декларанта. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что под полной массой транспортного средства следует понимать собственную массу автомобиля, максимальную массу груза, водителя и топливного бака. В подтверждение своей позиции ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291".
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Спеццентр", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в заседании суда не принимало. Жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя в соответствие со статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя таможни, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "Спеццентр" ввезло на территорию ЕАЭС через Благовещенский таможенный пост товар: новые грузовые автомобили - самосвалы марки "SHACMAN" в количестве 3 штук, в том числе:
- грузовой автомобиль - самосвал марки "SHACMAN", модель SX3318DТ366, новый, полной массой 41 тн., всего 1 шт. в отношении которого подана декларация на товары N 10704050/030620/0003652 (далее-ДТ N 3652);
- грузовой автомобиль - самосвал марки "SHACMAN", новый, модель SX32586Т384С, новый, полной массой 31 тн., всего 2 шт. в отношении которых подана декларация на товары N 10704050/220620/0003850 (далее-ДТ N 3850).
За указанные транспортные средства обществом уплачен утилизационный сбор в общем размере 2 835 000 руб. (за один автомобиль 945 000), что подтверждается платежным поручением. Товар выпущен для свободного обращения.
Посчитав, что утилизационный сбор исчислен и уплачен в завышенном размере, общество подало в Хабаровскую таможню, являющуюся правопреемником Благовещенской таможни, заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора по указанным декларациям.
По результатам рассмотрения заявления таможенный орган решением от 02.03.2021 признал отсутствие у общества излишней уплаты утилизационного сбора и отказал в возврате суммы утилизационного сбора.
Письмом от 03.03.2021 N 14-28/03515 таможня возвратила обществу заявление, сообщив, что для зачета излишне уплаченного утилизационного сбора в счет авансовых платежей обществу необходимо внести изменения и дополнения в сведения об исчисленных и уплаченных платежах, указанных в ТПО; в заявлении общества не указаны номера ТПО; расчет суммы утилизационного сбора представлен в ненадлежащем виде, поскольку не содержит подпись, печать и дату подписания документа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор, плательщиками которого признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.1 Закона).
В соответствии пунктом 24 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее - Правил N 1291), в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Согласно примечанию 3 к названных Правил размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
На момент ввоза, спорные транспортные средства были включены в раздел II Перечня, которым установлены следующие коэффициенты для расчета размера утилизационного сбора:
- автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн - 2,79;
- автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн - 6,3.
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним равна 150 000 руб. (сноска к Перечню).
Размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Из материалов дела следует, что при ввозе спорной техники обществом исчислен и уплачен утилизационный сбор с применением коэффициента 6,3 исходя из полной массы автосамосвалов (свыше 20 тн.), что составило 945 000 руб. за один грузовой автомобиль - самосвал. Всего обществом уплачен утилизационный сбор в размере 2 835 000 руб. за 3 шт.
При этом масса транспортных средств определена заявителем как арифметическая сумма фактической массы транспортных средств и грузоподъемности.
Между тем, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, оснований для определения полной массы транспортного средства с учетом его грузоподъемности не имелось.
В силу пункта 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Соответственно, юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им своих потребительских свойств.
Грузоподъемность транспортного средства, в отличие от его массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.
С учетом изложенного, именно масса транспортного средства без учета его грузоподъемности необходима для расчета утилизационного сбора, имея в виду, что влияние указанного параметра на процесс утилизации транспортного средства носит объяснимый характер.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обществом в отношении спорных транспортных средств, ошибочно излишне исчислен и уплачен утилизационный сбор в общем размере 1 579 500 руб.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования декларанта, и возложил в порядке статьи 201 АПК РФ на Хабаровскую таможню обязанность по возврату излишне уплаченного утилизационного сбора.
Ссылки таможенного органа на постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291" апелляционным судом не принимается, поскольку данный нормативный правовой акт принят после ввоза спорной техники и обратной силы не имеет.
Отнесение на таможенный орган судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению соответствует положениям части 1 статьи 110 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.06.2021 по делу N А73-7898/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7898/2021
Истец: ООО "СПЕЦЦЕНТР"
Ответчик: ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ