город Ростов-на-Дону |
|
18 августа 2021 г. |
дело N А32-4743/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.,
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца: извещен, не явился;
от ответчика: извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.05.2021 по делу N А32-4743/2021 по иску ОАО "Российские железные дороги" к АО "Туапсинский морской торговый порт" о взыскании задолженности, процентов,
УСТАНОВИЛ:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - истец) к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 691 292,40 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 17 008,43 руб.
Решением суда от 26.05.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в ноябре - декабре 2019 года на промежуточных железнодорожных станциях перевозчик вынужденно останавливал вагоны с грузом в составе поездов, следовавших на станцию Туапсе-Сортировочная, подлежащие выгрузке на ж.д. пути ответчика, в связи с нарушением ответчиком технологического срока оборота ранее прибывших вагонов и несвоевременной их выгрузкой по этой причине. Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается подписанными сторонами ведомостями подачи и уборки вагонов. Факт нарушения сроков доставки подтверждается актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения. Факт прибытия вагонов в составах брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей, представленных в материалы дела. В результате нарушения ответчиком технологических норм погрузки - выгрузки в период бросания поезда создалась ситуация накопления вагонов, следуемых в адрес АО "ТМТП", на станционных и выставочных путях. Истец полагает, что данное обстоятельство препятствовало своевременному подведению спорных поездов на пути АО "ТМТП".
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. От ответчика в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (владелец) заключен договор N 85/7т от 05.07.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Туапсинский морской торговый порт" при станции Туапсе-Сортировочная (далее - договор).
На условиях вышеуказанного договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 207 к железнодорожному пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к железнодорожному пути N 5 парка "В" станции Туапсе-Сортировочная.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом ответчика (п. 1 договора).
В соответствии с пунктом 7 договора N 85/7 передаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом ОАО "РЖД" на один из свободных железнодорожных путей NN 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная, являющиеся выставочными. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Согласно пункту 8 договора N 85/7 возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на один из свободных железнодорожных путей N 3,5,7,9,11,13,15,17 парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная, являющихся выставочными.
Пунктом 11 договора N 85/7 на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов 9,5 час.
Истец указывает, что в ноябре - декабре 2019 года на промежуточных железнодорожных станциях перевозчик вынужденно останавливал вагоны с грузом в составе поездов, следовавших на станцию Туапсе-Сортировочная, подлежащие выгрузке на ж.д. пути ответчика в связи с нарушением ответчиком технологического срока оборота ранее прибывших вагонов и несвоевременной их выгрузкой по этой причине.
По прибытии поездов на станцию назначения Туапсе-Сортировочная в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования истцом составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от грузополучателя. О задержке и отправлении поездов перевозчиком в адрес грузополучателя были направлены извещения.
В целях досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию 20/394, с требованием об осуществлении платы за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 691 292,40 рубля.
В виду того, что указанная сумма оплачена не была, истец обратился с исковым заявлением в суд.
Придя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Статьей 39 УЖТ РФ предусмотрено, что "за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагон находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику".
Статьей 39 УЖТ РФ также предусмотрено, что "размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве". Размер платы определен по ставкам Тарифного руководства, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ о 29.04.2015 года N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня N 35/12.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно части 5 пункта 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Регламентом взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р (далее - Регламент) также предусмотрено оформление актов общей формы ГУ-23ВЦ на все случаи занятия инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, контейнерами, в том числе и на случай простоя вагонов на станции назначения.
В силу п. 2.1.1 Регламента при задержке вагонов, контейнеров на станции независимо от их принадлежности, по причинам, зависящим от грузополучателя, на каждый случай задержки составляется акт в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на станции в момент задержки, готовых к подаче на данный железнодорожный путь необщего пользования.
По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента;
- обращение Клиента, переданное в Д и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту.
Также, на станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от Клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности Клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту.
Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Как видно из материалов дела, истец сослался на обстоятельства задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях в ноябре - декабре 2019 года.
В обоснование исковых требований о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, истец представил в материалы дела дорожные ведомости, акты общей формы, выписки из электронной истории ЭТРАН (для вагона, отцепленного от основной группы в пути следования и оформленного досылочной ведомостью, срок доставки указывается в основной дорожной ведомости). В подтверждение довода о невыполнении ответчиком 9,5 - часового срока оборота вагонов (норм выгрузки грузов) в периоды, за которые начислена плата, представлены ведомости подачи и уборки вагонов (графа 5 ведомостей).
Согласно пункту 1.2 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного Приказом МПС России от 29.09.2003 N 67 технологические сроки оборота вагонов и технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливаются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договорах на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с пунктом 4.3. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003 г.): "Время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента возврата на выставочные пути".
Таким образом, срок оборота вагонов зависит от выполнения железнодорожным перевозчиком условий передачи вагонов на пути необщего пользования и приема вагонов на выставочные пути и в случае нарушения условий, определенных в договоре, которым регулируются отношения сторон, норма срока оборота вагонов не может быть выполнена.
Само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018 и др.).
Как следует из накладных NN ЭУ804975, ЭУ805130, вагоны, указанные в актах N 9/4159, 9/4160 от 14.12.2019, были задержаны на ст. Казинка в связи с отсутствием локомотива перевозчика, срок доставки увеличен на 4 суток, о чем перевозчиком был составлен акт 4/16050 от 23.11.2019. В сведениях АС ЭТРАН к накладным ЭУ804975, ЭУ805130 также содержится информация о задержке вагонов вне состава брошенного поезда на ст. Батайск (акт перевозчика N 6/23458 от 26.11.2019); на ст. Невиномысская (акт перевозчика 1/27364 от 27.11.2019).
Как следует из электронного перечня документов к накладной ЭУ732734, вагоны, указанные в акте общей формы N 9/4161, до задержки по причинам, отнесенным на грузополучателя, задерживались перевозчиком вне состава брошенного поезда на ст. Морозовская (акт 2/3652 от 24.11.2019), на ст. Лихая (акт N 4/71268 от 25.11.2019), на ст. Батайск (акт N 6/23458 от 26.11.2019), на ст. Невиномысская (акт 1/27364 от 27.11.2019).
Как следует из накладной ЭУ814893, вагон N 64278104, указанный в акте N 9/4162 от 14.12.2019, был задержан на ст. Октябрьск в связи с неприемом соседней дорогой (акт N 8103 от 20.11.2019). Кроме того, в сведениях АС ЭТРАН к накладной ЭУ814893 также содержится информация о задержке вагона вне состава брошенного поезда на ст. Лихая (акт N 4/71268 от 25.11.2019), на ст. Батайск (акт N 6/23458 от 26.11.2019), на ст. Невиномысская (акт 1/27364 от 27.11.2019).
Вагоны, указанные в актах N 9/4163-9/4167 от 14.12.2019, до задержки по причинам, отнесенным на грузополучателя, задерживались перевозчиком вне состава брошенного поезда на ст. Лихая (акт N 4/71268 от 25.11.2019), на ст. Батайск (акт N 6/23458 от 26.11.2019), на ст. Невиномысская (акт 1/27364 от 27.11.2019).
Вагоны, указанные в актах N 9/4342 от 23.12.2019, N 9/4376 от 24.12.2019, в том числе до задержки по причинам, отнесенным на грузополучателя, задерживались перевозчиком вне состава брошенного поезда на ст. Морозовская (акт 2/3652 от 24.11.2019), на ст. Лихая (акт N 4/71408 от 25.11.2019), на ст. Батайск (акт N 6/23458 от 26.11.2019), на ст. Невиномысская (акт 1/27364 от 27.11.2019), на ст. Армавир-Ростовский (акты N 2/13001 от 15.12.2019, N 2/13045 от 16.12.2019, N 2/13106 от 17.12.2019), N 2/13142 от 18.12.2019, N 2/13183 от 19.12.2019), на ст. Белореченская (акт N 7/27711 от 20.12.2019).
Вагоны, указанные в актах NN 9/4262-9/4270, 9/4272-9/2477 от 20.12.2019, в том числе до задержки по причинам, отнесенным на грузополучателя, задерживались перевозчиком вне состава брошенного поезда на ст. Бердяуш (акт N 3/37101 от 27.11.2019), на ст. Абдулино (акт N 3/4881 от 28.11.2019), на ст. Кинель (акт N 7/19515 от 28.11.2019), на ст. Октябрьск (акт N 1/45936 от 28.11.2019), на ст. Тихорецкая (акт N 01/9594 от 02.12.2019), на ст. Белореченская (акт N 7/27678 от 19.12.2019).
Вагон N 58138660, указанный в акте N 9/4271 от 10.12.2019, кроме случаев, указанных в пункте 2.3.1, был задержан на ст. Курган (акт N 10/31220 от 25.11.2019).
Вагоны, указанные в актах NN 9/4343-9/4351 от 23.12.2019, в том числе до задержки по причинам, отнесенным на грузополучателя, задерживались перевозчиком вне состава брошенного поезда на ст. Курган (акт N 10/31220 от 25.11.2019), на ст. Челябинск-Южный (акт N 1/18682 от 26.11.2019), на ст. Абдулино (акт N 3/4881 от 28.11.2019), на ст. Кинель (акт N 7/19515 от 28.11.2019), на ст. Октябрьск (акт N 1/45936 от 28.11.2019), на ст. Тихорецкая (акт N 01/9594 от 02.12.2019), на ст. Белореченская (акты N 7/27678 от 19.12.2019, N 7/27711 от 20.12.2019).
Вагоны, указанные в актах NN 9/4253-9/4257, 9/4259-9/4261 от 19.12.2019, в том числе до задержки по причинам, отнесенным на грузополучателя, задерживались перевозчиком вне состава брошенного поезда на ст. Курган (акт N 10/31391 от 28.11.2019), на ст. Бердяуш (акты NN 3/37313, 3/37315 от 29.11.2019), на ст. Морозовская (акт N 1/4852 от 02.12.2019), на ст. Сальск (акт N 5/22664 от 03.12.2019), на ст. Тихорецкая (акт N 01/9640 от 04.12.2019), на ст. Белореченская (акт N 7/27597 от 19.12.2019).
Вагоны, указанные в актах NN 9/4258, 9/4352-9/4363 от 19.12.2019, в том числе до задержки по причинам, отнесенным на грузополучателя, задерживались перевозчиком вне состава брошенного поезда на ст. Златоуст (акт N 7/5154 от 28.11.2019), на ст. Бердяуш (акты NN 3/37312, 3/37315 от 29.11.2019), на ст. Морозовская (акт N 1/4852 от 02.12.2019), на ст. Сальск (акт N 5/22664 от 03.12.2019), на ст. Тихорецкая (акт N 01/9640 от 04.12.2019), на ст. Белореченская (акт N 7/27597 от 19.12.2019).
Из материалов дела следует, что в указанные в актах периоды АО "ТМТП" принимало вагоны на путь общего пользования в соответствии с п. 5 Договора N 85/7 и не заявляло об отказе из-за отсутствия возможности принимать груженые вагоны.
В соответствии с пунктом 7 договора N 85/7 передаваемые (подлежащие передаче) на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом ОАО "РЖД" на один из свободных железнодорожных путей NN 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная, являющиеся выставочными.
Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
При этом, количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Владельцу, устанавливается не более 45 груженых или 50 порожних вагонов, с максимальным весом не более 3690 тонн.
Согласно пункту 8 договора N 85/7, возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на один из свободных железнодорожных путей NN 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная, являющихся выставочными.
Истец в обоснование исковых требований ссылается на ведомости подачи и уборки вагонов, которые, по мнению истца, подтверждают невыполнение срока оборота вагонов (норм выгрузки грузов) в периоды, за которые начислена плата.
Однако, ведомости подачи и уборки вагонов, составленные в соответствии с Указанием МПС РФ от 15 августа 2003 года N Ш-865у, не содержат информации о невыполнении норм выгрузки вагонов, сведений о выполнении срока оборота вагонов.
Графы 5, 6 содержат сведения об общем и расчетном времени нахождения под грузовой операцией.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не доказана прямая причинно-следственная связь между нарушением срока оборота вагонов и оставлением без движения вагонов, следовавших в адрес ответчика.
При этом, на путях необщего пользования АО "ТМТП" осуществляют грузовые операции с вагонами, как непосредственно владелец путей необщего пользования, так и оператор морского терминала - АО "Туапсинский зерновой терминал". В связи с чем, нарушение одним лицом срока оборота вагонов не препятствует принятию вагонов другим лицом.
Из системного толкования положений статьи 39 Устава, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 года N 127-T/I, Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, следует, что в рамках настоящего дела исследованию подлежат следующие обстоятельства:
- фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда;
- невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине нарушения технологического срока оборота вагонов;
- отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения;
- нарушение расчетного срока доставки груза по вышеуказанным причинам;
- сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.
Данный вывод согласуется с судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018).
Сформировавшаяся по аналогичной категории дел судебная практика исходит из того, что сам по себе акт общей формы, на которые ссылается ОАО "РЖД" в исковом заявлении, не является достаточным доказательством, подтверждающим факт простоя вагона на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 N 15АП-13577/2018 по делу N А32-21859/2017).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из предмета и основания заявленных исковых требований ОАО "РЖД" и положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истце лежит бремя доказывания фактов нахождения вагонов на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам. Обязанность по оплате простоя вагонов на путях общего пользования может возлагаться на ответчика только тогда, когда оставление вагонов в пути следования было обусловлено действиями (бездействием) ответчика.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что соответствующих доказательств истцом не представлено.
В данном случае истец не доказал, что все пути необщего пользования одновременно были заняты, поэтому дорога не могла поставить вагоны с определенным товаром на конкретный путь необщего пользования. Доказательств вины грузополучателя (общества) в задержке вагонов истцом в материалы дела также не представлено.
По смыслу положений статьи 39 УЖТ РФ, ответчик обязан внести плату за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, только при наличии совокупности следующих обстоятельств:
- из-за объективной невозможности, при осуществлении доставки ж/д состава в нормативно определенный срок, приема его железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования;
- при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
При этом недоказанность одного из упомянутых обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 18 статьи 39 Устава, грузополучатели освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в случаях, перечисленных в ст. 39 Устава, в том числе, если вагоны находились на путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования.
Принимая во внимание изложенное, поскольку истцом не представлено надлежащих доказательств того, что отставление вагонов было вызвано нарушениями, допущенными ответчиком, в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано законно и обоснованно.
Отклоняя доводы жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что сами по себе ведомости подачи и уборки вагонов, как и акты общей формы без обоснования со стороны истца их доказательственного значения к спорному периоду (ноябрь - декабрь 2019 года) не доказывают причинную связь между задержкой спорных вагонов на промежуточных станциях и вагонооборотом на путях АО "ТМТП", и невозможностью в этой связи доставить вагоны ответчику по причинам, зависящим от последнего.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к необходимости переоценки выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Однако основания для такой переоценки апелляционным судом не установлены.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчиком не уплачена государственная пошлина в установленном размере, то на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с него надлежит взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2021 по делу N А32-4743/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4743/2021
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "Туапсинский морской торговый порт"