г. Киров |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А31-3206/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года 12 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.06.2021 по делу N А31-3206/2021
по заявлению акционерного общества "Капитанъ" (ОГРН: 1104401007567, ИНН: 4401112301)
к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Костромской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении о наложении административного штрафа по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Капитанъ" (далее - заявитель, Общество, АО "Капитанъ") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области (далее - ответчик, Костромастат, административный орган) от 02.12.2020 N 474-2020, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 17.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Костромастат обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, Общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ путем направления в его адрес извещения от 05.11.2020 заказным почтовым отправлением с идентификатором N 15691253429162, которое вручено ответчику 12.11.2020.
АО "Капитанъ" в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что надлежащих доказательств направления извещения административным органом в материалы дела не представлено, из распечатки с сайта Почты России невозможно установить, какое почтовое отправление направлено ответчику.
Вместе с апелляционной жалобой Общество представило в суд апелляционной инстанции новые доказательства: список N 54 внутренних почтовых отправлений от 05.11.2020, почтовую квитанцию от 05.11.2020, список N 26 почтовых отправлений по ТД от 26.11.2020, список N 92 внутренних почтовых отправлений от 04.12.2020, почтовую квитанцию от 04.12.2020, отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 15691254427570.
Согласно статье 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (часть 1). Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (часть 2).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 29 (абзац 5) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" немотивированное принятие или непринятие арбитражным судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к принятию неправильного постановления.
Учитывая разъяснения, данные в Постановлении от 30.06.2020 N 12, принимая во внимание, что непринятие судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств в рассматриваемом случае может привести к вынесению неправильного судебного акта, суд апелляционной инстанции считает возможным приобщить их к материалам дела в целях правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, принятия законного и обоснованного судебного акта.
Иные приложенные к апелляционной жалобе доказательства уже имеются в материалах дела, не являются новыми по смыслу статьи 268 АПК РФ.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.07.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.07.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.09.2017 АО "Капитанъ" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись за основным государственным регистрационным номером 2174401152198. В качестве основного вида деятельности Общества в ЕГРЮЛ указана "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" (код ОКВЭД 68.20.2).
Административным органом установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) АО "Капитанъ" не представило в установленный срок первичную статистическую информацию по форме статистического наблюдения N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы" за январь-сентябрь 2020 года, что послужило основанием для возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении.
В отношении Общества 25.11.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 474-2020 по признакам наличия в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Постановлением от 02.12.2020 N 474-2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление от 02.12.2020 N 474-2020 подлежит признанию незаконным и отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции исходил из наличия со стороны ответчика существенного нарушения процессуальных требований, регламентированных КоАП РФ, допущенного при производстве по административному делу и выразившегося в отсутствии доказательств извещения АО "Капитанъ" о составлении 25.11.2020 протокола об административном правонарушении и рассмотрении 02.12.2020 дела об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Исходя из положений части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ); предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ), после чего протокол им подписывается, а в случае отказа - делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ); вручается под расписку копия протокола (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
По смыслу приведенных нормативных положений протокол об административном правонарушении может быть составлен при непосредственном участии лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, а также и в его отсутствие при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте совершения указанного процессуального действия.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Названные нормы направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Частью 2 статьи 25.15 КоАП РФ установлено, что место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
По смыслу разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия, такое извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Аналогичный вывод содержится в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2015 по делу N 310-АД14-6262 со ссылкой на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009: системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Таким образом, надлежащим извещение будет являться только в том случае, если предусмотрена возможность фиксации его получения адресатом, в связи с чем отсутствие со стороны отправителя возможности контроля за получением сообщения не может свидетельствовать о выполнении административным органом обязанности по надлежащему уведомлению такого лица.
О соблюдении процедуры привлечения лица к административной ответственности в смысле положений КоАП РФ можно говорить лишь в случае наличия доказательств получения соответствующего уведомления. При этом с учетом вышеизложенного, возможное или предполагаемое наличие у административного органа доказательств направления данному лицу такого уведомления не свидетельствует о соблюдении процессуальных требований.
Исследовав вопрос об уведомлении АО "Капитанъ" о времени и месте составления протокола, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (25.11.2020), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств направления Обществу соответствующего уведомления. В обжалуемом решении суд первой инстанции указал, что из распечатки с сайта Почты России, имеющейся в материалах дела, невозможно установить, какое почтовое отправление направлено адресату. Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Административным органом в целях подтверждения надлежащего извещения Общества о времени и месте составления в отношении него протокола, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении представлено извещение от 05.11.2020 (л.д.38) и отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 15691253429162 (л.д.39).
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 05.11.2020 (л.д.41) местом нахождения юридического лица значится: Костромская область, г. Кострома, ул. Волжская 2-я, д. 25, литер А, пом. 11.
Представленным в материалы дела списком N 54 (партия 454) внутренних потовых отправлений от 05.11.2020 подтверждается, что Костромастат в адрес АО "Капитанъ" по указанному выше адресу направлено заказное почтовое отправление с идентификатором 15691253429162.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 15691253429162 АО "Капитанъ" получило направленную административным органом корреспонденцию 12.11.2020.
Следовательно, факт надлежащего извещения АО "Капитанъ" о времени и месте составления в отношении него протокола, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, доказан.
Заявляя доводы о ненадлежащем извещении о времени и месте составления в отношении него протокола, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, Общество не опровергло того, что в почтовом отправлении с идентификатором 15691253429162 ответчиком направлено извещение от 05.11.2020. В свою очередь суд первой инстанции при рассмотрении вопроса о соблюдении ответчиком процедуры привлечения заявителя к административной ответственности также не указал на наличие таких доказательств, основания ставить под сомнения представленные органом доказательства отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о наличии со стороны органа нарушений процедуры привлечения ответчика к административной ответственности.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Законом N 282-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В силу части 4 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты - субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение N 620).
В силу пункта 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
На основании пункта 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4 статьи 6 Закона N 282-ФЗ).
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения N 620).
Приказом Росстата от 18.07.2019 N 414 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством" утверждена форма федерального статистического наблюдения N П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности".
В соответствии с пунктом 2 Приказа от 18.07.2019 N 414 предоставление данных по указанным в пункте 1 настоящего приказа формам федерального статистического наблюдения по адресам и в сроки, установленные в формах.
Согласно приложению N 10 к Приказу от 18.07.2019 N 414 юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности предоставляют сведения об инвестициях в нефинансовые активы в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу не позднее 20 числа после отчетного периода, за январь - декабрь - не позднее 8 февраля года, следующего за отчетным.
Между тем указанная форма федерального статистического наблюдения N П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности" за январь-сентябрь 2020 года в установленный срок Обществом в Костромастат не представлена.
Настаивая на отсутствии обязанности по предоставлению названных форм федерального статистического наблюдения, Общество в суде первой инстанции указало на то, что АО "Капитанъ" является субъектом малого предпринимательства вне зависимости от включения его в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (фактически соответствует установленным в законе критериям).
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства приведено в статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ, в редакции, действовавшей в период соответствующих правоотношений). Такими субъектами признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ установлено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
Согласно части 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 настоящей статьи.
Из изложенных выше правовых норм следует, что подтверждение статуса юридического лица как субъекта малого и среднего предпринимательства осуществляется данными единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированного уполномоченным органом. Такой подход обеспечивает объективность в решении вопроса о наличии (отсутствии) у юридических лиц статуса субъектов малого и среднего предпринимательства, исключает возможность злоупотреблений в этой сфере.
Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства период нахождения АО "Капитанъ" в данном реестре обозначен: с 10.08.2017 по 10.08.2019, что к временному периоду, за который должна быть представлена указанная выше форма федерального статистического наблюдения, отношения не имеет.
Таким образом, Общество в силу статьи 8 Закона N 282-ФЗ обязано было предоставить субъекту официального статистического учета в срок до 20.10.2020 первичную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения N П-2 за январь-сентябрь 2020 года, чего, однако, сделано не было.
Факт нарушения заявителем изложенных выше требований действующего законодательства подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 25.11.2020, и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной обязанности.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
При установленных по делу обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деяниях АО "Капитанъ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение рассматриваемого административного правонарушения соблюден.
Основания для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного (статья 2.9 КоАП РФ), замены административного штрафа на предупреждение (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ) судом апелляционной инстанции не установлены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 13.19 КоАП РФ. По убеждению суда апелляционной инстанции, назначенное административное наказание в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Поскольку суд апелляционной инстанции находит неподтвержденными изложенные в решении суда выводы о наличии со стороны Костромастата процедуры привлечения Общества к административной ответственности, при этом факт наличия в деянии Общества состава вменяемого правонарушения доказан, следует признать, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования АО "Капитанъ".
При установленных выше обстоятельствах апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Костромской области от 17.06.2021 по делу N А31-3206/2021 - отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ), с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Общества.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 17.06.2021 по делу N А31-3206/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления акционерного общества "Капитанъ" (ОГРН 1104401007567, ИНН 4401112301) о признании незаконным и отмене постановления территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области от 02.12.2020 N 474-2020 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-3206/2021
Истец: Акционерной общество "Капитанъ", АО "КАПИТАНЪ"
Ответчик: Территариальный орган Федеральной службы государственной статистики по Костромской области
Третье лицо: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Костромской области