г. Ессентуки |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А63-3764/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.05.2021 по делу N А63-3764/2021, при участии в судебном заседании представителей: от Министерства имущественных отношений Ставропольского края - Иващенко В.В. (доверенность от 23.03.2021), Карнаухова А.В. (доверенность от 06.04.2021); от Министерства экономического развития Ставропольского края - Байдаевой Ф.Ю. (доверенность от 24.12.2020); от государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Корпорация развития Ставропольского края" - Мироненко С.В. (доверенность от 23.07.2019), от общества с ограниченной ответственностью "Ставропольская говядина" - Касперова А.В. (доверенность от 14.10.2019),
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - минимущество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ставропольская говядина" (далее - общество) о взыскании убытков в виде задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 13.09.2019 N 28-02 за период с 10.12.2020 по 31.12.2020 в размере 31 312 152,12 руб. (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство экономического развития Ставропольского края (далее - министерство экономического развития), ГУП СК "Корпорация развития Ставропольского края".
Решением от 27.05.2021 в иске отказано.
В апелляционной жалобе минимущество просило решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Податель жалобы указывает на использование обществом земельного участка не по целевому назначению, что, по его мнению, исключает право арендатора на пользование земельным участком по льготной цене.
В отзыве общество просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве министерство экономического развития просило обжалуемый судебный акт отменить.
В судебном заседании представители минимущества и министерства экономического развития поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества и ГУП СК "Корпорация развития Ставропольского края" просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с протоколом от 29.08.2019 N 59 заседания координационного совета по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края (далее - координационный совет), на основании заключения ГУП СК "Корпорация развития Ставропольского края" от 04.04.2019 "О целесообразности рассмотрения проекта "Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС", координационным советом приняты следующие решения:
- присвоить обществу статус резидента регионального агропромышленного парка "Ипатовский" на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края;
- признать масштабный инвестиционный проект "Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС" соответствующим критерию, установленному подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", и рекомендовать его к реализации в целях предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:02:000000:6169, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Ипатовский район, территория муниципального образования Большевистского с/с, площадью 310125177+/-154091 кв. м в аренду обществу без проведения торгов сроком на 19 лет, а также установить срок, в течение которого обществу может быть реализовано право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта - 3 месяца.
Согласно протоколу от 29.08.2019 N 59 заседания координационного совета предоставление земельного участка без проведения торгов осуществляется на основании соответствующего распоряжения Губернатора Ставропольского края в соответствии с земельным законодательством.
30 августа 2019 года ГУП СК "Корпорация развития Ставропольского края" (управляющая организация) и общество (резидент) подписали соглашение N 51 о ведении резидентом на территории регионального промышленного парка "Ипатовсий" на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края в течение срока действия соглашения деятельности, соответствующей целям и задачам, установленным инвестиционным (инновационным) проектом или бизнес-планом инвестиционного (инновационного) проекта "Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС" (далее - Инвестпроект), и осуществление инвестиций в объеме и сроки, предусмотренные условиями настоящего Соглашения и установленные Проектом (п. 1.1 соглашения N 51).
График реализации Инвестпроекта указан в приложении N 1, которое является неотъемлемой частью соглашения (п. 1.2 соглашения N 51).
Согласно п. 2.4.2. соглашения N 51 резидент обязан заключить в срок до 31.10.2019 с собственником земельного участка договор аренды земельного участка, расположенного в пределах территории парка, для ведения деятельности резидента, установленной инвестпроектом.
В п. 3.1 соглашения N 51 установлено, что соглашение заключается на срок до 28.09.2038 и вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями сторон.
10 сентября 2019 года Губернатором Ставропольского края принято распоряжение N 465-р "О предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта "Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС" (далее - распоряжение N 465-р).
В соответствии с пунктом 1 названного распоряжения в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 36-кз), Порядком и решением координационного совета (протокол заседания координационного совета от 29.08.2019 N 59) предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:02:000000:6169, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Ипатовский р-н, территория муниципального образования Большевистского с/с, площадью 310125177+/-154091 кв. м, в аренду обществу для реализации масштабного инвестиционного проекта осуществляется без проведения торгов.
Минимуществу края поручено, а обществу рекомендовано осуществить действия, связанные с предоставлением земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта, в соответствии с земельным законодательством (пункт 2 распоряжения N 465-р).
13 сентября 2019 года между минимуществом края (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N 28-02 аренды земельного участка, находящегося собственности Ставропольского края с кадастровым номером 26:02:000000:6169.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1.1. договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, для реализации масштабного инвестиционного проекта "Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС" (далее - Инвестпроект).
Срок аренды участка распространяется на период с 10.09.2019 по 10.09.2038 (пункт 1.3 договора).
Годовой размер арендной платы определяется в соответствии с расчетом, являющимся неотъемлемой частью договора и составляет 198 480,20 руб. (пункты 3.2, 3.3).
В приложении N 2 к договору годовой размер арендной платы за участок также определен в сумме 198 480, 20 руб. исходя из кадастровой стоимости участка - 1 984 802 000 руб., вида угодий - пашня, площади - 310 125 177 кв.м, размера платы в процентах от кадастровой стоимости - 0,01.
В ходе выездной проверки за сохранностью и использованием по назначению объектов государственной собственности, министерством согласно акту проверки от 18.12.2020 N 234 было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169 с 2019 года используется обществом в сельскохозяйственных целях.
Согласно указанному акту на земельном участке с кадастровым номером 26:02:000000:6169 строительные работы в рамках Инвестпроекта фактически не производятся, соответствующей информации об осуществлении такой деятельности от общества в министерство не поступала; в соответствии с п.4.3. соглашения N 51 имеются существенные нарушения условий при исполнении обществом обязанностей Резидента, а именно неосуществление в течение шести месяцев подряд деятельности, предусмотренной Инвестпроектом.
Минимущество в адрес общества направило претензию от 27.01.2021 N 1110/04, в которой указало, что применение льготной ставки арендной платы (0,01 % от кадастровой стоимости) обусловлено исключительно реализацией Инвестпроекта в установленный срок. Поскольку по состоянию на 20.12.2020 общество ни одного соответствующего мероприятия, предусмотренного соглашением N 51, не выполнило, арендодатель в претензии потребовал от общества в 30-дневный срок с даты получения претензии оплатить за период с 10.09.2019 по 31.12.2020 арендную плату в размере 31 571 578,88 руб. в соответствии с общим порядком определения размера арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 26.12.2018 N 601-п.
Неисполнение в добровольном порядке претензии минимущество, направленной в адрес общества, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. На основании статьи 606 Гражданского кодекса договор аренды является возмездной сделкой. Односторонний отказ арендатора от исполнения обязанности по внесению арендной платы законом и договором не предусмотрен.
В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 разъяснено, что к договору аренды, заключенному после введения в действие Земельного кодекса, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В спорном случае земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169 относится к собственности Ставропольского края.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
По смыслу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены. Поэтому стороны обязаны руководствоваться устанавливаемым размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, и не вправе применять другую арендную плату. Независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер платы подлежит применению сторонами с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Из буквального содержания условий договора следует, что размер арендной платы установлен при его заключении исходя из нормативных требований пункта 4 Порядка N 601-п, согласно которому в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с решением Губернатора Ставропольского края, принимаемым в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 21 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", размер арендной платы равен одной сотой процента.
Минимущество, указав на невыполнение обществом Инвестпроекта, произвело перерасчет арендной платы за весь период пользования арендатором спорным земельным участком (с 10.09.2019 по 31.12.2020) с учетом действующих арендных ставок, также установленных согласно Порядку N 601-п в графах Таблицы Приложения к Порядку N 601-п, для земель сельскохозяйственного назначения Ипатовского городского округа Ставропольского края в размере 0,6%, 2,40% от кадастровой стоимости участков. Согласно произведенному расчету задолженность со стороны арендатора составила 31312152 руб. 12 коп.
Между тем минимущество, обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, не учло следующее.
Спорный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 заключен между минимуществом и обществом в соответствии с распоряжением Губернатора края N 465-р и условиями п. 2.4.4. соглашения N 51, согласно которым обществу вменялось в обязанность в срок до 31.10.2019 заключить с собственником земельного участка договор аренды земельного участка, расположенного в пределах территории Парка, для ведения деятельности Резидента, установленной Инвестпроектом.
Предметом соглашения N 51 выступают отношения, возникающие при реализации инвестиционного проекта "Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС" (Инвестпроект).
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации (подпункт 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 Закона N 36-кз к случаям заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов относится предоставление земельного участка юридическим лицам в соответствии с решением Губернатора Ставропольского края, принимаемым в установленном им порядке, для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Ставропольского края, при условии соответствия указанных инвестиционных проектов одному из следующих критериев:
а) инвестиционным проектом в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагается развитие созданного в соответствии с решением Правительства Ставропольского края регионального агропромышленного парка. При этом инвестиционный проект должен соответствовать приоритетным направлениям инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, утвержденным Думой Ставропольского края на текущий период, и должен быть рекомендован к реализации координационным советом по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, созданным Правительством Ставропольского края;
б) инвестиционным проектом в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагаются капитальные вложения в размере не менее 50 миллионов рублей в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. При этом такой инвестиционный проект должен иметь документарное подтверждение его финансового обеспечения в размере не менее 30 процентов от его стоимости и должен быть рекомендован к реализации координационным советом по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, созданным Правительством Ставропольского края.
В силу части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном этим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса с Российской Федерации уд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суд пришел к обоснованному выводу, что порядок предоставления земельного участка для реализации Инвестпроекта соблюден, процедуры принятия решения о предоставлении спорного земельного участка без торгов соответствуют подпункту 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, применимой редакции статьи 21 Закона N 36-кз, постановлению Губернатора края N 305, а также содержанию представленных в дело доказательств.
При разрешении возникшего спора суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности факта заключения сторонами арендной сделки; использования арендатором в своей хозяйственной деятельности переданного ему арендодателем земельного участка; отсутствия документального подтверждения обстоятельств возврата арендатором принадлежащего арендодателю земельного участка, прекращения договора аренды N 28-2 или соглашения N 51, признания их полностью или в какой-либо части недействительным, применения последствий недействительности сделки.
Однако ссылка минимущества на невыполнение арендатором Инвестпроекта, условия которого определенны в соглашении N 51 несостоятельны, с учетом процедуры согласования изменений в соглашение N 51 в части корректировки сроков реализации основных социально-экономических показателей Инвестпроекта.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не доказал необходимые условия применения деликтной ответственности в форме возмещения убытков (упущенной выгоды).
Лицо, взыскивающее упущенную выгоду, должно доказать, что возможность получения им доходов существовала реально, то есть документально подтвердить совершение им конкретных действий и сделанных с этой целью приготовлений, направленных на извлечение доходов, которые не были получены в связи с допущенным должником нарушением, то есть доказать, что допущенное ответчиком нарушение явилось единственным препятствием, не позволившим ему получить упущенную выгоду (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2013 N 16674/12).
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.05.2021 по делу N А63-3764/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3764/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОВЯДИНА"
Третье лицо: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ", МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ