г. Санкт-Петербург |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А56-91479/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Фолленвейдером Р.А.
при участии:
от заявителя: Ядрихинский В.Ю. по доверенности от 02.02.2024
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39367/2023) ООО "Нью-Тел" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2023 по делу N А56-91479/2023, принятое
по заявлению Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу
к ООО "Нью-Тел"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу (ОГРН: 1047796549118, адрес: 117997, Москва, Старокаширское шоссе, д. 2, корп. 10, далее - Управление Роскомнадзора, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Нью-Тел" (ОГРН: 1117847488186, адрес: 196006, Санкт-Петербург, ул. Новорощинская, д. 4, лит. А, пом. 1Н, далее - ООО "Нью-Тел", Общество, ответчик) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 20.10.2023 суд первой инстанции привлек Общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде 4 100 руб. штрафа.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на пропуск судом срока давности привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) ООО "Нью-Тел" оказывает услуги связи на возмездной основе, что требует наличие соответствующей лицензии.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 21.08.2023 N АП-77/24/1058, ООО "Нью-Тел" 27.07.2023 в 12 час. 00 мин. по адресу места нахождения организации: 196084, Санкт-Петербург, ул. Новорощинская, д. 4, лит. А, пом. 1Н, допустило осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 10 Лицензионных требований Лицензий N N Л030-00114-77/00062637, Л030-00114-77/00074881 и пунктом 9 Лицензионных требований Лицензии N Л030-00114-77/00062636 на оператора связи ООО "Нью-Тел" возложена обязанность реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
По информации, поступившей из 12 Центра ФСБ России (письмо от 24.07.2023 N 12/Т/2-2434 (вх. от 27.07.2023 N 56927/77), ООО "Нью-Тел" не реализованы требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий при оказании услуг связи в соответствии с указанными пунктами лицензий Роскомнадзора, что является нарушением требований пункта 1 статьи 46, пункта 2 статьи 64 Закона N 126-ФЗ.
Необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с пунктом 15 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385, является грубым нарушением лицензионных требований.
Таким образом, Управление пришло к выводу, что ООО "Нью-Тел" осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере связи с грубым нарушением пункта 10 Лицензионных требований Лицензий N N Л030-00114-77/00062637, Л030-00114-77/00074881 и пункта 9 Лицензионных требований Лицензии N Л030-00114-77/00062636 в части не реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
По факту совершения юридическим лицом административного правонарушения составлен протокол от 21.08.2023 N АП-77/24/1058 по признакам части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы дела об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества в совершении правонарушения, не установил процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 4100 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Понятие грубого нарушения лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание 1 к ст.14.1 КоАП РФ).
Согласно пункту 15 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 (далее - Положение N 2385), осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Положения N 2385 лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности должен выполнять обязательные для соблюдения лицензионные требования осуществления деятельности в области оказания услуг связи в соответствии с перечнем согласно приложению N 2.
В Приложении N 2 к Положению N 2385 установлен перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, в числе указана обязанность обеспечения реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий
Согласно пункту 15 Положения N 2385 под грубым нарушением лицензионных требований понимаются нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (для лицензиатов, оказывающих услуги связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, услуг связи для целей кабельного вещания, услуг связи для целей эфирного вещания, услуг связи для целей проводного радиовещания).
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона N 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Пунктом 2 статьи 64 Закона N 126-ФЗ установлена обязанность операторов связи обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 Закона N 126-ФЗ порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственным органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - Правила N 538).
В силу пункта 4 Правил N 538 сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств (пункт 7 Правил N 538).
Пунктом 10 Правил N 538 установлено, что ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел.
В соответствии с пунктами 9, 10 лицензионных требований Лицензии Роскомнадзора лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Таким образом, ООО "Нью-Тел" осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере связи с грубым нарушением пункта 10 Лицензионных требований Лицензий N N Л030-00114-77/00062637, Л030-00114-77/00074881 и пункта 9 Лицензионных требований Лицензии N Л030-00114-77/00062636 в части не реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению лицензионных требований, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Между ООО "Нью-Тел" и ФСБ России 10.03.2022 согласован План внедрения технических средств проведения ОРМ на территории Москвы и Московской области со сроком выполнения II квартал 2023 года. Таким образом, Общество обязано было выполнить свои обязательства в срок до 01.07.2023.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 60 календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении 90 календарных дней) со дня совершения административного правонарушения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В настоящем деле предельным сроком исполнения обязанности по внедрению технических средств проведения ОРМ на территории Москвы и Московской области являлся II квартал 2023 года.
Учитывая изложенное, срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 01.07.2023 - со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, и истек по состоянию на дату вынесения судом первой инстанции обжалуемого решения от 20.10.2023.
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, на дату рассмотрения дела судом первой инстанции Общество уже не могло быть привлечено к административной ответственности за совершение спорного административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 20.10.2023 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Управления Роскомнадзора о привлечении ООО "Нью-Тел" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 октября 2023 года по делу N А56-91479/2023 отменить.
В удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Нью-Тел" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-91479/2023
Истец: Управление Фед службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному фед округу
Ответчик: ООО "НЬЮ-ТЕЛ"